Аутогенная тренировка (АТ)
Содержание Введение…………………………………………………..………………... Глава I. Описание методов, возможность их применения в практике оздоровления…………………….…………………... 1.1 Аутогенная тренировка………………….………………………. 1.2 Метод Бейтса……………………………….…….………………. 1.3 Диагностика биоритмов…….……………….…………………... 1.4 Дыхательная терапия……....…………………..….……………... 1.5 Траволечение (фитотерапия)……………….…………………… Заключение…………………………………………………………………… Использованная литература…...…………………………………………... Введение В современной жизни человек подвергается многим негативным факторам, таким, как стресс, переутомление, и многое другое, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье. Примерно две трети всех заболеваний имеют полностью или частично психическую природу. Из-за растущей нагрузки на психику, с одной стороны, и в результате снижения физических нагрузок, с другой стороны, к психике и всему организму человека предъявляются более высокие, чем прежде, требования. Современный человек испытывает большие нагрузки, но многие из них, вредящие здоровью, создает сам. Он взвинчивает себя и окружающих, сам загоняет себя в стрессовые ситуации. Рано или поздно следствием становятся болезни. Занятиями физической культурой и спортом можно предотвратить развитие некоторых болезней, но присутствует риск получить травму.Целью курсовой работы является изучение методик нетрадиционных средств и методов предупреждения заболеваний при физических нагрузках. Задачи курсовой работы: 1. Провести анализ нетрадиционных средств и методов предупреждения заболеваний при нагрузках на основе литературных источников.
2. Описать особенности методики различных средств и методов предупреждения заболеваний при нагрузках. Глава I. Описание методов, возможность их применения в практике оздоровления. Аутогенная тренировка (АТ)
Аутогенная (от греч. autos - сам и genos - возникающий) тренировка — один из методов реабилитации, включающий лечебное самовнушение, самопознание, нейросоматическую тренировку, седативную и активизирующую психотренировку, осуществляемую в условиях мышечной релаксации и ведущую к самовоспитанию и психической саморегуляции организма, предложенный немецким психотерапевтом Й. Г. Шульцом в 1932 г. [1] Аутогенную тренировку разработал в 1920-х гг. берлинский психиатр и невролог, доктор Йоханнес Шульц. Шульц учился у Оскара Фогта, берлинского невропатолога, который, наблюдая поведение пациентов под гипнозом, отметил, что некоторые из них избавлялись от психосоматических расстройств. На основе своих наблюдений Шульц и начал работать годом, с помощью которого человек по своему собственному желанию может расслабиться психически и психологически. Вместе с Шульцем исследованиями и разработкой метода аутогенной тренировки занялся Доктор Вольфганг Люте, и совместно они выпустили пять руководств. [2] Основными целями метода AT являются овладение навыками самоуправления внутренними механизмами жизнедеятельности человека, тренировка этих механизмов и повышение возможности их коррекции. Аутогенная тренировка широко применяется в клинике при соматических заболеваниях, органической патологии нервной системы, в хирургии, психиатрии, а также у здоровых людей как мощное средство психогигиены в спортивной практике, при повышенном нервно-эмоциональном напряжении, гипокинезии, сенсорной депривации, десинхронозе человека, как метод стимуляции способностей и творчества в быту и на производстве. Кроме того, AT рассматривается как одна из необходимых и эффективных форм ЛФК, использующей общеразвивающие, специальные, дыхательные и другие физические упражнения для регуляции мышечного тонуса, который, являясь отраженным рефлекторным проявлением высшей нервной деятельности, активно влияет на процессы мобилизации и снижения уровня возбуждения ЦНС а, следовательно, на деятельность всех органов и систем организма человека.
Физические аспекты AT: • выработка умения регулировать тонус поперечно полосатой и гладкой мускулатуры туловища, конечностей, органов для полного или дифференцированного мышечного расслабления или повышения тонуса отдельных мышц; • приобретение навыка ритмичного дыхания за счет мысленной регуляции интервалов фаз вдоха и выдоха; • овладение навыками редуцированного, медленного, поверхностного дыхания, а также физического дифференцированного ощущения частей своего тела и органов.
