Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели и алгоритмы выявления центров сил




 

В каждом регионе имеется своя специфика проявления деятельности ЦС. Однако имеются общие закономерности, которые позволяют сформировать набор косвенных признаков их функционирования и алгоритмы выявления центров сил. Такие алгоритмы, использующие знания (представленные в экспертной системе виде эвристик и точных численных критериев) и данные, хранимые в экспертной системе, позволяют с применением правил логического вывода сформулировать заключение о текущем состоянии региона и отдельных центров сил, чьи интересы реализуются в отношении данного региона.

В процессе эксплуатации экспертной системы на основе сопоставительного и корреляционного анализа ранее перечисленных показателей вычисляются корреляции временных рядов, образованных из последовательных измерений текущих значений фиксируемых параметров процессов (как формально зависимых, так и формально независимых), коэффициенты асимметрии в системе расходования базовых видов региональных ресурсов, выявляются ценовые диспропорции и иные показатели, косвенно свидетельствующие о наличии скрытых производственных процессов и мощностей, центров сил, осуществляющих перераспределение ресурсов.

На основании анализа измеренных и вычисленных значений индикаторов, определяются конкретные субъекты, группы и корпорации, реально владеющие теми или иными видами ресурсов. Это возможно только при условии, что в системе организовано хранение упорядоченных во времени массивов данных, характеризующих ситуацию с достаточной для проведения анализа периодичностью. Для проведения анализа на макро-уровне периодичность проведения мониторинговых исследований может быть определена порядка одного раза в месяц, а для микро-уровня — в пределах единиц часов, что возможно обеспечить лишь в отраслях, где периодичность опубликования финансовых показателей достаточно высока, либо за счет анализа данных, оперативно поставляемых различными органами государственного учета и статистики.

Кроме того, существует возможность адаптивного регулирования периодичности обновления данных о текущей обстановке, что может осуществляться с привлечением малочисленных групп прошедших соответствующую подготовку экспертов. Для производства работ группы экспертов могут командироваться в регионы для выполнения работ по обеспечению требуемой периодичности и качества информации на местах.

 

Алгоритмы выявления скрыто функционирующих центров сил преимущественно основаны на анализе диспропорций, вносимых ими в показатели социально-экономического развития региона. Подобные диспропорции могут выражаться в:

- появлении сверхнормативных временных задержек между моментом доведения исполняющего воздействия и началом их непосредственного исполнения (признак роста инерционности системы управления);

- возникновении корреляций между формально независимыми процессами, в том числе и синхронные колебания показателей экономической деятельности группы ресурсопотребителей, формально, использующих различную ресурсную базу (признак синхронных изменений);

- возникновении резких ценовых диспропорций внутри одной группы продукции различных региональных производителей (признак мобилизации внутреннего или подключения внешнего ресурса — аннексия на рынке);

- снижение величины задержки или опережающая реакция общественного мнения на политические и экономические процессы, протекающие на региональном и федеральном уровнях, активизация экстремальных социальных явлений (признак подключения социального ресурса для решения политических и экономических задач);

- возникновение диспропорций между потреблением сырьевых и энергоресурсов и заявленными показателями выпуска продукции (неявные признаки функционирования теневого сектора);

- диспропорции между входящими и исходящими финансовыми и транспортными потоками и иные.

 

Эвристические правила, формализующие данные признаки позволяют не только диагностировать факт наличия диспропорции и или временной корреляции, но и очертить круг предположительно связанных единством целей и стратегией их достижения субъектов деятельности. С этой целью региональная ситуация отображается в форме многосвязной схемы, отображающей основные группы ресурсов и их потребителей. Связи предназначены для отображения отношений потребления, производства, кооперации и конкуренции между субъектами деятельности и группами ресурсов. Для отдельных субъектов деятельности определяются критические показатели темпов производства и потребления ресурсов, превышение или недостижение которого способно нарушить устойчивость субъекта, группы субъектов или региона в целом.

