Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных способов конкурентных закупок

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Коммерческая логистика»

Определение оптимальных способов закупки товаров

 

2010


Содержание

Введение

1 Характеристика основных способов конкурентных закупок

2 Государственные закупки

3 Практическое применение способов государственных закупок

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых для федеральных

нужд осуществляется путем проведения открытых аукционов в электронной форме с 1 января по 30 июня 2010 г.

 


Введение

 

Определения оптимальных способов закупки является важной для рассмотрения темой. От выбора лучшего варианта закупки зависит эффективность удовлетворения потребностей организации в товарах, т.е. получение товара в полном объеме, в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества.

Целью данной курсовой работы является выявление оптимальных способов закупки товаров. Для этого необходимо решить поставленные задачи (сбор необходимой информации, ее систематизация и анализ, формулировка выводов).

Предметом данной курсовой работы является рассмотрение основных способов закупки товаров, выявление их преимуществ и недостатков, рассмотрение особенностей государственных закупок, формулировка предложений оптимальных способов закупки товаров для государственных нужд. Объектом исследования являются способы закупки товаров.

 


Характеристика основных способов конкурентных закупок

Чтобы получить лучшие предложения, для крупных закупок проводят открытый конкурс, или тендер. Это такой способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Победитель в конкурсе на государственные закупки определяется по полному соответствию заявки требованиям конкурсной документации и лучшим среди прочих предложенных условиям. Такой способ организации конкурентных закупок - один из основных. Как правило, открытый конкурс длится достаточно долго (решения придется ждать не меньше месяца), при этом он предполагает использование значительного количества ресурсов. Вот почему, кроме открытого конкурса, нередко используются и прочие способы закупок. В зависимости от предмета и целей закупки используется:

- двухэтапный тендер;

- закрытый конкурс;

- селективный конкурс;

- закупка из единственного источника;

- запрос предложений;

- запрос котировок;

- конкурентные переговоры;

- редукцион (аукцион на понижение).

Двухэтапный тендер. К такому виду зачастую прибегают тогда, когда заказчик не готов сразу четко сформулировать требования, предъявляемые к предмету конкурса. В таких случаях на первом этапе поставщики делают только технические предложения, не указывая цену. Если есть заявки, которые не соответствуют квалификационным требованиям, они отклоняются. На следующем этапе поставщики, участвующие в тендере, и техническое предложение, откорректированное с учетом уточнений конкурсной документации, и свое ценовое предложение. В дальнейшем всё это оценивается в совокупности - по той же процедуре, которая используется в открытых торгах.

Закрытый конкурс. Его процедура аналогична процедуре открытого тендера. Единственное исключение в определении участников: приглашаются только поставщики, выбранные заказчиком, в отличие от открытого конкурса, заявки на который может подавать любая компания. Приглашения на закрытый тендер, а также его результаты не публикуются. Такой способ определения поставщика обычно используется в тех случаях, когда:

- в наличии запрашиваемая продукция есть у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;

- расходы и время, требующиеся для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых товаров (работ, услуг);

- закупка носит конфиденциальный характер.

Селективный конкурс сочетает в себе элементы закрытых и открытых тендеров. В селективный конкурс приглашаются все желающие. Но вместе с объявлением о начале приема заявок публикуются критерии квалификации - им должен соответствовать участник конкурса. Соответственно этим критерием заказчик и выбирает "короткий список" тех поставщиков, которые могут принять дальнейшее участие в селективном конкурсе.

Закупка из единственного источника. В этом случае заказчик направляет предложение о заключении контракта только одному поставщику и только с ним ведет переговоры, в ходе которых компания, приглашенная таким образом к участию в конкурсе, вполне может добиться более выгодных для себя условий. Закупка из единственного источника обычно используется в таких случаях, когда требуемый продукт предоставляется только одним поставщиком, когда товар или услуга запатентованы и равноценной им замены нет. Прибегают к данному способу, если, например, пролонгирование заключенного контракта изначально в нем предусматривалось, при этом сотрудничество с данным поставщиком по-прежнему целесообразно.

Запрос предложений - основной способ закупки услуг. Кроме того, такой способ используется еще и тогда, когда заказчик хочет запросить у поставщика решения своей проблемы: есть цель закупки, но способы ее осуществления не понятны.

Запрос цен (котировок) используется в тех случаях, когда заказчик приобретает стандартный товар или услугу - то, что производится для открытой продажи. Это могут быть, например, канцелярия, компьютеры и оргтехника, аренда помещения и т. д. Поставщик выбирается по результатам сравнения предложенных цен. От всех прочих способов закупок запрос котировок отличается оперативностью.