К психологическим аспектам AT относятся: – воспитание у человека навыков «образных представлений»; – аутогенная медитация (meditation — размышление, созерцание), аутогенное погружение; – выработка навыка мобилизации психофизиологического состояния и т.п. Метод AT основывается на стимулировании внутренних механизмов психической и вегетативной сферы человека. Центральное место в раскрытии этих механизмов занимает вопрос о саморегуляции исходно непроизвольных функций за счет создания в коре головного мозга при помощи «слова», «образа», «представления» мощного главенствующего очага возбуждения, так называемой доминанты, которая способна затормозить другие текущие процессы (ответные реакции на внешние и внутренние раздражители) и тем самым создать оптимальные условия для самовнушения, гипноза, аутогенного погружения и медитации. Задача AT — не только научить больного создавать доминанту, но и, главное, подчинить ее своей воле, управлять доминантой в целях подавления патологической импульсации из больного органа или очага. Уровень возбуждения нервной системы значительно влияет на выраженность доминанты и в свою очередь зависит от тонуса соответствующих групп мышц. Поэтому определяющим и базисным элементом AT является тренированная мышечная релаксация, на основе которой реализуются все приемы аутогенного воздействия.
Современный метод AT сформировался на базе: – использования приемов самовнушения древней нанайской школы – эмпирического опыта древнеиндийской медицины (йога) – гипнотерапии – активной регуляции мышечного тонуса – рациональной психотерапии.
Метод, объединяющий классические и привнесенные приемы низшей и высшей ступеней AT, получил название аутогенной терапии. Структурная система аутогенной терапии следующая: – стандартные аутогенные упражнения (низшая ступень AT-I), – аутогенная медитация (высшая ступень АТ-П), – аутогенная модификация, – аутогенная нейтрализация. Низшая ступень AT-I. Предложенный Шульцем (1932) метод, получивший название классического, состоит из двух ступеней — низшей и высшей. Низшая ступень, или собственно AT, представляет собой методику мотивированного воздействия человека на самого себя при помощи формул самовнушения. Основной задачей AT-I низшей ступени является влияние на вегетативные функции. Весь курс обучения AT включает три основных этапа: – вводный — ознакомительная и разъяснительная беседа; – первый — обучение приемам аутогенной тренировки; – второй — приспособление полученного опыта к специфическим целям. Обучение приемам AT начинается с освоения физиологических основ мышечного расслабления. Они базируются на формировании у больного субъективных ощущений тяжести и тепла. Установка на ощущение тяжести связана с расслаблением мышц, установка на ощущение тепла — с расширением кровеносных сосудов. Формулы самовнушения классической методики носят название «стандартных упражнений первой ступени AT-I»:
«Я совершенно спокоен» — подготовительная фраза.
• 1-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тяжести. «Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая» — повторяется по 6 раз 3—4 раза в день в течение недели. Затем: «Обе руки (ноги) тяжелые. Все тело стало тяжелым». Упражнение осваивается в течение 10—14 дней.
2-е стандартное упражнение — вызывание ощущения тепла. «Моя правая (левая) рука (нога) теплая». Повторяется 5—6 раз. В дальнейшем 1-е и 2-е упражнения объединяются единой формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые».
3-е стандартное упражнение — регуляция ритма сердечной деятельности. Начиная с 9—10-го занятия пациент мысленно повторяет: «Сердце бьется мощно и ровно». Предварительно пациента обучают мысленно считать сердцебиения.
• 4-е стандартное упражнение — регуляция дыхания. После вы полнения первых трех упражнений пациент мысленно 5—6 раз повторяет: «Мое дыхание спокойное, дышится спокойно».
5-е стандартное упражнение — влияние на органы брюшной полости. Выполняется после разъяснения роли и локализации солнечного (чревного) сплетения. Формула самовнушения: «Мое солнечное сплетение излучает тепло».
6-е стандартное упражнение — влияние на сосуды головы. Упражнение выполняется на 15—17-м занятии, является завершающим мобилизирующим, повторяется 5—6 раз: «Мой лоб слегка прохладен».