Далее исследуются ситуации, при которых несмотря на значения объективных численных показателей ожидаемый эффект в отношении субъекта не наблюдается, что свидетельствует об объективных изменениях, происшедших в системе производства ресурса, реализуемой субъектом. Рассматриваются возможные варианты группирования субъектов по признаку сонаправленности интересов, после чего выдвинутые гипотезы переводятся в режим сопровождения с целью получения подтверждения или опровержения гипотезы.

 

Методика определения ЦС позволяет осуществлять следующие экспертно-аналитических функции:

1. Определение видов ресурсов, приоритетных для данного сегмента рынка.

2. Определение приоритетов по направлению и использованию ресурсов

3. Оценка прибыли, потерь, рисков

4. Задание пороговых значений индикативных величин

5. Составление вариантов сценариев и выбор базового (наиболее вероятного) для прогноза, ведения мониторинга и ситуационного анализа

6. Определение состава конкурирующей группы

7. Оценка баланса сил (приоритетов) в конкурирующей группе

8. Выбор предпочтений в вариантах, сценариях в состязаниях за распределение ресурса

9. Проектирование сценариев, реализующих выбранные приоритеты

10. Оценка вариантов, нарушающих ход проектируемого сценария, превращение его в другую версию

11. Построение системы защиты и компенсационных механизмов. Для предотвращения нежелательных ситуаций и нейтрализации вредных воздействий

12. Оценка возможных изменений в балансе сил и поведении конкурирующих групп при принятии государством стратегических решений и ведении оперативного управления

Применение этих экспертно-аналитических функций наиболее эффективно при решении вопросов экономической безопасности, в частности борьбы с теневой экономикой.

Актуальность решения этой задачи обусловлена тем, что по оценкам членов экспертной группы теневая экономика составляет: от 20 до 40 % в торговле (внутренний товарооборот, импорт, экспорт); в промышленности — около 20 %. Суммарно, с учетом всех основных секторов экономики, теневой оборот составляет до 28 % от валового внутреннего продукта.

К негативным последствиям функционирования теневой экономики относятся:

1. Нравственное принижение законопослушных экономических субъектов.

2. Усиление кризисных явлений в экономике.

3. Ослабление функций экономической безопасности государства.

 

Проявления принципиальных угроз безопасности государства со стороны теневой экономики требуют своего углубленного изучения и систематизации с целью предупреждения и своевременной выработки адекватных мер противодействия. Следует выделить три уровня защиты в решении задач ликвидации угроз со стороны теневого сектора.

1. Оперативное реагирование.

2. Прогноз возможных угроз и проектирование механизмов защиты.

3. Вариантное проектирование экономического поведения государства с учетом интересов основных экономических субъектов (в том числе и теневых).

 

Иерархия уровней защиты построена так, что более высокий уровень (2‑й и 3‑й) включает нижние. Наивысший — третий — уровень может быть получен лишь при условии создания предпосылок для оперативного выявления и выработки компенсаторных стратегий, что может быть достигнуто с применением вышеописанной экспертной системы.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Каждого ли интеллектуально развитого человека можно считать аналитиком? — Видимо не каждого. Множество людей окончило вузы и являются профессионалами в той или иной области, их интеллектуальный уровень позволяет использовать аналитические и системные подходы в решении различных проблем. И все же, число тех, кто мог бы использовать весь арсенал современной аналитики довольно мало.

Освежим в памяти ранее введенную систему деления аналитиков на классы аналитиков и, как это принято у программистов, аналитиков++. Если помните, чуть ли не в самом начале книги, нами было введено деление на аналитиков и концептуалистов. Обычным аналитикам было «отказано» в теоретическом творчестве, концептуалистам было дано и это (хотя часто при этом отнимается практическая составляющая). Это деление не принижает статус обычного аналитика — часто человек умышленно или в силу действия обстоятельств отказывает себе в удовольствии «потеоретизировать» — действует ситуативно, на практике изменяя облик действительности. Итак, аналитики — это люди, которые активно эксплуатируют существовавшие модели и социальные стереотипы в интересах практической деятельности, творчество которых проявляется в эффективном комбинировании существующих методов, а концептуалисты — это создатели новых методологических систем, потребляемых аналитиками-практиками. Кроме того, подразумевается, что в число аналитиков по определению входят лица, наделенные властными полномочиями (увы, это слишком сильное утверждение!).

