Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I этап. Оценка исходного уровня знаний пациента

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Для студентов

По предмету: «Основы сестринского дела»

Тема: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»

 

 

Специальности: 060101 «Лечебное дело»

Акушерское дело»

 

 

Составитель:

преподаватель основ сестринского дела

Антонова А.П.

 

 

Курган, 2006 г.


Тема: «Обучение в сестринском деле»

 

Логическая структура учебного процесса Этапы усвоения знаний студентами Ц1   аппрпо   1 час 2 час     Изучение нового материала Ц2   3 час 4 час     Закрепление знаний и способов действия в типовой ситуации   5 час 6 час     Систематизация и обобщение знаний и способов действия в новой ситуации
Тип занятия   ЛЕКЦИЯ   ПРАКТИКУМ

 

 

Алгоритм деятельности студента

 

Целеполагание Диагностика Коррекция
Ц1 знать: 1. Определение понятия «обучение». 2. Способы обучения. «3» Задание №1 См. лекцию
Ц2 уметь: 1. Оформить санбюллетень. 2. Оформить памятку. «4» Задание №2   Таблица №1 Памятка
Ц3 навыки: 1. Проведение беседы с пациентом. 2. Действовать в новой ситуации, уметь обучить пациента. «5» Задание №3   Знания и навыки из предмета «Сестринское дело в терапии»  

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающихся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приему лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию. Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.

Обучение может протекать в формальной обстановке (лечебном учреждении или дома у пациента), когда сестра обучает новым приемам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба и т.д.) или в неформальной, когда сестра при выполнении своих повседневных обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя от ВИЧ-инфекции), предоставляя информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).

 

Для наилучшего понимания процесса обучения пациента приведена таблица №1.

 

Взаимосвязь сестринского процесса

С процессом обучения пациента

 

 

I этап. Оценка исходного уровня знаний пациента

Оценка исходного уровня предусматривает определение имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение ук информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении весьма специфическим навыкам, например, таким, как застегивание пуговиц, надевание обуви, прием пищи и т.д.

 

II этап. Определение целей, планирование содержания и сферы обучения

 

Тема может преподаваться в любой (или во всех) сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Цели должны быть измеряемыми.

Хорошо поставленная цель содержит три компонента (Мейджер, 19984):

- что предстоит сделать пациенту (например, «должен проходить», «должен знать», должен уметь» и т.д.) – результат;

- временные рамки даты или интервал времени – «критерий» (например,: 20 мин. после завтрака», «через неделю» и т.п.);

- кто и (или) с помощью каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например: «с помощью инструктора», «на костылях, «самостоятельно» и т.п.).

Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович должен проходить 50 м ежедневно утром самостоятельно».

При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович должен продемонстрировать умение пользоваться калоприемником».

При формулировке целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его рационе».

При определении целей в эмоциональной сфере следует использовать глаголы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы».

Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т.д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным.

Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович должен одеваться через неделю самостоятельно». При этом вначале они планируют, что он научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь - рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.

 


ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

(совместно с пациентом)

           
     
 
 


I Этап Оценка исходного уровня   III Этап Реализация плана   IV Этап Оценка результатов обучения
Учитывать: * возраст * образование * уровень знаний * диагноз * состояние здоровья * отношение к информации, которую предстоит узнать   * сестра располагает временем * использовать литературу * поддерживать интерес, задавать много вопросов * использовать термины, которые пациенты в состоянии понять * пациент способен обучаться * разделить большой объем информации на части, периодически справляясь, понятна ли информация   * получив согласие, попросить продемонстрировать знания и умения * поощрять и хвалить пациента * сообщить результат сестринской оценки
II Этап
Определение целей Содержание Сферы обучения
* что предстоит сделать * за какое время * с чьей помощью, чтобы достичь результатов * продолжительность (время) * последовательность * разработка индивидуального плана 1. Познавательная: * осознание * выделение главного 2. Психомоторная: * умения * навыки 3. Эмоциональная: * ощущения * реакция пациента на что-либо

III этап. Реализация плана обучения

 

Медсестра в месяц должна посвятить 4 часа санитарно-просветительскому обучению. Обучение пациента можно реализовать с помощью:

1. Санбюллетеня (подготовка - 4 часа).

 

  2,5 см  
Рисунок
Эмблема

    Название
  Рисунок

  Рисунок
Автор

  2,5 см
      2,5 см    

1) Формат – 90 на 60 см.

2) Санбюллетень оформляется на 1 листе ватмана или полуватмана. Расположение горизонтальное.

3) Санбюллетень должен быть ограничен рамкой в 1,5-2 см от края листа.

4) Текст должен быть написан разборчивым каллиграфическим почерком черными чернилами (допускается печать на машинке через 1,5-2 интервала).

5) Санбюллетень должен быть художественно оформлен, не перенасыщен текстом. Допускается наклеивание фотографий, схем, отражающих тематику санитарного бюллетеня. Аппликация из плакатов, журналов, открыток и прочее не допускаются.

6) Название санбюллетеня должно быть информативным, кратким. Термин «санитарный бюллетень» при оформлении использоваться не должен.

7) В левом верхнем углу санитарного бюллетеня должна быть изображена эмблема общества Красного Креста РФ (красный крест) или медицинская эмблема (чаша со змеей).

В правом нижнем углу должны быть данные:

§ Наименование организации, выпустившей санбюллетень;

§ Дата выпуска санбюллетеня;

§ Ф.И.О., выпустившего санбюллетень.

8) Содержание санитарного бюллетеня должно быть построено преимущественно на местном материале.

9) В санитарном бюллетене текст размещается в три колонки для удобства чтения.

10) Оформляется санбюллетень одним ярким рисунком, который должен нести смысловой характер санитарного бюллетеня.

11) В организации санбюллетеня не допускается многоцветия. Должно быть не более 3-х цветов.

12) Вывешивается санбюллетень в лечебно-профилактических учреждениях, в здравпунктах промышленных предприятий, школах, общежитиях и т.д. Санбюллетени могут быть передвижными, поочередно вывешиваются в различных отделениях больницы, цеха, классах, фермах и т.д.

Санитарный бюллетень может быть составной частью «Уголка здоровья».

 

2. Памятка для пациента (4 часа).

Требования к оформлению памятки:

§ оформляется на листе формата А-4, сложенного пополам;

§ название с. 1;

§ определение, понятия, причины заболевания с. 2;

§ меры профилактики заболевания с. 3;

§ автор в левом нижнем углу с. 4 (напечатать памятку «Герпес»).

3. Беседа с пациентами (подготовка – 2 часа). Проведение беседы - 30 минут, не более 5 пациентов.

4. Лекция для пациентов (подготовка – 2 часа). Проведение лекции – 2 часа, более 10 человек.

 

Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильное время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае следует отложить обучение. Если пациент расстроен тем, что не может выполнить какое-либо действие, которому его обучают, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом спокойствие и терпение.

Обучая пациентов, можно использовать специальную литературу, нужную для них. Подчеркивая важную информацию, сестра помогает человеку сосредоточиться на значимой для него информации.

Необходимо задавать им много вопросов, а пациенты будут демонстрировать те знания и умения, которое они освоили. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая, нужно быть уверенным в том, что пациенты и (или) их близкие правильно поняли предаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, насколько эффективно и дет обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом и наблюдая, как он выполняет новые навыки. В тех случаях, когда сестре приходится передавать большой объем информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...