Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ специфики стиля ИАР заказчика




 

В работе с заказчиком существует масса нюансов, затрагивающих самые разные стороны взаимодействия. Диапазон отношений варьируется в пределах от установления первичного контакта с потенциальным заказчиком до юридического оформления договорных документов и подписания актов о сдаче работ и ведения работ по рекламациям и сопровождению продукции. Это мощный пласт организационного обеспечения ИАО, но он является лишь канвой отношений, затрагивает преимущественно процедурную часть. По этой тематике существует масса литературы: начиная от Д. Карнеги и пособий карманного формата «Как войти в доверие за три минуты» и заканчивая объемными методическими разработками типа «Закон РФ о … с комментариями».

Здесь же наше внимание будет сконцентрировано на иной стороне отношений с заказчиком, а вернее — потребителем информационной продукции. Заказчик нас будет интересовать именно с этих позиций, хотя начало отношений закладывается на ранних этапах работы с ним — до того, как он становится потребителем информационной продукции. Соответственно, в группу, привлекаемую для проведения первичных переговоров с заказчиком, по возможности должны быть включены исполнители, с тем, чтобы установить специфику потребностей заказчика в информационной сфере. Но все же начнем с конца…

 

Существует ряд негласных правил, которые широко распространены в сфере взаимодействия структур ИАО с заказчиком. Среди этих правил особый класс составляют требования к представлению результатов аналитических исследований.

Например, в среде аналитиков широко известно «правило пяти страниц», гласящее, что при представлении выводов на высший уровень управленческой иерархии некоторой организации объем аналитической справки должен составлять не более пяти страниц, что примерно соответствует 16 килобайтам текста. Далее, по мере спуска по иерархии управления происходит постепенное наращивание объема справки. Почему так? — Почему — понятно: загруженность текущими проблемами, плотный график руководителя и так далее... А вот правда ли, что именно этот стиль работы свойственен данному конкретному руководителю — нужно разбираться индивидуально.

 

Вне всякого сомнения, краткое резюме, реферат — это идеальная форма представления информации для проведения экспресс-анализа... но что именно должно быть включено в этот реферат? Пока ограничимся кратким, не комментированным перечислением требований (многие вопросы отпали бы, если бы все использовали государственные стандарты, применяемые к оформлению проектно-технической документации — но этого, увы, нет):

- наименование организации — исполнителя;

- строгое и емкое название документа, соответствующее стилю организации;

- дата исполнения документа, фамилия ответственного лица (если предусмотрено стилем организации исполнителя);

- оглавление, отражающее логику изложения (возможно использование приемов иерархического упорядочения с применением отступов, при значительном объеме документа — свыше 100 страниц — может быть использован прием «двойного оглавления» — краткое помещается в начале, а развернутое — в конце);

- краткое введение в проблему — формулировка проблемной ситуации — не более 2‑3 абзацев или 2/3 страницы;

- предлагаемые пути решения на уровне концепции и базовых показателей, отражающих объемы затрат, эффективность и так далее;

- краткое заключение — требования к объему те же, что и к введению.

В результате несложных выкладок получаем примерно следующий расклад:

- наименование, не входящее в объем справки — плюс 1 стр. к объему;

- оглавление или содержание, обычно не рассматриваемое как страница документа, но все же просматриваемая — плюс 1 стр.;

- введение в проблему (отсюда начинается счет страниц) — 1 стр.;

- содержательная часть документа — 3-3,5 стр. (в зависимости от компоновки заключения);

- заключение — 1-0,5 стр.

Часто оглавление делают сжатым и помещают на одной странице с введением. Получилось без малого семь страниц — ими нужно распорядиться с умом. И именно это не всегда удается...

 

Одному человеку таблица или график несет максимум информации, а другому — увы, нет. Некоторые нормально воспримут фразу «значение параметра растет по закону показательной функции», а другому — эта фраза горче хины. И так далее... Но это полбеды — беда в том, что степень конкретизации данных индивидуальна для каждого из 16 типов аналитиков. Более того, одни воспринимают статику, другие — динамику, одним обоснование должно быть предоставлено в терминах состояний, а вывод должен быть представлен как динамика показателей, другим же потребуется указание тенденции, а вывод как состояние-результат ее развития.