Но как бы ни велика была роль личности в истории, огромную роль в любом государстве играют более широкие слои общества, прежде всего — его интеллектуальная элита. Именно на этом уровне — в среде ученых, политиков, бизнесменов, технических специалистов, писателей — формируются ориентиры и главные механизмы развития всего социума в целом. Поэтому столь важно, чтобы в этом слое усиливалась интеллектуальная составляющая, чему может способствовать лишь формирование национальной (в смысле государственной) аналитической школы, системы подготовки и обучения аналитиков.

 

Важнейшая роль в подготовке аналитично мыслящих специалистов принадлежит системе высшего и профессионального образования — высшим учебным заведениям, институтам профессиональной переподготовки, учебно-производственным комплексам. Все больший вес приобретает сектор рынка дистанционного обучения, образовательных услуг, предоставляемых посредством почты, территориальных и глобальных телекоммуникационных сетей. Эти, в целом традиционные формы обучения едва ли имеет смысл рассматривать. Стоит лишь упомянуть мощные аналитические школы (термин здесь использован не для обозначения организационной формы, а для обозначения организации, обеспечивающей традиционно высокий уровень подготовки специалистов в некоторой отрасли), существующие в нашей стране:

- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;

- Московский государственный институт международных отношений;

- МВТУ им Баумана;

- Новосибирский государственный университет;

- Академия ФСБ России;

- Российская академия государственной службы при Президенте РФ;

- Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского и др.

В последние годы усиливается направление дополнительного профессионального образования, осуществляемого в организационных формах курсов и семинаров, учреждаемых при государственных и негосударственных учебных заведениях. Здесь широко распространены направления, придерживающиеся методологии системного анализа, теории рационализаторской и изобретательской деятельности (ТРИЗ), организационного и стратегического менеджмента, психологии управления, теории рефлексивного управления и многих других научных течений и направлений. Формы обучения в этих учебных заведениях варьируются в пределах от традиционных лекционных и семинарских занятий до формы деловых игр и тренингов. Достаточно широкое распространение получили технологии проблемно-ориентированного обучения.

Подготовка высококвалифицированных кадров аналитиков также способствует система послевузовского образования в формах магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры). Данная форма обучения направлена не только на обучение специалистов и повышение их теоретического уровня, но и на развитие методологического, организационного и технологического обеспечения ИАР. Большой вклад в это направление вносят разнообразные НИИ, институты Российской Академии Наук, высшие учебные заведения, активно взаимодействующие с Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) РФ в рамках аттестования научных кадров страны.

Формирующаяся и активно развивающаяся в последние годы система дистанционного обучения предоставляет обширный перечень программ подготовки специалистов по направлениям от технического анализа и экспертизы проектов до политологического анализа.

Особая роль в подготовке специалистов-аналитиков принадлежит самообразованию, самостоятельной работе по повышению методолого-теоретического уровня, развитию практических навыков ИАР, освоению новых технологических средств и инструменария ИАР. Однако именно это направление на сегодня мало обеспечено специальной учебной и методической литературой. Единственное направление, связанное с применением аналитических технологий и более-менее сносно обеспеченное литературой, — это направление «менеджмент и маркетинговое обеспечение» (да и то — в достаточно узком секторе деятельности).

Так, например, наблюдается перекос в обеспечении литературой по менеджменту и маркетинговому сопровождению в различных сферах деятельности: наиболее «густонаселенным районом» является направление сопровождения торгово-закупочной деятельности, финансового управления, в то время, как производственная деятельность остается «белым пятном», что примерно соответствует вектору развития отечественной экономики, со свойственными ей диспропорциями и спекулятивной направленностью.

 

Российский сегмент ГСТК Интернет чрезвычайно богат ресурсами, посвященным различным направлениям аналитической деятельности, однако — это все преимущественно «самиздат», доступность которого ограничена лишь теми регионами, где есть возможность использования каналов Интернет, а их не так уж и много... Еще одной особенностью российского сегмента ГСТК заключена в том, что уровень публикаций варьируется в широчайших пределах от весьма слабых по теоретическому и литературному уровню до чрезмерно абстрактных статей, недоступных пониманию среднего специалиста (а значит, невостребованных). Систематическое изложение основ аналитики встречается крайне редко. Чрезвычайно специфично само понимание термина: термин «аналитика» в отечественной электронной литературе ассоциируется, прежде всего, с управлением финансами и политологией, в то время как сфера применения информационно-аналитических технологий намного шире.

