Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные литературные источники




1. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 280 с.

2. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М.: ACT; Астрель; Транзиткнига, 2005. 384 с.

4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960. 500 с.

5. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.

6. Корсакова Н. К., Московючите Л. И. Клиническая нейропсихология. М.: Изд-во МГУ, 1988.89 с.

7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

8. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. 375 с.

9. Симерницкая Э, Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Изд-во МГУ, 1985. 190 с.

10. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1987. 288 с.

11. Хрестоматия по нейропсихологии/Отв. ред. Е.Д. Хомская: Учебное пособие. М: Российское психологическое общество, 1999. 526 с.

12. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевых функций у больных с разными формами афазий. М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000. 96 с.

Глава 7

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО

ГЕНЕЗА

Нижерассматриваемые варианты нарушений психических функций — расстройства письма, чтения и счета, вызываемые локальными поражениями мозга, в силу сложности этиологии могут анализироваться под двумя углами зрения — и как производные, вторичные синдромы речевых расстройств, и как результат дефектов со стороны гностических мозговых аппаратов. Наиболее глубокая разработка неиропсихологическои основы этих болезненных проявлений проведена Л. С. Цветковой и А. Н. Кореневым.

Когда речь идет о наличии подобных расстройств у детей, то по 10 МКБ они квалифицируются как специфические расстройства развития учебных навыков.

7.1. АГРАФИЯ

Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать и хранить речевую информацию. Как процесс оно является одной из наиболее поздно онто- и филогенетически созревающей и надстраивающейся над ранее сформировавшимися высшей психической функцией. Исходно опиравшееся на потребность в запоминании, оно в процессе развития начинает опосредоваться знаками или символами (иероглифами и буквами), приобретя на современном культурном этапе уровень алфавитного или алфабетического письма, при котором отдельный знак или буква передает, как правило, один звук.

Отечественная психология рассматривает письмо как сложную осознанную форму речевой деятельности, в структуру которой вплетены процессы восприятия, памяти и моторики, сложно взаимодействующие между собой. Будучи осознанным по способам своего формирования (обучения), письмо

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

лишь постепенно автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык, начало образования которого у ребенка примерно совпадает с 5—7 годами. При этом промежуточным этапом в формировании письма, как указывал Л. С. Выготский, является развитие рисования, в котором присутствует пиктографический фактор (содержание сообщения в виде рисунка), позволяющий позднее перейти к «рисованию речи». Опора на грамматику обеспечивает возможность ребенку подняться на высшую ступень в развитии речи — манипулирование «символами символов» — письменным представлением слов, а не их звуковыми эквивалентами, как в устной речи. Из-за относительной незрелости большинства психических функций и ассоциаций мозговых структур, лежащих в основе письма к моменту обучения ему в школе, вероятность возникновения отклонений в этой сфере в детском возрасте достаточно высока. Специфика их заключается в том, что если у взрослого человека в основе нарушений письма лежит дефект какого-то одного психического процесса, то у ребенка обычно вовлеченными оказываются не только элементарные психические процессы, но и сфера ВПФ — нарушения общего поведения, дефицит произвольного внимания, несформированность личности и т. д.

Аграфия (дисграфия) — нарушение способности правильно по форме и смыслу писать. Встречается как составная часть амнестических и апрактичес-ких расстройств, а также при различных вариантах афазий.

Нейропсихологический анализ письма, проведенный как А. Р. Лурия, так и современными зарубежными исследователями, показывает, что письмо возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон левого полушария, каждая из которых обеспечивает свой компонент или условие в его протекании:

□ затылочная — формирование и актуализация оптического образа буквы;

□ теменно-затылочная — ориентация элементов букв и строки в пространстве, перекодирование оптико-акустических сигналов в графические;

□ височная — звукоразличение, процессы переработки слухоречевой информации — звуковой анализ услышанного, слухоречевая память;

□ нижнетеменная — дифференциация звуков на основе кинестетической информации;

□ нижнелобная — моторное обеспечение, кинетическое программирование графических движений;

□ конвекситальная лобная — планирование, реализация и контроль акта письма;

□ лимбико-ретикулярные структуры — поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.