Конкурентные переговоры. К этому способу обращаются, когда конкурсные методы закупок не привели к желаемому результату - заключению контракта. А также, если возникает срочная потребность в закупке: в этой ситуации заказчик проводит переговоры с потенциальными заказчиками. Нередко конкурентные переговоры используют при закупке консультационных услуг. По результатам этих встреч заказчик предлагает всем поставщикам принять участие в закупочной процедуре: предоставить к установленному сроку свое окончательный вариант. И на основании полученных данных определяется контрагент, с которым заказчик и заключает договор.

Редукцион (аукцион, переторжка). Победитель в аукционе определяется по конечной цене - это основной критерий. Соответственно, такой способ определения поставщика для государственных закупок применяется обычно, когда необходимо определить организацию продаж какого-либо товара.
При проведении обратного аукциона (так называемая переторжка) заказчик, наоборот, покупает, а не продает нужный ему товар или услугу. Участвующие в этом конкурсе компании делают свои предложения и постепенно снижают начальную цену, установленную заказчиком. Победителем становится предложивший наименьшую стоимость.

 

Таблица 1 – Характеристика основных способов конкурентных закупок

Способ закупки Средние сроки проведения Стоимость проведения Преимущества Недостатки Эффективность для заказчика
Открытый конкурс 1,5-2 месяца Высокая Привлечение большого числа конкурентных предложений и как следствие – достижение цены ниже среднерыночной Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов (подготовка тендерной документации, оценка предложений и т.д.) и расходов Высокая
Закрытый конкурс 1,5 месяца Средняя Привлечение предложений только от проверенных поставщиков. Достижение относительно низкой цены Длительная процедура, требующая привлечение квалифицированных специалистов и расходов. Ограничение числа участников не всегда позволяет достигнуть оптимальной цены Выше средней

 - Без учета времени на подготовку конкурсной, котировочной и т.д. документации, но с учетом времени на оценку предложений и котировок поставщиков

 

Продолжение таблицы 1

Способ закупки Средние сроки проведения Стоимость проведения Преимущества Недостатки Эффективность для заказчика
Селективный конкурс 2 месяца Средняя Привлечение предложений только от квалифицированных поставщиков. Достижение относительно низкой цены Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов Высокая
Двухэтап-ный конкурс 2-3 месяца Высокая Привлечение большого числа конкурентных предложений. Возможность уточнения требований к закупаемой продукции в ходе проведения торгов Длительная процедура, требующая привлечения квалифицированных специалистов и расходов Высокая
Конкурсные переговоры 1-2 недели Низкая Возможность учета всех пожеланий покупателя и уточнения предложений Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной Средняя
Запрос предложений 1-2 недели Низкая Возможность учета всех предложений покупателя и уточнения предложений Итоговая цена не всегда ниже среднерыночной Высокая
Запрос котировок 1-7 дней Низкая Относительно быстрая процедура, не требующая особых затрат на ее организацию и проведения Цена обычно выше, чем получаемая в результате торгов Средняя
Единственный источник 1-7 дней Очень низкая Быстрая процедура Цена нередко диктуется поставщиком Низкая
Редукцион 1-7 дней Низкая Достижение цены ниже рыночной Основным критерием выбора победителя является цена предложения Очень высокая

 

Эффективность применения такого способа закупок как открытый конкурс будет высокая, если стоимость заказа превышает 20 млн. рублей, так как процедура открытого конкурса является длительной (не менее месяца), требует привлечения квалифицированных специалистов и больших материальных затрат.

Двухэтапный конкурс применяется в случаях, когда нет возможности составить технические спецификации товаров и поэтому необходимо предварительное изучение существующих на рынке предложений, в данных условиях двухэтапный конкурс будет эффективнее открытого, т.к. риск получения некачественного товара снижается, но максимальный эффект от проведения двухэтапного конкурса можно получить при стоимости заказа больше 20 млн. рублей.

Эффективность закрытых конкурсов ниже эффективности открытых, т.к при применении закрытых конкурсов не всегда можно достигнуть оптимальной цены, но при этом можно сэкономить на сроках и стоимости проведения. Закрытый конкурс также следует применять на крупные суммы контракта.

Если конкурсные методы закупок не привели к заключению договора, или существует срочная потребность в закупке, можно ограничится проведением переговоров с потенциальными поставщиками. Как правило, этот способ размещения заказов не относится к числу самых эффективных, поэтому злоупотреблять им не стоит.

Процедура запроса предложений применяется, когда заказчику известна цель закупки, но не вполне понятны способы ее достижения. По итогу применения этого способа закупки можно получить большой эффект сэкономив время и деньги на проведение.