 

Особое направление совершенствования профессиональной подготовки кадров аналитиков — это направление обмена опытом и наставничества. Преимуществом этого направления является возможность обучения и дообучения на рабочем месте без привлечения дополнительных финансов. По мере развития систем информационно-справочного обеспечения и комплексной поддержки ИАР это направление способно приобрести особую значимость, особенно в организационных системах, осуществляющих ИАО органов государственного управления и крупных субъектов экономической деятельности.

 

Бесполезно, уповая на щедрость природы, от рождения одаривающей некоторых людей гениальностью, ожидать самопроизвольного подъема интеллектуального уровня населения. На фоне снижения доступности образовательных услуг люди, просто одаренные своеобразными талантами, не смогут развить их. Требуется возобновить процесс формирования обширного класса литературы, доступной широким массам населения и дающей населению возможность самообразования — в первую очередь в направлении развития и раскрытия аналитического потенциала личности. Здесь стоит вспомнить опыт знаменитой серии БМР «Библиотека молодого рабочего» — кстати, аналогичные серии, спонсируемые государством и различными благотворительными обществами, существовали и в дореволюционной России.

 

Серьезную роль в развитии системы подготовки аналитиков способно сыграть и преподавание в вузах спецкурсов по аналитике, введение в курс обучения дисциплин, ориентированных на развитие аналитических способностей подрастающего поколения. Усиление внимания к аналитике на всех уровнях государственного управления позволит использовать ее огромный потенциал в области синтеза целенаправленно функционирующих организационных систем. Рациональное построение сетей профессионального обучения аналитике, реализующих разнообразные методики, способно обеспечить выбор оптимального режима представления информации для конкретного обучаемого, реализовать индивидуальный подход к обучению и в итоге — способствовать усилению интеллектуальной компоненты в нашем обществе.

 

 

Авторы будут признательны читателям за отзывы на книгу, так же мы готовы принять и рассмотреть предложения о сотрудничестве, пожелания, рекомендации и конструктивную критику.

 

Адреса для контактов:

Почта: Россия, 123001, Москва, а/я 14

E-mail: [email protected] — Курносов Юрий Васильевич.

E-mail: [email protected] — Конотопов Павел Юрьевич, семинар «ТИАРА».

WWW: http://tiara.narod.ru — журнал-клуб-семинар «ТИАРА».

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Серия «Информатизация России на пороге ХХI века». — М.: СИНТЕГ, 1998, 312 с.

2. Акофф Р. Искусство решения проблем. — М., 1982

3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий, 1971. — 296 с.

4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. — М., 1976.

5. Аналитическая деятельность в госучреждениях. // Открытая политика. — 1997. — N 11.

6. Арнольд В.И. Теория катастроф. — М., 1990.

7. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. — М.: УРСС, 2002.

8. Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Парадоксы мира нестационарных структур // Математика, кибернетика. — 1985. — №5.

9. Аэроянц Э.А., Харитонов А.С., Шелетин Л.А. Немарковские процессы как новая парадигма // Вопросы философии. — 1999. — №7. — стр. 94-104.

10. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1981. — 288 с.

11. Бенерджи Р. Теория решения задач (подход к созданию искусственного интеллекта): Пер. с англ. / Пер. С.П. Чеботарева. — М.: Мир, 1972.

12. Берков В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. — Минск, 1983.

13. Берталанфи Л. фон. Системные исследования. — М., 1969.

14. Блауберг И.Б., Юдин Э.Г. Системный подход в социальном познании / Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. — М., 1972.

15. Блюменфельд Л.А.. Проблемы биологической физики. — М., 1977.

16. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.-М.: Экономика, 1989.-351 с.

17. Боттом Н.Г., Галатти Р.Р. Коммерческая разведка и контрразведка: Практическое пособие. — Новосибирск: Диамант, 1994. — 416 с.

