Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Балльная система оплаты труда артистического персонала репертуарных театров.

Екатерининская А.А.

Основная форма оплаты труда в бюджетных организациях исполнительских искусств (к которым относится большинство российских репертуарных театров) – повременная. Для федеральных театров она состоит в установлении твердых месячных окладов согласно штатному расписанию учреждения и параметрам Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы (далее – ЕТС). Для бюджетных организаций регионального или местного ведения системы оплаты труда устанавливаются учредителями на местах[1].

С увеличением тарифной категории растёт и должностной оклад. Однако театральная практика показывает, что в репертуарных театрах главные роли часто играют молодые артисты, у которых невысокие тарифные категории. А их старшие товарищи, имеющие высшие категории, нередко используются в небольших ролях. Часто в театрах складывается абсурдная ситуация, когда ведущие актеры труппы, активно занятые в репертуаре и репетиционном процессе, получают заработную плату на порядок ниже, чем актеры так называемого «театрального балласта», получившие в предыдущие годы высокую тарифную категорию. Парадоксально и то, что активно занятый в репертуаре артист в итоге зарабатывает намного меньше, чем менее загруженный коллега, так как вынужден ежедневно нести транспортные расходы и затраты на питание.

Помимо оклада в театрах существует надтарифная часть зарплаты – призванная являться инструментом материального стимулирования работников. Размеры надтарифных выплат находятся исключительно в компетенции организации.

Надтарифные выплаты можно разделить на две группы.

· В первую группу входят те из них, выплата которых обязательна и связана со строго определенными в законодательстве условиями. Это надбавки за классность, за стаж работы по специальности, за непрерывную работу в одном регионе, за работу в ночное время, доплата за почетное звание, так называемые «губернаторские» надбавки, назначаемые главами местных администраций, мэрами городов и губернаторами областей и краев и т.д.

· Вторую группу составляют надбавки и доплаты, введение которых возможно по усмотрению самой организации - надбавки за профессиональное мастерство, за высокие достижения в труде, за интенсивность труда и др. Размеры, порядок и условия применения этих стимулирующих выплат определяются организациями самостоятельно и фиксируются в локальных нормативных актах или в коллективных договорах.

Можно выделить следующие виды материального стимулирования, относящиеся ко второй группе[2]:

1.Надбавки к окладам работникам театра.

2.Расширения.

3.Доплаты:

- за:

- работы, не входящие в круг служебных обязанностей,

- сложные условия работы,

- увеличение объёма выполняемых заданий,

- работы во внеурочное время,

- выходные и праздничные дни,

- третий вызов,

- ненормированный рабочий день,

- особые условия труда (непрерывная работа на ПК и пр.);

- Единовременные премии, премии по результатам работы театра (за месяц, квартал, год);

- Материальная помощь;

- Доплаты и компенсации (на питание, квартплату, проездные карточки, медицинские услуги и пр.);

- Сдельная оплата машинистам сцены;

- Стимулирующая надбавка службе организации зрителя и т.д.

Правовое и финансовое обеспечение большинства доплат и надбавок, в отличие от основной тарифной системы, осуществляется самой организацией. Для этого в театрах принимаются специальные «Положения» о доплатах и надбавках, которые рассматриваются в качестве составной части коллективного договора.

Основной проблемой материального стимулирования артистического персонала драматических театров является сложность выработки оптимальных систем распределения денежных средств, учитывающих реальный вклад того или иного артиста в творческий процесс. Краеугольным камнем здесь становится выработка критериев оценки творческой стороны деятельности артистов.

Помочь театрам в этом сложном вопросе может введение «балльной» системы оплаты труда. Такие системы иногда применялись в советских и российских постперестроечных театрах[3] для распределения надтарифной части фонда заработной платы.

Смысл данной системы заключается в следующем.

Режиссер каждой новой постановки присваивает определённое количество баллов (от одного до пяти) каждой роли спектакля в зависимости от её сложности, объема, эмоциональной напряжённости. Главные роли оцениваются в 5 баллов, второстепенные – от 4 до 2-х баллов, а роли артистов массовки оцениваются в один балл. При оценке имеет значение лишь роль, которую исполнял тот или иной артист, а не звания или возраст артиста. На основе этой оценки издается распоряжение, которое подписывает художественный руководитель театра.

В конце месяца, режиссерское управление суммирует общее количество баллов для каждого артиста по всем сыгранным им спектаклям, и подает данные сведения в бухгалтерию.

Стоимость балла определяется на определенный срок, исходя из финансовых возможностей театра. Общая сумма баллов за месяц умножается на его стоимость, и артист получает дополнительное вознаграждение, которое соответствует его вкладу в творческий процесс.