Весь курс занятий AT-I длится 3—4 мес. Высшая ступень АТ-II. Аутогенная медитация. Высшая ступень AT-II — это оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Основу АТ-II составляет аутогенная медитация, заключающаяся в последовательной тренировке процессов воображения, на основе которых впоследствии формируются образное представление и лечебная нейтрализация аффективных переживаний. Общетерапевтическими задачами аутогенной терапии являются стимуляция восстановительных процессов, коррекция личностных нарушений, блокирование и рационализация болезненных переживаний. В зависимости от особенностей личности больного, выраженности и формы органического синдрома техника психотерапии может быть различна, но показания и противопоказания к применению всех методов едины. Показания к проведению аутогенной терапии: • нарушения периферического кровообращения, гипертензивный артериальный синдром, начальные стадии гипертонической болезни, артериальная гипотензия и другие астеновегетативные состояния; • стенокардия, функциональные неврогенные аритмии; • бронхиальная астма, хронические пневмонии, психогенные диспноэ; • спастические состояния желудочно-кишечного тракта, гастралгии, дискинезии, колиты; • вазомоторные нарушения мозгового кровообращения, мигрень, синдром Меньера, расстройства функции внимания, памяти; • эмоциональные нарушения, расстройство сна, логоневрозы, цисталгии, алкоголизм, мобилизация психофизиологического состояния у спортсменов перед и в процессе соревнований, неврозоподобные и цереброспастические синдромы у детей.
Противопоказания: – те же, что и к ЛФК; – острые соматические и вегетативные кризы, ГБП1; – острые расстройства дыхания (кашель, диспноэ); – острые неврологические заболевания, сопровождающиеся судорожными синдромами, нарушениями сознания; – снижение интеллекта и памяти; – возраст до 12 лет; – гиперацидные гастриты. В зависимости от особенностей личности, выраженности и формы органического или функционального синдрома методика AT, аутогенной терапии и ее отдельные приемы должны быть строго индивидуализированы. Несоблюдение этого условия может снизить ожидаемый эффект или вызвать осложнения.[2]
Наиболее часто встречающиеся осложнения: • сохранение ощущения тяжести после сеанса AT, замедленный выход из аутогенного или гипнотического погружения; • понижение общего тонуса организма, усиление гипотензии, астении, апатии (в случае применения релаксирующих приемов вместо мобилизирующих); • снижение уровня бодрствования; • ощущение чувства «вялости», «ватности» мышц, приводящее к снижению работоспособности, потере «формы» у спортсменов; • вазомоторные нарушения (обморок, головная боль, мигрень и т.п.) при неправильном применении стандартных упражнений 5, 6 и др. Для предупреждения осложнений и с целью строгой индивидуализации применения методов AT и аутогенной терапии в клинической практике необходимы строгий контроль и регистрация психовазотонических, психонейротонических и психо-миотонических эффектов. Программы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий реализуются в комнатах психологической разгрузки (КПР). Основные факторы, используемые в КПР: • санитарно-гигиенические (комфортные микроклиматические условия, оптимальный воздушно-газовый состав, зрительный и акустический комфорт); • физиологические (кислородно-витаминный коктейль, удобная расслабляющая поза, регламентированное дыхание, позно-тонические упражнения и др.); • психофизиологические (воздействие светом, цветом, ритмом, музыкой, интерьером, запахом и т.п.); • физиотерапевтические (самомассаж, гидроаэронизация, воздействие фитонцидами и др.); • психогигиенические (AT, психофизическая гимнастика, нейростимулирующая тренировка, внушение, рациональная психотерапия, консультации, беседы и др.).