18. Брукс Ф. Как создаются программные системы / Пер. с англ. — СПб.: Символ-Плюс, 1999. — 304 с.

19. Бунин В.А., Горбачев В.В., Дмитриевский И.М., Харитонов А.С. К проблеме физического смысла информации // Тезисы VI Международной научной конференции 29-30 ноября 1999 г отделение Информационные технологии, МАИ, М., 1999 стр.143-144.

20. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху; Стратегия менеджмента:5 факторов успеха. / Пер. с нем. — М.: АО «Интерэксперт», Экономика, 1995.-344 с.

21. Васкевич Д. Стратегии клиент-сервер: Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса — К.: Диалектика, 1996. — 384 с.

22. Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. — М.: Машиностроение, 1990. — 448 с.

23. Вернадский В.И. Биосфера. / Избр. соч. т. 5, — М., 1960.

24. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. — М., 1991.

25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987.

26. Винер Н. Кибернетика. — М.: Советское радио, 1968.

27. Войтов А.Г. Философское основание теоретической науки. М., 1999.-200 с.

28. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. — С.-Петербург: Изд-во СПбГТУ, 1997.

29. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. — М., 1986.

30. Гвишиани Д.М., Лисичкин В.А. Прогностика. — М.,1968.

31. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. — М.,1985.

32. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998.

33. Горбачев В.В., Харитонов А.С. Гармонизация процессов в рамках модели статистической симметрии. — Экономика природопользования. — 1999. — N6. — стр.8-12.

34. Дорожкин А.М. Научный поиск как постановка и решение проблем. — Нижний Новгород, 1995.

35. Доронин У.У. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. — Tула: Риф, 2000. — 116 с. Пособие для семинарских занятий по курсу «Экономическая и информационная безопасность» в Tульском государственном Университете.

36. Дюкрок А. Физика кибернетики // Кибернетика ожидаемая и кибернетика неожиданная. — М., 1968.

37. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. — М.: Наука, 1990.- 575 с.

38. Евин И.А. Синергетика искусства. — М., 1993.

39. Жариков Е.С. Научный поиск. — Киев, 1967.

40. Зиген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул. — М., 1973.

41. Зоммерфельд А. Термодинамика и статистическая физика. — М., 1955.

42. Информатика: Учебник / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.

43. Искусственный интеллект: В 3 кн. Кн.1. Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под ред. проф. Э.В. Попова. — М.: «Радио и связь», 1990. — 464 с.

44. Искусственный интеллект: В 3 кн. Кн.2. Модели и методы: Справочник / Под ред. проф. Д.А. Поспелова — М.: Радио и связь, 1990.-304с.

45. Искусственный интеллект: Применение в интегрированных производственных системах. / Под ред. Э.Кьюсиака — М.: Машиностроение, 1991. — 544с.

46. Карери Дж. Порядок и беспорядок в структуре материи. — М., 1980.

47. Карпович В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон. — Новосибирск, 1980.

48. Квэйд Э. Анализ сложных систем. Пер. с англ. под ред. И.И. Андреева, И.М. Верещагина. — М.: Советское радио, 1969. — 520 с.

49. Кеннет Бейли Социология и новые системные теории: к теоретическому синтезу. — М:, 1994.

50. Климантович Ю.Л. Статистическая физика. — М., 1982.

51. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению «количество информации». — М., 1965.

52. Компьютеры и познание: очерки по когитологии. — М.: Наука, 1990. — 126 с. — (Серия «Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения»).

53. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М.: 1987.

54. Крофорд Вернон Три кита успеха. — С-Пб: Питер Паблишинг, 1997 — 192 с.

55. Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. — М., 1971.

56. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика — теория самоорганизации, идеи, методы, перспективы // Математика, киберентика. — 1983. — №2.

57. Кутепов В.Г. Проблема и задачи в системе познания. — Фрунзе, 1988.

58. Лапин В.А., Харитонов А.С.К поиску технологий управления устойчивым развитием России. // Городское управление. — 2000. — №3. — стр.28-35.

59. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. — М.: Высшая школа, 1967.

