Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова




1. Найти однокоренные слова.

 

СНЕЖНАЯ СКАЗКА

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

 С. Погореловский

 

2. К выделенным словам подобрать однокоренные (стихотворение записывается на доске).

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она снежки солила

В берёзовой кадушке,

 С. Островой

3. Определить, однокоренные ли выделенные слова (стихотворение записывается на доске).

 

Я ДРУЗЕЙ НАРИСОВАЛА

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет, Поля полет,

Паша пашет, Варя варит,

Валя валит, Света светит,

Соня спит, Катя катит, Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь.

 

ИГРЫ

 

КТО БОЛЬШЕ?

Учитель называет слова (дом, лес, пень, сад, мост), а учащиеся образовывают новые при помощи суффиксов -ик, -ок, -ёк.

Кто больше запишет слов, тот выигрывает.

Отгадать загадки.

 

ЗАГАДКИ

1. Я несу в себе водицу.

Нам водица пригодится,

Можно мыться без хлопот,

Если есть... (водопровод).

 

2. Ем я уголь, пью я воду,

 Как напьюсь — прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь... (паровоз).

 

3. По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.. (Пароход.)

 

4. Зимой, в часы веселья,

Вишуна яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня... (хлопушка).

 

НАЙДИ ДРУЗЕЙ СЛОВ

Играющие подбирают к словам мир, орех, осина, берёза, малина, свет однокоренные. Кто больше подберёт однокоренных слов и объяснит правописание безударной гласной в корне, тот победитель.

Отгадать загадки и сказать, что помогло узнать отгадки.

 

ЗАГАДКИ

1. Меня слепым зовут всегда.

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом.

Все кладовые полны в нём. (Крот.)

2. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик.)

3. Сроду он не ест, не пьёт —

Песни звонкие поёт.

И с урока, на урок

Подаёт свой голосок. (Звонок.)

4. Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге.

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?.. (Зайка.)

5. И зелен и густ

На грядке куст.

Покопай немножко —

Под кустом... (картошка).

6. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый... (барабан),

7. Серебряный конь по всему морю пробежал, а ног не замочил. (Месяц.)

1. Образовать слова из рассыпанных частей слов! по-, нёс; вы-, пере-, шел; от-, по-, за-, ехал; на-, под-, над-, писал.

Объяснить правописание приставок.

2. Назвать слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Объяснить почему.

 

ВЕСНУШКИ

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,—

Зависело б от мыла

Веснушки я б отмыла.

 А. Шибаев

1. Не всякая бездна (пропасть) — без дна. 2. Какая досада: не успел дойти до сада, как его закрыли. 3. Не вертись с подносом у меня под носом.

 

ЛЕНТЯИ

Сидел он на окошке

И размышлял о кошке.

Вдруг подумал: «А у сов

Есть усы иль нет усов?»

 Я. Козловский

 

УГАДАЙКА

Подряд три предлога возьмём,

Целое дерево найдём. (Сук.)

 

3. Обратить внимание на то, что в русском языке есть только предлог с, но нет з.

 

ЗАГАДКА

С ногами — без рук, с боками — без рёбер, с сиденьем — без живота, со спинкой — без головы. (Стул.)

 

4. Одинаков ли смысл предложений?

Они обедают в три часа. Они обедают три часа.

5. Из каких трёх предлогов можно сложить название домашнего животного?


ШАРАДЫ

Шарады — это слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

 

1. Мой первый слог — предлог, —

Совсем для вас не новый.

Второй —градусник

Покажет жар у больного,

А целое моё —

Стихийная беда.

Его потушите,

Коль близко есть вода.

(По-жар.)

2. Жилище — первый олог,

Затем идёт предлог,

А в целом я огромна

И называюсь... (дом-на).

3. Мой первый олог — предлог,

А во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

(За-дача.)

4. Корень в нем такой же, как в слове домашний, суффикс такой же, как в слове шарик. Какое это слово. (Домик)


Практическая часть

 

Цель нашей работы – пронаблюдать, как дидактическая игра влияет на усвоение изучения состава слова.

Конспект урока

Тема: «Состав слова»

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора слова по составу.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность, самостоятельность.

Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

Ход урока

- Ребята, а знаете ли вы игру под названием «Что? Где? Когда?». Как называются участники игры? (Знатоки)

- Хотели бы вы быть «знатоками»?

