Классификация ошибок при оптических нарушениях письма
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бокова Т.Н. -учитель-логопед ОУ№ 322, Фрунзенский район; Костюк Ю.В. -учитель-логопед ОУ № 376, Фрунзенский район; Сорочинская О.Н. -учитель-логопед ОУ № 325, Фрунзенский район Пояснительная записка На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи (дисграфии, дислексии), обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недоразвитием речи. Большую группу речевых нарушений составляет смешанная дисграфия с элементами таких недостатков письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, элементы аграмматической дисграфии, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, а также элементы оптической дисграфии. Дети этой группы, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы породному языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Такие дети составляют основной контингент учащихся школьных логопунктов. Но в последнее время к учителям-логопедам все чаще стали обращаться за логопедической помощью ученики, в письменных работах которых встречаются лишь ошибки на смешение оптически схожих букв. Грамматическая и лексическая стороны, как правило, остаются сохранными, более того, эти дети обычно обучаются по нетрадиционным программам или в школах с углубленным изучением каких-либо предметов. Проблема оптической дисграфии у школьников младших классов с каждым годом становится все актуальнее, так как затрудняет социальную адаптацию ребенка. Наличие дисграфии, в том числе и оптической дисграфии, отрицательно влияет на самооценку школьника, снижает его познавательную функцию, искажает мотивацию обучения. Оптическая дисграфия не ограничивается заменами оптически или кинетически сходных букв. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, но и в нарушениях психических функций: внимания, зрительной памяти, пространственных представлений, зрительного гнозиса и т. д. У детей с оптической формой дисграфии долго не закрепляются пространственно-временные ориентировки, с опозданием формируются графомоторные и графические навыки, нарушается ориентировка на листе бумаги, в строчках и клеточках тетради. Они могут пропускать строчки, не дописывать их, соскальзывать, заходить за поля, пропускать целые страницы. При обучении письму в первом классе у таких учащихся долго не формируются связи между оптическим и кинетическим образом буквы. Замены букв, имеющих кинетическое сходство, отличаются особой стойкостью. Эти ошибки вследствие коррекционной работы исчезают, но возобновляются при увеличении нагрузки.
Профилактика оптических нарушений письма начинается в речевых группах детских садов, продолжается в первом классе (при необходимости) школы на логопедических занятиях. Логопедическое заключение о наличии оптической дисграфии или элементов оптической дисграфии логопед обычно ставит во втором классе, когда у ребенка при сформированном навыке письма проявляются стойкие, специфические ошибки, в том числе и оптического характера. Эта программа представляет собой систему работы по устранению оптических нарушений письма. Она может быть использована в системе работы над устранением «смешанной» дисграфии, в которой есть место оптическим нарушениям, так и в целенаправленной и системной работе по коррекции оптической дисграфии у детей с хорошо развитым лексическим строем языка.
Цель: устранение и исправление оптических и графических нарушений письма у младших школьников. Задачи: • развивать зрительное восприятие, внимание, память; • работать над оптическим ориентированием; • развивать умение узнавать буквы, устранять оптическую агнозию; • совершенствовать конструктивную деятельность; • актуализировать связь буквы и звука; • работать над развитием пространственных представлений; • закреплять полученные навыки в письменных упражнениях. Содержание Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти • Воспитание умения удержать в памяти определенное количество предметов. • Развивать умение воспринимать и воспроизводить в определенной последовательности названия предметов или геометрических фигур. • Развивать умение удерживать в памяти по заданию определенное количество предметов и воспроизводить их по заданию. • Учить подбирать фигуры, предметы по подобию: величине, форме, цвету. • Игра «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что изменилось?» В качестве оборудования используются цветные предметные картинки, предметы. Работа над оптическим ориентированием • Развитие оптического дифференцирования (на материале геометрических фигур). • Развитие дифференцированного восприятия букв: сначала далеких по конфигурации, затем близких. Используются геометрические фигуры и буквы разного шрифта. • Узнавание и называние букв. • Устранение буквенной агнозии, развитие тактильного восприятия букв. Развивать умение воспроизвести букву
• Развитие четкого и дифференцированного восприятия букв. Развитие конструктивной деятельности • Составление букв из элементов. • Развитие умения исключать лишний элемент или прибавлять его для получения новой буквы. Сопоставление буквы и звука Воспитание пространственных представлений • Развитие умения ориентироваться в частях тела. • Развивать умение выполнять задания без предлога. • Использовать предложения с предлогами. Используется различный дидактический материал: таблицы, схемы, стихи, сюжетные картинки и др. Закрепление знаний о букве в письменных упражнениях Используются различные упражнения как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
Учебно-тематический план
Методические рекомендации
Классификация ошибок при оптических нарушениях письма 1. Замены букв при графомоторных нарушениях • Замены букв по наличию одинаковых элементов и по наличию разного количества элементов: (к-п-н; и-ш; п-т-г; л-м; о-а; ш-щ; х-эк; и-ц; ц-щ; у-д-з; с-х; с-е; Л-М; Л-Я; Н-К; П-Т-Г; Х-Ж; И-Ц; И-Щ; Ш-Щ). • Пропуск элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы (ау-а; ши-ши; му-лм) и лишние элементы (ш-ши; уи-уш; ми-мш). 2. Замены букв, смешиваемые при оптико-пространственных нарушениях
• Замены по пространственному расположению элементов (в-д; т-ш; б-д; и-у; р-п-г; с-э; У-Ч). • Зеркальное написание встречается у левшей при органических поражениях головного мозга, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево; неправильное расположение элементов (х-сс т-пп). В тяжелых случаях оптической дисграфии учащиеся пишут только отдельные буквы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|