Регламент проведения сеанса психологической разгрузки. Сеанс психологической разгрузки, большую часть которого составляет аутотренинг, продолжается, как правило, 10—15 мин. Проводится в определенной последовательности и условно разделяется на подготовительный и три основных периода. • Подготовительный период. Подготовка к сеансу заключается в том, что посетитель принимает расслабляющую позу, регулирует ритм и глубину дыхания (вдох в 1,5— 2 раза короче выдоха). На лице пациента маска покоя и удовольствия. • I период — «отвлекающий», продолжительностью 1,5— 2 мин. Трансляция музыки позволяет настроиться на занятие, успокоиться, отвлечься. Картины природы, слайды, световая игра служат этим же целям. • II период — «успокаивающий», продолжительностью 7— 10 мин. Цель — максимальный уровень релаксации мышечной системы и эмоциональной уравновешенности. На фоне тихой мелодичной музыки проводится сеанс AT, завершающийся аутогенным погружением или медитацией. • III период — «тонизирующий», продолжительностью 2— 3 мин. Задачи — вывод пациента из состояния аутогенного погружения, мобилизация психоэмоциональных и психосоматических функций организма. Увеличивается громкость музыки, изменяется ее характер (бодрые песни, марши и т.п.). Пациент принимает активную позу, изменяет тип дыхания (удлиненный вдох и короткий выдох). Включаются мобилизирующие (красный, оранжевый) цветосветовые установки. Пациент выполняет общетонизирующие физические упражнения. Сеансы психологической разгрузки проводятся под контролем врача-реабилитолога 3—4 раза в неделю (курс — не менее 12 занятий).[3]
Метод Бейтса
Во времена учебы доктора Уильяма Бейтса, известного нью-йоркского окулиста, в Высшей медицинской школе общепринятая теория объявляла дефекты зрения генетически предопределенными и поэтому непоправимыми. Обследовав тысячи глаз, Бейтс опроверг такое утверждение и доказал, что зрение можно улучшить с помощью разработанного им с 1900 по 1931 г. метода переобучения. [2] Большинство ученых-офтальмологов, кажется, уверилось в том, что последнее слово в вопросах рефракции (преломление световых лучей в оптической системе глаза) уже сказано. Согласно их теориям, слово это наводит уныние. Сегодня почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции. Нас пытаются убедить в том, что для подобных нарушений зрения, которые не только причиняют неудобства, но часто мучительны и опасны, нет никакого способа и никаких смягчающих мер, если не считать тех оптических костылей, которые известны нам как очки. Уверяют нас и в том, что в современных условиях жизни практически не существует и никаких профилактических мер. Хорошо известен факт, что человеческое тело — далеко не идеальный механизм. В ряде случаев ответственность за неумение человека приспособиться к окружающей обстановке несет на себе природа. Строя человеческое тело, она оставила после себя некоторые беспокойные участки подмостьев вроде аппендикса. Но, пожалуй, нигде так грубо она не ошиблась, как при построении глаза. От широко распространенного метода лечения посредством линз, компенсирующих анамалию рефракции глаза, всегда очень мало требовалось, за исключением, пожалуй, того, чтобы эти приспособления нейтрализовывали последствия различных состояний, для которых они предписывались, точно так же, например, как костыли дают возможность ходить хромому. Предполагалось также, что они иногда препятствуют прогрессу этих состояний, но любой офтальмолог сегодня знает, что их полезность для этой цели, если таковая и имеется, весьма ограничена. В случае миопии (близорукости) немногие офтальмологи до 1916 года понимали, что очки и все обычные методы, имеющиеся в нашем распоряжении, мало или бесполезны для предотвращения как прогрессирования этой аномалии рефракции, так и развития очень серьезных осложнений, которыми она нередко сопровождается. Согласно заявлению Бейтса, за более чем тридцатилетний опыт работы в сфере офтальмологии ему не приходилось наблюдать ни одного случая, противоречащего предложенной им теории причин ухудшения зрения. Опираясь на эту теорию, им и его последователями была разработана новая метоика лечения и восстановления зрения. Многое из информации о глазах было получено посредством ретиноскопии, т. е. клинического обследования сетчатки глаза. Ретиноскоп представляет собой инструмент, предназначенный для определения рефракции глаза. С его помощью в зрачок отбрасывается луч света, отраженный от зеркала. Источник света может находиться как вне инструмента — сверху или позади пациента — так и в его пределах (при этом используется электрическая батарея). При взгляде через отверстие в зеркале врач видит большую или меньшую часть зрачка, заполненного светом, который в нормальном глазе имеет красновато-желтую окраску (по цвету сетчатки). Если глаз сфокусирован на точке, откуда он осматривается, неточно, то врач видит также и темную тень у края зрачка. Поведение этой тени, когда зеркало перемещается в различных направлениях, и есть то, что показывает нам рефрактивное состояние глаза. Глаз осуществляет процесс аккомодации не столько путем изменения кривизны хрусталика, сколько путем воздействия на форму глазного яблока внешними мышцами, окружающими его. [4]
Принцип действия Зрение, по утверждению Бейтса, портится от напряжения, а расслабление позволяет улучшить его.
