I этап. Оценка исходного уровня знаний пациента
Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Для студентов По предмету: «Основы сестринского дела» Тема: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
Специальности: 060101 «Лечебное дело» Акушерское дело»
Составитель: преподаватель основ сестринского дела Антонова А.П.
Курган, 2006 г. Тема: «Обучение в сестринском деле»
Алгоритм деятельности студента
Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающихся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приему лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию. Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.
Обучение может протекать в формальной обстановке (лечебном учреждении или дома у пациента), когда сестра обучает новым приемам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба и т.д.) или в неформальной, когда сестра при выполнении своих повседневных обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя от ВИЧ-инфекции), предоставляя информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни. В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).
Для наилучшего понимания процесса обучения пациента приведена таблица №1.
Взаимосвязь сестринского процесса С процессом обучения пациента
I этап. Оценка исходного уровня знаний пациента Оценка исходного уровня предусматривает определение имеющихся у человека знаний и умений, а также его отношение ук информации, которую ему предстоит узнать. При проведении оценки следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, нынешнее состояние здоровья, самочувствие и врачебный диагноз. Проводя эту предварительную оценку, надо знать: пациенты, страдающие определенными заболеваниями, будут нуждаться в обучении весьма специфическим навыкам, например, таким, как застегивание пуговиц, надевание обуви, прием пищи и т.д.
II этап. Определение целей, планирование содержания и сферы обучения
Тема может преподаваться в любой (или во всех) сфере обучения. Формулировка целей в рамках осуществления сестринского процесса должна быть ориентирована на три сферы обучения. При этом цели, связанные с обучением, называются поведенческими. В формулировке цели отражается то, что пациенту необходимо сделать, чтобы достичь результата. Цели должны быть измеряемыми.
Хорошо поставленная цель содержит три компонента (Мейджер, 19984): - что предстоит сделать пациенту (например, «должен проходить», «должен знать», должен уметь» и т.д.) – результат; - временные рамки даты или интервал времени – «критерий» (например,: 20 мин. после завтрака», «через неделю» и т.п.); - кто и (или) с помощью каких приспособлений оказывает помощь – «условие» (например: «с помощью инструктора», «на костылях, «самостоятельно» и т.п.). Примером формулировки цели в психомоторной сфере обучения может быть: «Иван Петрович должен проходить 50 м ежедневно утром самостоятельно». При формулировке целей обучения в психомоторной сфере применяют глаголы, определяющие умения и навыки: «Иван Петрович должен продемонстрировать умение пользоваться калоприемником». При формулировке целей обучения в познавательной сфере следует использовать глаголы, отражающие мыслительную деятельность: «Иван Петрович понимает, почему ему следует ограничить жидкость и соль в его рационе». При определении целей в эмоциональной сфере следует использовать глаголы, отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений: «Иван Петрович адекватно реагирует на наличие колостомы». Определив цели обучения, следует запланировать содержание и методы обучения. В план включают время (утро, день и т.д.) и продолжительность обучения. Если в результате обучения пациент должен научиться нескольким навыкам, нужно учесть оптимальную последовательность обучения, не утомляющую пациента и не вызывающую у него отрицательные эмоции. В первую очередь обучают человека более простым навыкам, а затем уже более сложным. Сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента. Например, сестра совместно с пациентом, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, в связи с чем его правая нога пока неустойчива, а правая рука не функционирует, планирует обучение так: «Иван Петрович должен одеваться через неделю самостоятельно». При этом вначале они планируют, что он научится надевать брюки, затем обувь и только в последнюю очередь - рубашку, поскольку пациент считает, что это для него самое трудное.
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ (совместно с пациентом)
III этап. Реализация плана обучения
Медсестра в месяц должна посвятить 4 часа санитарно-просветительскому обучению. Обучение пациента можно реализовать с помощью: 1. Санбюллетеня (подготовка - 4 часа).
1) Формат – 90 на 60 см. 2) Санбюллетень оформляется на 1 листе ватмана или полуватмана. Расположение горизонтальное. 3) Санбюллетень должен быть ограничен рамкой в 1,5-2 см от края листа. 4) Текст должен быть написан разборчивым каллиграфическим почерком черными чернилами (допускается печать на машинке через 1,5-2 интервала).
5) Санбюллетень должен быть художественно оформлен, не перенасыщен текстом. Допускается наклеивание фотографий, схем, отражающих тематику санитарного бюллетеня. Аппликация из плакатов, журналов, открыток и прочее не допускаются. 6) Название санбюллетеня должно быть информативным, кратким. Термин «санитарный бюллетень» при оформлении использоваться не должен. 7) В левом верхнем углу санитарного бюллетеня должна быть изображена эмблема общества Красного Креста РФ (красный крест) или медицинская эмблема (чаша со змеей). В правом нижнем углу должны быть данные: § Наименование организации, выпустившей санбюллетень; § Дата выпуска санбюллетеня; § Ф.И.О., выпустившего санбюллетень. 8) Содержание санитарного бюллетеня должно быть построено преимущественно на местном материале. 9) В санитарном бюллетене текст размещается в три колонки для удобства чтения. 10) Оформляется санбюллетень одним ярким рисунком, который должен нести смысловой характер санитарного бюллетеня. 11) В организации санбюллетеня не допускается многоцветия. Должно быть не более 3-х цветов. 12) Вывешивается санбюллетень в лечебно-профилактических учреждениях, в здравпунктах промышленных предприятий, школах, общежитиях и т.д. Санбюллетени могут быть передвижными, поочередно вывешиваются в различных отделениях больницы, цеха, классах, фермах и т.д. Санитарный бюллетень может быть составной частью «Уголка здоровья».
2. Памятка для пациента (4 часа). Требования к оформлению памятки: § оформляется на листе формата А-4, сложенного пополам; § название с. 1; § определение, понятия, причины заболевания с. 2; § меры профилактики заболевания с. 3; § автор в левом нижнем углу с. 4 (напечатать памятку «Герпес»). 3. Беседа с пациентами (подготовка – 2 часа). Проведение беседы - 30 минут, не более 5 пациентов. 4. Лекция для пациентов (подготовка – 2 часа). Проведение лекции – 2 часа, более 10 человек.
Выполняя составленный план, сестра должна выбрать правильное время для обучения, когда пациент наиболее способен воспринимать информацию. Обучение проводится только в том случае, если сестра располагает достаточным временем, а пациент чувствует себя хорошо, спокоен и находится в комфортной обстановке. В противном случае следует отложить обучение. Если пациент расстроен тем, что не может выполнить какое-либо действие, которому его обучают, нужно предложить ему переждать, проявляя при этом спокойствие и терпение. Обучая пациентов, можно использовать специальную литературу, нужную для них. Подчеркивая важную информацию, сестра помогает человеку сосредоточиться на значимой для него информации.
Необходимо задавать им много вопросов, а пациенты будут демонстрировать те знания и умения, которое они освоили. Необходимо поддерживать у обучаемых интерес к материалу. Обучая, нужно быть уверенным в том, что пациенты и (или) их близкие правильно поняли предаваемую информацию. В связи с этим сестра в процессе обучения периодически проверяет и оценивает, насколько эффективно и дет обучение, задавая пациенту конкретные вопросы с открытым ответом и наблюдая, как он выполняет новые навыки. В тех случаях, когда сестре приходится передавать большой объем информации, нужно разделить сообщение на несколько частей, периодически спрашивая пациента, понял ли он сестру. В заключение вкратце можно повторить всю информацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|