60. Лефевр В.А. Космический субъект. — М.: Ин-Кварто, 1996.

61. Лефевр В.А. Формула человека. — М.: Прогресс. 1991.

62. Ли Д.А. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. — М.: Русский мир, 1998.

63. Логика научного исследования. — М., 1975.

64. Логический подход к искусственному интеллекту: От модальной логики к логике баз данных / А.Тейз, П.Грибомон, Г.Юлен и др.- М.: Мир, 1998. — 494 с.

65. Максимов В.И., Корноушенко Е.К. Знания — основа анализа. // Банковские технологии. Май, №4, 1997.

66. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.

67. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. (под ред. Е.И. Розенталь). — М.: Прогресс, 1966. — 462 с.

68. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. Пер. с англ. под ред. С.В. Емельянова. — М.: Мир, 1978. — 311 с.

69. Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. Перевод с английского Наппельбаума. Э. Л. Под редакцией С. В. Емельянова. — М.: Изд-во Мир, 1978. — 311 с.

70. Методология оценки и выбора проектов исследований и разработок (Научно-аналитический обзор). — М., 1981.

71. Мировая энергетика. Прогноз развития до 2000 года. Под ред. Ю.Н.Старшинова. — М., 1980.

72. Михайлов Ю.Б. Математические основы повышения точности прогнозирования количественных характеристик процессов (в технике, экономике, экологии, социологии. Бизнесе).- М.: Научтехлитиздат, 2000.

73. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность., В кн. В.И.Вернадский. Живое вещество и биосфера. — М., 1994.

74. Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981. 487 с.

75. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. — М.: Мир идей,1995.

76. Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. — Рига, 1988.

77. Николис П., Пригожин И. Познание сложного. — М., Мир,1990.

78. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. — Минск: ООО «Попурри», 1996. — 240 с.

79. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка: Пер. с англ. / Сост., ред., вступ. ст. В.В.Петрова и В.И.Герасимова. — М.: Прогресс, 1988. — 320 с.

80. Нойштадт Р., Мэй Э. Современные размышления (О пользе истории для тех, кто принимает решения). — М.: «Ad marginem», 1999.- 383 с.

81. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений / А.Н.Борисов, А.В.Алексеев, Г.В.Меркурьева и др. — М.: Радио и связь, 1989. — 304 с.

82. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. — М.: УРСС, 2001.

83. Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. — М.,1982.

84. Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. — М.: «Форум», 1997. — 376 с.

85. Пойа Д. Как решать задачу. — Учпедгиз, 1959.

86. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М.,1983.

87. Построение экспертных систем: Пер. с англ. / Под ред. Ф. Хейса-Рота, Д. Уотермана, Д. Лената. — М.: Мир, 1987.- 441с.

88. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. — М.: Синтег, 2000. — 528 с.

89. Прангишвили И.В., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф., Коврига С.В., Разбегин В.П. Поиск подходов к решению проблем. — М.: Синтег, 1999. — 284 с.

90. Пригожин И. Переоткрытие времен // Вопросы философии. 1989, N8.

91. Пригожин И., Николис Ж.. Биологический порядок, структура и неустойчивость // Успехи физических наук. Т. 109. Вып.3. Март 1973.

92. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. — М., 1985.

93. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994.

94. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

95. Приобретение знаний: Пер. с япон./под ред. С Осуги, Ю.Саэки. — М.: Мир, 1990. —304 с.

96. Расторгуев С.П. Инфицирование как способ защиты жизни. Вирусы: биологические, социальные, психологические, компьютерные. — М.: Изд-во Агентства «Яхтсмен», 1996. 336 с.

97. Ребане К.К. Энергия, энтропия, среда обитания. — Таллин, 1984.

98. Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. — Ростов-на-Дону, 1972.

99. Резников Б.А. Системный анализ и методы системотехники. Часть 1: Методология системных исследований. Моделирование сложных систем. — МО СССР, 1990.

100. Романовский Ю.М., Степанова П.В., Чернавский Д.С. Математическая биофизика. — М., 1984.

101. Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, 1998. — 368 с. — (Серия «Коммандос»).

