Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История психодиагностики. Введение




В конце 1980-х гг. все более отчетливо определяются основные области исследований в психодиагностике, постепенно приобретающей статус науки многоотраслевой — общей психодиагностики. К специальным психодиагностикам, складывающимся в этот период, можно отнести: клиническую, профессиональную, спортивную м педагогическую. Во всех этих областях внедряются компьютерные варианты диагностических тестов, а тем самым расширяются границы общей психодиагностики, все чаще обращающейся к вопросам разработки, оценки эффективности и применения диагностических средств с учетом возможностей, предоставляемых современной вычислительной техникой.

После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем как и других наук, естественно, несколько затормозилось. Тем не менее в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России, а в Украине — Киев, велась определенная работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.

Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптированные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) — предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. В отличие от многих известных западных фирм — производителей тестов, ИМАТОН не только распространитель собственной продукции, но и организатор ее научного сопровождения. Психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путем участия в краткосрочных обучающих программах, а также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.

Среди новых публикаций следует отметить первую на русском языке книгу, посвященную конструированию тестов1, новые учебные пособия2, а также очередное издание словаря-справочника по психодиагностике. Наряду с конструированием оригинальных тестов, которых становится все больше, продолжается и адаптация известных зарубежных, проверка их надежности и валидности на отечественных выборках. Тем не менее и в 1990-е гг. продолжает сохраняться известный дефицит психологических методик. Достаточно сказать, что проведенный «Психологической газетой» (№ 4/43, 1999) опрос показал, что лидируют по частоте использования в России тест Люшера (51 % опрошенных!), личностный опросник Кеттелла, опросник на определение акцентуации личности и некоторые из шкал Векслера. Многие современные зарубежные методики остаются неизвестными практикам, сохраняется, хотя и не столь явно, как ранее, пренебрежение психометрическими требованиями к используемым тестам. Компьютерные тесты продол-

1 Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое про
ектирование / Пер. с англ.; Под ред. Л. Ф. Бурлачука. — Киев: ПАН Лтд., 1994.

2 Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.


Заключение 95

жают оставаться чем-то экзотическим. Отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологическую науку, остаются на ее периферии. Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие как в России, так и в Украине действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагностики, а в связи с этим — отсутствие нормативно-правовой регуляции деятельно -сти специалистов в этой области.

Судьба психодиагностики как области той науки, которая до недавнего времени называлась советской психологией, трагична и поучительна. От массового использования тестов на этапе становления, через длительный период запрета на их применение, продлившийся без малого полвека, до второго рождения в конце 1960-х гг. — вот основные вехи пути, который прошла психодиагностика в СССР. Она возрождалась в основном усилиями энтузиастов, но необходимо признать, что, несмотря на условия, отнюдь не благоприятствующие развитию, смогла не только отстоять себя в качестве самостоятельной области знания, но и достичь за короткий срок заметных успехов в теории и практике.

Заключение

Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX—начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».

В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако, не подкрепленное развитием теории, психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х—начала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.

Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выдающимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психологии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагностики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об измерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологической мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии.


s*D Глава 1. История психодиагностики. Введение

Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим более десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протяжении многих лет. Каждый из этих тестов — своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики.

В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в послевоенные годы объявленных в качестве орудия «психологов-расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.

В заключение нам также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагностики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие существенное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по конец XX в., представлены ниже.

,, Личность,, ,

Дата Событие

Или организация

1860 Густав Фехнер Публикация книги «Элементы психофизики»

1879 Френсис Гальтон Публикация статей «Психометрические факты» и «Психометрический эксперимент». Начало психометрических исследований. Изучение индивидуальных различий 1879 Вильгельм Вундт Открытие первой психологической лаборатории

1884 Френсис Гальтон Первое описание методов исследования характера. Нача-

ло массовых исследований в психодиагностике

1885 Владимир Бехтерев Открытие первой психологической лаборатории в России
1888 Френсис Гальтон Открытие метода корреляции

1888 Джеймс Мак-Кин Открытие психологической лаборатории в Пенсильван-

Кеггелл ском университете (США)

1890 Джеймс Мак-Кин Публикация статьи «Умственные тесты и измерение»

Кеттелл

1896 Эмиль Крепелин Классификация психических болезней

1896 Альфред Бине Первое описание тестов интеллекта, базирующихся на
и Виктор Анри изучении сложных психических процессов