 

Соответственно возникает специфический класс задач, которые весьма важны для повышения эффективности информационно-аналитической работы — задачи моделирования целей потребителя результатов информационно-аналитической работы. Следует подчеркнуть, что этот класс задач практически не разработан и достаточно слабо освещен в рамках существующих концепций ИАР, хотя хорошо известен факт, что смена руководителя информационно-аналитической службы практически всегда приводит к изменению стиля и способа осуществления ею информационно-аналитической работы, а иногда сказывается на такой эффективности весьма негативным образом. Социальные Технологии позволяют описать те классы информации, которые конкретный человек считает «самыми важными», и которые нужны ему для осуществления принятия эффективных решений. Прогнозирование требований, которые руководитель будет предъявлять к сотрудникам и к способам проведения ИАР вообще, прогнозирование стиля его отчетов и выбора аргументации, позволит выбрать из возможных кандидатов оптимальную кандидатуру для решения тех задач, которые ставятся перед информационно-аналитической службой.

Более того, переходя от внутренних проблем потребления/оценивания деятельности отдельных аналитиков и их групп в рамках организационной системы (в том числе — системы ИАО) к проблемам взаимодействия с потребителем, можно говорить о том, что применение СТ позволяет дать описание той информации, которая необходима конкретному потребителю результатов информационно-аналитической работы для принятия им эффективных решений: социальные технологии описывают стиль управления потребителя такой информации. По сути, информационно-аналитические службы осуществляют кодирование информации в смысловые структуры все более высокого уровня иерархии. Они также осуществляют «перевод» информации на язык, доступный потребителю, трансформируя описание поступающей на вход такой структуры картины мира в картину мира, которая может быть воспринята и используется потребителем для принятия решений.

Несколько примеров использования СТ для установления параметров интертипных взаимодействий и выработки стиля взаимодействия приведен в Приложении 2 к настоящей книге, а также в ГСТК Интернет на сайте http://soctech.narod.ru.

Задача состоит в том, чтобы разработанный документ удовлетворял требованию гармонии в цепочке передачи информации между совместимыми типами двухкомпонентных абстрактных информационных автоматов, реализуемых структурой ИАО — с одной стороны и потребителем информационной продукции — с другой. Для этого на основе изучения документов, предоставленных заказчиком, описаний деятельности организации им руководимой и личных контактов составить представление о типе ИАР, свойственной заказчику, после чего — определить требования к отчетной документации. Кстати, и разработку, и общение с заказчиком целесообразно поручить специалисту, тип 2АИА которого стоит в контуре самопрограммирования перед типом заказчика — в противном случае придется имитировать поведение такого типа. Контура самопрограммирования мы рассматривали ранее, поэтому возвращаться к ним не станем.


Глава IV

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Порядок, в котором в эту книгу помещены главы, ни в коем случае не отражает отношения авторов к проблемам технологического обеспечения информационно-аналитической работы.

Прежде всего, обратимся к термину «технология»... Многие под этим словом понимают нечто, связанное с техникой. Тому виной является одно из узких толкований термина, при котором технология понимается как совокупность методов решения некоторой технической проблемы. Невольно воображаешь этакие шумные цеха по переработке информации, заставленные грязными, грохочущими станками, и так далее. Что ж, и так бывало — в период 1950-70-х годов любое информационное агентство располагало помещением, именовавшимся «телетайпная» (в этом зале стоял неимоверный грохот от десятков буквопечатающих аппаратов).

 

Обратимся к происхождению слова: оно происходит от двух греческих корней techne — искусство, мастерство, ремесло и logos — наука, изучение. Получается нечто вроде «наука ремесла», то есть прикладная наука. Подведем итог. Технология — это организованная во времени и пространстве устойчивая (инвариантная) по отношению к заданным вариациям условий реализации совокупность методов оперирования некими объектами, приводящая к достижению поставленной цели.

Как следствие, еще одно определение: Информационная технология — это организованная во времени и пространстве устойчивая по отношению к заданным вариациям условий реализации совокупность методов оперирования данными, нацеленная на производство обладающей заданными свойствами информационной продукции.

И наконец последнее, что требуется — это определение самого информационного продукта. Информационный продукт — это результат выполнения неких операций над данными, приводящих к получению нового массива данных, доступных для дальнейшей обработки и интерпретации.