102. Ростовцев Ю.Г. Основы построения автоматизированных систем сбора и обработки информации — Учебник. ВИКА им. А.Ф.Можайского, Спб.,1992.- 717с.

103. Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. Обзор англо-американской литературы. — М., 1986.

104. Саати Т. Принятие решений, методы анализа иерархии. Пер. с англ. М.: Радио и связь,1993. 320 с.

105. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. Пер. с англ. под ред. И.А.Ушакова. — М.: Радио и связь, 1991. 224 с.

106. Саврасов Ю.С. Оптимальные решения. — М.: Радио и связь, 2000,-152 с.

107. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974. 259 с.

108. Словарь терминов по информатике на русском и английском языках (под ред.А.И.Михайлова). — М.: Наука, 1971. — 369 с.

109. Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного исследования. // Идеалы и нормы научного исследования. — Минск, 1981.

110. Сухотин А.К. Парадоксы науки. — М.,1978.

111. Тарас А.Е., Заруцкий Ф.Д. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ. — Мн.: Харвест, 1998. — 608 с. — (Серия «Коммандос»).

112. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.

113. Томпсон Дж.М.Т. Неустойчивость и катастрофы в науке и технике. — М., 1985.

114. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. Изд. 2-е — М.: ЭТС. — 2000. — 368 с.

115. Тьюринг А.. Может ли машина мыслить. — М., 1960.

116. Тюшкевич С.А. Военная наука на пороге ХХI века // Военная мысль, 1997, N6. — С.21-22.

117. Уемов А. И. Общая теория систем. Аналогический и параметрический варианты // Природа. 1975, № 11.

118. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. — М.: Мир, 1989. — 388 с.

119. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М.,1986.

120. Философия науки. под ред. Купцова В.И. в 2-х тт., — М.: Наука, 1995.

121. Флешман Б.С. Основы системологии. — М.: Радио и связь, 1982. 368 с.

122. Флоренский П.А. Философия, наука, техника. — Л., 1989.

123. Хакен Г. Синергетика. — М., 1994.

124. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985.

125. Харитонов А.С.Об одном из основных противоречий фундаментальной науки. — Полигнозис, Институт микроэкономики, 2000, №1, стр.139-141.

126. Харитонов А.С. Гармония хаоса и порядка, Новый подход к проблемам безопасности. М., ВНИТИ

127. Харитонов А.С. Феномен статистической симметрии / Экономика природопользования, ВИНИТИ №6 1999 стр.3-12.

128. Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. — М., 1987.

129. Чернавский Д.С. Синергетика и информация // Математика, кибернетика, №5, 1990.

130. Шелепин Л.А. Вдали от равновесия, Физика, №8, 1987.26

131. Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. — М., 1963.

132. Шеннон К. Предсказание и энтропия печатного текста / Работы по теории информации и кибернетике: Пер с англ. — М.: Издательство иностранной литературы, 1963.

133. Штеренберг М.И. Синергетика и биология, Вопросы философии, №2, 1999.

134. Щедровицкий Г.П. Схемы мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. — М., 1987.

135. Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. — М.,1979.

136. Эйген М. Молекулярная самоорганизация и ранние стадии эволюции // Успехи физических наук. Т. 109. Вып. 3. Март 1973.

137. Эйген М., Винклер P. Игра жизни. — М., 1979.

138. Экспертные системы для персональных компьютеров: Справочное пособие / В.С.Крисевич, Л.А. Кузьмич и др. — Мн.: Выш. шк., 1990.-197с.

139. Экспертные системы и средства их поддержки для ПЭВМ: Информационный бюллетень по зарубежным материалам. Вып.1. / В.В.Длужневский, А.Г.Ломако и др. — МО СССР, 1990.-67с.

140. Эрлих А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. 2 е изд. М.: Инфра-М, 1996.- 176 с. Прикладное пособие.

141. Эшби У. Р. Конструкция мозга. М., — 1962

142. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М., 1959

143. Юрченко Ю.И. Алгебра живых систем и математическая экономия. — Ставрополь: Кн. изд-во, 1994. — 119с.

144. Яковлев И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование. // Полис, N3 1998.

