Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика уровней эвристического мышления детей младшего школьного возраста




 

Для изучения использования эвристической технологии в образовательном процессе нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла на базе МОУ СОШ №2 города Ишима и проводилась в три этапа:

На первом - констатирующем - этапеопределялся исходный уровень развития эвристического мышления учащихся 4 классов на уроках математики, анализировались и интерпретировались полученные результаты. Основными методами исследования на данном этапе были анализ учебных программ, работ учащихся, а также наблюдение, тестирование, беседа.

На втором - формирующим - этапеиспользовались формы и методы обучения эвристическим приемам на основе решения эвристических задач с целью развития эвристического мышления. Были реализованы выделенные нами необходимые и достаточные педагогические условия развития эвристического мышления у школьников на основе созданной педагогической модели. Данный этап сопровождался корректировкой основных задач исследования, выдвинутых теоретических и практических положений. Осуществлялась адаптация теоретического и практического математического материала для решения поставленных задач. Для фиксации и анализа результатов использовались наблюдение, тестирование, беседы, анализ работ учащихся. Проводился сравнительный анализ уровней развития эвристического мышления школьников (по результатам контрольных срезов).

На третьем - обобщающем - этапепроводилась обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, формулирование выводов и рекомендаций. Этот этап был направлен на сопоставление прогнозируемых и полученных в практической работе результатов, на их осмысление и внесение окончательных корректив в теоретические положения исследования и разработанные для практического применения методические и дидактические материалы.

Для определения уровня развития эвристического мышления учащихся нами были выделены следующие уровни и показатели:

 

Уровень Показатели
Рецептивный (начальный)    - выделение ключевых понятий; формулировка определений объектов, участвующих в задаче, но неумение применить эти определения
Репродуктивный (низкий)    - правильное определение расчетных формул, верный выбор алгоритма для стандартной задачи; правильное произведение расчетов, применение выбранного алгоритма для стандартной задачи
Репродуктивно- продуктивный (средний)    - верная интерпретация результатов расчетов примененного алгоритма для стандартной задачи; выбор оптимального способа решения или оптимизация стандартного, исходя из условий стандартной задачи
Продуктивно- репродуктивный (достаточный)    - способность применять известные алгоритмы, приемы умственной деятельности в нестандартных ситуациях при решении эвристических задач 1 типа; нахождение своего способа решения, отличного от известных; самостоятельное осуществление поиска и отбора необходимой дополнительной информации для эвристической задачи второго типа
Эвристический (высокий)  - успешное решение эвристической задачи 1 типа; успешное решение эвристической задачи 2 типа

 

Для проведения исследования взята методика "Изучение эвристического мышления на уроках математики" из учебника "Работа психолога в начальной школе" М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Для исследования специально подготовлены тестовые бланки с рядами чисел, содержащие математические закономерности. Всего таких рядов предлагается 17.

Детям предлагается внимательно прочитать каждый ряд чисел и продолжить его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономерность. Для этого необходимо вписать еще два числа вместо точек в конце каждого ряда. Перед началом работы рассматривается вместе с детьми несколько примеров:

 

2 4 6 8 10 12 (14) (16)

10 9 8 7 6 5 (4) (3)

17 27 37 (4) (7)

 

Эксперимент проводился в групповой форме.

Каждый правильно продолженный ряд оценивался в один бал. Таким образом, максимально возможное количество баллов - 17. Уровень развития творческих элементов оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:

высокий уровень" - творческие способности учащихся сформированы на хорошем уровне (14-17 баллов);

средний уровень - творческие способности учащихся сформированы частично (8-13 баллов);

низкий уровень - творческие способности учащихся не сформированы (1-7 баллов).

В ходе проведения исследования были получены следующие результаты, которые были занесены в таблицу 1:

 

Таблица 1. Результаты исследования на констатирующем этапе

Фамилии учеников Сумма баллов 1 уровень 2 уровень 3 уровень
1 Андреев И. 13   +  
2 Григорьев Ю. 12   +  
3 Голубева Д. 10   +  
4 Дерябина П. 13   +  
5 Колесников Е. 15     +
6 Лебедев В. 12   +  
7 Люсько С. 15      
8 Мельник С. 16     +
9 Мороз Н. 15     +
10 Островский Н. 16     +
11 Подоляк С. 15     +
12 Решетников Н. 14     +
13 Самсонова О. 11   +  
14 Свичкаренко А. 13   +  
15 Скосырских В. 14     +
16 Сухина Ю. 11     +
17 Убрянов С. 14     +

 

В ходе эксперимента, было выявлено 9 человек с низким уровнем сформированных творческих способностей и эвристического мышления, что составляет 52,10% от общего числа детей данного класса.

8 человек - со средним уровнем сформированных творческих способностей и эвристического мышления, что составляет 47,05% от общего числа детей данного класса.

Результаты высокого уровня отсутствуют.

Результаты констатирующего этапаопытно-экспериментальной работы показали невысокий исходный уровень развития эвристического мышления у школьников. Это, на наш взгляд, обусловлено в значительной степени низкой результативностью традиционного подхода в преподавании математики, ориентированного в основном на репродуктивную деятельность. Было выявлено, что около 75% от общего числа исследуемых нами школьников имеют уровень развития эвристического мышления ниже репродуктивно-продуктивного и менее 10% достигли продуктивно-репродуктивного и эвристического уровней.

На следующем этапе мы реализовали условия использования эвристической технологии в образовательном процессе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...