Примерный перечень вопросов к зачету по курсу
⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА» 1. Этика как философская дисциплина. Структура современного этического знания. 2. Понятие морали и ее специфика. 3. Структура и функции морали. 4. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики. 5. История профессиональной этики врача. Этика Гиппократа. 6. Медицинская этика в Беларуси. Кодекс врачебной этики и Клятва врача РБ. 7. Понятие биоэтики и социокультурные предпосылки ее формирования. 8. Особенности и проблемное поле биоэтического знания. 9. Специфика высших моральных ценностей в медицине. Здоровье и болезнь в контексте моральных ценностей. 10. Принципы биомедицинской этики. 11. Правило информированного согласия. 12. Правило правдивости. 13. Правило конфиденциальности (врачебная тайна). 14. Основные понятия и проблемное поле современной медицинской деонтологии. 15. Модели отношений «врач – пациент». 16. Морально-психологические особенности общения врача с пациентом и его родственниками. Права и обязанности пациента. 17. Этика взаимоотношений медицинских работников. 18. Проблема врачебных ошибок и ятрогений в деятельности медицинских работников. 19. Биоэтика и формирование нравственной культуры врача. 20. Биоэтика и религия. 21. Природа и статус эмбриона. 22. Этические проблемы искусственного аборта. 23. Этика новых репродуктивных технологий. Морально-этические проблемы контрацепции и стерилизации. 24. Смерть в контексте исторических типов мировоззрения. 25. Дефиниция и критерии смерти в медицине. 26. Эвтаназия как этическая проблема. 27. Паллиативная помощь. Хосписы. 28. Психология терминальных больных. Этика в онкологии. 29. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований с участием человека.
30. Этические нормы использования животных в биомедицинских исследованиях. 31. Принципы биомедицинской этике в обращении с телами умерших и анатомическими препаратами. Понятие «анатомический дар». 32. Этические комитеты: сущность, структура и функции. 33. Этические аспекты трансплантологии. 34. Понятие биобезопасности и правовые основы ее регулирования. 35. Моральные проблемы получения и использования генетической информации. 36. Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных. 37. Этические аспекты использования стволовых клеток и клонирования человека. 38. Морально-этические основы помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД. 39. Этика в психиатрии и наркологии. 40. Помощь людям с особенностями психофизического развития и проблема их социализации. 41. Морально-этические проблемы эпидемиологии, иммунологии, радиационной и экологической медицины. 42. Этические аспекты функционирования и развития белорусской системы здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Основы биоэтики: уч. пос./под ред. Я.С.Яскевич, С.Д.Денисова. Мн., 2009. 2. Биомедицинская этика. Уч. пособие. Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. Мн., 2003. 3. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты. Уч.-метод. Пособие. Под ред. Яскевич Я.С. Мн., 2007. 4. Биоэтика: вопросы и ответы. Под ред. Юдина Б.Г., Тищенко П.Д. М., 2005. 5. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского, Ю.М.Лопухина. Вып. 1, 2, 3. М., 1997, 1999, 2002. 6. Введение в биоэтику. Под общ. ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М.,1998. 7. Вековшинина С.В., Кулиниченко В.Л. Биоэтика: начала и основания. Киев, 2002. 8. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. 9. Сгречча Элио, Тамбоне Виктор. Биоэтика (учебник). М., 2002. 10. Этика: Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М., 2001. Дополнительная: К теме 1. 1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.
2. Войтыла К. Основания этики//Вопросы философии, № 1, 1991. 3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000. 4. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. М., 2002. 5. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004. 6. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов-на-Дону, 2003. 7. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. М., 1995. 8. Разин А.В. Этика. М., 2006. 9. Этика. Уч. пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Мн., 2002. 10. Этика: Учебное пособие для студ. философ. фак. вузов. Под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. М., 1999.