 

Теперь, вооружившись определениями, посмотрим на технологии информационно-аналитической работы. Получим следующую классификацию информационных технологий:

- неинструментальные технологии или технологии мыслительной деятельности:

- технологии запоминания информации;

- технологии извлечения информации;

- технологии межличностной коммуникации;

- технологии синтеза целей;

- технологии социализации целей и знаний (в том числе — обучение);

- технологии признаковой работы (рассмотрения объектов и явлений в знаковой ситуации — см. семиотика);

- технологии анализа информации;

- технологии классификации;

- технологии моделирования и мысленного эксперимента;

- технологии обобщения (синтеза) информации;

- технологии рефлексивного мышления и иные;

- инструментальные технологии:

- технологии переноса информации на материальные носители;

- технологии хранения данных на материальных носителях;

- технологии передачи и приема данных;

- технологии поиска и востребования данных;

- технологии инструментального моделирования;

- технологии инструментального анализа данных;

- технологии инструментального синтеза информации;

- технологии инструментальной поддержки индивидуальной и групповой мыслительной деятельности;

- технологии синтаксического преобразования информации;

- технологии семантического сжатия и реферирования данных;

- технологии обучения и иные.

 

Почему при переходе к рассмотрению состава класса инструментальных технологий мы начали обращаться к термину «данные»? Причина в следующем: информация — это то, что мы извлекаем из данных, размещенных на материальных носителях (будь то лазерный диск, будь то след на песке), посредством применения модели интерпретации. То есть, как только информация перенесена на материальный носитель, она отрывается от модели интерпретации — превращается в данные, которые каждый волен интерпретировать так, как ему угодно. Живет в городе Кострома философ В.С. Гринько, так он здраво придерживается мнения, что истинным автором текста является его читатель (потребитель). А многие специалисты в области управления знаниями давно пользуются парой терминов: информация и эксформация (exformation). При этом второй термин обозначает то, что было извлечено из данных в результате их интерпретации с применением некоторой другой модели (не той, которой располагал некто или нечто, запечатлевшее информацию). Возможно, что и носитель модели все тот же, да модель уже претерпела изменения.

 

Чтобы очертить круг проблем, связанных с ведением информационно-аналитической работы, уместно вспомнить индийскую притчу про слепых мудрецов, пытавшихся на ощупь определить, что же представляет собой слон. Будучи лишены возможности осуществлять сбор информации наиболее пригодными для этого средствами, сии достойнейшие мужи столкнулись с полным комплексом проблем, имеющих отношение к информационно-аналитической работе:

- проблема неполноты инструментария сбора данных;

- проблема наблюдаемости объекта;

- проблема ограниченности объемов хранения данных;

- проблема отсутствия методологии исследований;

- проблема согласования тезауруса;

- проблема объединения разрозненных и отрывочных сведений;

- проблема несовпадения социального опыта аналитиков;

- проблема ломки сложившихся стереотипов.

Кратко охарактеризуем ситуацию, в которой оказались информационно-аналитические подразделения различных государственных и коммерческих учреждений, благодаря происшедшей в 1970-90-х годах информационной революции. По мнению экспертов в области информационно-аналитической работы (ИАР), качество сведений, поступающих по различным каналам, резко понизилось. Произошло снижение доли сообщений, получаемых от первичных источников информации, а основной поток информации перешел в сферу межличностного общения (к этой категории могут быть отнесены и неофициальные расследования представителей средств массовой информации, нередко проводимые с тщательно завуалированными целями и содержащие непрогнозируемые искажения).

В интересах компенсации всех этих искажений и решения всего многообразия проблем, стоящих перед специалистами в области ИАР и разрабатываются технологии информационно-аналитической работы.

 

Итак, мы вполне готовы перейти к раскрытию содержания этой главы: нам известен комплекс существующих проблем, мы ознакомлены с базовыми методами ИАР (они рассматривались в предыдущих главах), основными принципами и методологическими основами организации ИАР, нам известно содержание термина «технология». Можно надеяться, что авторы предоставили достаточно веские аргументы в пользу именно такой компоновки книги. Теперь мы можем рассматривать технологии, комбинируя их описания из ссылок на уже рассмотренные (или вскользь упомянутые) методы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...