Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно выполнять все предъявляемые требования, четко следовать всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки или замечания. Четверо учеников – 25% (три мальчика и одна девочка) обладают хорошей школьной мотивацией, характерной для большинства учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Для трех учеников - 17% (два мальчика и одна девочка) характерен средний уровень мотивации, в целом это положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться со сверстниками, с педагогами. Познавательные интересы у них развиты мало. Также трое учащихся - 17% (мальчики) обладают низкой школьной мотивацией. Это может выражаться в том, что учащиеся ходят в школу без желания, у них возможны трудности адаптации к школьному обучению. У одного ученика 6% (мальчика) выявлено негативное отношение к школе. Такие учащиеся испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается им как враждебная среда. Такие дети могут проявлять агрессивные реакции, отказываться идти на контакт, выполнять задания учителя. Качественный анализ ответов учащихся показал, что семь учащихся (41%) ответили на вопрос, нравится ли им школа, положительно, девять (53%) ответили, что нравится не очень, и один (6%) ученик дал отрицательный ответ. Четыре ученика (24%) отметили, что идут в школу с радостью по утрам, один (6%) ответил, что чаще хочется остаться дома, и двенадцать человек (70%) ответили, что бывает по-разному. На вопрос о том, как бы поступил ученик, если бы учитель сказал, что завтра в школу всем ученикам приходить необязательно, восемь учеников (47%) выразили желание пойти в школу, пять человек (30%) остались бы дома и четверо (23%) не смогли определиться с ответом. Четыре ученика (23%) отметили, что им не нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки, четверо (23%), что нравится и девять (54%) ответили, что бывает по-разному. Семь учащихся (40%) хотели бы, чтобы им не задавали домашних заданий, пять учеников (30%) не хотели бы и пятеро (30%) не смогли определиться. Трое (17%) учащихся хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены, десять (60%) не хотели бы и четверо (23%) не определись с ответом. Все опрошенные (100%) выразили позитивное отношение к учителю. Четырнадцать учеников (81%) ответили, что им нравится их класс, двое (13%), что не очень и один (6%) дал отрицательный ответ. Десять учащихся (59%) считают, что имеют много друзей в классе, пятеро (29%) ответили, что мало и двое (12%), что совсем не имеют. На вопрос, часто ли ребята рассказывают родителям о школьной жизни, четырнадцать (81%) ответили, что часто и трое (19%) редко.
Из рисунков, выполненных в рамках методики «Школа зверей», видно, что уровень самооценки у большинства детей находится в норме. Рисунки большинства детей говорят о принятии детьми школы, благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками, стремлении к общению и взаимной деятельности. В нескольких случаях можно говорить и наличии трудностей у некоторых детей в построении контактов с другими учениками. Учитель оценивается учениками высоко, отсутствует противопоставление между ними. В рисунках учащихся в той или иной мере изображена учебная деятельность, что свидетельствует о сформированной позиции ученика, осознании своих задач как школьника. Однако анализ рисунков показал, что для некоторых детей внеучебные стороны школы привлекательны в большей степени, чем для их одноклассников. Также в рисунках отдельных учеников отразилась тревожность и внутренняя агрессия. В целом изображения школы зверей говорят о благополучном эмоциональном состоянии детей в школе.
Результаты методики «Цветные прогрессивные матрицы Равена» (адаптированный вариант) показали, что высоким уровнем развития невербальной составляющей интеллекта обладают 4 ученика (23%) (3 девочки и 1 мальчик). У таких детей хорошо развиты такие психические процессы как внимание, перцепция, мышление в их наглядно-образной составляющей, а также навыки обучения. Средний уровень развития интеллекта присущ 9 учащимся (54%) (5 девочек и 3 мальчика). У 4 учеников (23%) (все мальчики) уровень развития интеллекта оказался на низком уровне, что говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и в целом о недостаточно сформированных навыках обучения. Анализ рисунков «Несуществующего животного» выявил следующее. Для большинства детей характерна нормальная или слегка завышенная самооценка. Некоторые дети имеют несколько заниженную самооценку и признаки неуверенности в себе. Характерным для большинства учащихся является также эгоцентризм, наличие положительно окрашенных эмоций, активность, общительность и направленность «в будущее». В рисунках всех детей в той или иной степени отразилась общая тревожность, нерешительность, боязливость, связанная с запретами и ограничениями со стороны взрослых. Агрессивность имеет скорее защитный характер и может проявляться в вербальной форме. Для девочек характерна демонстративность. На основе анализа рисунков семьи, выполненных детьми, можно предположить, что в семьях 11 детей (66%) имеют место тесные эмоциональные контакты, по крайней мере, с одним членом семьи. Для семей остальных 6 ребят (34%) характерна разобщенность членов семьи, ослабленность эмоциональных контактов между ними, ощущение изолированности детей и потребность в эмоциональной близости.