К теме 2: 1. Амосов Н. Мысли и сердце. М., 1994. 2. Булгаков М.А. Записки юного врача. Собр. соч. в 5 томах. М., 1989. 3. Вересаев В.В. Записки врача. М.,1994. 4. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных материалов. М., 1996. 5. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1999. 6. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994. 7. Деонтология в медицине. В 2-х томах, под ред. Б.В. Петровского. М., 1988. 8. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.,1990. 9. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. М., 1995. 10. Молль А. Врачебная этика. Обязанности врача во всех отраслях его деятельности. Для врачей и публики. СПб., 1903. 11. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956. 12. Солженицын А.И. Раковый корпус. М., 2001. 13. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика). М., 2006.
К теме 3: 1. Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конференции, Минск, 12-13 окт. 2000 г. Мн., 2000. 2. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты. Уч.-метод. Пособие. Под ред. Яскевич Я.С. Мн., 2007. 3. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М.,1998. 4. Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып.1 Биоэтика и экоэтика. М., 1998. 5. Лопухин Ю.М. Биоэтика //Вестник РАМН. №3, 1993. 6. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. М., 1995. 7. Поттер В.Р. Биоэтика: мост в будущее. Киев, 2002. 8. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. М., 2001. 9. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986. 10. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.
К теме 4: 1. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М.,1998. 2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000. 3. Закон РБ «О здравоохранении» от 11 января 2002 г. N 91-З. 4. Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004. 5. Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып.1 Биоэтика и экоэтика. М., 1998. 6. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Часть 1, 2. М.: ММСИ, 1995. 7. Кэмпбелл Э., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. М., 2004. 8. Этика. Уч. пособие. Под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. Мн., 2002. 9. Этика: Учебное пособие для студ. философ. фак. вузов. Под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. М., 1999. 10. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика). М., 2006.
К теме 5: 1. Биомедицинская этика: проблемы и перспективы: Материалы междунар. конференции, Минск, 12-13 окт. 2000 г. Мн., 2000. 2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М.,1998. 3. Бойко Ю.Г., Силяева Н.Ф. Клинико-анатомический анализ врачебных ошибок. Мн., 1994. 4. Витч Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.//Вопросы философии, №3, 1994. 5. Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных материалов. М., 1996. 6. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответственность врача в документах международных организаций. Киев, 1999. 7. Деонтология в медицине. В 2-х томах, под ред. Б.В. Петровского. М., 1988. 8. Закон РБ «О здравоохранении» от 11 января 2002 г. N 91-З. 9. Кассирский И.А. О врачевании. М., 1995. 10. Кэмпбелл Э., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. М., 2004. 11. Медицина и права человека. М., 1992. 12. Орлов А.Н. Основы клинической биоэтики. Красноярск, 2000. 13. Яровинский М.Я.Медицинская этика (биоэтика). М., 2006.
К теме 6: 1. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа и тело. М.,1997. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. 3. Бочаров А., Чернышев А. Любовь исцеляющая. Очерки психологии болезни и выздоровления. «Свет Православия», 2004. 4. Владета Еротич. Психологическое и религиозное бытие человека. (Серия «Богословие и наука»). М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2004.
5. Голышев С. Мой сын – даун. М.,2009. 6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 2002. 7. Иаон Брек, протопресвитер. Священный дар жизни. М., 2004. 8. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Изд-во Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 2004. 9. Ларше Ж.-К. Исцеление психических болезней: опыт христианского Востока первых веков/Пер.с франц. М., 2007. 10. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. 11. Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва–Клин, 2004. 12. Силуянова И. Антропология болезни. М., 2007. 13. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 14. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. – Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. 15. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М., 2001.