Балльная система позволяет избежать уравнительного подхода, учитывая реальную занятость артистов. Очевидно, что, даже при одинаковой творческой отдаче, сложность работы, психофизиологические затраты у исполнителей главной и эпизодической роли не одинаковы. Кроме того, при выработке в организации системы материального стимулирования работников необходимо учитывать весь творческий процесс в целом: репитиционно-подготовительные работы и выступления в спектаклях.

Однако, несмотря на явные достоинства такой оценки вклада каждого артиста в творческий процесс, балльная система, существовавшая в прежние годы, имела и свои недостатки, без устранения которых применение её на современном этапе будет мало эффективно. «Количество труда» артиста фиксировалось лишь как число выступлений в спектаклях текущего репертуара (в единицу времени). Репетиционный процесс в распределении баллов не учитывался, ибо считалось, что участие в репетициях требует равноценной творческой отдачи от всех участников, а значит и особой дифференциации здесь не нужно. Данный подход не отражал реальную творческую деятельность артиста.

При присвоении той или иной роли репертуара определенного количества баллов учитывалось лишь мнение режиссера спектакля или художественного руководителя театра, что усугубляло субъективность оценки творческого труда артистов.

Для эффективного действия балльной системы оценки артистического персонала, в неё следует ввести следующие существенные поправки:

- Если один артист исполняет в одном спектакле несколько ролей, то сумму баллов необходимо суммировать;

- В связи с постоянной инфляцией, а также для придания стоимости балла определённой стабильности, её необходимо определять не на год и не помесячно, а поквартально;

- В оценке труда необходимо учитывать сложный, длительный репетиционный период, зачастую требующий большей затраты здоровья, сил, физической энергии, чем выступление на сцене. В связи с этим необходимо ввести систему начисления баллов за участие в репетиции. Предлагается расценивать одну репетицию в два балла, если же репетиция продлённая – 4 балла;

- Для присвоения роли определённого количества баллов следует создать особый коллегиальный орган при художественном руководителе театра – что позволит снизить субъективность оценки[4]. В зависимости от особенностей коллектива в него могут входить различные работники: заведующий труппой, режиссер, актеры-члены художественного совета и т.д.

- Чтобы система отражала специфику творческого труда, необходимо дифференцировать его не только по количеству, но и по структуре и содержанию. Для этого следует ввести систему повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от условий проведения спектакля, качества исполняемой роли и т.д.

Предлагается ввести следующие коэффициенты:

1. коэффициент качества исполнения роли (количество баллов колеблется от 0 до 2,0).

Обычным баллом является 1. Если же артист совершает во время исполнения роли какие-либо проступки, не подпадающие под действие коллективного договора или трудового законодательства и нарушающие художественный строй спектакля (опоздал на выход, забыл текст, мизансцены и т.д.), то базовый бал снижается. Если же артист, напротив, проявил творческую изобретательность, вышел из сложившейся на сцене непредвиденной ситуации с достоинством (а на сцене бывает всякое – не пошла музыка, коллега опоздал на выход, на выездной спектакль был забыт реквизит и т.д.), то балл повышается.

2. коэффициент условий труда (количество баллов колеблется от 1,0 до 2,0).

Очевидно, что любой выездной спектакль требует от актера больших затрат: выступление на незнакомой площадке, в здании, не всегда имеющем подсобные помещения, длительное и позднее возвращение домой и т.д и т.п. Поэтому спектакли, проводящиеся вне стационара, получают коэффициент 2.

3. коэффициент срочности ввода (1,0 – 2,0 балла)

Нередки в театре случаи срочных вводов, благодаря которым не происходит отмены или замены спектаклей. Если ввод проведен в сроки не превышающие 7 дней – присваивается коэффициент 2, если ввод произведен за более длительный промежуток времени – коэффициент 1,5.

4. коэффициент дополнительных навыков (1,0 – 2,0 балла). Часто драматические актёры в спектаклях поют, исполняют танцевальные и цирковые номера и т.д. Но, если игра на музыкальных инструментах и «полётные» обычно учитываются и оплачиваются отдельно, то песни и танцы не учитываются. А ведь часто бывает, что актёр занят в спектакле только в массовых сценах и при этом несёт большую пластическую или вокальную нагрузку – это также необходимо учитывать.

Для примера рассмотрим месячную занятость артиста Седченко Александра Ильича[5] (См. Таблица 1).

 

 


Таблица 1

Занятость Седченко Александра Ильича в октябре 2007 г.

