Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков

Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.

Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях.

Мною было сделано предположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивности превышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции (ряд 2) значительно превышает уровень импульсивности (ряд 1).

 

Уровни импульсивности и волевой регуляции

Испытуемые

Вывод: методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14-15 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.

 

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость».

Результаты тестирования представлены в таблице 2

 

Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек
1 Александр А. 20

22.2

12.6

2 Иван П. 21
3 Ирина М. 15
4 Анна С. 12
5 Арина И. 18
6 Андрей К. 26
7 Иван М. 23
8 Софья А. 10
9 Алексей Р. 24
10 Родион В. 21
11 Владимир С. 21
12 Светлана Г. 13
13 Инга Д. 14
14 Евгений У. 24
15 Дарья Р. 9
16 Демьян Ч. 16
17 Диана О. 10
18 Ян О. 26
19 Степан Ю. 19
20 Вячеслав К. 25

 

Таким образом, для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень социальной смелости выше, чем у девочек.


Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли».

Результаты тестирования представлены в таблице 3

 

Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек
1 Александр А. 22

23

15.9

2 Иван П. 24
3 Ирина М. 21
4 Анна С. 13
5 Арина И. 10
6 Андрей К. 21
7 Иван М. 19
8 Софья А. 14
9 Алексей Р. 29
10 Родион В. 22
11 Владимир С. 24
12 Светлана Г. 22
13 Инга Д. 18
14 Евгений У. 19
15 Дарья Р. 16
16 Демьян Ч. 24
17 Диана О. 13
18 Ян О. 22
19 Степан Ю. 26
20 Вячеслав К. 24

Таким образом сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что у мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам.

В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное.

Волевые качества школьниц-подростков не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.

 

Заключение.

 

Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.

       Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности.

       В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.

       Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.

       Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.


Список использованной литературы

 

1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энцикл., 1983.- с. 90-91.

2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 1979.-с- 22

3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35.

4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989

5. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225

6. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. –с.9

7. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42

8. Джемс У. Психология.-М., 1991. –с.98.

9. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.-Ташкент, 1985.-с.47

10. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9.

11. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.

12. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254.

13. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.- Тбилиси, 1989.-с. 36

14. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2

15. Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта (на примере наркозависимости).- Киев, 1991.- с.16

16. Мюнстерберг Г. Психология и учитель.-М., 1997.-с. 17

17. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995.-с.57

18. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.-№3

19. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека.-Л., 1989.-с.35

20. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности.-М., 1978. -с. 15

21. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984.-с. 62

22. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19.

23. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СП., 1999.-с.34-78

25. Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. -с. 26

26. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13

27. Селиванов В.И. Избранные психологические труды.-Рязань, 1992.-с.194

28. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности.- Рязань, 1986.- 138- с. 3-23.

29. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. -с. 32

30. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 1994.- с.38


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...