- Чтобы получить такое высокое звание надо много знать, правильно давать ответы на вопросы.

- Сегодня на уроке мы проведем игру «Что? Где? Когда?», а задания нам прислали учащиеся из другой школы. С некоторыми заданиями они не справились. Я надеюсь, что вы выполните все задания и получите звание «знатоков». (Учитель делит класс на две команды).

- Сейчас мы проведем разминку и узнаем, чему будет посвящена наша игра. Давайте разгадаем кроссворд:

1. Учебное помещение для занятий (класс)

2. Верхняя одежда женская или мужская (пальто)

3. Корм для лошади (овес)

4. Защитник Отечества (солдат)

5. Лиственное дерево с белым стволом (береза)

6. Красна девица сидит в темнице, хвост - на улице(морковь)


 

  1          
2            

3        
4            
5            
6            

 

(Дети называют отгадки. Один вызванный ученик на доске заполняет словами строки кроссворда).

- Дети, внимательно посмотрите на слова и попробуйте найти слово, «спрятанное» в кроссворде по вертикали (состав)

- Верно! Это слово состав оно имеет несколько значений. (Дети с помощью учителя выясняют, что состав может быть: слова, вещества; в армии – офицерский, солдатский состав; есть пассажирский (грузовой) состав; состав команды и т.д.)

- Сегодня на уроке нас будет интересовать только состав слова. Из каких частей может состоять слово? Какая часть слова не изменяется? Что называется корнем слова? Какие слова называются однокоренными?

- Молодцы! А вот наше первое задание! (На доске вывешены конверты (для каждой команды отдельно) с заданиями. Один участник из каждой команды выходит к доске, выбирает задание и решает у доски, остальные на месте. Если учащийся затрудняется, ему помогает его команда. Чья команда быстрее и правильно выполнит задание, получает звездочку, т. е. получает звание «знатока»).

Конверт 1.

Задание для 1-ой команды 1) Выпишите только пары однокоренных слов.

Подосиновикосина, грибборовик, мебельстул, леслесник, домикизбушка, стол — столбик, стол — столик, книгаучебник, книга — книжный.

2) Объясните, почему вы не выписали остальные пары слов.

Задание для 2-ой команды 1) Выпишите в один столбик однокоренные слова, а в другой — синонимы.

Мореморской, траватравушка, плясатьтанцевать, грустьтоска, грустьгрустный, тихийспокойный, тумантуманный.

2) Внимательно рассмотрите слова каждого столбика. Что общего в словах каждой группы?

Конверт 2.

Задание для 1-ой команды. 1) Выпишите только слова, в которых суффикс -арь указывает на лицо («тот, кто...»).

Словарь, аптекарь, библиотекарь, свинарь, вратарь, главарь, букварь, виноградарь, дикарь, пахарь.

2) Докажите, что в остальных словах суффикс -арь имеет значение «предмет».

Задание для 2-ой команды. Спишите слова, распределяя их на две группы в зависимости от значения суффикса -ист-: 1) «тот, кто...»; 2) «имеющий много...». Какой частью речи окажутся слова каждой группы?

Трубочист, душистый, солист, землистый, гористый, пушистый, лучистый, тракторист, гитарист, виолончелист, горнист, журналист, сахаристый.

Конверт 3.

Задание для 1-ой команды. Образуйте от слов дом, стол слова со значением «маленький» и со значением «огромный». Какие суффиксы вам для этого понадобились?

Задание для 2-ой команды. От слов волк и орел образуйте и напишите слова со значением: 1) «самка животного», 2) «детеныш животного». Выделите морфемы, которые вносят в слова эти значения.

Конверт 4.

Задание для 1-ой команды. Прочитайте текст. Выпишите из него однокоренные слова с корнем -школ-. Объясните различие в значении этих однокоренных слов. Какая часть слова придает это различие?

 

Озорные буквы

Не жалел

Дошкольник

Петя,

Что однажды

От него

Убежали

На рассвете

Буква Д

И буква О.

Петя ходит

В первый класс.

Школьник

В доме есть у нас!

 (А. Шибаев)

 

Задание для 2-ой команды. Из текста выпишите слова с корнем –кат-. Объясните смысловые различия однокоренных слов. С помощью каких частей слова выражаются эти смысловые различия?

 

Мяч

Покатился

В огород,

Докатился

До ворот,

Подкатился

Под ворота,

Добежал

До поворота,

Там.