К теме 7: 1 Обухов Максим. Аборт и “трудные случаи”./ Православие и проблемы биоэтики. Под ред. проф. И. В. Силуяновой. М., 2001. 2 Уиллки Джон и Барбара. Мы можем любить их обоих. Аборт: вопросы и ответы. М., 2002. 3 Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины. М., 2002. 4 Глуховец Б. И., Глуховец Н. Г. Влияние противозачаточных средств на состояние женского организма (учебное пособие). СПб., 1999. 5 Чернега К.А, Некоторые правовые аспекты искусственного прерывания беременности./ Медицинское право и этика. 2002, №3. 6 Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М.,1998. 7 Распутин В.Г. Женский разговор. Альманах «Если око твое будет чисто». М., 2002. 8 Бобров А.А. Дети – живая надежда России. / Русский дом. №1, 2001. 9 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика. М., 2001. 10 Леонов Б. Рождение in vitro /Человек.1995,№3. 11 www. pms. orthodoxy. ru \ abortion\ index. Htm 12 http://www.getmanov.ru/index.htm
Учебные фильмы к теме 7: 1. Натансон Б. Безмолвный крик (док. фильм), 1980. 2. Саликова Т. Пусть он увидит солнце (док. фильм),- МПЦ «Жизнь», 2000. 3. Тумбиоло М. Чудо жизни (док.фильм), Centro documentazione К теме 8: 1.Гурвич А. М. Стойкие вегетативные состояния//Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского, Ю.М. Лопухина. М., 1997. 2.Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга / Медицинское право и этика, 2000, № 3. 3.Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. Пер. с англ. К., 2001. 4.Тищенко П.Д. Эвтаназия: Российская ситуация в свете американского и голландского опыта//Медицинское право и этика.2000, № 2. 5.Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России // Медицинское право и этика. 2001, №3. 6.Першин М.С. Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине//Биоэтика: реальность жизни. М., 2001. 7.Бялик М.Л. Хоспис: этический выбор//Медицинское право и этика. 2002, №3.
8.Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича/Собрание сочинений в 12 т. Т. 11, М., 1984. 9.Войно-Ясенецкий В.Ф. Очерки гнойной хирургии. М., 1946. 10. Кураев Андрей, диакон. Христианская философия и пантеизм. М., 1997. 11. Барбур Иен. Религия и наука: история и современность. М., 2000. 12. Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности//Богословие и Боговидение. М., 2000. 13. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Глава XII. Биоэтика. М., 2001. 14. Гнездилов А. Путь на Голгофу. Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе, СПб, 1995. 15. Антоний (Сурожский) митрополит. Жизнь. Болезнь. Смерть. Клин, 2001. 16. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. Пер. с англ. М., 1990. 17. Солженицын А. И. Раковый корпус. М., 2001. 18. http://bioethics.orthodoxy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=94&Itemid=1
К теме 9: 1. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М.,1998. 2. Сальников В. П., Стеценко С. Г. Трансплантология органов и тканей человека: проблема правового регулирования. СПб., 2000. 3. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине (ETS № 164) 4.04.97. 4. Состояние и перспективы трансплантологии: материалы Международной научно-практической конференции (Минск, 9–10 окт. 2008 г.) Мн., 2008. 5. Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» от 04.03. 1997 г. № 28-3. 6. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 47 от 2 июля 2002 г. «Об утверждении инструкции о порядке констатации биологической смерти и прекращения мер по искусственному поддержанию жизни пациента». 7. Усс А.Л., Кушниренко В.С., Миланович Н.Ф., Руммо О.О, Калачик О.В., Пилотович В.С., Ткачев Л.П., Пиневич Д.Л. Проблема трансплантации органов и клеток человека в Республике Беларусь//Здравоохранение. 2009, № 7. К теме 10: 1. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М., 1998. 2. Биоэтика: теория, практика, перспективы. Материалы респ. студ. научно-практической конференции. Мн., 2005. 3. Игнатьев В.Н. Этика медицинских исследований на людях: от Нюрнберга до Страсбурга. М., 1998. 4. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на человеке и животных. М., 1994. 5. Философия биомедицинских исследований: этос науки начала третьего тысячелетия. М., 2004. 6. Хельсинкская декларация. Рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования с участием людей / Принята Хельсинки, 1964 г.; пересмотрена Токио, 1975 г.; Венеция, 1983 г.; Гонконг, 1989 г. 7. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: конвенция о правах человека и биомедицине (ETS № 164) 4.04.97. 8. Руководство по качественной клинической практике (GCP). Международная конференция по гармонизации требований к регистрации медикаментов, применяемых у людей. Перевод С. Ю. Варшавского. М., 1997. К теме 11: 1 Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Под ред. Б.