Болезни глаз, поддающиеся частичному лечению с помощью метода Бейтса. Близорукость — человек плохо видит на расстоянии Дальнозоркость — человек плохо видит вблизи Астигматизм — искаженное изображение предметов Страбизм — косоглазие Пресбиопия — старческое зрение, возрастное ослабление его Показания к применению Ладони на глазах — накройте закрытые глаза ладонями, полностью преградив доступ света, без нажима (можно надеть маску); так глаза отдыхают и расслабляются. Вращение — снимает сильное напряжение глаз, которое возникает при пристальном взгляде. Особенно полезно вращение всего тела из стороны в сторону с устремленным в одну точку взглядом; глаза расслаблены, глазные яблоки движутся свободно, без остановки.
Споласкивание – плещите в глаза водой как минимум двадцать раз по утрам и вечерам.
Воображение — Бейтс советовал всем пациентам развивать память и воображение, ибо слабость того и другого усугубляет недостатки зрительного восприятия.
Близкий и дальний фокус — держите перед глазами два предмета, скажем карандаши, на разном расстоянии. Сосредоточьте взгляд на одном, моргните и сфокусируйте взгляд на другом; при этом глаза отдыхают.
Перевод — старайтесь не смотреть на предмет пристально, а постоянно переводить взгляд с одного конца на другой; чем короче пробегаемое глазом расстояние, тем лучше. [2]
Так же необходимо способствовать перемещению глаза через расслабление. Это позволит расширить кровеносные сосуды и обеспечит беспрепятственное кровообращение глаза, стимулируя, таким образом, зрительный нерв и нервы сетчатки. Расслабление также стимулирует психическую деятельность, поскольку зрительным центрам головного мозга надо будет интерпретировать воспринимаемые глазами изображения. При расслаблении нормализуется также и глубокое дыхание, столь необходимое для зрения. [4]
Диагностика биоритмов
Роль биоритмов спинного мозга при лечении поясничного остеохондроза. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей биоритмов СМ у больных поясничным остеохондрозом (ПОХ) в стадии обострения, а также их динамики после проведения стандартных для нашей клиники методов лечения, по сравнению с нормой. Биоритмы (БР) – это регулярные количественные и связанные с ними качественные изменения, происходящие на разных уровнях организации живого: молекулярно-генетическом, клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционно-биосферном уровнях. Обычно в сложном многоклеточном организме установлена иерархия ритмов, синхронизирующихся между собой. Теорию биоритма разработали доктора X. Свобода в Вене и В. Фляйсс в Берлине. Как правило, подобные десинхронозы обусловлены дисбалансом между периодами нескольких взаимосвязанных БР одного уровня. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний. Доказано, что практически все патологические проявления сопровождаются временной дезорганизацией физиологических функций. Согласно представлениям В. А. Илюхиной, физиологические процессы в отдельных структурных подразделениях головного мозга характеризуются собственными амплитудно-временными характеристиками, иерархически соподчиненными друг с другом и лежащими в частотной полосе 0-0,5 Гц. Аналогичный тип ритмической организации был обнаружен во внутренних органах (сердце, печень, почки, легкие), мышцах, коже и в биологически активных точках. Все это позволяет сформулировать положение об информационной роли флюктуаций дека-секундного диапазона в межорганных и межсистемных взаимодействиях. В настоящее время наиболее изучены и широко применяются в клинике показатели вариабельности ритма сердца (ВРС). В 1996г. рабочая группа Европейского кардиологического общества и Североамериканского общества стимуляции и электрофизиологии предложила рекомендации по анализу и интерпретации ВРС с подразделением их на частотные диапазоны: HF (high frequency) – 0,18-0,5 Гц; LF – 0,04-0,17 Гц; VLF – 0,0033-0,07 Гц и