Попал

Под колесо.

Лопнул,

Хлопнул —

Вот и все.

 (С. Маршак)

 

Конверт 5.

Задание для 1-ой команды. Напишите имена существительные, от которых образованы прилагательные кленовый, айвовый, карманный, малиновый, серебристый, завистливый, кожаный. Обозначьте суффикс, с помощью которого образовано имя прилагательное.

Образец записи:   слива слив суф. ов ый

Задание для 2-ой команды. Выпишите однокоренные слова парами. Покажите стрелочкой, какое слово, от какого образовано.

Образец записи:      петь прист. за петь

Стеклянный, стекло. Клеить, заклеить. Мусорный, мусор. Богатырь, богатырский.

Конверт 6.

Задание для 1-ой команды. Чтобы определить, одинаковую ли приставку имеют эти слова, установите, как они образованы.

Подозвать, подоить, поддержать.

Задание для 2-ой команды. 1) Выпишите слова с приставкой от- (ото-).

Отопить, отодвинуть, отпарить, отощать, оттащить, отселить, отварить (капусту), оторвать, оттепель, отработать.

2) Объясните, почему вы не выписали остальные слова.

Конверт 7.

- Я прочитаю загадку, а вы попробуйте разгадать ее по моделям-отгадкам.

Задание для 1- ой команды

 

           Что же это за девица?

 

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ежиха)

           Растет в траве Аленка

 

В красной рубашонке.

Кто ни пройдет,

Всяк поклон отдает.

(земляника)

Задание для 2-ой команды

  Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла —

И пропала...

(снежинка)

 

         Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз —

В огороде лето!

(теплица)

Конверт 8.

Задание для 1-ой команды

- Запишите зашифрованное слово в тетрадь, выделите суффикс (гитарист).

 

                           ,,

                  

Задание для 2-ой команды.

- Запишите зашифрованное слово в тетрадь, выделите суффикс (лимон)

 

     ,,

 лим                        

- Вот и подошла к концу наша игра «Что? Где? Когда?»

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания были самыми интересными?

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Теперь вы вправе называться знатоками, вы достойны этого высокого звания.


Заключение

 

Важную роль при обучении русскому языку играют дидактические игры. Дидактическая игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию. Творческая работа, в которую включаются дети в процессе дидактической игры, пробуждает интерес к учебному процессу, активизирует мыслительную деятельность обучаемых, формирует исследовательские навыки, способствует развитию личности ребенка в целом.

Каждая дидактическая игра должна включать в себя 4 обязательных компонента: дидактическую задачу, игровую задачу, игровые правила, игровые действия. Процесс дидактической игры подчинен реализации этих основных компонентов на уроке.

С методической точки зрения каждая дидактическая игра соответствует определенным требованиям. Она выбирается преподавателем в зависимости от учебно-воспитательных целей урока, ей отводится определенное место и время. Дидактическая игра организуется по правилам, с которыми учитель обязательно знакомит детей, каждый ученик должен участвовать в игре, исходя из собственного желания, а не по принуждению.

После проведения уроков с использованием дидактических игр интерес к русскому языку вырастает, так как в игре учащиеся чувствуют себя привычно и уютно; эмоциональное состояние класса улучшается.

Можно сделать вывод: использование элементов занимательности и игры на уроках русского языка повышает мотивацию к изучению русского языка.


Библиография

 

1. Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. - М.: Просвещение, 1991

2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка. - М.: Русский язык, 1989

3. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. - М.: Просвещение, 1964

4. Божович Л.И., Проблемы формирования личности - Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1995

5. Гауман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991

6. Гибсон Р.К. Вып. 3 Обучающие игры. - М.: Просвещение, 1994

7. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. - 1996 - № 1

8. Казарцева О.М. Игра: Виды игры // Казарцева О.М. О культуре речевого общения. - М., 1998

9. Каникулы: Игра, воспитание: О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя / О.С. Газман, З.В. Баянкина и др.: под ред. О.С. Газмана - М.: Просвещение, 1988

10. Карпова Е.В. Дидактическая игра в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997

11. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. - 1985. -№6

12. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - М: ТЦ Сфера, 2004

13. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987

14. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990

15. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1985

16. Подгорецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. - М.: Просвещение, 1985

17. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов у учащихся в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1962

18. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика, 1978

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...