Г.Юдина. М., 1998. 2 Биоэтика: теория, практика, перспективы. Материалы респ. студ. научно-практической конференции. Мн., 2005. 3 Этико-правовые аспекты проекта «Геном человека» (Международные документы и аналитические материалы). М., 1998. 4 Ермишин А.П. Генетически модифицированные организмы: мифы и реальность. Мн., 2004. 5 Биотехнология. Биобезопасность. Биоэтика. Мн., 2005. 6 Этика геномики//Человек. 1999, № 4,5. К теме 12: 1 Закон Республики Беларусь «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 01.07.1999 г. № 274-3. 2 Евсегнеев Р.А. Психиатрия для врача общей практики. Мн., 2001. 3 Кирпиченко А.А. Психиатрия. Мн., 1996. 4 Духовные основы наркомании. Под ред. иером. Анатолия (Берестова). М., 2002. 5 Прокопенко А.С. Безумная психиатрия. Секретные материалы о применении в СССР психиатрии в карательных целях. М., 1997. 6 Плоткин Ф.Б. Профилактика наркомании в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы//Психиатрия. 2009, № 1. 7 Мюллер-Хилл Б. Психиатрия при нацизме. Этика психиатрии. Киев, 1998. 8 Этика практической психиатрии. Руководство для врачей. Под ред. В.А.Тихоненко. М.,1996. Словарь терминов Автономная модель взаимоотношений врача и больного – исходит из принципа автономности пациента, уважения автономии личности и стремления к обеспечению блага пациента. Автономность (от греч. autonomia: autos – сам и nomos – закон) – принцип медицинской этики, основанный на единстве прав врача и пациента, предполагающий их взаимный диалог, при котором право выбора и ответственность не сосредоточиваются всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Аксиология (от греч. axios – ценность и logos – слово, понятие) – учение о ценностях, цель которого исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различения истинного и ложного, доброго и злого, справедливого и несправедливого. Важнейшими вопросами А. являются: что есть благо, место ценности в структуре бытия – предметной реальности, ее значимость для субъекта и общества. Альтруизм (от лат. alter – другой) – самоотверженное, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Апатия (от греч. apatheia – бесчувственность) – термин античной этики, означающий бесстрастие, безмятежность, умение властвовать над собой. Атараксия (от греч. ataraxia – невозмутимость) – термин античной этики, означающий состояние душевного покоя, безмятежность, невосприимчивость души к аффектам, перенос внимания с внешних обстоятельств на внутреннее состояние и предпочтение разума чувствам. Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (страх, ужас, отчаяние, ярость и т.п.), сопровождающееся криком, плачем, резкими выразительными движениями; может нарушать нормальное течение восприятия, мышления, вызывать помрачение сознания вплоть до патологической формы. Бессмертие – термин, означающий веру в нескончаемость человеческого существования, особенно души человека.В человеческой культуре выделяются следующие концепции Б.: 1) Б. как приобщение к миру вечных идей – эйдетическая концепция (от греч. eidos – идея, образ, существующие отдельно от единичных вещей); 2) Б. как воскресение и причастие к благодати Святого Духа – христианская концепция (исходит из смертности человека, воплощающего единство тела и духа); 3) Б. первоначал человеческой природы (атомов, генетического кода и др.) и бренность (смертность) человеческого существования – натуралистическая концепция; 4) Б. как сохранение достижений человеческой личности в памяти человечества – социокультурная концепция. Бессознательное – совокупность активных психических образований, состояний, процессов, операций и действий человека, неосознаваемых им, или состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания. В XX в. наиболее полно учение о Б. разрабатывается в рамках психоаналитической концепции З. Фрейда. По Фрейду, Б. – основная и наиболее содержательная система психики человека, регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные мотивы, импульсы, влечения, желания, установки, комплексы, характеризующиеся неосознанностью и асоциальностью. Биомедицинская этика (БМЭ) – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов – медиков и биологов в особенности – к человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным правом каждого человека. Бионика – прикладная наука о применении в технических устройствах и системах (в частности, в системах искусственного интеллекта) принципов, свойств, функций и структур живой природы. Биополитика – учение о целостной системе теоретических разработок и практических мер по обеспечению сохранения жизни и ее разнообразия на Земле; обозначает также использование биологических