Понятие и признаки дисциплины.
Слово – «дисциплина» означает: «определённый порядок поведения людей, отвечающих сложившимся в обществе нормам права и морали, требованиям той или иной организации, а также обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Дисциплина – важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности социальных объединений и отдельных индивидов. Особенность дисциплины в том, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определённой управленческой структуры (учреждения, отдела и т.п.) вправе расценить в качестве нарушения дисциплины безынициативность, безразличное отношение подчинённых к возложенному долгу, обязанностям. Дисциплина органично связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности, предполагает корректное, вежливое поведение служащих и др. Например, ссора, взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся в том или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требований морали, и нарушение служебной дисциплины. Вопрос о демократии и дисциплине всегда остаётся актуальным, потому что в повседневной жизни их оптимальное соотношение устанавливается не без трудностей. Вряд ли необходимо доказывать, что нормальная жизнедеятельность общества невозможна без последовательного осуществления демократии и поддержания на высоком уровне дисциплины во всех её проявлениях. Демократия – величайшая ценность цивилизации, потенциал которой далеко не раскрыт, не выявлены все возможности. При этом возникает вопрос, абсолютная ли эта ценность. Долгие годы в обществе сама мысль о демократии вообще отвергалась, возвеличивалась только классовая социалистическая демократия. Теперь проявляется другая крайность, когда даже осторожные предложения о пределах демократии, о необходимости сочетать её с организованностью, государственной, трудовой дисциплиной, дисциплиной поставок и т.д., порядком в обществе вызывают протест и оцениваются как возвращение к административно-командной системе, причисление к консерваторам.
Таким образом, речь идёт о дисциплине свободной, сознательной, важнейшим проявлением которой служит самодисциплина, заключающаяся не только в осознании необходимости точного и добросовестного выполнения норм поведения, но и во внутренней потребности их соблюдения, реальной подчинённости деятельности, поведения требованиям социальных норм и нормативных актов, соответствия им, т.е. о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей. Функционально-аксиологическая характеристика дисциплины показывает, что общественная дисциплина – важнейший фактор ускорения социального прогресса, необходимое условие успешного решения актуальных задач ускорения социально-экономического развития страны, искоренения любых элементов социальной несправедливости. Свойства функции дисциплины превращают её в социально-полезный инструмент по обеспечению надлежащей организованности и порядка общественных отношений. В таком качестве значение дисциплины по мере дальнейшей интенсификации и повышения эффективности общественного производства, расширения демократии и гласности, воспитания моральной стойкости человека будет возрастать. Дисциплина, будучи средством организации социальных связей, в целях обеспечения внутренне согласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим» началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина – это благо, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированной жизни. Причём дисциплина необходима в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности и должна найти своё полноценное проявление в разных отраслях современного российского права.
Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание») понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку. В общетеоретическом контексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных). Понятие «дисциплина» является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками: 1. дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.); 2. она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры; 3. связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей; 4. это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных и индивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большей степени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы, сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания и распоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальными предписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов, соответствующее данным правилам; 5. целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок.
ВИДЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
Дисциплина по своей природе неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественно изменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п. Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – орган государства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом. Основные свойства права – нормативность, определённость, системность, динамизм, гарантированность государством – позволяют использовать его в качестве непрерывно действующей системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей урегулированность, дисциплину и порядок в обществе. Свойства и функции права служат укреплению дисциплины и организованности. Правовые нормы, составляющие объективную основу государственной дисциплины, создают характерный для неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм, регулирующих отношения в сфере государственной дисциплины, должен проявляться в соответствующем стимулирующем воздействии на поведение людей, коллективов и общества в целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических и экономических сторонах общественных отношений. Таким образом, дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину только тогда, когда правовые нормы неуклонно и повсеместно претворяются в жизнь, а их предписания воплощаются в правомерном поведении, что обеспечивает чёткое функционирование организаций, более эффективные при тех же ресурсах производственную и иную коллективную деятельность. Именно на основе правомерного поведения субъектов права достигается управляемое единство действий, устанавливаются в обществе государственная дисциплина и правопорядок.
Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д. Среди видов государственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, под которой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся в соответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказах командиров. В новом более многогранном и сложном качестве предстаёт в нынешних условиях и финансовая дисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением, банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионным обеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономической жизни государства и общества. В условиях многоукладной экономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано с тем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло. Функция налогообложения становится самостоятельной основной функцией Российского государства. Под парламентской дисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся в регламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты. Наряду с парламентской дисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, всё больше заявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины. Дисциплина голосования – есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом, следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентская группа). Что касается трудовой дисциплины, то она в современных условиях не может считаться чисто государственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частных фирмах, и в совместных предприятиях, и на казённых заводах. Трудовая дисциплина сопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по технике безопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретных разовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса. Практика показывает, что дисциплина не складывается сама по себе. Более того, ослабление внимания к проблемам дисциплины ведёт к снижению её уровня. Комплексный подход к укреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдение факторов, которые влияют на её состояние. К ним относятся экономические, социальные, организационные, воспитательные, юридические и другие меры. Ответственность играет положительную роль в упрочении дисциплины и предполагает осудительную реакцию коллектива, общества, государства на факты недисциплинированного поведения. Человек, обладающий обострённым чувством ответственности, не только способен предвидеть последствия своих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точки зрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимы сознательные дисциплина и организованность. Безответственность – основа недисциплинированности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|