«Чистая» (амнестическая) аграфия — характерна для поражения теменно-височно-затылочной области левого полушария (рис. 99). Проявляется в пере-путывании порядка букв в словах, в пропуске букв, слов, знаков препинания или заменой их другими (параграфии). При правильном выделении из речевого потока звуков их обозначение производится несоответствующими буквами, что является оптико-мнестическими нарушениямя письма. С содержательной стороны эта форма аграфии объясняется отчуждением графического образа буквы

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Рис. 99. «Чистая» аграфия

Рис. 100. Апрактическая аграфия

от ее фонематического значения, приводящего к неспособности больного перекодировать необходимую фонему в графему (единицу письменного языка, выступающую в различных начертаниях). Образ буквы становится размытым, появляются трудности вычленения ее существенных компонентов, распадается обобщенный образ буквы или происходит замена его на конкретный (опознается только буква одного изображения). Особо грубые расстройства такого рода проявляются при самостоятельном письме или при письме слов и предложений под диктовку. Списывание остается более сохранным.

Апрактическая аграфия — возникает при поражении угловой и надкраевой извилин левого полушария, по-видимому, не исключена и при поражении задних отделов средней левой лобной извилины (рис. 100). Может выступать как самостоятельная форма патологии либо являться одним из проявлений других расстройств сложных действий, что позволяет рассматривать ее как частное проявление идеаторной апраксии по X. Липманну. Делается невозможным сам замысел письменных движений, больной не может создать образ нужного движения и не знает, как придать руке положение, необходимое для письма, либо в нужной последовательности осуществить письменные двигательные акты. В результате искажаются или неправильно соотносятся в пространстве различные фрагменты букв или буквы изображаются зеркально, а в тяжелых случаях вместо написанного текста остаются наборы пересекающихся черточек. Вместе с тем больной знает, что надо написать, и способен анализировать фонемный состав слова.

Эти две формы аграфий, во многом совпадающие по локализации очага поражения, встречаются в качестве самостоятельных, не сопряженных или почти не сопряженных с афатическими дефектами. Но помимо них существуют другие, отличающиеся по психологическим механизмам расстройства письма, которые необходимо рассматривать именно как производные от конкретных речевых расстройств.

В легких случаях сенсорной афазии встречаются литеральные параграфии и нарушается письмо на слух. В худших случаях письмо нарушается грубо или распадается полностью. В основе этого лежат нарушения фонематического слуха, звукобуквенного анализа, что в результате сопровождается и неспособностью реализовать речь в письме.

При акустико-мнестической афазии из-за сужения объема акустического восприятия больные жалуются на утрату способности к письму и не могут

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

вспомнить, «как писать». Моторных и сенсорных проблем у них нет, но страдает высший уровень организации письменной речи — происходит смещение от симультанного восприятия к сукцессивному с потерей образа символического знака. Сам процесс письма характеризуется замедленностью и особого типа ошибками — незаконченностью слов при их написании и замещениями одной части слова другой. Из-за ослабления способности переводить устную речь в письменную письмо под диктовку в результате больших усилий больного и при повторении фрагментов текста по частям возможно, но самостоятельная письменная речь недоступна.

При эфферентной моторной афазии нарушается нужная последовательность звуков при их записи в форме слов и предложений, что, возможно, связано с дефектом осознания системы грамматических и синтаксических отношений слов в фразе и букв в слове. В результате целостная письменная конструкция не создается. Появляется дефект переключения от одного знака к другому в письменной речи. Изменяется почерк, буквы пишутся раздельно, укрупняются или уменьшаются, возникают литеральные или вербальные персеверации, перестановки букв в слове и пропуск букв, недописываются слова. Запись отдельных букв трудности не представляет.

При афферентной моторной афазии нарушается речевая кинестезия и происходит потеря артикуляторных границ между звуками, близкими по позиции исполнительных аппаратов устной речи. Дефекты кинестетических ощущений приводят к нарушению тонких артикуляторных движений и становится невозможным дифференциация звуков по их афферентной основе. Отсюда вторично возникают и нарушения письменного исполнения отдельных звуков, близких по способу и характеру своего образования. Наиболее характерная форма внешних проявлений подобных расстройств — литеральная параграфия.

При динамической афазии расстройства письма являются результатом нарушения общей активности и, в частности, активности в создании структуры фраз.

Аграфии нужно отличать от нарушений письма, обусловленных парезом, гиперкинезом или атаксией верхних конечностей.

