Виды трудовых правоотношений
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Зависят от вида соответствующих отношений и конкретного вида трудового договора, лежащего в основе возникновения и существования этого правоотношения. Поэтому на одном и том же производстве возможны разные виды трудовых правоотношений, так как возможны разные виды трудовых договоров (срочные, с неопределенным сроком, на время выполнения сезонной работы, по совместительству и др.). Из них выделяют два специфических вида трудовых правоотношений: § в связи с работой по совместительству; § по ученическому договору. Специфика их в том, что работа по совместительству создает второе трудовое правоотношение у работника наряду с его основным местом работы. А ученическое правоотношение обязывает ученика в отличие от других трудовых правоотношений не работать по специальности, должности, а овладеть на производстве данной профессией, специальностью. Затем, после сдачи квалификационного экзамена, ученическое правоотношение в полном объеме трансформируется в трудовое правоотношение но полученной специальности или профессии. Организационно-управленческие отношения в сфере труда складываются в процессе организации и управления трудом между администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны, и трудовым коллективом (или органом, его представляющим) - с другой. Социально-экономические отношения в сфере трудового права Кроме организационно-управленческих в предмет трудового права входят социально-экономические отношения. Первые, как было отмечено выше, тоже могут носить и, как правило, носят социально-экономический характер. Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на предприятиях - отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуют одновременно с трудовыми. Их цель - подготовка квалифицированных рабочих посредством профессионального обучения на производстве (индивидуального или группового либо повышения квалификации).
Отношения по трудоустройству Они возникают в связи с обращением граждан в органы по трудоустройству.
Источники права - внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения. Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение. Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.
В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.
Соглашения и коллективные договоры в настоящее время являются важнейшими правовыми формами договорного метода регулирования трудовых отношений. В настоящее время коллективные договоры и соглашения регулируются Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Этот Закон распространяется не только на предприятия, но и на учреждения, организации, причем независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. В условиях перехода к рыночным отношениям коллективный договор становится основным правовым актом, определяющим условия труда и иные, тесно связанные с трудовыми, условия для работников организации. Коллективный договор заключается, с одной стороны, работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, с другой стороны, работодателем непосредственно или уполномоченными им представителями. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; Коллективный договор заключается на срок от одного до трех лет. Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии. В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться следующие виды соглашений. 1. Генеральное соглашение, которое устанавливает общие принципы согласованного поведения социально-экономической политики на федеральном уровне.
2. Региональное соглашение, которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Федерации. 3. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, которое устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). 4. Профессиональное тарифное соглашение, которое устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий. 5. Территориальное соглашение, которое устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трехсторонние и двусторонние. Соглашения могут заключаться: На федеральном уровне участниками соглашений могут выступать: генерального соглашения – общероссийские объединения профсоюзов; отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения – соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения; профессионального тарифного соглашения – соответствующие профсоюзы и их объединения; соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы; На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ участниками соглашений могут выступать: регионального соглашения отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного соглашения – территориального соглашения
Социальное партнерство в сфере труда Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий. Из многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство».
Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ). Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее. Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства. Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают: 1) работники; 2) работодатели; 3) представители работников; 4) представители работодателей; 5) органы государственной (исполнительной) власти; 6) органы местного самоуправления. Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями. Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны. Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные). Правовые нормы, регулирующие отношения социального партнерства, в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут коллективного договора и соглашений. Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального партнерства в сфере труда. Основные принципы социального партнерства, т.е. наиболее существенные основополагающие идеи и положения, на которых базируется социальное партнерство, сформулированы в ст. 24 ТК РФ. Основными принципами социального партнерства являются: - равноправие сторон; - уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; - содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; - соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Социальное партнерство как система взаимоотношений между работниками и работодателями осуществляется в различных формах, основные из которых перечислены в ст. 27 ТК РФ. Формами социального партнерства являются: - коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; - взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. - участие работников, их представителей в управлении организацией; - участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Кроме того, на практике социальное партнерство осуществляется и в других формах, определяемых его сторонами и их представителями. Формами выражения социального партнерства и его результатом являются коллективные договоры и соглашения. Органами социального партнерства признаны и являются, в первую очередь, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 35 ТК РФ). Они созданы для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением. В этом их основная задача.
Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство Закон о занятости закрепляет право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство. Это сложное право, включающее в себя ряд более простых прав, т. е. возможностей получить определенное социальное благо. Данное право в свою очередь является важнейшей гарантией реализации свободы труда, права на труд. Содержание права на обеспечение занятости и трудоустройство включает в себя шесть следующих возможностей (прав): 1. Право граждан на проведение государственной политики по обеспечению полной и продуктивной занятости, о чем было сказано выше. 2. Право граждан на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. 3. Право граждан на трудоустройство. Понятие «трудоустройство» более узкое, нежели понятие «занятость», а само трудоустройство предшествует занятости и является его важнейшей гарантией. Трудоустройство принято различать в широком и узком смыслах. В широком смысле трудоустройство — это любой процесс устройства на работу, включая трудоустройство и самостоятельное, и с помощью органа службы занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации. В узком смысле трудоустройство — деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройстве на нее, включая и процесс их профессиональной подготовки, переподготовки и т. д. Имеются общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. Общие формы трудоустройства — это самостоятельное или с помощью органов занятости трудоустройство. К специальным формам трудоустройства относятся: 1) организованный набор рабочей силы в отъезд на предприятия, 2) направление на работу выпускников вузов, техникумов, ПТУ, других специальных учебных заведений, заключивших с работодателями договоры о подготовке для их производства молодых специалистов, 3) направления органом службы занятости в счет установленных органами местного самоуправления для работодателей квот (количества бронируемых мест) по приему инвалидов, несовершеннолетних и др. Таким образом, трудоустройство охватывает всю систему организационно-правовых мер по обеспечению занятости. При трудоустройстве в узком смысле поступление на работу происходит при бесплатном посредничестве органов службы занятости. В этом им могут помогать такие органы, как военкоматы (для демобилизованных и жен мобилизованных в армию), милиция (для лиц, вернувшихся из мест заключения) и др. Значение трудоустройства в том, что оно: а) оказывает гражданам помощь в реализации права на труд, устройстве на работу; б) помогает работодателям подобрать необходимую рабочую силу; в) сокращает потери рабочего времени почти в 3—4 раза при подыскании новой работы; Гарантии реализации права граждан на труд являются и гарантиями занятости. Они закреплены ст. 2 Закона о занятости. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации: а) свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами труда (например, с неполным рабочим временем); б) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федерального органа занятости; и др.
Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды.
Трудовой договор — соглашение между ра-ботодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять эту трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внут-реннего трудового распорядка. Стороны — работодатель и работник. Трудовой договор заключается в письменной форме, в двух экземплярах, которые подписываются сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой — хранится у работодателя. Содержание: Ф. И. О. работника и наименование работодателя (Ф. И. О. работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор. Существенные условия: 1) место работы (структурного подразделения); 2) дата начала работы; 3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием или конкретная трудовая функция. Если с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот или ограничений, то наименование таких должностей, специальностей и профессий должно соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; 4) права и обязанности работника; 5) права и обязанности работодателя; 6) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях; 7) режим труда и отдыха (если у данного работника он отличается от общих правил в организации); 8) условия оплаты труда (размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); 9) виды и условия социального страхования. В трудовом договоре могут быть условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, ком-мерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного срока, если обучение было за счет средств работодателя, и другие условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с ТК РФ. Условия трудового договора могут изменяться только по письменному соглашению сторон. Трудовой договор может заключаться с гражданами, достигшими 16 лет (в некоторых случаях — 15 лет). Трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок—не более 5 лет (срочный трудовой договор).
Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
Виды трудового договора. В соответствии со статьёй 17 КЗоТ трудовые договоры (контракты) заключаются: (1) на неопределённый срок (бессрочные), (2) на определённый срок не более пяти лет (срочные), (3) на время выполнения определённой работы (срочные). Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы, или условий её выполнения, или интересов работника, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|