ULF – менее 0,0033 Гц. Высокочастотные гармоники (HF) отражают состояние периферической нервной системы и характеризуют вагоинсулярные влияния. Ритмы низкой частоты (LF) связаны с сегментарным уровнем нервной регуляции и сосудисто-гемодинамическими процессами. Отношение LF/HF можно рассматривать как показатель баланса симпатической и парасимпатической систем. Сверх низкочастотные колебания (VLF) имеют преимущественное отношение к церебральным проявлениям и по своей клинико-физиологической значимости отражают энергетическую сторону состояния или процесса. При значительном увеличении мощности данной области спектра он может характеризовать включение высших церебральных управляющих и регуляторных структур. Генез колебаний сердечного ритма в ULF диапазоне мало изучен. Имеются данные об их связи с активацией адаптационных механизмов. Соотношение спектров ВРС также сопряжено и с эндокринно-метаболической регуляцией. Наоборот, быстрое накопление жировой ткани наблюдается при низких показателях HF и значительном преобладании VLF. Преобладание HF наблюдается у лиц с низкой массой тела или тенденцией к ее снижению. Наши предыдущие публикации посвящены изучению ритмической активности нейронного аппарата поясничного утолщения спинного мозга (СМ) у клинически здоровых добровольцев путем посекундной регистрации рефлекса в течение 360 секунд (6 минут). Методом «Гусеница», основанным на анализе временных рядов (программа «Caterpillar 2.0»), были выделены 3 компонента спинального БР, которые оказались близки к показателям ВРС. При этом сверх-низкочастотный компонент (СНЧ), имеющий период 44,67 ± 2,005 сек (0,022 ± 0,001 Гц) соответствует VLF (0,004 - 0,07Гц). Его удельный вес в спектре биоритмов СМ составляет 60,2 ± 3,8%. Низкочастотный компонент (НЧ) с периодом 9,17 ± 0,16 сек и удельным весом 11,4 ± 1,9% близок к LF (0,04-0,17 Гц). Высокочастотный компонент (ВЧ), характеризующийся периодом в 3,19 ± 0,0378 сек (0,313 ± 0,004 Гц) и удельным весом 26,3 ± 2,9%, приближается к показателям HF (0,18-0,5 Гц). Сходство параметров спинальных и сердечных БР, полученных при помощи различных методов исследования, подчеркивает значение этих флюктуаций.
Методы лечения. Лечебно-реабилитационные мероприятия включали медикаментозную терапию (нестероидные противовоспалительные, сосудистые, витаминные, антихолин-эстеразные препараты и т.д.); лечебно-медикаментозные блокады (паравертебральные точки); физиопроцедуры (лекарственный электрофорез, амплипульс, магнито-, лазеро- и/или микроволновая терапия, ультразвук, массаж, лечебная гимнастика). Клиническая эффективность проведенного лечения оценивалась по степени восстановления приспособительной активности. В 2 случаях (10%) удалось достигнуть первого предельного уровня реабилитации, что рассматривалось как выздоровление; первый непредельный уровень (значительное улучшение) определен у 7 больных (34%), второй непредельный (улучшение) – у 10 (55%); у 1 пациента (4%) был констатирован третий непредельный уровень реабилитации (отсутствие эффекта). Методика посекундного тестирования Н-рефлекса и особенности статистической обработки материала подробно описывались нами ранее. Полученные результаты сравнивались с аналогичными данными из группы здоровых добровольцев численностью в 56 человек. [5]
Принцип действия. С момента рождения человека его эмоциональная, физическая и умственная активность протекает циклами несколько разной продолжительности. Можно изобразить их графически, установив дни высокой и низкой энергии, определив моменты нашей максимальной подверженности, скажем, несчастным случаям. График биоритмов не предсказывает событий, лишь указывает на возможную предрасположенность и бывает, полезен при планировании дел вперед. Постоянно справляясь с графиком биоритмов, можно избежать неприятностей, выгодно пользоваться периодами высокой энергии и отдыхать в периоды низкой.