1897 Герман Эббингауз Тест пропущенных слогов и слов

1897 Дж. М. Раис Начало широкомасштабного использования учебных те-

стов в школах США


Заключение

 

  Эдвард Торндайк Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и со-
    циальных измерений»
  Чарльз Спирмен Создание двухфакторной теории интеллекта и техники
    факторного анализа
  Альфред Бине Шкала Бине для измерения уровня интеллекта
  и Виктор Анри  
  Эдвард Торндайк Первый учебник по образовательной психологии и изме-
    рению в образовании
  Григорий Россолимо Публикация книги «Психологические профили»
  Вильям Штерн Введение понятия «коэффициент интеллекта»
  Льюис Термен Адаптация шкалы Бине в США
  и Мауд Меррилл  
  Роберт Вудвортс Первый личностный опросник
  Артур Отис Первые групповые тесты
  Герман Роршах Публикация теста, «основанного на перцепции» и получив-
    шего имя автора, появление термина «психодиагностика?»
  Арнольд Гезелл Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка до-
    школьного возраста»
  Эдвард Стронг Бланк профессиональных интересов
  Луис Терстоун Развитие техники факторного анализа. Мультифакторная
    теория структуры интеллекта
  Кристиана Морган Первое описание проективной техники — теста темати-
  и Генри Мюррей ческой апперцепции
  ЦК ВКП(б) Постановление «О педологических извращениях в системе
    наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР
  Оскар Бурое Выход в свет первого тома «Ежегодника психических из-
  (редактор) мерений»
  Лауретта Бендер Гештальт-тест Бендера
  Дэвид Векслер Векслер-Белльвю шкала измерения интеллекта
  Леопольд Фрэнк Появление термина «проективная техника»
  Старк Хэтуаэй Миннесотский многоаспектный личностный опросник
  и Мак-Кинли  
  Артур Отис Классификационный тест
  Бюро стратегических Разработка ситуационных тестов
  служб США  
  Бюро стратегических Появление термина «психологическая оценка»,.,
  служб США •/'!'-.':'.,
  Раймонд Кеттелл Опросник 16 факторов личности (16 PF)
  Американская психи- Публикация «Диагностическое и статистическое руковод-
  атрическая ассоциация ство по психическим расстройствам» (DSM-1)
  Американская психо- Принятие «Этических стандартов для психологов»,,.;
  логическая ассоциация  
  Американская психо- Публикация книги «Технические рекомендации для пси-
  логическая ассоциация, хологических тестов и диагностических методик»..;
  Американская ассоциа-  
  ция образовательных  
  исследований, Нацио-  
  нальный Совет по изме-  
  рениям в образовании  

98 Глава 1. История психодиагностики. Введение


 


1954 Пол Мил

1955 Джордж Келли

1956 ГансАйзенк

1957 Чарльз Осгуд
1957 Дж. Гилфорд

1963 Роберт Глезер

1963-1970

1966 Американская психо-

ч логическая ассоциация 1966 Дж. Гилфорд 1968 Вальтер Мишель Борис Ананьев

1969 Центральный совет Общества психологов СССР

1974 Жан Кардин и др.

1978 Вадим Блейхер

и Леонид Бурлачук

1987 Алексей Бодалев, Владимир Столин и коллектив авторов

1989 Дж. Бучер, В. Даль-стром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер

1993 Американская психологическая ассоциация, Министерства обороны просвещения и труда США

1998 Джеймс Импара и Барбара Плайк (редакторы)


Публикация книги «Клиническое предсказание сравнительно с предсказанием статистическим». Начало дискуссии об эффективности разных типов обобщения диагностических результатов

Публикация книги «Психология личностных конструктов»

Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии—интроверсии Методика семантического дифференциала Разработка тестов для измерения творческих способностей

Критериально-ориентированное тестирование Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и широкое распространение компьютерных версий тестов на Западе

Публикация книги «Стандарты тестирования в образовании и психологии»

«Кубическая» модель структуры интеллекта Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных. Публикация статьи «Комплексное изучение человека и психологическая диагностика», знаменующей признание этого направления исследований в советской психологии Восстановление психодиагностики в правах области психологической науки в Советском Союзе

Основание Международной комиссии по тестам (/ГС)

Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии

по психодиагностике; «Психодиагностика интеллекта и

личности»

Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для

студентов-психологов: «Общая психодиагностика»

Публикация MMPI-2

Создание государственного Совета по тестированию и

оценке

13-е издание «Ежегодника психических измерений»


Глава 2


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...