подходов, методов и данных в политике и политологических исследованиях. Биоразнообразие – совокупность всех видов и форм живого, взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых друг другу, что обусловливает требование бережного отношения к нему и заботу человека о его сохранении. Биосфера (от греч. bios – жизнь, sphairе – шар) – оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с ними. Биота (биос) (от греч. biotē – жизнь) – 1) исторически сложившаяся совокупность растений и животных, объединенных общей областью распространения; 2) целостная совокупность живого на Земле. Биофилософия – междисциплинарное направление, ориентированное на изучение онтологических, гносеологических, методологических, мировоззренческих, аксиологических проблем бытия через призму исследования феномена жизни. Биоэтика (bioethiks – англ.) – междисциплинарное направление, ориентирующееся на изучение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики. Высшей моральной ценностью в биоэтике выступает нравственно-понимающее отношение к Жизни и любому Живому, в частности забота о правах биоса. Биоэтическая ситуация – нестандартная ситуация в медицине, возникающая в связи с новейшими достижениями биомедицинской науки, практики и биотехнологий (в области генной инженерии, клонирования, трансплантологии, психиатрии и т.д.) и требующая этического вмешательства, экспертизы или контроля. Благоговение перед жизнью – принцип гуманистической этики, требующий от личности индивидуального выбора на основе формулы А. Швейцера: «Я – жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить», согласно которой следует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь» Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, выражающееся физиологическими и структурными изменениями, возникающими под влиянием чрезвычайных (для данного организма) раздражителей внутренней и внешней среды. Б. характеризуется общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности. Задачей медицины является лечение Б., которое состоит в воздействии лечебными факторами или на причины, или на механизм ее развития, а также в мобилизации защитных сил организма. Боль – своеобразное психофизиологическое состояние человека, тягостное, гнетущее ощущение, возникающее под влиянием сильных или разрушительных внешних воздействий, вызывающих органические или функциональные нарушения в организме. Б. является защитной реакцией организма и играет положительную роль в жизни живых существ, пока она предупреждает или предохраняет организм от грозящей ему опасности, или помогает врачу распознать болезнь. Вегетативное существование (от лат. vegetativus – растительный) – биологическое существование организма, находящегося в бессознательном состоянии ввиду прекращения функционирования мозга. Медицинская помощь – искусственное поддержание основных жизненных функций организма с помощью аппаратуры, способствующей воспроизведению лишь биологической – растительной – жизни, которая никогда не станет автономно-суверенной, а обречена на прогрессирующую деградацию. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1 Устава ВОЗ). Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о законах наследственности и изменчивости организмов; о методах управления наследственностью и наследственной изменчивостью для получения нужных человеку форм организмов или в целях управления их индивидуальным развитием. Генетика человека – отрасль генетики, тесно связанная с антропологией и медициной. Подразделяется на антропогенетику, изучающую наследственность и изменчивость нормальных признаков человеческого организма, и генетику медицинскую, которая изучает его наследственную патологию (болезни, дефекты, уродства и др.). Генная инженерия – прикладное направление в генетике, в рамках которого разрабатываются различного рода биотехнологии, создаются генетически измененные организмы и модифицированные продукты, реализуются возможности генной терапии некоторых заболеваний человека, его зародышевых и соматических клеток, получения идентичных генетических копий данного организма и др. Генетически модифицированные продукты (GMP) – новые, сконструированные с помощью генной инженерии продукты (продукты питания, лекарства, косметика и др.), отдаленное воздействие которых на человека пока не известно. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Деонтология врачебная (медицинская) (от греч. deon – должное, надлежащее и logos –учение) – учение о долге, обязанностях и нормах поведения медицинского персонала, обеспечивающих оптимальное качество и результативность его работы по восстановлению и сохранению здоровья людей. Предполагает долг врача перед обществом и пациентами, право медиков на профессиональные достоинство и честь, включает нормативные принципы поведения, определяющие характер отношений между врачом и пациентом. Вписывается в структуру медицинской этики, воплощается в деонтологических кодексах. Добро и Зло – наиболее общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное; универсальная этическая характеристика всякой человеческой деятельности и отношений. Д. есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага; З. есть уничтожение, разрушение блага. Все профессиональные медицинские кодексы и клятвы, в которых сформулированы основные нравственные принципы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача, ориентированы на добро. Доверия принцип – принцип автономной биомедицинской этики, основанный на симметричности, взаимности отношений врача и пациента, при которых пациент отдает себя в руки врача с верой в его профессионализм и добрые намерения. Долг врачебный (профессиональный) – ключевое понятие медицинской деонтологии и врачебной этики. Долг врача заключается в выполнении всех требований, связанных с его работой и достижением главной цели – успеха в лечебной деятельности иоздоровлении больного, в независимости от условий и времени оказания медицинской помощи, от состояния врача и его отношения к личности больного. Евгеника (от греч. eugenes – породистый) – влиятельное научное направление первой половины ХХ в., в рамках которого ставилась задача совершенствования наследственных характеристик человеческой популяции (физических и интеллектуальных). Жизнь – форма существования целостных высокомолекулярных систем, отличающаяся обменом веществ и энергии, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д. Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений, «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (ВОЗ). Здравоохранение – социальная система, включающая совокупность действий, главная цель которых состоит в охране здоровья населения – его укреплении, восстановлении и поддержании; предупреждении и лечении заболеваний; создании здоровых условий труда и быта; содействии всестороннему физическому и духовному развитию населения; обеспечении его общедоступной квалифицированной медицинской помощью. Идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – психологическая категория, отражающая процесс и результат эмоционального и иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, образцом или идеалом. Интернет-зависимость (Internet addiction disorder, IAD – англ.) –реально существующий феномен психологической зависимости от Интернета.Различают два подхода в интерпретации сетевой зависимости: 1) пристрастие к Сети рассматривается как социальное явление, как феномен массовой культуры, когда человек, работающий в Сети, получает «удовольствие от общения» (communication pleasure); 2) интернет-зависимость трактуется как болезнь, результат влияния информационных технологий на человеческое сознание, проявляющийся в особой страсти к Сети, когда человек страдает от такой зависимости, но не может без посторонней помощи прекратить это общение или регулировать его. Информированное согласие – принцип биомедицинской этики, предполагающий соблюдение права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, о существующих способах лечения его заболевания и риске, связанном с каждым из них. Искусственное (экстракорпоральное) оплодотв орение – современный биотехнологический метод преодоления бесплодия – зачатие in vitro (в пробирке): внематочное оплодотворение яйцеклетки бесплодной, но способной к вынашиванию ребенка женщины спермой мужа (или другого мужчины), а затем имплантация оплодотворенной яйцеклетки в ее матку. Казуистический подход – концепция биомедицинской этики, в основе которой лежит рассмотрение казусов. Нацелена на выработку конкретных правил и рекомендаций в конкретных ситуациях лечения и биомедицинских исследований. Казус – сложный, необычный случай в лечебной практике или биомедицинских исследованиях, требующий принятия конкретного неординарного решения. Клонирования этические проблемы (от греч klōn – ветвь, отпрыск). Клонирование – получение генетически однородного потомства путем неполового размножения. Разработанные методы К. животных пока еще несовершенны; наблюдается высокая смертность плодов и новорожденных; неясны многие теоретические вопросы К. из отдельной соматической клетки. Вместе с тем существует теоретическая возможность создания генетических копий человека из отдельной клетки любого его органа. Клонирование терапевтическое – направление современной генетики, целью которого является клонирование не целостного организма, а отдельных его органов в интересах лечения больных, в частности для трансплантации. Один из предлагаемых методов – клонирование и использование