Глава II. Экспериментальное исследование волевых качеств подростков
Анализ результатов, полученных после проведения методики изучения импульсивности и волевой регуляции подростков. Данная методика представляет собой анкету, содержащую 24 вопроса. Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях. Мною было сделано предположение, что по меньшей мере, у 30% испытуемых уровень импульсивности превышает уровень волевой регуляции. Однако анализ результатов показывает, что предположение неверно: у 100% испытуемых уровень волевой регуляции (ряд 2) значительно превышает уровень импульсивности (ряд 1).
Уровни импульсивности и волевой регуляции Испытуемые Вывод: методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 14-15 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.
Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость». Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таким образом, для данной группы характерно следующее: у мальчиков уровень социальной смелости выше, чем у девочек. Анализ результатов, полученных после проведения методики «Самооценка силы воли». Результаты тестирования представлены в таблице 3
Таким образом сила воли у подростков мужского пола выражена сильнее, чем у девушек. Это может быть обусловлено тем, что у мальчиков-подростков развитие взрослости связано с их активной ориентацией на определенное содержание мужского идеала - качества "настоящего мужчины". Это, с одной стороны, - сила, воля, смелость, мужество, выносливость, с другой - верность дружбе и товарищам. В силу этой ориентации значительная часть мальчиков начинает развивать у себя силу воли и волевые качества различными упражнениями, и иногда выдает желаемое наличие силы воли за действительное. Волевые качества школьниц-подростков не проявляются столь выраженно. Различие между девочками и мальчиками в школьных делах заключается в том, что для девочки достаточно сознания того, что она действует так, как с нее спрашивают, лишь бы ей внушили, что в этом есть необходимость и смысл. Мальчики же обязательно должны сами понять и смысл, и значение мероприятия. Большинство девочек не имеют выраженных волевых качеств и не стремятся их развивать.
Заключение.
Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.
Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности. В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества. Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время. Список использованной литературы
1. Алексеев Н.Г. Воля // Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энцикл., 1983.- с. 90-91. 2. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия.- М: МГУ, 1979.-с- 22 3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35. 4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989 5. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225 6. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. –с.9 7. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42 8. Джемс У. Психология.-М., 1991. –с.98. 9. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков.-Ташкент, 1985.-с.47 10. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // В сб.: Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- 199 -с. 7-9. 11. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23. 12. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254. 13. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Автореф. докт. дисс.- Тбилиси, 1989.-с. 36
14. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2 15. Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутреннего конфликта (на примере наркозависимости).- Киев, 1991.- с.16 16. Мюнстерберг Г. Психология и учитель.-М., 1997.-с. 17 17. Немов Р.С. Психология. Кн.1.-М., 1995.-с.57 18. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.-№3 19. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека.-Л., 1989.-с.35 20. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности.-М., 1978. -с. 15 21. Платонов К.К. Краткие словарь системы психологических понятий.-М., 1984.-с. 62 22. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19. 23. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23 24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СП., 1999.-с.34-78 25. Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. -с. 26 26. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13 27. Селиванов В.И. Избранные психологические труды.-Рязань, 1992.-с.194 28. Селиванов В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности.- Рязань, 1986.- 138- с. 3-23. 29. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. -с. 32 30. Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. Автореф. докт. дисс. М., 1994.- с.38 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|