Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация ошибок при оптических нарушениях письма





ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район;

Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район;

Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район

Пояснительная записка

На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразви­тием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной кон­тингент учащихся школьных логопунктов.

Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптиче­ски схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как пра­вило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов.

Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мо­тивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не допи­сывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вслед­ствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.



Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптиче­ского характера.

Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправ­ленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.

Цель: устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников.

Задачи:

• развивать зрительное восприятие, внимание, память;

• работать над оптическим ориентированием;

• развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;

• совершенствовать конструктивную деятельность;

• актуализировать связь буквы и звука;

• работать над развитием пространственных представлений;

• закреплять полученные навыки в письменных упражне­ниях.

Содержание

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

• Воспитание умения удержать в памяти определенное количество предметов.

• Развивать умение воспринимать и воспроизводить в определенной последовательности названия предметов или геометрических фигур.

• Развивать умение удерживать в памяти по заданию опреде­ленное количество предметов и воспроизводить их по заданию.

• Учить подбирать фигуры, предметы по подобию: величине, форме, цвету.

• Игра «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что изменилось?» В качестве оборудования используются цветные предметные картинки, предметы.

Работа над оптическим ориентированием

• Развитие оптического дифференцирования (на материале геометрических фигур).

• Развитие дифференцированного восприятия букв: сначала далеких по конфигурации, затем близких. Используются геометрические фигуры и буквы разного шрифта.

• Узнавание и называние букв.

• Устранение буквенной агнозии, развитие тактильного восприятия букв. Развивать умение воспроизвести букву

 

• Развитие четкого и дифференцированного восприятия букв. Развитие конструктивной деятельности

• Составление букв из элементов.

• Развитие умения исключать лишний элемент или прибавлять его для получения новой буквы.

Сопоставление буквы и звука

Воспитание пространственных представлений

• Развитие умения ориентироваться в частях тела.

• Развивать умение выполнять задания без предлога.

• Использовать предложения с предлогами. Используется различный дидактический материал: таблицы, схемы, стихи, сюжет­ные картинки и др.

Закрепление знаний о букве в письменных упражнениях Используются различные упражнения как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.


Учебно-тематический план

 

Номер п/п Тема Количество часов
/ этап. Диагностика
II этап. Основной
Строчная, прописная буква о
Строчная, прописная буква а
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв о - а в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих букв о - ав словах и словосочетаниях
Дифференциация оптически схожих букв о - ав предложениях и тексте
Строчная, прописная буква х
Строчная, прописная буква ж
Дифференциация оптически схожих букв х — ж в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих букв х - ж в словосочетаниях и предложениях
Дифференциация оптически схожих букв х - ж в предложениях и тексте
Строчная, прописная буква ш
Строчная, прописная буква щ
Дифференциация оптически схожих букв ш - щ в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих букв ш - щ в словосочетаниях и предложениях
Строчная, прописная буква и
Строчная, прописная буква м
Дифференциация оптически схожих букв и - у в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих букв и - у в словосочетаниях и предложениях
Строчная, прописная буква б
Строчная, прописная буква д
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв б - д в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв б - дв словах и словосочетаниях
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв б - д впредложениях и тексте
Оптические характеристики строчной, прописной буквы в
Строчная, прописная буква д
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв в - д в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв в - д в словах и словосочетаниях
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв в - д в предложениях и тексте
Оптические свойства строчной, прописной буквы п
Оптические свойства строчной, прописной буквы т
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв п — т в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв п - т на материале словосочетаний и предложений
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв п - т в тексте
Оптические свойства строчной, прописной буквы л
Оптические свойства строчной, прописной буквы м
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв л - м в слогах и словах
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв л - м на материале слов и словосочетаний
Дифференциация оптически схожих строчных, прописных букв л - м на материале предложений и текста.
Оптические свойства заглавной прописной буквы Н
Оптические свойства заглавной прописной буквы К
Дифференциация оптически схожих заглавных прописных букв Н — К в словах и словосочетаниях
Дифференциация оптически схожих заглавных прописных букв Н - К в предложениях и в тексте
Оптические свойства заглавной прописной буквы П
Знакомство с оптическими свойствами заглавной прописной буквы Т
Дифференциация оптически схожих заглавных прописных букв П — Т в словах и словосочетаниях
Дифференциация оптически схожих заглавных прописных букв П - Т в предложениях и в тексте
Оптические свойства заглавной прописной буквы Е
Оптические свойства заглавной прописной буквы 3
Дифференциация оптически схожих заглавных прописных букв Е - 3 в словах, словосочетаниях и предложениях
Дифференциация оптически схожих заглавных прописных букв Е - 3 в предложениях и тексте
Контрольные уроки (в течение всего курса) 4-6
         

Методические рекомендации

Классификация ошибок при оптических нарушениях письма

1. Замены букв при графомоторных нарушениях

• Замены букв по наличию одинаковых элементов и по наличию разного количества элементов: (к-п-н; и-ш; п-т-г; л-м; о-а; ш-щ; х-эк; и-ц; ц-щ; у-д-з; с-х; с-е; Л-М; Л-Я; Н-К; П-Т-Г; Х-Ж; И-Ц; И-Щ; Ш-Щ).

• Пропуск элементов, особенно при соединении букв, вклю­чающих одинаковые элементы (ау-а; ши-ши; му-лм) и лишние элементы (ш-ши; уи-уш; ми-мш).

2. Замены букв, смешиваемые при оптико-пространственных нарушениях

• Замены по пространственному расположению элементов (в-д; т-ш; б-д; и-у; р-п-г; с-э; У-Ч).

• Зеркальное написание встречается у левшей при органических поражениях головного мозга, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево; неправильное расположение элементов (х-сс т-пп).В тяжелых случаях оптической дисграфии учащиеся пишут только отдельные буквы.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.