7.2. АЛЕКСИЯ

Чтение — сложный психический процесс смыслового восприятия письменной речи и ее понимания. В его реализации принимают участие такие психические функции, как зрительное восприятие, внимание, память, мышление и глазодвигательная координация, реализующаяся через моторный компонент зрения. Естественно, что для чтения, как и для любого другого произвольного акта, его составляющей является наличие цели, воплощенной в мотивации.

На ранних этапах развития ребенка чтение, вслед за восприятием, включает в себя звуковой анализ и синтез элементов речи, перевод букв в звуки,

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

объединение их в слоги и слова. У взрослого человека такое сукцессивное восприятие текста заменяется симультанным, особенно при встрече со знакомыми и распространенными (высоковероятными) словами — слово «схватывается» целиком, становясь единицей чтения. Понимание на основе смысловых догадок начинает опережать восприятие вплоть до предвосхищения смысла всего текста. При этом чтение реализуется на двух уровнях — сенсо-моторном, обеспечивающим «технику» чтения — скорость и точность восприятия, и семантическом уровне, на котором осуществляется процесс понимания значения и смысла информации.

В качестве мозговой основы процесса чтения выступают несколько совместно работающих участков левого полушария — заднелобных, нижнетеменных, височных, затылочных отделов коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад. Важная роль отводится и нервным путям, объединяющим эти зоны.

Алексия (дислексия) — расстройство чтения; у детей — стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения при достаточном уровне интеллектуального и речевого развития в оптимальных условиях обучения и при отсутствии нарушений слухового и зрительного анализаторов. Основным нарушением является неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целых слов, что может сопровождаться и недостаточным пониманием прочитанного.

Общей точки зрения по поводу этиологии дислексии не существует. Среди причин, называемых в качестве ведущих в дефектах или задержках письма и чтения, фигурируют наследственный фактор, особые варианты полушарной специализации, левшество или амбидекстрия («равнорукость»), приводящие не только к нарушениям ориентировки в сторонах тела, но и во внешнем пространстве, аномальные признаки в траектории саккадических движений (их избыточности) глаз, более слабые способности детей с дислексией распознавать зрительные стимулы, в частности буквы, предъявленные в периферическую часть поля зрения, нарушения запоминания и воспроизведения временной последовательности событий, нарушения сканирующих движений глаз, аномально медленное функционирование некоторых клеточных систем, отвечающих за формирование быстродвигающихся низкоконтрастных образов. Поданным А. Н. Коренева, слабое владение навыками фонематического анализа встречается у 92% детей. Часть указанных причин может иметь отношение не только к зрительной, но и к слуховой системе.

Таким образом, по механизмам нарушения дислексии могут обусловливаться дефектами фонематического, оптического и оптико-гностического, пространственно-апрактического, моторного, мнестического и семантического факторов. Дислексия и дисграфия часто сопутствуют друг другу как две стороны нарушения письменной речи.

Выделяют две основные формы первичной алексии, связанные с локальными поражениями определенных участков мозга, — литеральную (агностическую) и вербальную. Вторичные алексии достаточно часто развиваются при различных вариантах афазий и зависят от их формы.

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

Рис. 101. Агностическая алексия

Литеральная (агностическая) алексия возникает при очагах в основании левой затылочной доли (рис. 101), часто с захватом медиально прилежащих отделов височных и теменных областей, и сопровождается нарушением узнавания отдельных букв. Больные путают буквы, сходные по начертанию (3 — Э, Р — В и др.), затрудняются при подборе одинаковых букв разных шрифтов (печатных, прописных, стилизованных, заглавных), то есть утрачивают способность к обобщенному восприятию буквы (графемы). Иногда больные с задержками и паузами могут прочесть слова, написанные крупными печатными буквами, узнавая их по рисунку, но даже при этом стиль чтения остается «малограмотным». Нередко нарушается чтение арифметических и нотных знаков.

Б. Г. Ананьев, проанализировавший ошибки узнавания букв при алексии, выделил следующие их типы: неразличение количества сходных обозначений (Щ — Ц, ш — и); невосприимчивость к микрознаку (Ш — Щ, О — Q); дезориентация в стороне: неразличение верха-низа, правой-левой сторон буквы (R — Я, Р — Ь); двустороннее расщепление структуры (Ж — К); сохранение установки на количество элементов при искажении пространственной перспективы (ш — т, М — Ш).