Циклы. В основе биологической теории лежит представление о вырабатываемой и излучаемой живыми существами энергии. В начале XX в. были выявлены три цикла человеческой энергии продолжительностью в 23, 28 и 33 дня. Эти циклы назвали физическим, эмоциональным и интеллектуальным, а все их вместе — биоритмом. Цикл биоритма можно графически изобразить волнистой линией, так называемой синусоидой. Начинаясь от базовой линии момента рождения, волна соответствует запасу энергии для физической, эмоциональной и интеллектуальной деятельности. В первой части цикла запас энергии достигает пика, затем падает ниже базовой линии, с пополнением энергии вновь поднимается к базовой линии, и цикл завершается.
Позитивный и негативный периоды. В позитивном периоде кривая находится над базовой линией; это время благоприятно для вдохновения, для очень энергичной деятельности. Негативный энергетический период наступает при падении кривой ниже базовой линии; это благоприятное время для не столь спешных, более педантичных занятий. Критический во всех трех смыслах день бывает при пересечении трех циклов, даже если они не совпадают по фазе, надо весьма осторожно планировать дела на подобные дни, выпадающие один раз в год
Элементы, графика биоритмов. Физический цикл (продолжительность 23 дня). Пиковый день — 6-й. Нижний порог —17-й. Критические дни — 11-й, 23-й. Физический цикл сказывается на множестве физических факторов — дееспособности, координации, скорости, адаптации, сопротивляемости заболеваниям, исцелении, — на всех основных функциях организма.
Эмоциональный цикл (продолжительность 28 дней). Пиковый день —7-й. Нижний порог —21-й. Критические дни — 14-й, 28-й. Этот цикл влияет на эмоциональные факторы, включая восприятие, поведение, предрассудки, чувствительность, настроение, общее душевное здоровье.
Интеллектуальный цикл (продолжительность 33 дня) Пиковый день —8-й. Нижний порог — 24-й. Критические дни — 16-й, 33-й. Этот период отражается на умственных способностях, в том числе на памяти, внимательности, способности к обучению, возникновении идей и на аналитических функциях мозга. [2] Поражение структур позвоночно-двигательного сегмента и корешков у больных поясничным остеохондрозом характеризуется снижением активности спинальных мотонейронов, проявляющееся уменьшением амплитуды Н-рефлекса, которая коррелирует с выраженностью болевого синдрома. При этом в спектре ритмической активности поясничного утолщения СМ начинает преобладать НЧ компонент с укороченным по сравнению с нормой периодом. Одновременно наблюдается удлинение и снижение процентного содержания ВЧ компонента. Период НЧ и ВЧ компонентов начинает возвращаться к норме, а СНЧ компонента увеличивается. На фоне купирования основных клинических проявлений заболевания сохраняется тенденция к росту процентного вклада НЧ компонента, а также повышается удельный вес СНЧ компонента. Учитывая общеорганизменный характер биоритмов декасекундного (околоминутного) диапазона, можно предположить, что при обострении поясничного остеохондроза преобладают симпатические и сосудисто-гемодинамические реакции преимущественно спинально-сегментарного уровня с одновременным угнетением парасимпатических и эрготопных влияний. Положительный результат, достигаемый в процессе лечения данного контингента больных общепринятыми методами, не есть возвращение к исходной норме. Он является следствием формирования нового уровня динамического равновесия функциональных систем, связанного в значительной степени с их большим напряжением. Полученные данные служат убедительным обоснованием для разработки перспективных методов биосинхронизированной физиотерапии при вертеброгенных болевых и мышечно-тонических синдромах, основанных на навязывании нервно-мышечному аппарату «нормальной» ритмической активности. [5]
Дыхательная терапия
Дыхательная терапия — метод, применяющийся в терапевтической релаксации, способ дыхания, предназначенный для укрепления здоровья и улучшения самочувствия. [2] К этой категории относится ряд методов, помогающих дышать свободнее, естественнее и более полезным для здоровья образом. Дыхательная терапия не только улучшает общее самочувствие, но и помогает при некоторых специфических заболеваниях и эмоциональных расстройствах. В основе ее лежит представление о том, что большинство взрослых людей дышит ненатурально, скованно и такое дыхание отрицательно влияет почти на все стороны жизни. Именно поэтому обучение правильному дыханию - естественный путь оздоровления организма.[6]
Как мы дышим Работой легких управляет мышечная перегородка, именуемая диафрагмой, и мышцы, с помощью которых движутся ребра. При вдохе ребра выдвигаются вверх и наружу, отчего расширяется грудная клетка, и в легкие набирается воздух. Переживая стресс, возбуждение, люди дышат часто, делая небольшие, неглубокие вдохи-выдохи через рот. При этом диафрагма до конца не опускается, воздух попадает только в верхушки легких.
