Задания по исследованию психологии личности учителя
Задание 1. Исследование склонностей студентов к педагогической деятельности Цель исследования: определить уровень сформированности у студентов педагогических способностей, интересов, опыта педагогической деятельности. Материалы и оборудование: методика исследования склонностей студентов к педагогической деятельности (по Павлютенкову Е.М.): анкета, бланк для ответов, ключ к обработке. Процедура исследования Инструкция: Необходимо ответить на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Для этого в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить знак (+), если ваш ответ на вопрос анкеты удовлетворителен (да) или знак (-), если ответ отрицательный (нет). Текст анкеты 1. Читаете ли вы литературу о школе, учителе, педагогике? 2. Приходилось ли вам работать вожатым? 3. Удается ли вам зажечь, организовать товарищей на выполнение различных дел? 4. Были ли у вас намерения овладеть технической специальностью? 5. Приходилось ли вам в прошлом организовывать игры или другие мероприятия с младшими школьниками или сверстниками? 6. Предпочитаете ли вы работать (отдыхать) в одиночестве? 7. Планировали ли (поступали ли) вы ранее учебу в других (непедагогических) учебных заведениях? 8. Часто ли вы рассказываете различные истории малышам или своим товарищам? 9. Трудно ли вам принимать участие в беседе с несколькими людьми? 10. Считаете ли вы, что за время обучения в педагогическом учебном заведении можете обнаружить, что работа учителем вас может разочаровать? 11. Приходилось ли вам шефствовать над учащимися младших классов? 12. Стараетесь ли вы планировать свою деятельность, общение с людьми заранее?
13. Правда ли, что вы давно избрали профессию учителя? 14. Проверяли ли вы советы учителя, родителей стать учителем в практической деятельности? 15. Удается ли вам развить активность у младших членов своей семьи, младших школьников, сверстников? 16. Мечтаете ли вы достичь вершины мастерства, работая учителем? 17. Участвовали ли вы в работе кружков, факультативов, олимпиад по интересующей вас специальности длительное время? 18. Много ли у вас друзей, товарищей? 19. Какой из перечисленных ниже терминов имеет отношение к педагогике: а) эклектика; б) нумизматика; в) профориентация; г) педиатрия? 20. Приходилось ли вам работать на выборных должностях? 21. Обращаются ли ваши друзья, знакомые к вам за советом? 22. Известно ли вам отношение ваших товарищей, младших ребят к вашим поступкам, вашему мнению? 23. Считаете ли вы, что знаний, полученных в педагогическом вузе, будет достаточно для работы учителем? 24. Предпочитаете ли вы брать на себя ответственность в действиях коллектива? 25. Захотели бы вы перевестись на подобный же факультет университета, если бы вам, как студенту педвуза, представилась такая возможность? 26. Часто ли вам приходилось организовывать деятельность своих товарищей по классу, школе, месту жительства? 27. Легко ли вы входите в контакт с другими людьми? 28. Имеются ли у Л.Н. Толстого труды по педагогике? 29. Делали ли вы первый шаг к сближению, когда происходили ссоры с товарищами? 30. Удается ли вам убедить большинство членов коллектива класса, товарищей принять ваше решение? 31. Советуете ли вы своим друзьям выбрать профессию учителя? 32. Учились ли вы в педагогическом классе, школе будущего учителя? 33. Часто ли вам удается переубедить заблуждающихся в своих суждениях товарищей или младших ребят? 34. Приходилось ли вам посещать лекции, смотреть телепередачи, кинофильмы по вопросам обучения, воспитания, культуре по собственной инициативе?