Письмо у больных с агностической алексией, как правило, сохранено, но прочесть то, что сами написали, не могут. Перестав быть значимой графемой, буква превращается в «иероглиф», который элементарно списывается, срисовывается или копируется.

Вербальная алексия возникает при поражении теменной доли (угловой извилины) левого полушария, но очаг может смещаться и в сторону затылочной доли (рис. 102). Страдает способность анализировать временную последовательность символов или звуков и удерживать ее в памяти до этапа понимания. Узнавание отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачивается чтение слогов, целых слов и фраз (дефект симультанности).

В литературе отмечено, что симультанное зрительное опознание образа, а следовательно, способность к глобальному чтению зависит от

Рис. 102. Вербальная алексия

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

степени «знакомости» шрифта. При глубоком нарушении чтения имеет значение и расстояние между буквами. Затруднено опознание слов, составленных из разрезной азбуки, особенно если между буквами имеется небольшой интервал. Соответственно, читая предложение, больной не всегда способен прочесть слова с переносом на следующую строчку. Очевидно, что в этих условиях нарушается цельность зрительного образа, и это создает дополнительные трудности для зрительного синтеза, для сопоставления увиденного с хранящимся в памяти эталоном (Н. Н. Трауготт и С. А. Дорофеева).

Больные пытаются компенсировать дефект узнавания домысливанием непрочитанных частей, поэтому иногда смысл фраз понимается верно, хотя само чтение сопровождается ошибками. К этой симптоматике присоединяются и расстройства письма.

При поражении лобных систем мозга чтение может оказаться нарушенным даже тогда, когда звукобуквенный компонент в его структуре остается сохранным. В этих случаях нарушаются звенья, обеспечивающие возникновение адекватных смысловых догадок и контроль за самим процессом. Неустойчивость внимания приводит к тому, что уровень понимания читаемого снижается, зачатки угадываемого не соответствуют смысловому контексту, однако сам больной подобного противоречия не чувствует.

При поражении височных долей левого полушария в рамках синдрома сенсорной афазии слова для больного становятся системой знаков, не имеющих звуковой основы, хотя иногда и узнаются «в лицо». Поэтому само слово может оказаться угаданным, но фонематическая нагрузка, его значение и смысл в целом теряются. Если височные поражения приводят к акустико-м нести -ческой афазии, то больной не может корректно понять смысл прочитанного из-за того, что у него ограничены возможности по удержанию всего объема поступающей информации. При грубой форме этой алексии существует обратная зависимость качества и скорости понимания от сложности текста, при легкой — контекст может улучшать чтение, облегчая узнавание значения слова в предложении.

7.3. АКАЛЬКУЛИЯ

Формирование понятия числа как в культурно-историческом развитии, так и у детей идет сложным путем — от элементарных представлений о «множественности» и о количестве конкретных предметов, выражающихся числом к постепенному выделению существенного признака числа, и к уровню его отвлеченного обобщенного представления. Сначала счетная операция имеет наглядно-действенную форму, сменяющуюся речевой, а на высшем этапе формирования эта функция начинает осуществляться в идеальном плане. Развитие функции счета тесно связано с речью, которая выступает, с одной стороны, как средство выражения этой системы знаний, а с другой — как организа-

ОО

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

тор деятельности счета. Велика и роль пространственного фактора, который, по мнению одних авторов, выступает в качестве внешнего условия, «пространственного поля» для действий с объектами, а по мнению других — в качестве составной части строения числа и непосредственно с ним связан. Восприятие и осознание пространственных отношений, в которых находятся измеряемые предметы, в наиболее отчетливом виде выступают на первом этапе формирования понятия числа, но они остаются и на более поздних этапах, связанных с возникновением функции счета (Л. С. Цветкова). Полноценное понятие числа невозможно без высших форм анализа и синтеза, приводящих у взрослого человека к сокращенным и автоматизированным операциям с ним.

Счет является разновидностью интеллектуальной деятельности.

Акалькулия (дискалькулия) характеризуется нарушением счетных операций и может возникать при различных локализациях очага поражения почти любого участка мозга.

1. Поражение затылочной области (рис. 103) приводит к распаду оптического образа цифры, из-за чего числа перестают быть знаками, отражающими количество, смешиваются цифры, близкие по начертанию (1 и 7 или 4, 8 и 5, 6 и 9 и т. д.). Образ-восприятие нарушается, но сохраняется образ-представление. Эта форма акалькулии является составной частью зрительной предметной агнозии.

