Возвращение предупреждения. Смерть сегодня.
[...]Если на исходе XIX в. смерть исчезает из медицинской науки, то в новейших исследованиях она возвращается как тема не только философии, но и медицины. Речь идет о достоинстве умирающего, о том, чтобы смерть не игнорировалась и замалчивалась, а была признана как реальное состояние и – более того – как фундаментальный акт. Одно из условий признания смерти: умирающий должен быть информирован о своем состоянии. Вскоре английские и американские врачи уступили этому давлению, в особенности потому, что теперь они могли наконец разделить ответственность, ставшую казаться невыносимой. Не стоим ли мы на пороге нового глубокого изменения менталитета в том, что касается смерти? Не умирает ли старая заповедь молчания о смерти? [...]. В современной драме идей в отношении смерти общество в целом по-прежнему отталкивает от себя смерть, какой она предстает в реальности. Все согласны в том, что условия умирания в больницах должны быть улучшены, но смерть не должна выходить оттуда. Те, кого подобный компромиссный подход не устраивает, кто отвергает эти половинчатые смягчения, в конце концов, если доводят свои рассуждения до логического предела, начинают оспаривать саму идею медикализации смерти[...]. Все чаще раздаются голоса сомнения в том, что подчинение жизни и смерти человека развитию медицинской техники и клинических методик есть такое уж безусловное благо[...]. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992. - Почему Ф. Арьес называет современную модель отношения к смерти «смертью перевернутой»? - Чем характеризуется процесс «медикализации смерти»? Какие противоречия он в себе несет?См. также тексты: Першин М.С. Эвтаназия: легко ли “легко умирать// http://rsmu.ru/335.html
Павлова Ю.В. Проблемы эвтаназии в праве//Здравый смысл. 2005, № 3 (36). ТЕМА 9. МОРАЛЬНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ (2 часа). План-конспект семинарского занятия. 9.1. Трансплантология: история и современность. 9.2. Моральные проблемы трансплантологии. 9.3. Юридические модели забора органов от трупных доноров. 9.4. Правовые основы трансплантации органов и тканей человека в Республике Беларусь.
Ключевые понятия: трансплантология, донор, реципиент, трансплантат, коммерциализация, смерть мозга, стойкое вегетативное состояние, эксплантация органов, «презумпция согласия» (неиспрошенное согласие), «испрошенное согласие» (информированное), лист ожидания, отторжение. 9.1. Трансплантология: история и современность. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ органов и тканей человека – замещение отсутствующих или поврежденных органов или тканей, которое основано на заборе органов и тканей у донора или трупа человека, их типизировании, консервации и хранении. Трансплантация органов и тканей человека — это замещение отсутствующих у больного или каким-либо образом поврежденных органов или тканей, основанное на заборе органов и тканей у донора или трупа человека, их типизировании, консервации и хранении и осуществляемое посредством проведения хирургической операции. При этом следует иметь в виду, что органы и ткани человека – анатомические образования, не определяющие отличительных черт личности. Донор органов и тканей человека — лицо, добровольно отдающее свои анатомические образования для пересадки больным людям. Реципиент – лицо, которому с лечебной целью пересаживают органы или ткани человека.
Основы научной трансплантации были заложены в начале 19 века. Известно, что в 1804 г. Бароньо сообщил об аутотрансплантации кожи у овец и о результатах успешных экспериментов по пересадке кожи от одного животного другому одного или другого вида. 1823 г. Бюнгер восстановил часть носа у женщины с помощью пересадки свободного трансплантата.
