Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчеты платежными поручениями




Учет денежных средств

Учет кассовых операций

 

Денежные средства в кассе

Приходный и расходный кассовые ордера. Журнал регистрации и кассовая книга

Учет кассовых операций. Ревизия кассы

1. Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, чековых книжек. Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен инструкцией ЦБ РФ от 4.10.1993 г. «Порядок ведения кассовых операций в РФ». В соответствии с данным документом организации обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу.

Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, устанавливаемым банком по согласованию с предприятием. Сверх уста­новленных норм деньги могут храниться только в дни выплаты зарпла­ты, пенсий, стипендий, пособий в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. За накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов (за которым обязаны следить банки) взи­мается штраф.

Также банки при проверках выявляют факты расчетов наличными день­гами сверх установленных предельных размеров. Неоприходование или неполное оприходование денежной наличности наказывается также штрафом, налагаемым на предприятие и на руководителей, допустив­ших нарушение.

2. Касса принимает наличные деньги по приходным кассовым ордерам (форма КО-1), подписанным главным бухгалтером или уполномоченными ли­цами. При этом вносителю о приеме средств выдается квитанция, подписанная главным бухгалтером и кассиром, в которой отражаются уплаченные в том числе налоги (например, НДС).

Выдача наличных денег производится по расходным кассовым ордерам (форма КО-2) или другим надлежаще оформленным документам, на которые ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера.

Единовременные выдачи из кассы сотрудникам предприятия (напри­мер, зарплаты, пенсий, премий) оформляются платежными или расчетно-платежными ведомостями, которые также подписываются руко­водителем и главным бухгалтером организации. Работники при получении денег расписываются в соответствующих ведомостях.

Приходные и расходные кассовые ордера (как и заменяющие их доку­менты) до передачи их в кассу регистрируются в журнале регистрации (форма КО-3).

По его данным контролируется целевое назначение полученных и из­расходованных предприятием наличных денежных средств, присваива­ются номера кассовым документам, проверяется полнота произведен­ных кассиром операций.

Кассовая книга (форма КО-4) ведется кассиром. Каждое предприятие имеет только одну кассовую книгу. В книге листы нумеруются, прошну­ровываются и опечатываются сургучной печатью предприятия. Записи делаются в двух экземплярах, имеющих одинаковую нумерацию.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день (суммарный приход кассы – оборот по дебету, из него вычитает­ся суммарный расход – оборот по кредиту), выводит, используя остаток средств в кассе на начало рабочего дня, остаток денег в кассе на конец рабочего дня (он же является остатком на начало следующего дня) на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Бухгалтер проверяет правильность проставленной кор­респонденции, арифметических действий.

3. Учет кассовых операций ведется на активном счете 50 "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприя­тия на определенную дату, оборот по дебету – суммы, поступившие наличными в кассу (корреспондируют счета по учету источника поступ­ления, например, 51 – с расчетного счета, 62 – от покупателей, 90 – выручка и др.), оборот по кредиту – суммы, выданные наличными (в корреспонденции со счетами, показывающими направление выбытия, например, 60 – поставщикам и подрядчикам, 70 – работникам зарпла­та, 71 – в подотчет и др.).

В сроки, установленные руководителем, и при смене кассира проводит­ся ревизия (инвентаризация) наличия денежных средств в кассе. Реви­зия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом ру­ководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки стро­гой отчетности. Кассир несет полную ответственность за сохранность всех средств, находящихся в кассе, о чем дает письменное обязатель­ство при приеме на работу. Обнаруженные в кассе недостачи (Д-т сч. 94; К-т сч. 50) относятся на кассира (Д-т сч. 73; К-т сч. 94), а излишки приходуются вдоход предприятия (Д-т сч. 50;К-т сч. 91).

Безналичная форма расчетов

Безналичные расчеты. Виды счетов

Расчетные документы

Расчеты платежными поручениями

1. Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты произ­водятся восновном в безналичной форме. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщи­ка на счет получателя с помощью различных банковских операций (кре­дитных ирасчетных), замещающих наличные деньги в обороте.

