Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последние крестовые походы. Упадок крестового движения

Последующие крестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С 13 века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походы уже не привлекали народные масса. Население которое раньше толпами устремлялось на Восток, стало недоверчиво относиться к проповеди новых походов. Рыцари уже не рассчитывали на сколько-нибудь прочные захваты на Востоке. Крестьяне не видели в походах ничего,кроме неизбежной гибели. Только на фоне страшных народных бедствий понятны так называемые “детские походы”.

Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попыток возвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции и в Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые были убеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добиться взрослые силой оружия.

Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходские священники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, но пресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30 000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явился Христос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где их погрузили на корабли.

Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальные пять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячи немецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетним Николасом из Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпы две трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима и Генуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все они погибли.

Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети и взрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж и просили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королю удалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началом Николаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболее упорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную, а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их от обета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большая часть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями в Германии возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна.

Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабы этого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится. Высказывается предположение, что под “Крестовым походом детей” на самом деле имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков (крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.

 

Последующих крестовых походов мы коснемся лишь в общих чертах:

5-й крестовый поход (1217–1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папа Иннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают в качестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается). Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный король Иерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. В Палестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новые подкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет и захватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря.

Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен на Дамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востока легендарного христианского “царя Давида”, не дал на это согласия. В 1221 крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение и были вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.

6-й крестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его называют “дипломатическим”, возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он (в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманской борьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами.

7-й крестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король Людовик IX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернулась сокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каиру были наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатить за свое освобождение огромный выкуп.

8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IX вновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис в Северной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года и пережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертью завершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободить Святую Землю.

Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились после того, как мусульмане взяли Акру в 1291. Хотя Римские Папы вплоть до XV в.и организовывали походы в Европе во имя истребления Ересей, но это были лишь отголоски былого. Гроб Господень остался за “неверными". Великая битва, длившаяся 200 лет завершилась. С господством крестоносцев было покончено раз и навсегда.

 Однако в Средние века понятие “крестовый поход” применялось к различного рода религиозным войнам католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви, эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семь столетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.

 

    

 

Выводы: Последствия крестовых походов

 

Крестовые походы, как военно-религиозная акция в конечном итоге закончилась провалом.Крестоносцам, прежде всего предстояло решить политическую задачу при помощи оружия. Более конкрето –это захват новых территорий, и фактическое господство европейцев на Востоке, с чем они,безусловно не справились. Но тем не менее,крестовые походы, представляют целый этап в развитии западноевропейского общества и потому ценен для изучения. Как писал известный историк Ф.И.Успенский:” Крестовые походы имеют не только общеисторический интерес, как выражение идей и настроения умов в известный период средневековой истории. По своим мотивам, а равно по ближайшим последствиям, в особенности же по разнообразным и глубоким влияниям на взаимные отношения Востока к Западу, крестовые походы не лишены специального значения для истории восточноевропейских народов”.

   В сущности,четвертым крестовым походом заканчивается большое военно-колониальное движение на Восток. Чем объяснить остановку и конечную неудачу всего этого движения,всколыхнувшего огромные массы и стоившие Западной Европе неисцелимых жертв? Конечно,большую роль сыграло здесь политическое объединеие Востока под властью египетских султанов и усиление отпора крестоносцам.

Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в жизни Западной Европы.К 13 в. всюду в Европе наблюдается значительный рост производственных сил.Улучшилась техника сельского хозяйства,всюду распространяется техника трехполье. Крестьян частично начали переводить на денежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала –по крайне мере для зажиточного крестьянства-возможностьповышения производительности своего хозяйства и возможность известного накопления.

Ко всему этому,необходимо добавить разделение труда между городом и деревней.Таким образом, Европа была в состоянии прокормить более многочисленное население, и влияние стихийных катастроф несколько смягчилось. Одновременно произошел ряд важнейших перемен в политической жизни Европы. Укрепилась королевская власть,подавлялась феодальная вольница, сокращались феодальные усобицы.Феодалы сделались более оседлыми.Для голодного рыцарства открылись более близкие объекты для грабежа и захвата, прежде всего Прибалтика. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение –службу в наемных войсках королей.

Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцы заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше в помощи крестоносцев.

Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых крестовых походах,к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил после четвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованным заморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания целой эпохи средневековья –эпохи крестовых походов. Теперь конкретизируем выводы:

 Для Европы крестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, при отсутствии каких либо видимых территориальных приобретений (последний оплот крестоносцев-Кипр, был присоединен в15 в. к Венеции).Кто действительно, оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы, несмотря на вытеснение, крестоносцев из Сирии и Палестины, остались господами в средиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях,создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесные отношения с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадное обогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг,которые итальянские купцы ввозили в Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождению финансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок для капиталистических отношений.

Для церкви, крестовые походы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, после четвертого крестового похода ни феодалы,ни простой народ практически не реагировали на призывы пап. 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.

Культура. Крестовые походы ознакомили Европу с техникой и культурой Востока; впрочем не всегда возможно определить каким образом культура восточных передавалась на Запад. Крестовые походы были не единственным путем общения между Востоком и Западом. Арабы многое передали Западу через свои владения в Сицилии и особенно через Кордовский халифат. Византийская империя была посредницей не только в торговле,но и в передаче достижений в культуре и техники. Поэтому трудно определить, чем обязана Европа именно крестоносному движению. Во всяком случае,в это время Европа заимствует с Востока новые культуры- гречиху,рис, арбузы,лимоны и др. Есть предположение,что из Сирии были заимствованы ветряные мельницы.

Были заимствованы некоторые предметы вооружения,например арбалет, труба, барабан.

Еще сложнее вопрос о влиянии крестовых походов на общественную жизнь Западной Европы. Было бы ошибкой объяснять ими перемены в положении крестьян, развитие рыцарства как специфического института, развитие рыцарской литературы.Все эти явления развивались в европейском феодальном обществе и помимо крестовых походов. Но не подлежит сомнению,что именно крестовые походы оказали немалое влияние на образ жизни и потребности господствующего класса.

Феодалы и крестьяне. Побывавшие на Востоке рыцари уже не довольствовались грубой домотканой одеждой и плохим вином, выжатым на своих виноградниках, не удовлетворялись своими тесными замками. Потребности их теперь увеличились, а вместе с тем умножились способы удовлетворения их благодаря росту товарооборота с Востоком, откуда привозились предметы роскоши, дорогие и редкие вина, а так же пряности, на которые был большой спрос в высших классах европейского общества.

Для крестьян в первое время крестовые походы принесли известное облегчение. Феодалы,отправляясь в крестовые походы, нуждались в деньгам и поэтому нередко шли на освобождение крестьян от личной зависимости за плату. Крестьянам иногда удавалось на выгодных условиях выкупиться от господ или же облегчить свои повинности. Они пользовались отсутствием феодалов для облегчения своего положения. Но это было лишь временное улучшение,за которым обычно следовало усиление давления на крестьян

 

                      Литература

1. Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977

2. Заборов М. Крестовые походы. М., 1956

3. Заборов М.А.Папство и захват Константинополя крестоносцами в начале 13 в.”Византийский временник”.1952.Т 5,стр 152-177

4. “Хрестоматия по истории средних веков”.Под ред. Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина.Т1.М.1949,стр.305-352

5. Куглер Б. История крестовых походов.Спб.1895.Т7,стр459.

6. Егоров Д.Н.Крестовые походы.Ч.1-2.М.1953

7. Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI–XIII вв.). М., 1966

8. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980

 

 

.

          


[1] Куглер Б. “История крестовых походов”, СПб, 1895.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...