145. Bertalanffy L. von. General system theory — critical review. // Systems Behavior, edited by J.Beishon and G.Peters, by Harper and Row publishers, London, New-York, Hagerstown, San-Francisco, 1972. — pp.30-50.

146. Betts R.K. Intelligence Warning: Old Problems, New Agendas / Parameters // Spring 1998, pp. 26-35.

147. Brown R.F. Compartmental system analysis: state of the art. // IEEE Trans. on Biomedical Engine., 1980, vol. BME-27, N1, P.1-11.

148. Brzezinski Z. Between Two Ages. America’s Role in The Technotronic Era. New York:, 1970.

149. Brzezinski Z. The Grand Chessboard (1997); Out of Control (1993); The Grand Failure (1989); Game Plan (1986), Power and Principle (1983)

150. Hanckock A. Communicational planning for development.- Toronto,1989.

151. Henry R., Peartree Ed.C. Military Theory and Information Warfare / Parameters // © 1998 Center for Strategic & International Studies, Autumn 1998, pp. 121-35.

152. Hunter R.E. NATO in the 21st Century: A Strategic Vision / Parameters // © 1998 Robert E. Hunter, Summer 1998, pp. 15-29.

153. Jenkins G.M. The system approach. // System Behavior, Second Edition, by Beison J. and Peters G., The Open University Press, by Harper and Row. Publishers, London, New-York, Hagerstown, San Franzisco, 1972, pp.78-114.

154. Machlup F. The Production and Distribution of knowledge in the United States.- Princeton N.Jersey.,1962.

155. McFarland G., Rudmik A. Object-Oriented Database Management Systems: A Critical Review.- NY: DoD Data&Analysis Center for Software, 1994. — 120 с.

156. Zipf G.K. Human behavior and the principle of least effort. — Addison-Wesley Press, 1949


Приложение 1

 

ВАРИАНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЛАНА USAF-2025

 

В 1996 году по распоряжению Председателя Объединенного Комитета Начальников Штабов ВС США руководству видов ВС США было вменена в обязанность организация работ по созданию перспективных планов развития видов ВС на период до 2010 года. Для решения этой задачи были созданы специализированные рабочие группы по видам ВС, а также была создана группа, задачей которой стало обобщение планов, сформулированных специализированными группами. Документы, подготовленные этими группами, после прохождения экспертного контроля были опубликованы в глобальной телекоммуникационной сети Интернет. Эти материалы могут рассматриваться в качестве примера хорошо организованного и исполненного комплексного исследования, основанного на системном подходе, чем они и привлекли внимание авторов книги.

Наибольший интерес для аналитиков, занятых в сфере стратегического управления, представляет отчет группы исследователей ВВС США, организованной при Университете ВВС США (Air University Maxwell Air Force Base, Alabama). Интерес вызван, прежде всего, тем, что в отчете (четыре тома общим объемом свыше 3300 страниц) подробно излагается специфическая методика проведения моделирования в рамках выполнения поставленной задачи.

В состав рабочей группы вошли:

- свыше 200 курсантов из трех военных колледжей;

- 15 ученых и инженеров, вошедших в группу операционного анализа при Институте Технологий ВВС (Air Force Institute of Technology at Wright Patterson AFB, Ohio);

- слушатели академии ВВС США (US Air Force Academy in Colorado Springs) и системы центров подготовки специалистов ВВС США;

- свыше 70 приглашенных лекторов, в число которых вошли специалисты по креативному и критическому мышлению, писатели-фантасты и режиссеры фантастических фильмов, ученые, специализирующиеся в различных отраслях науки и техники (от энтомологов, изучающих популяции и поведение коллективных насекомых, до специалистов в области телекоммуникаций, энергетики и реактивного движения, от военных историков до специалистов области международных отношений и т. д.);

- сторонние советники и консультанты (как гражданские, так и военные);

- отставные старшие офицеры ВВС;

- свыше 2000 участников проекта, участвовавших, как в обсуждении, так и выдвижении идей с применением Интернет.

 

В качестве методологической основы для проведения исследований были избраны:

- системный анализ;

- операционный анализ;

- ценностно-ориентированное моделирование (value-focused modeling).

 

Эти методологические сис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...