Способ запроса котировок используется для приобретения стандартных товаров, для которых существует сложившийся рынок. При закупки товаров на сумму более 20 млн.рублей данный способ не является эффективным.

Редукцион является наиболее эффективным из всех способов закупки товаров. Сумма закупки товаров может быть любой. Минусом является то, что основным критерием выбора победителя является цена предложения.

Государственные закупки

 

В Российской Федерации обязательность проведения конкурсных закупок для государственных нужд введена Указом Президента РФ №305 от 08.04.97 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

В настоящее время система государственных закупок в России осуществляется на четырех иерархических уровнях:

- Федеральном;

- Субфедеральном (окружном);

- Региональном;

- Местном (муниципальном).

Анализируя опыт конкурсного размещения при закупках товаров (работ, услуг) для государственных нужд министерствами, ведомствами, региональными и местными органами власти, были выявлены следующие недостатки:

- показатели бюджетов различных уровней имеют существенные отклонения значений фактически профинансированных расходов на проведение государственных закупок от принятых в бюджетах. Размеры этих отклонений могут служить косвенным индикатором силы негативных явлений, существующих в системе формирования и исполнения государственных заказов;

- действующая система закупок продукции для государственных нужд имеет децентрализованный характер, что связано с большим количеством бюджетополучателей, имеющих функции государственных заказчиков. На региональном и местном уровнях организация государственных закупок имеет еще более деценрализованный характер;

- товары, имеющие однотипный характер, закупаемые различными бюджетополучателями (например, продовольственное и вещевое снабжение воинских подразделений, материально-технические ресурсы для функционирования органов власти и др.), из-за снижения объемов закупаемой продукции (дробление закупок) приводят к: существенному уменьшению эффективности закупок; снижению конкуренции среди поставщиков; неоправданно высоким затратам по осуществлению государственной закупочной деятельности;

- значительный объем закупок для государственных нужд проводится без конкурсов. Размещение заказов «у единственного источника» и методом ценовых котировок применяется крайне широко, а на региональном и местном уровнях является наиболее частой формой закупок;

- существующая практика заключения договоров без фиксации конечной цены поставки продукции с обязательствами заказчика оплатить исполнителю выполненные работы «по уровню фактических затрат с учетом принятого процента рентабельности» приводит к повсеместному списанию на государственные заказы затрат, не имеющих к ним никакого отношения;

- заключение договоров поставки для государственных нужд без обеспечения бюджетным финансированием с оговоркой «оплатить выполненные работы (поставленную продукцию, оказанные услуги) в случае появления дополнительного финансирования» приводит к возможностям для коррумпированных проявлений отдельных чиновников;

- при проведении конкурсов имеют место нарушения правил и процедур, предусмотренных нормативными актами (несоблюдение срока проведения отдельных процедур конкурса, некачественная подготовка конкурсной документации, изменение условий конкурса в ходе его проведения, нарушений правил определения победителя и т.д.), что приводит к покупке продукции по более высоким ценам, по сравнению со средними сложившимися ценами, при высоких затратах на проведение конкурса. Имеют место нарекания к качеству продукции, поставляемой организацией, выигравшей торги;

- существенным фактором удорожания продукции, поставляемой для государственных нужд, является практика осуществления поставок в форме товарного кредитования заказчика с неопределенными сроками финансовых расчетов, что приводит к дополнительным издержкам, существенно превышающим стоимость финансовых заимствований в коммерческой практике.

Устранение недостатков в системе обеспечения государственных нужд должно быть направлено на:

- сокращение количества основных государственных заказчиков, осуществляющих закупки для государственных нужд;

- дозированное, легитимное присутствие в процессе закупок государственных структур, включающихся в конкуренцию за поставки для государственных нужд;

- изменение системы организации финансовых потоков, с привлечением к финансированию поставок продукции для государственных нужд кредитных учреждений;

- введение контроля со стороны общественности за расходами при закупках путем введения постоянно действующей системы выборочных аудиторских проверок и публикаций их результатов;

- оптимизацию распределения полномочий по закупкам между различными иерархическими уровнями государственной системы управления.

Для эффективного функционирования органов государственной власти необходимо постоянное обеспечение их деятельности материально-техническими ресурсами.

На официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) для размещения информации о размещении заказов приведена следующая статистика и анализ размещения на сайте информации о размещении заказа на федеральном уровне.