эмбриональных стволовых клеток, что возвращает исследователей к этическим проблемам статуса эмбриона. Клятва Гиппократа – свод морально-этических норм поведения врача по отношению к больным и коллегам, предусматривающий уважительное отношение к учителям, обучивших искусству врачевания; соблюдение принципа «Не навреди»; признание святости жизни; готовность воздерживаться от злодеяний и коррупции, сохранять врачебную тайну; отдать все силы и знания укреплению здоровья больных; делиться знаниями с коллегами. Кодекс (от лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению: Кодекс врачебной этики; Клятва Гиппократа; Клятва врача Республики Беларусь. Комитеты этические (биоэтические) – специальные структурные подразделения для проведения независимого этического контроля, обязательного для всех биомедицинских исследований. Конфиденциальности принцип (от лат. confidentia – доверие) – принцип биомедицинской этики, обеспечивающий взаимное доверие между врачом и пациентом. Корпоративность профессиональная (медицинская) (от лат. corporatio – объединение, сообщество) – преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Медицинская (врачебная) этика – отрасль прикладной профессиональной этики, выступающая составной частью биомедицинской этики и регулирующая «человеческие отношения» в медицине «по вертикали» (врач–больной) и «по горизонтали» (врач–врач) на основе традиционных установок медицинской деонтологии. Милосердие – общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке, наиболее действенная, «практическая» форма сострадания больному, «сердолюбие, готовность делать добро всякому, любовь на деле». Мораторий (от лат. moratorius – задерживающий) – временный запрет на проведение каких-либо исследований в области новейших биотехнологий, отсрочка внедрения тех или иных научных открытий, отдаленные последствия которых могут нанести вред или несут опасность. Нейролингвистическое программирование (НЛП) (neuron linguistic programming – англ.) – новое междисциплинарное направление, цель которого – формирование модели успешной психотерапии на основе использования методов изменения текста (трансформационной грамматики) и его воздействия на человека. Методики НЛП позволяют быстрее добиваться взаимопонимания с окружающими, активизировать умственные способности (нейро); особым образом использовать язык (лингвистическое) для достижения своих целей; научиться управлять состоянием своего разума, психики, приводить свои убеждения и ценности в соответствие с желаемыми результатами (программирование). Ноосфера (от греч. noos – разум и sphaire – шар ) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – установленный эталон для оценки существующих и создания новых объектов. Наиболее известная область применения в медицине – это диагноз, позволяющий установить, находится ли данный субъект в границах Н. Нравственность – совокупность моральных норм и правил, регулирующих отношения и поведение людей в обществе. Нравы – принятые в обществе формы поведения, реально существующие «житейские», «живые» нормы нравственности (в отличие от высших, декларируемых строгих идеалов и норм морали), бытующие в определенной общности (сфере жизни) в определенную эпоху. Объективированные в обязанностях и ставшие образом мышления и действия стереотипы поведения человека, рождающиеся в реальной жизни и не санкционированные специально. «Особые» люди («необычные» люди) – лица с нарушениями или серьезными препятствиями физического или психического развития. Термин введен российским проф. Д.Н. Исаевым как гуманистическая альтернатива традиционному термину «неполноценные люди (дети)», несущему в себе прямое нарушение биоэтических принципов, запрещающих проведение сегрегации (разделения) людей по любым признакам. Основная этическая проблема связана с неготовностью общества и специалистов – медиков и педагогов – к включению этих людей (детей) в систему общественных связей, к последовательному проведению их адаптации, к созданию условий для их «нормализации». Оценка моральная – суждение, выражающее моральное отношение к феноменам ценностного мира (одобрение – неодобрение, добро – зло, правильно – неправильно и т.п.). В биоэтике О. м. выполняет роль моральной санкции проводимых биомедицинских исследований с участием человека, применения новых биомедицинских знаний и технологий, новейших достижений биомедицинской науки и практики здравоохранения. Ошибка врачебная – негативный результат лечения больного, связанный с профессиональным действием (или бездействием) врача и ухудшением здоровья или даже смертью больного. Наличие в медицинской практике О.в. и несчастных случаев как неизбежных явлений, сопутствующи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|