2. Поражение теменно-затылочной доли левого полушария (рис. 104) может сопровождаться нарушением представления и восприятия пространственного расположения цифр, составляющего разрядное число. Многозначные числа читаются отдельными цифрами или воспринимаются как механическое соединение составляющих его цифр, числа с одинаковыми, но расположенными в другой последовательности цифрами, воспринимаются как идентичные (742 = 247), величина числа перестает оцениваться его разрядностью и производится «по впечатлению» (10 002 < 978). Особенно затруднена оценка римских цифр (IX и XI и т. п.).

3. Поражение угловой извилины теменной доли левого полушария, 39-го и 40-го его полей (рис. 105), приводит к утрате способности выполнять простые арифметические действия (по типу 3 + 4 = 5; 2 х 4 = 44; 5 + 3 = 53). Грубо нарушаются счетные операции с переходом через десятки и осознание вели-

Рис. 103. Оптическая акалькулия

Рис. 104. «Пространственная» акалькулия

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Рис. 105. «Операциональная» акалькулия

чины многозначных чисел по отдельным входящим в него значениям. Забывается последовательность счета при вертикальном способе вычисления, делаются недоступными операции с дробями. Больные теряют способность понимать, в каких взаимоотношениях находятся числа, соединенные знаками «плюс», «минус», «умножить» или «разделить», особенно тремя последними знаками. При мягких формах поражения мозга они не в состоянии найти нужный арифметический знак в заданиях, где не указаны действия, но дано определенное соотношение чисел (5... 9 = 14; 5... 4 = 20).

Эта третичная зона мозга полноценно включается в работу примерно к 7 годам, из-за чего не у всех детей к периоду школьного обучения она оказывается достаточно созревшей и способной не только выполнять арифметические действия, но и формировать само понятие о числе.

Указанные три формы акалькулии носят название первичных, часто сочетающихся с семантической афазией. Вторичные акалькулии возникают при иных формах афазий (амнестической, моторной и др.) на базе их специфических расстройств, либо при поражении участков мозга, «соучаствующих» в речевых процессах. Например, при поражениях префронтальных конвекситалъ-ных отделов, на фоне нарушений целенаправленной ориентировочно-исследовательской деятельности, ухудшается планирование счетных операций и контроль за их выполнением. Этот дефект особенно заметен в решении арифметических примеров, состоящих из нескольких звеньев, требующих в качестве составной части программы счета удержание промежуточных результатов и манипулирования ими.

При поражении заднелобных систем мозга нарушения счета идут обычно в синдроме речевых и двигательных персевераций и эхолалий, которые являются результатом нарушения динамики психических процессов (инертности) на фоне эфферентной моторной афазии. Например, при выполнении задания по составлению заданного числа из всевозможных комбинаций других чисел больные с заднелобными поражениями называют ограниченное количество возможных комбинаций — активная поисковая деятельность заменяется стереотипной. Счетные операции и понятие числа здесь нарушаются вторично. Речевая помощь таким больным не помогает, а ухудшает результаты, становясь помехой.

При медио-базальных и базалъныхлобных поражениях дефекты интеллектуальных действий возникают на основе расторможенности, импульсивности и проявляются в нарушениях ориентировочной основы за счет снижения внимания. Здесь не обнаруживается первичных нарушений счетных операций (больше страдает эмоциональная сфера) и сохраняются процессы автоматизированного счета (таблица умножения).

При афферентной моторной афазии трудности возникают уже при простом назывании чисел. Неправильное узнавание и называние чисел приводит к

ПП

ГЛАВА 7. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО ГЕНЕЗА

неправильной их записи и к ошибкам вычисления вплоть до полного отчуждения числа, выраженного не только словами, но и цифрами.

Синдром Герстмана — сочетание акалькулии, нарушений ориентировки в правом-левом, вербальной алексии, аграфии и пальцевой агнозии. Иногда к нему причисляют некоторые варианты конструктивной апраксии и непонимание сложных логико-грамматических конструкций. Синдром Герстмана возникает при поражении угловой и/или надкраевой извилин левого полушария. Внутренняя психологическая логика данного синдрома является своеобразной моделью механизмов, принимающих участие в счете.

Вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. При каких видах церебральных расстройств встречается аграфия?

2. В чем разница между «чистой» и апрактической аграфиями по механизмам их реализации?

3. Какими первичными дефектами может быть обусловлена алексия?

4. В чем отличие агностической алексии от вербальной?

5. Что такое акалькулия?

6. Какова возможная локализация очагов поражения мозга при акальку-лиях?

7. Нарушения каких мыслительных операций обусловливают возникновение акалькулии?

Основные литературные источники

1. Бурлакова М. К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997. 280 с.

2. ВассерманЛ. И., Дорофеева С. А., МеерсонЯ. А. Методы нейропсихологического исследования. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 304 с.

3. КорневА. Н. Нарушения чтения и письма удетей: Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е. СПб.: ИД «МиМ», 1997. 286 с.

4. Нейропсихология: тексты / Под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ, 1984. 192 с.

5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: Учебник. М.: МГУ, 1987. 288 с.

6. ЦветковаЛ. С. Мозги интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение; АО «Учеб. лит.», 1995. 304 с.

7. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.

Глава 8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

8.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ

Существует большое число определений памяти, ядерным элементом которых является один процесс — сохранение информации о раздражителе, действие которого прекратилось. Ему предшествует процесс запечатления (усвоения, запоминания, регистрации, оставления следа) этой информации, а сопутствует процесс ее извлечения (воспроизведения, использования). Некоторые авторы выделяют также процесс забывания (временной или безвозвратной утраты информации). С психологической точки зрения память обеспечивает единство и целостность человеческой личности, руководствующейся в своем поведении накопленным и сохраненным опытом.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти, но существуют три принципиальных подхода — психологический (в свою очередь представленный ассоционизмом, гештальтизмом, бихевиоризмом, психоаналитическими концепциями и другими взглядами), физиологический (нейронный) и биохимический (молекулярный), каждый из которых на своем уровне и со своим набором гипотез объясняет ее механизмы. В большинстве случаев эти подходы к мнестическим процессам не являются противоречащими друг другу и могут рассматриваться как взаимодополняющие и отражающие механизмы памяти в различных аспектах их реализации. Исследования последних лет показали, что память нужно рассматривать как сложную функциональную систему, внутри которой происходит кодирование поступающей в мозг информации.

Теоретический и экспериментальный анализы феноменов памяти показывают, что существует довольно много ее форм, которые могутбыть систематизированы и классифицированы исходя из разных предпосылок. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии со следующими основными пересекающимися критериями:

ГЛАВА 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА...

□ по отношению к фило- и онтогенезу: генетическая (генотипическая, наследственная, видовая), сохраняющая информацию об анатомическом строении организма и его инстинктивном поведении, и прижизненная (индивидуальная, фенотипическая), определяющая объем информации, накапливающийся от рождения до смерти. Промежуточное положение между этими видами занимает импринтинг (запечатлевание) — механизм «одномоментного» установления связи между рожденным организмом и каким-то объектом внешней среды (например, связь между ребенком, и матерью);

□ по характеру психической активности, преобладающей в деятельности и в зависимости от системы, преимущественно участвующей в мнестичес-ком процессе (здесь же присутствует и критерий по модальности запоминаемого материала): образная (зрительная, слуховая, тактильная и др.), двигательная или моторная, рано развивающаяся и становящаяся основой автоматизированных навыков. Несколько особняком рассматривается эмоциональная память или память на эмоционально окрашенные события, которая формируется у ребенка в период от 6 месяцев до 3—5 лет;

□ по направленности хранящейся информации: процедурная, указывающая на то, как нужно действовать, и декларативная (справочная, четко сформулированная);

□ по характеру хранящегося материала: эпизодическая (автобиографическая) — содержащая воспоминания о прошедших событиях жизни и семантическая (символическая) — высший вид памяти — встречающаяся в двух подвидах: словесная (лингвистическая, строящаяся по законам языка) и логическая, тесно связанная с мышлением;

□ с точки зрения организации материала: неосмысленная и смыслоорганизо-ванная;