Если изначально трансплантология развивалась в рамках пластической хирургии, то ее следующий этап становления специалисты связывают с успехами в хирургии, открытием наркоза, внедрением в клиническую практику асептитики и антисептики, разработкой техники сосудистого шва. 1902 г. – Е.Ульман осуществил первую попытку по экспериментальной трансплантации почек у собак. 1905 г. – Каррель сообщил о первой экспериментальной пересадке сердца у собаки. 1923 г. – в США (Холмен) осуществил первую пересадку кожи от матери ребенку с ожогами. 1933 г. – Ю.Ю. Воронов впервые в мире осуществил пересадку трупной почки. 1954 г. – в США (Бостон) Joseph Murray выполнил первую в мире родственную пересадку почки от гомозиготного близнеца, а в 1991 г. этот пластический хирург стал Нобелевским лауреатом. 1965 г. – первую в СССР успешную трансплантацию почки в клинических условиях произвел Б.В.Петровский. 1966 г. – в Лондоне произошло юридическое оформление концепции мозговой смерти, а в 1968 г. в медицинской школе Гарварда были четко определены критерии мозговой смерти. 1967 г. – К.Бернард (ЮАР) произвел первую в мире пересадку сердца человеку. Реципиентом был 54-летний мужчина с коронарной болезнью сердца и постинфарктной аневризмой левого желудочка, а донором – 25-летняя женщина, погибшая в результате черепно-мозговой травмы. 1970 г. – первая трансплантация почки в БССР, выполненная в 4-й городской больнице г. Минска академиком Н.Е.Савченко. 2008 г. – первая трансплантация печени в РБ хирургом О.О.Руммо – в 9-й городской больнице г. Минска. 2009 г. – первая трансплантация сердца в РБ, выполненная Ю.И.Островским. Сегодня трансплантология как отрасль медицины признается одной из самых перспективных в медицине. Уровень ее функционирования в разных странах мира не одинаковый. В целом, к службе трансплантации предъявляются следующие требования: высококачественная профессиональная подготовка специалистов; проведение научных исследований; соблюдение принципов международной кооперации; формирование школы национальной трансплантологии.
9.2. Моральные проблемы трансплантологии. Следует выделить комплекс медицинских, правовых и этических проблем, которые становятся актуальными в связи с активным развитием трансплантологии. К ним относят: проблему справедливого распределения дефицитных ресурсов здравоохранения; проблему справедливости в распределении между потенциальными реципиентами дефицитных ресурсов (органов и тканей) трансплантологии; моральные проблемы процедуры забора органов от живых доноров; моральные проблемы пересадки органов от трупа; этические проблемы, связанные с торговлей человеческими органам и тканями; проблему донора (особенно при трансплантации таких непарных жизненно важных органов, как сердце, печень, поджелудочная железа и т.д.); научное установление критериев биологической смерти; моральные проблемы трансплантации фетальных органов и тканей; этические аспекты ксенотрансплантации; совершенствование правовых аспектов трансплантации и др. Существует несколько видов трансплантации. Они отличаются друг от друга не только с медицинской, но и с этической точки зрения. Сложность ситуации заключается в том, что трансплантологи должны сделать всё для спасения жизни пациента, но одновременно с этим, чем раньше они начнут забор органов и тканей из тела, тем больше шансов, что пересадка пройдет успешно. При пересадке органа от живого донора основными считаются следующие проблемы: как и в какой степени гарантировать добровольное согласие донора (согласие по принуждению; продажа органов и тканей и т.д.). В случае изъятия и пересадки органов и тканей от умершего донора долгое время оставался нерешенным вопрос относительно критериев понятия «умерший донор». В соответствии с традиционными критериями, необратимое прекращение работы сердца и легких – достаточное основание для констатации смерти, тогда какой смысл пересаживать нежизнеспособные органы? В обратном случае, нет оснований признать человека умершим. Со временем использовать органы умерших доноров стало возможным, когда был узаконен новый критерий смерти человека – смерть мозга. Именно после этого в течение нескольких дней можно искусственно поддерживать работу сердца, легких, печени. Коллизия очевидна: борьба за жизнь умирающего и необходимость скорейшего получения органов и тканей для пересадки реципиенту. Нет единого мнения в решении этой проблемы. Существуют две полярные позиции. Либеральная биоэтика всесторонне поддерживает трансплантацию как перспективное направление в медицине. Ее представители акцентируют внимание на гуманистических ценностях, исключая экономические выгоды. Консервативно-христианская позиция сводится к тому, что нанесение повреждений телу означает потерю уважения к живущему.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|