Полученные обобщенные индивидуальные данные учащихся (см. Таблицу 2.1) позволяют выделить группу риска: Сергей О., Игорь Ж., Вадим К., Леонид П., Михаил П. Сергей О. Очень низкий уровень школьной мотивации, что свидетельствует о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Из рисунка, выполненного в рамках методики «Школа зверей», видна низкая самооценка, тревожность, внутренняя агрессия, а также наличие трудностей в построении контактов с одноклассниками. Изображение учебной деятельности свидетельствует о сформированной позиции ученика. Уровень развития интеллекта на низком уровне, что говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и в целом о недостаточно сформированных навыках обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на заниженную самооценку, недовольство собой, нерешительность, интровертированность. Ярко выражены тревожность, страхи, агрессия, защита от взрослых. Изображение семьи характеризуется с одной стороны подавленностью ребенка, а с другой гиперопекой и высокой значимостью матери. Игорь Ж. Низкая школьная мотивация говорит о том, что школа посещается неохотно, предпочитается пропускать занятия, а во время урока заниматься посторонними делами, играми. В учебной деятельности испытываются серьезные затруднения. Адаптация к школе неустойчивая. На рисунке «Школы зверей» отсутствуют негативные ассоциации, однако изображается не учебная, а школьная деятельность. Количество стираний указывает на тревожность. Низкий уровень развития интеллекта говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и недостаточно сформированных навыках обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на заниженную самооценка, неуверенность в себе, сочетающуюся с демонстративностью и эгоцентризмом, тревожность, легкомысленное отношение к окружающим, неудовлетворенность потребности в общении, а также готовность к защите (в процессе деятельности). Внутрисемейные отношения ученика характеризуются разобщенностью членов семьи, нарушением внутрисемейных контактов.
Вадим К. Низкий уровень школьной мотивации указывает на то отсутствие желания посещать школу и предпочтении пропускать учебные занятия. На уроках такие дети часто занимаются посторонними делами, играют. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. На рисунке «Школа зверей» школа изображается закрытой, ученики находятся на уроке физкультуры и заняты игровой деятельностью и общением. Это говорит о недостаточно сформированной позиции ученика и осознании своих задач как школьника. Уровень развития невербальной составляющей интеллекта имеет средний показатель. В данном случае можно говорить о среднем уровне развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и навыков обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на следующие личностные особенности ученика: завышенная самооценка, уверенность в себе, любознательность, обдуманность, рациональность при принятии решений, общая тревожность, нерешительность, боязнь активных действий, контроль своих суждений, наличие внутреннего противоречия. Изображение членов семьи на рисунке говорит об ослабленности эмоциональных контактов между детьми и родителями. Отец изображен отдельно от остальных членов семьи, что связано с тем, что родители мальчика находятся в процессе развода. Леонид П. Уровень школьной мотивации низкий. Такие школьники посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Учебная деятельность, как правило, сопровождается серьезными затруднениями. Адаптация к школе неустойчивая. Рисунок в рамках методики «Школа зверей» не закончен. Учитель не изображен. Практически все звери стирались ластиком и рисовались вновь. Достаточно сильный нажим карандаша указывает на тревожность. Уровень развития интеллекта соответствует низкому уровню, что говорит о слабом развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и в целом о недостаточно сформированных навыках обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на завышенную самооценку, тревожность, боязнь активных действий, нерешительность, вербальную агрессия защитного характера, слабый контроль своих суждений и действий, конформность. В сфере семейных отношений характерна разобщенность членов семьи, изолированность, восприятие семьи как недостаточной в воспитательном аспекте (семья неполная).
Михаил П. Уровень школьной мотивации имеет средний показатель, что говорит о положительном отношении к школе, однако в большей степени к ее внеучебным сторонам. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. На рисунке «Школы зверей» изображены парты и доска, однако большинство учеников играют в мяч в стороне, что говорит о частичной сформированности позиции ученика и осознании своих задач как школьника. Сильный нажим говорит о тревожности. Очень высоко оценивается учитель. Уровень развития невербальной составляющей интеллекта имеет низкий показатель. В данном случае можно говорить о низком уровне развитии внимания, перцепции, наглядно-образного мышления и навыков обучения. Рисунок несуществующего животного указывает на следующие личностные особенности ученика: несколько заниженная самооценка, эгоцентризм, вербальная агрессия защитного характера, тревожность, легкость возникновения страхов, значимость окружающих. Семейные отношения характеризуются разобщенностью членов семьи, потребностью в эмоциональной близости. В целом у этих детей низкий уровень школьной мотивации, навыки обучения сформированы недостаточно. Среди личностных особенностей на первый план выступает завышенная или заниженная самооценка, тревожность, легкость возникновения опасений и защитная агрессия. Внутрисемейные отношения этих детей характеризуются слабыми эмоциональными контактами между членами семьи и их разобщенностью. Таблица 2.1 Индивидуально-личностные особенности учащихся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|