□ по характеру целей деятельности: непроизвольная (неосознанная, имплицитная) и произвольная (осознанная, эксплицитная). В последнем случае запоминание и воспроизведение выступают как специальные мнемичес-кие действия. В произвольной памяти большую роль играют мотивы и понимание материала, а в непроизвольной — вхождение материала в содержание цели деятельности и наличие трудностей. Эффективность непроизвольной памяти выше в детстве, а начиная с периода полового созревания, в мнестической деятельности начинают доминировать произвольные процессы;

□ по продолжительности закрепления и сохранения материала: мгновенная (непосредственная, сенсорная, следовая, ультракороткая) — сохраняет следы от долей секунды до одной-двух секунд; кратковременная (от нескольких секунд до нескольких минут, а иногда и часов), в среднем по объему хранения описываемая числом структурных единиц (информационных блоков, ячеек) 7+2; оперативная (разновидность кратковременной, в условиях активных помех или с удержанием в памяти промежуточных результатов действий); долговременная — обеспечивает хранение на протяжении всей жизни — в нее поступает информация, имеющая стратегическое значение, ее емкость практически не ограничена).

7 Чяи- 47Л8

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Терминологически необходимо также выделить эйдетическую память, обеспечивающую исключительную детализацию образа, недоступную обычному представлению.

Согласно широко распространенной гипотезе, существуют различия нейрофизиологических механизмов кратковременной и долговременной памяти. Считается, что кратковременная память обусловлена реверберацией (многократной циркуляцией) возбуждения по замкнутым нейрональным цепям. Со временем этот процесс приводит к относительно стойким биохимическим изменениям на клеточном уровне, что составляет основу долговременной памяти. Процесс преобразования динамических электрофизиологических процессов в структурные изменения на клеточном уровне получил название «консолидации следа памяти» (В. В. Захаров, Н. Н. Яхно).

Запоминание, хранение и извлечение структурированы в самостоятельные фазы, каждая из которых имеет свою специфику. Из них процессы считывания запечатленных ранее следов (энграмм) и их воспроизведения при различных патологических состояниях, и в частности при локальных поражениях мозга, являются наиболее ранимыми. Энграмма — общее название структурных и функциональных изменений, возникающих в нервных образованиях всей центральной нервной системы при воздействии на организм раздражителей и сохраняющихся некоторое время или долго и оказывающих существенное влияние как на реакции организма, так и на деятельность человека.

Каждая из упомянутых фаз работы памяти в своей логической целостности представлена несколькими процессуальными составляющими.

Процесс запоминания информации на первых этапах является прямым продолжением процесса восприятия и опознания формирующихся образов, что требует сохранности первичных гностических операций. В первые доли секунды процесса доминирующее место обычно занимают относительно простые, сенсорные операции. Они оставляют свой след, сохраняющийся очень короткое время и составляющий содержание ультракороткой памяти. Здесь происходит превращение сигнала в кратковременные образы. Этот этап быстро уступает место следующему — синтетическому запечатлению материала.

Он начинается с того, что из каждого поступившего в кратковременную память материала выделяется комплекс признаков, часть из которых носит элементарный, сенсорный характер, а часть — имеет отношение к смысловой составляющей воспринятого. Этот процесс позволяет структурировать, упорядочить информацию и выделить ее важнейшие признаки, по которым она в дальнейшем может быть извлечена из памяти и ассоциирована со всей совокупностью второстепенных компонентов воспоминания. По существу происходит кодирование полученных сигналов, благодаря чему осуществляется переход от быстрой, но узкой по своим возможностям кратковременной памяти в неограниченную по своим объемам память долговременную. В ней, в отличие от кратковременной, хранятся в основном не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации. Результатом запоминания становится закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенной ранее.

ГЛАВА 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА...

Процессом перевода следов из кратковременной памяти в долговременную, по мнению ряда специалистов, занимаются такие мозговые структуры, как гип-покамп (рис. 19), медиальная височная область, а также сложная нейронная система, в которой сигнал циркулирует между корой и таламусом. Предполагается, что системы нейронных связей, в которые вводятся следы доходящей до субъекта информации, строятся на основе различных кодов и, следовательно, являются многомерными. Из них субъект должен каждый раз производить соответствующий выбор. Таким образом, запоминание в своей основе представляет собой не пассивный процесс, а имеет активную и сложную природу и всегда предусматривает избирательность информации, то есть подключение к процессам памяти и процесса внимания. Кроме того, через гиппокамп осуществляется оценочная функция мозга, реализующаяся благод

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...