Из нескольких возможных форм расчетов плательщик и получатель средств при заключении договоров выбирают конкретную приемлемую для них форму. Банк не имеет права контролировать способ расчета или первоочередность осуществления платежей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Отношения предприятия с банком строятся на основе договоров бан­ковского счета. Для расчетов оно может открывать в банке счета различных видов:

Ø расчетные счетаоткрываются всем коммерческим предприятиям, имеющим статус юридического лица (имеющим самостоятельный баланс и наделенным собственными оборотными средствами). Владелец счета может распоряжаться своими средствами без ограничений, осу­ществляя любые не запрещенные законом операции;

Ø текущие счета – открываются некоммерческим учреждениям, а также организациям, не обладающим признаками, дающими право открыть расчетный счет (например, структурным подразделениям). Владелец счета распоряжается своими средствами в точном соответствии со сметой, утвер­жденной вышестоящим органом; при этом перечень операций по счету регламентирован (могут, например, снимать средства на оплату труда);

Ø специальные счета – применяются для хранения средств строго целевого назначения.

В случае создания «хозрасчетных подразделений (магазинов, складов и т. п.) не по месту нахождения головного предприятия им могут быть открыты расчетные субсчета в том регионе, где они действуют. Опера­ции при этом регламентированы (например, зачисление выручки, пе­речисление средств владельцу счета).

2. Все безналичные расчеты производятся через банк на основании расчетных документов, которые представляют собой оформленные в письменном виде распоряжения владельца счета на перечисление средств; фор­мы их должны соответствовать установленным стандартам, и они должны содержать следующие реквизиты:

Ø наименование расчетного документа и его код формы по ОКУД;

Ø номер документа, дату его оформления;

Ø наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

Ø наименование плательщика, его идентификационный номер (ИНН), КПП,а также номер счета в банке;

Ø наименование получателя средств, номер его счета в банке;

Ø наименование и местонахождение банка получателя (в чеке не указыва­ется), его банковский идентификационный код (БИК), номер коррес­пондентского счета или субсчета (допускается сокращение наименова­ния плательщика и получателя, не затрудняющее работу банков иклиентов);

Ø назначение платежа (в чеке не указывается). Налог, подлежащий упла­те, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

Ø сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;

Ø очередность платежа и вид операции.

На первом экземпляре, независимо от способа изготовления расчетно­го документа, проставляются подписи и оттиск печати.

Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от сум­мы платежа и выписываются с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в необ­ходимом банку количестве экземпляров для всех участвующих в расчете сторон. При этом чеки оформляются от руки чернилами или шариковы­ми ручками. Следует помнить, что помарки и подчистки, использова­ние корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

3. Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение – приказ бан­ку о перечислении с расчетного счета суммы денежных средств другому предприятию, организации или учреждению.

Платежными поручениями оформляются:

Ø платежи в доход бюджета, внебюджетным фондам, страховым компа­ниям;

Ø перечисление торгующим организациям сумм, удержанных из заработ­ной платы рабочих и служащих за товары, проданные в кредит;

Ø платежи в оплату претензий по качеству и недостаче продукции, штра­фов, пеней, неустоек и погашение прочей кредиторской задолженности;

Ø с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты или по согласо­ванию.

Платежные поручения можно применять в одногородних и иногород­них расчетах.

Платежное поручение выписывается на бланках установленной формы (реквизиты – см. выше), действительно в течение 10 дней и предоставляет­ся в банк в необходимых количествах экземпляров, например в четырех:

* первый экземпляр после списания средств с расчетного счета платель­щика остается в документах его банка;

* четвертый – возвращается плательщику со штампом банка как расписка в том, что документ принят к исполнению;

* второй и третий экземпляры пересылаются в банк получателя; после зачисления денег на расчетный счет получателя второй экземпляр оста­ется в документах банка, а третий - передается получателю как подтверждение осуществления операции.

Расчеты платежными поручениями в бухгалтерском учете оформляются записью:

Ø по кредиту счета 51 "Расчетные счета" в корреспонденции со счетами по учету направления перечислений (например, 60 – поставщикам и под­рядчикам, 68 – налоги в бюджет, 69 – взносы единого социального налога и др.) – при перечислении средств;

Ø по дебету счета 51 в корреспонденции со счетами по учету источников поступления (например, 62 – задолженность покупателей, 90 – выручка, 75 – от учредителей и др.) – при получении средств.

Учет операций по расчетному счету

1. Документы для открытия расчетного счета:

Письменные распоряжения

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...