Выбор способа размещения заказа (открытый конкурс, закрытый конкурс, внеконкурсные методы: запрос котировок и «у единственного источника») осуществляется заказчиком в соответствии с пп.24-31 «Положения об организации закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд», утвержденного Указом Президента РФ от 08.04.97 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд», по согласованию с Комитетом экономики и промышленной политики и зависит от вида закупаемой продукции, суммы средств, выделенных на закупку и ряда особых условий, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Положением выбор способа размещения государственного заказа производится следующим образом:

Открытый конкурс – как было сказано выше, с точки зрения действующего законодательства наиболее предпочтительная форма размещения заказов на закупку продукции путем проведения открытых конкурсов. Из практики следует, что минимальный срок проведения открытого конкурса составляет два с половиной месяца (при условии наличия подобного сформулированного задания на его проведение).

Двухэтапный конкурс может быть проведен в следующих случаях:

а) заказчик не имеет возможности составить подробные технические спецификации товаров и работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо привлечь заявки, предложения или оферты и (или) провести переговоры с поставщиками в силу особенностей технических характеристик товаров или строительных работ либо в силу характера услуг;

б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда контракт предусматривает производство продукции в объемах, достаточных для обеспечения ее рентабельности или для возмещения расходов на указанные работы;

в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим;

г) поставщики не представили заявки на участие в торгах (конкурсе) или все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с настоящим Положением, если при этом проведение новых торгов (конкурса) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта.

Закрытый конкурс проводится в случаях, когда:

а) продукция в силу уровня технической сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков;

б) цена государственного контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда, а также, когда время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах (конкурсе), значительны по сравнению со стоимостью закупаемой продукции, - по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом.

Специализированные закрытые конкурсы могут проводиться только в том случае, когда государственный контракт заключается на приобретение продукции для нужд национальной обороны или для обеспечения национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Способ запроса котировок применяется при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.

Размещение заказа на закупки продукции для государственных нужд у единственного источника осуществляется по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации или с уполномоченным им территориальным органом в следующих случаях:

а) при наличии срочной потребности в продукции, в связи с чем проведение торгов (конкурса) или применение иного способа размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно, при условии, что обстоятельства, вызвавшие срочную потребность, невозможно было предусмотреть заранее и они не явились результатом медлительности действий заказчика;

б) если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенной продукции, в связи с чем применение иных способов размещения заказов на закупки продукции для государственных нужд нецелесообразно с учетом затрат времени;

в) если продукция может быть получена только от одного поставщика либо единственный поставщик обладает исключительными правами в отношении данной продукции, и отсутствует ее равноценная замена;

г) при наличии обстоятельств, позволяющих заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с настоящим Положением, в случае, если заказчик установил, что проведение закупок из единственного источника является наилучшим способом закупок.

Внутренние торги (внутренний конкурс) проводится в случаях, если:

а) в закупках в соответствии с законодательством Российской Федерации принимают участие только российские поставщики;

б) заказчик считает, что в участии в торгах (конкурсе) будут заинтересованы только российские поставщики.

Таким образом, при составлении плана закупок следует начинать с подробного определения характеристику предмета закупки, определения ее потребительских, технических и эксплуатационных качеств, выявления особых условий ее закупки, а также определения потребного объема товаров (работ, услуг).

В процессе составления плана закупок следует определить круг ответственных должностных лиц, которые непосредственно будут заниматься процедурами проведения конкурса или осуществлять действия по внеконкурсному размещению заказа, описать их функции. Наиболее целесообразно передавать функции по выбору поставщиков (подрядчиков) тем исполнителям, которые по роду своей деятельности знакомы с предметом закупки. Так, территориальные управления обычно передают функции организатора конкурса при закупке продукции для детских садов и школ отделам образования, для поликлиник и учреждений здравоохранения – отделам здравоохранения и т.д. Необходимо назначить конкурсную комиссию, которая будет принимать решения по выбору победителей конкурсов, разработать регламент работы этой комиссии.

Следующей стадией является планирование конкурсных процедур. При планировании самой конкурсной процедуры необходимо решить следующие вопросы: определить круг возможных поставщиков, выявить квалификационные требования к ним, определить критерии выбора победителя, определить количество и состав лотов, разработать форму контракта.

Этот этап не менее важен, чем составление годового плана закупок, поскольку результат конкурса зависит непосредственно от условий, заложенных заказчиком в конкурсной документации.

Таким образом, в настоящее время, государственные заказчики имеют возможность грамотно организовать свои закупочные процессы. Но всегда следует помнить, что планирование закупочной деятельности приведет в результате к желаемому эффекту – повышению эффективности использования бюджетных средств – только в том случае, если каждый участник этого процесса своевременно выполнит возложенные на него функции.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов приведена следующая статистика и анализ размещения на сайте информации о размещении заказа для федеральных нужд.

 

Таблица 1 - Статистика и анализ размещения на сайте информации о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...