дата Спектакль/роль Базовый балл коэффициенты
коэффициент качества исполнения роли коэффициент срочности ввода Коэффициент условий труда Коэффициент дополнительных навыков итого
1. 10 За что ты меня не любишь? Саша-он             -            
2.10 Каприччио Участник спектакля       -   1,5   1,5   6, 75
7.10 Пышка – Немецкий офицер       -   -   -  
11.10 Барышня крестьянка Крепостной       -     1,5  
13.10 С любимыми не расставайтесь - Козлов Мужчина                     1,5   6,5
16.10 Пеппи Длинный Чулок - Индийский петух       -   -   -  
20. 10 Каприччио Клоун     1,5 1,5   13,5
  Всего           41,75
  Репетиции
2.10, 3.10,3.10, 5.10, 8.10, 9.10, 10.10, 12.12, 15.10, 17.10, 18.10, 19.10, 19.10. Кол-во - 13 Базовый балл - 2 Итого
Всего 67,75
                   

· Актер Седченко в спектакле «За что ты меня не любишь?» исполняет главную роль – базовый балл – 5.

- 1.10 спектакль шёл на стационаре в обычном режиме, пластических и музыкальных номеров в спектакле нет, поэтому повышающих и понижающих коэффициентов начислено не было.

· Спектакль «Каприччио» является музыкально-пластическим. Актёр Седченко участвует в танцевальных номерах и поёт в ансамбле – поэтому коэффициент дополнительных навыков – 1,5. Спектакль играется на наклонном пандусе, с множеством люков, представляющем определённую опасность для участников спектакля, поэтому коэффициент условий труда – 1,5.

- 2.10 спектакль шёл на стационаре в обычных условиях, поэтому прочих повышающих коэффициентов не было.

- 20. 10 в связи с потерей другим артистом голоса, актёр Седченко исполнял сольную вокальную партию, что привело к увеличению коэффициента дополнительных навыков и коэффициента срочности ввода.

· В спектакле «Пышка» актёр исполняет небольшую роль, однако во время спектакля

- 7.10 произошла задержка фонограммы, и артист был вынужден импровизировать, увеличив время своего пребывания на сцене, поэтому вырос коэффициент качества исполнения роли.

· Спектакль «Барышня крестьянка» является музыкальным, поэтому актёр Седченко получает повышающие коэффициенты за исполнение танцевальных и вокальных номеров.

- 11.10 спектакль был выездным, поэтому увеличивается коэффициент условий труда.

· В спектакле «С любимыми не расставайтесь» актёр исполняет две разноплановые роли, поэтому баллы суммируются. Музыкальные номера в спектакле исполняются всеми участниками без учёта исполняемых ролей, поэтому соответствующий повышающий коэффициент назначается только на одну роль, исполняемую артистом в данном спектакле (роль с большим базовым баллом).

· 16.10 в спектакле «Пеппи Длинный Чулок» артист Седченко опоздал на выход, за что получил штрафные баллы.

Таким образом, в октябре Седченко Александр Ильич сыграл 7 спектаклей, за которые ему было начислено 41,75 баллов, а также участвовал в 13 репетициях, за которые ему было начислено 26 баллов, таким образом, за этот месяц актёр «заработал» 67,75 баллов, отражающие его реальный вклад в творческий процесс.

 

Совмещение окладной системы оплаты труда с балльной (доработанной в соответствии с приведёнными рекомендациями), на наш взгляд, значительно улучшит оплату труда артистического персонала репертуарного театра. Данная система гарантирует артисту минимальную (но превышающую уровень прожиточного минимума) оплату труда, если он по каким-либо причинам не занят в текущем репертуаре; и позволяет оценить его участие в конкретных творческих проектах, поощряя ведущих артистов театра более высокой заработной платой.

Рационально будет использовать балльную систему и при проведении аттестации. Количество баллов, заработанных за определённый период, может стать более объективным, чем сегодня, показателем интенсивности и сложности труда актёров.

 

 


[1] До 1 января 2005 года применение ЕТС было обязательным для всех бюджетных учреждений, но с введением в действие федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» согласно ст.113 п.5, для государственных не федеральных театров возможна альтернатива.

[2] За основу взято «Положение о материальном стимулировании работников государственного драматического театра «На Литейном»» (Санкт-Петербург)

[3] Куйбышевский драматический театр (1970-е гг.), Александринский театр (1990-2005 гг.) и т.д.

 

[4] Присвоение роли определённого количества баллов чрезвычайно важный и сложный процесс, требующий внимательного подхода и учета особенностей конкретной постановки. В разных театрах одной и той же роли может быть присвоено различное количество баллов, в зависимости от режиссерской трактовки драматургического материала и т.д.

[5] ФИО артиста – вымышлены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...