35. Часто ли вы играете в различные игры с младшими ребятами, со сверстниками? 36. Можете ли вы следить одновременно за действиями нескольких ребят, товарищей? 37. Бывают ли у вас сомнения относительно правильности выбора вами профессии учителя? 38. Двое ваших товарищей беседуют о вещах, в которых вы не разбираетесь. Обратились к вам. Примете ли вы участие в беседе? 39. Любите ли вы рассказывать что-либо большому числу слушателей? 40. Что такое, по вашему мнению, дидактика: а) учение о законах развития; б) наука о воспитании; в) теоретическая основа обучения и образования; г) психологический термин, характеризующий объем памяти? 41. Проводили ли вы какие-либо мероприятия (беседы, экскурсии, игры и т.д.) в младших классах? 42. Принимаете ли вы инициативу на себя в решении важных дел? 43. Кто из перечисленных ученых больше других занимался проблемами воспитания: а) И.П. Павлов, б) А.А. Ухтомский, в) В.И. Вернадский, г) К.Д. Ушинский, д) Н.Е. Введенский? 44. Часто ли вы разрабатывали сценарий вечеров отдыха, организовывали туристические походы, игры, развлечения? 45. Случаются ли с вами неприятности из-за того, что вы поступаете не подумав? 46. Часто ли вам бывает скучно слушать рассказы младших ребят? 47. Приходилось ли вам проводить уроки в младших классах вместо учителя? 48. Отвечаете ли вы тем же, когда на вас кричат? 49. Пытались ли вы когда-нибудь анализировать деятельность своих учителей, подражать им? 50. Приходилось ли вам объяснять, пересказывать трудный текст, задачу. Сложную книгу, запутанную мысль младшим ребятам, сверстникам? 51. Удается ли вам настоять на своем в беседе с другими людьми? 52. Имеются ли труды по вопросам воспитания у С.Т. Шацкого? 53. Поддерживаете ли вы отношения с ребятами, у которых Вы были вожатым? 54. Многие ли называют вас своим другом? 55. Повлияли ли статьи в педагогических журналах и газетах на выбор вами профессии учителя? 56. Часто ли удается вам так направить беседу с товарищами, чтобы уйти от неприятных для вас тем? 57. Всегда ли вы выполняете свое обещание? 58. Измените ли вы отношение к педагогической деятельности, если обнаружите, что она требует гораздо больше времени, чем вы полагали?
59. Часто ли вы даете советы, опекаете, помогаете другим? 60. Стараетесь ли вы делать так, чтобы ваши просьбы выполнялись охотно? Обработка и анализ результатов Ключ к обработке результатов опроса 1 раздел – параметр «педагогический интерес»
2 раздел – параметр «опыт педагогической деятельности» 2 5 8 11 14 17 20 23 26 29 32 35 38 41 44 47 50 53 56 59
3 раздел – параметр «собственно педагогические способности»
1. Знак «-» в клетке означает, что при обработке необходимо изменить знак ответа на противоположный. 2. При совпадении буквенного индекса и ответа, последний считается положительным. 3. При обработке по каждому разделу подсчитывается число положительных и отрицательных ответов и вычисляется коэффициент значимости параметра по формуле КЗ123 = А-В/ С А – всего положительных ответов, В – всего отрицательных ответов, С – всего в разделе ответов (20). Если полученное числовое выражение по каждому параметру попадает в интервал от 0 до 0,33, то это означает низкий уровень сформированности параметра, от 0,34 до 0,66 – средний, от 0,67 до 1,0 – высокий уровень сформированности.
Задание 2. Исследование мотивации профессиональной деятельности учителя Цель исследования: выявить мотивационный комплекс личности учителя. Материалы и оборудование: тест «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А.А. Реана). Процедура исследования Инструкция: Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале.
Обработка и анализ результатов Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии: ВМ = (оценка п. 6 + оценка п. 7)\ 2. ВПМ = (оценка п. 1 + оценка п. 2 + оценка п. 5)\ 3. ВОМ = (оценка п. 3 + оценка п. 4)\ 2. Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно и дробное). На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ, ВОМ. К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует отнести следующие два типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ. Между этими комплексами заключены промежуточные, с точки зрения их эффективности, иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности. Например, нельзя считать абсолютно одинаковыми два нижеприведенных мотивационных комплекса:
И первый, и второй комплексы относятся к одному неоптимальному типу: ВОМ > ВПМ > ВМ. Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации. Задание 3. Исследование основных тенденций поведения учителя в педагогическом коллективе Цель исследования: определить основные тенденции поведения учителя в педагогическом коллективе. Материалы и оборудование: методика «Q сортировка: диагностика основных тенденций поведения в реальной группе» (Автор В. Стефансон). Процедура исследования Инструкция: Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него.
Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляются карточки с утверждением и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь»; т.е. карточки раскладываются на три группы. Текст опросника 1. Я критичен к окружающим товарищам. 2. У меня возникает тревога, когда в группе начинается конфликт. 3. Я склонен следовать советам лидера. 4. Я не склонен вступать в слишком близкие отношения с товарищами. 5. Мне нравится, когда в группе дружественная обстановка. 6. Я склонен противоречить лидеру. 7. Я испытываю симпатии только к одному-двум членам группы. 8. Я избегаю встреч и собраний в группе. 9. Мне нравится похвала лидера. 10. Я независим в суждениях и манере поведения. 11. Я готов встать на чью-либо сторону в споре. 12. Я склонен руководить товарищами. 13. Меня радует общение с моими немногочисленными друзьями. 14. Я внешне спокоен при проявлении ко мне враждебности со стороны членов группы. 15. Я склонен поддерживать настроение и мнение своей группы. 16. Я не придаю значения личным качествам членов группы. 17. Я склонен противопоставлять свою цель целям группы, отвлекать ее от достижения групповой цели. 18. Мне нравится противопоставлять себя лидеру. 19. Я хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы. 20. Я предпочитаю оставаться нейтральным в споре. 21. Мне нравится, когда лидер активно руководит группой. 22. Я предпочитаю хладнокровно обсуждать разногласия. 23. Я недостаточно сдержан в выражении чувств. 24. Я стремлюсь сплотить вокруг себя единомышленников. 25. Я недоволен слишком формальными отношениями в группе. 26. Когда меня обвиняют, я теряюсь и молчу. 27. Я предпочитаю соглашаться с образом жизни группы. 28. Я привязан к группе больше, чем к отдельным ее членам. 29. Я склонен обострять и затягивать спор. 30. Я стремлюсь быть в центре внимания. 31. Мне хотелось бы быть членом более узкой группы. 32. Я склонен к компромиссам. 33. Я испытываю внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки ожиданиям. 34. Я болезненно отношусь к замечаниям товарищей. 35. Я могу быть хитрым и вкрадчивым. 36. Я склонен принять на себя руководство группой. 37. Я откровенен в группе. 38. Во время разногласий в группе у меня возникает беспокойство. 39. Я предпочитаю, чтобы при планировании работы ответственность на себя взял лидер. 40. Я не склонен отвечать на проявление дружелюбия. 41. Я часто сержусь на товарищей. 42. Я пытаюсь вести других против лидера. 43. Я легко нахожу знакомства за пределами группы. 44. Я стараюсь избегать быть втянутым в спор. 45. Я легко соглашаюсь с предложениями других членов группы. 46. Я оказываю сопротивление образованию в нашем коллективе группировок. 47. Когда я раздражен, я становлюсь насмешливым и ироничным. 48. У меня возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться. 49. Я предпочитаю меньшую, но более интимную группу. 50. Я пытаюсь не показывать свои истинные чувства. 51. При групповых разногласиях я становлюсь на сторону лидера. 52. Я инициативен при установлении контактов в общении. 53. Я избегаю критиковать товарищей. 54. Я предпочитаю обращаться к лидеру чаще, чем к другим. 55. Мне не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны. 56. Я люблю затевать споры. 57. Я стремлюсь повышать свой социальный статус в группе. 58. Я склонен вмешиваться в общение товарищей и нарушать его. 59. Я «задиристый», склонен к «перепалкам». 60. Я склонен выражать недовольство лидером. Обработка и анализ результатов Ответы испытуемого разносятся по соответствующим шкалам (см. ключ к диагностике) и проставляются по 1 баллу как ответ «да», так и ответ «нет» по каждой из сопряженных пар тенденций. Так как отрицание одной тенденции является признанием полярной тенденции, количество баллов за ответы «да» по одной шкале и «нет» по шкале противоположной тенденции суммируется. Если сумма баллов по любой шкале равна сумме по противоположной шкале или близка к ней, это свидетельствует о наличии у испытуемого человека внутреннего конфликта, обусловленного одинаковой выраженностью противоположных тенденций поведения в группе. Ключ К нижеперечисленным шкалам сопряженных тенденций относятся следующие позиции опросника: 1. Зависимость – 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54. 2. Независимость – 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60.
3. Общительность – 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52. 4. Необщительность – 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58.
5. Принятие «борьбы» – 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59. 6. Избегание «борьбы» – 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|