Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество Диего Веласкеса.




Диего Веласкес (6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский живописец, придворный художник и близкий друг испанского короля Филиппа IV.

Особенности творчества художника Диего Веласкеса: использование приемов живописи барокко (яркие контрастные цвета, резкие светотени, выразительные позы); точность (в том числе психологическая), реалистичность и естественность портретов; в произведениях художника находили источник вдохновения представители романтизма, импрессионизма, а также такие живописцы-новаторы, как Пикассо и Дали.

Известные картины Диего Веласкеса: «Менины», «Пряхи», «Венера перед зеркалом», «Портрет инфанты Маргариты», «Завтрак».

Раннее творчество. Севильский период: 1617 - 1623 гг

Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже в раннем творчестве живописца, к которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг. Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп. – харчевня или трактир). На этих полотнах обычно присутствует несколько полуфигур в бытовых кухонных сценах или за скудными завтраками. В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Для них характерна темная палитра цветов, плотная и тяжеловатая манера изображения, резкие светотеневые контрасты. В них еще нет того синтеза цвета и объемных форм, рефлексов и теней, искусного изображения световоздушной среды, отличающих более поздние произведения мастера. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией, интригующим подбором цветов и оттенков, и сюжетами, в которых с искренним уважением и теплом отображается жизнь простых испанцев.

Мадридский период творчества: 1623 – 1649 гг

Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники. В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля, имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. В них мастер крайне необычно соединяет мифологический сюжет с простонародными бытовыми сценами, синтезируя тем самым мифологию и реальную жизнь своего времени. Так Аполлон Веласкеса выглядит обычным уличным повесой, несмотря на божественную атрибутику. Чрезвычайно любопытна в этих полотнах цветовая палитра, синтезирующая тончайшие цветовые оттенки, придающие фрагментам картины необычайную красоту. Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, придают необычную изюминку композиции полотна, как это делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха, внедренного в монотонную коричнево-серую гамму фона. («Триумф Вакха»).

Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Эту картину можно назвать полотном вне времени, потому что изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу. Своей особой философией дышит и

природа произведения. Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти.

Первая поездка в Италию: 1629 – 1631

В этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи: творчеством Ван-Дейка, Леонардо да Винчи, венецианских колористов – Тициана, Тин-торетто, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен. Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, особенно детей, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.

Портреты 30 – 40 гг

Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения. И это несмотря на то, что жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Кого бы ни изображал Веласкес, начиная от короля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей.

Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» - королевских карликов и шутов. На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой. Людей, порою умных и талантливых, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания и внешнего уродства, или по-настоящему блаженных, не могущих понять трагичность своей судьбы.

Вторая поездка в Италию: 1649 – 1651 гг.

Ко времени второй поездки в Италию художественный вкус Веласкеса, столь противоречащий итальянскому академизму, сложился окончательно. Портрет его помощника Хуана Парехи принес Веласкесу такой триумф, что римские художники избирают его членом двух академий. В этот период, помимо знаменитого портрета Иннокентия Х, он пишет также и портреты некоторых лиц папского окружения.

Поздний период: 1650-е гг

В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. К этому периоду относятся женские и детские портреты членов королевского двора: королевы Марианны Австрийской, инфанты Марии Терезы, инфанты Маргариты, инфанта Филиппа Просперо, портрет стареющего Филиппа IV. И,

конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Сюжет «Менин» - это не просто групповой портрет особ королевского двора. Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства.

В этой картине и во многих своих творениях Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников. Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству, и по смелости отображения героев, и по художественному замыслу. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», - неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, показ контрастов знатности и нищеты, народного быта и жизни аристократов. Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной. Вероятно, невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого испанского живописца всегда будут волновать истинных ценителей подлинного искусства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...