Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы организации бюджетной системы РФ




Содержание

Теоретическая часть………………………………………………………………3

1. Состав и особенности бюджетной системы РФ.……………………………..3

2. Принципы организации бюджетной системы РФ…………...……………….7

Практическая часть……………………………………………………………...13

Список литературы………………………………………………………………43

 

Теоретическая часть

Состав и особенности бюджетной системы РФ

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основную на экономический отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система – это определенным образом организованная совокупность форм и методов накопления и распределения финансовых ресурсов различных уровней власти.

В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

· государственного (федерального) бюджета или бюджета центрального правительства;

· бюджетов членов федерации (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов Федерации – в России);

· местных (муниципальных) бюджетов.

Структура бюджетной системы Российской Федерации закреплена в ст.10 Бюджетного кодекса РФ и включает:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов;

· бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений. [4]

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Федерации; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу федерального закона финансовый план государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все основные параметры экономического развития страны.

Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации и осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации, связанную с последней генетически. Они (все зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности. [3. стр. 23-24]

Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время является определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.

В недалеком прошлом под местными бюджетами понимались бюджеты краев, областей, автономных образований и нижестоящих административно-территориальных единиц. В процессе децентрализации государственной власти появилось понятие субъектов Федерации, которое включает в себя республики в составе Российской Федерации, автономные образования, края, области. Соответственно и бюджетная система Российской Федерации приобрела трехуровневый характер. Суть же проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое, в соответствии со ст.12 Конституции РФ, не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления Российской Федерации.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами (ст.6 Бюджетного кодекса РФ). [4]

Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.

Консолидированный бюджет Российской Федерации и ее субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона.

Бюджетная система – это не просто сумма доходов и расходов, формируемых на уровне ее отдельных звеньев или уровнях публичной власти. Это действительно система, которая представляет собой единое целое; все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений. [2. стр. 37-43]

 

 

Принципы организации бюджетной системы РФ

Действующий в настоящее время перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации дается в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ, и к ним относятся:

1. принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

2. принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3. принцип самостоятельности бюджетов;

4. принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5. принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6. принцип сбалансированности бюджета;

7. принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8. принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9. принцип прозрачности (открытости);

10. принцип достоверности бюджета;

11. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. принцип подведомственности расходов бюджетов;

13. принцип единства кассы. [4]

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Единство бюджетной системы основано также на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней.

Взаимодействие бюджетов всех уровней, в свою очередь, должно обеспечиваться единством правовой базы построения и исполнения бюджетов, гарантирующим единые правила поведения участников бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета бюджетов всех уровней.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Единство бюджетной системы обеспечивается управлением бюджетной системой и реализуется через единую социально-экономическую политику государства, включая бюджетную и налоговую. Единство бюджетной системы является непременным условием осуществления общегосударственной финансовой политики.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица, не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Принцип самостоятельности бюджетов. Исходным условием обеспечения этого принципа является разграничение бюджетных полномочий между органами власти разных уровней. Это означает законодательное разграничение предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также ответственности за реализацию этих полномочий.

Законодательное закрепление бюджетной самостоятельности в качестве особой правовой нормы, включая судебную ее защиту, должно препятствовать принятию необоснованных решений как со стороны любого уровня государственной исполнительной и законодательной власти, так и со стороны органов местного самоуправления. [1. стр. 107-108]

Самостоятельность каждого бюджета может быть обеспечена только при том условии, что соответствующий орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями; при этом он несет полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

· субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

· добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

· обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

· обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных бюджетных ассигнований, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъекта Федерации, органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования. Принцип единства кассы обеспечивает полную прозрачность и подотчетность формирования и исполнения бюджетных средств, существенно повышает управляемость государственных (муниципальных) финансов.

Принцип подведомственности расходов бюджетов (иерархичности организации исполнения бюджетов) означает, что получатели средств бюджета вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя средств бюджета, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители средств бюджета не вправе распределять бюджетные ассигнования и доводить лимиты бюджетных обязательств не находящимся в их ведении получателям бюджетных средств.

Введение принципа подведомственности обусловлено необходимостью усиления ответственности за решение непосредственных задач, поставленных перед главными распорядителями, устранения дублирования отдельных полномочий, установления прозрачной и четкой подведомственной сети главного распорядителя. [2. стр. 45-57]

 

Практическая часть (Вариант 1)

Доходы бюджета

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...