Приверженцы дыхательной терапии рекомендуют дышать медленно, глубоко, через нос, опуская диафрагму и сполна насыщая кислородом легкие. ПРЕИМУЩЕСТВА ПРАВИЛЬНОГО ДЫХАНИЯ • При дыхании через нос (а не ртом) воздух фильтруется, улавливаются чужеродные частицы. Вдобавок воздух согревается и увлажняется, прежде чем попасть в легкие. • В правильном дыхании участвует не только диафрагма, но и множество грудных и спинных мышц. При поверхностном дыхании мышцы работают меньше и в итоге слабеют. • При глубоком дыхании, когда диафрагма до конца опускается вниз, производится массаж внутренних органов, например желчного пузыря, тонкой кишки, желудка, почек. • При глубоком дыхании воздух нагнетается в нижнюю часть легких, где кровь насыщается кислородом. При поверхностном дыхании воздух попадает в верхушки легких, и в кровь поступает меньше кислорода. • Дыхание успокаивает симпатическую нервную систему, снимает стресс. Есть мнение, что дыхание каждой ноздрей в отдельности стимулирует разные отделы мозга: при дыхании левой ноздрей усиливаются пассивные ощущения; дыхание правой помогает мозгу реагировать на активные ситуации. [2]
Принцип действия Правильное дыхание влияет на здоровье различными путями. Оно насыщает кровь кислородом, добавляя организму энергии; успокаивает нервы; массирует внутренние органы и способствует их очистке; стимулирует ток лимфы и удаление из клеток метаболических отходов; помогает избавиться от отрицательных эмоций и плохого настроения. Дыхательная терапия улучшает координацию между интенсивностью дыхания и изменяющимися потребностями организма. Хотя, как уже говорилось, методов ее проведения много, один из главных принципов - слежение за собственным дыханием. Благодаря этому мы учимся замечать недостатки вентиляции легких. Если же сознательный контроль за дыханием отсутствует, многие методы дыхательной терапии не раскрывают своего потенциала и могут даже усугублять наши проблемы. Второй важный подход - сфокусированное дыхание, когда вы сознательно направляете его в определенную часть тела для ее исцеления. Система управляемого дыхания (раздел йоги, известный как “пранаяма ”) подразумевает произвольные изменения его ритма, включая долгие паузы. Этот подход используется не только для физического и психического оздоровления, но и для духовного совершенствования. Ряд дыхательных методов включает вспомогательные приемы. Например, переход на новый, более здоровый способ вентиляции легких можно облегчить и ускорить особыми движениями всего тела; прикосновения либо давление используют для фокусировки потока воздуха и устранения препятствий на его пути, а определенные позы - для более глубокого дыхания; наконец, с помощью звуков (произносимых слов) можно удлинить выдох, укрепить диафрагму и уменьшить эмоциональное напряжение. Лучше всего осваивать лечебное дыхание под руководством опытного инструктора. Многие альтернативные врачи используют дыхательную терапию как часть лечебно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|