Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление кризисной ситуацией при угрозе террористического акта

 

В случае возникновения непосредственной угрозы от террористов, целесообразно создание специального вре­менного рабочего органа, задача которого - не допустить реализации такой угрозы, оперативное и грамотное реаги­рование на чрезвычайную ситуацию. В состав такого орга­на могут войти генеральный директор предприятия или его первый заместитель, руководитель соответствующего структурного подразделения предприятия, представители финансового и юридического подразделений, руководи­тель кадрового аппарата, уполномоченный по вопросам связи с общественностью, а также начальник службы бе­зопасности предприятия.

Такая команда должна состоять из сотрудников, кото­рые с вопросами безопасности знакомы не хуже, чем со своими основными служебными обязанностями, и уметь координировать ответные действия при нападении терро­ристов. Входящим в ее состав следует знать, с кем из пред­ставителей правоохранительных органов, средств массо­вой информации и, возможно, «источников поступления выкупа» следует связаться в случае террористической ак­ции. Следует учитывать, что взаимоотношения с прессой требуют особой осторожности, так как большинство тер­рористических групп добивается не только денег, но и из­вестности.

При принятии управленческих решений такой орган должен прежде всего учитывать следующие обстоятель­ства:

- характер конкретной угрозы и возможные меры, на­правленные на снижение уровня уязвимости охраняемого объекта;

- вызванные чрезвычайными обстоятельствами из­менения распорядка работы предприятия и его служащих;

- объем и содержание информации о чрезвычайной ситуации, которую в связи с возникшей угрозой следует получить от службы безопасности предприятия и анало­гичных коммерческих структур;

- возможность обеспечения соответствующей свиде­тельской базы и постоянного контакта с источником уг­розы с целью контроля за состоянием безопасности жертв нападения или заложников;

- уровень возможности оперирования фондами пред­приятия в случае возникновения угрозы жизни его сотруд­никам.

В соответствии с уже установившейся практикой орган управления не только предпринимает меры в случае воз­никновения кризисной ситуации, но также занимается разработкой превентивных мероприятий:

- разрабатывает планы возможной эвакуации персо­нала с объекта и вывоза материально-технических ценно­стей;

- осуществляет шаги по координации действий соб­ственной службы безопасности с мероприятиями по ли­нии федеральных правоохранительных органов.

Заблаговременное прогнозирование вероятности со­здания чрезвычайной обстановки позволяет осознанно и целенаправленно подходить к формированию вышеупо­мянутого органа управления чрезвычайной ситуацией.

С позиции кадровой политики предприятия террори­стическая угроза должна рассматриваться как вероятность внедрения в органы управления предприятия сообщников террористических групп или вербовки в среде служащих предприятия негласных осведомителей, работающих в интересах криминальных сообществ.

В связи с этим отделу кадров совместно со службой бе­зопасности рекомендуется:

- уделять повышенное внимание проверке, изучению и контролю за персоналом, нанимаемым на работу, и в пер­вую очередь следует оценить деловые и личные качества секретарей, водителей, помощников, иных категорий слу­жащих, в наибольшей степени осведомленных о распо­рядке дня и местопребывании первого руководителя;

- осуществлять постоянный контроль за формирова­нием и поддержанием правильных и бесконфликтных от­ношений между руководителями и рядовыми сотрудни­ками;

- вести работу с местными профсоюзными организа­циями, а также поддерживать контакты с фирмами, кото­рые специализируются на улаживании конфликтных си­туаций в производственных коллективах.

Участие начальника отдела кадров в работе временно­го органа управления должно реализовываться в текущих планах и мероприятиях по регулярной проверке собствен­ного персонала и деловых партнеров в части, касающейся обеспечения сохранности конфиденциальной информа­ции и деловой переписки, а также в мерах, направленных на предупреждение возможной утечки данных о планиру­емых и принимаемых руководством предприятия решени­ях, в первую очередь из группы размножения документов и компьютерных терминалов и сетей, а также из архива.

Как уже подчеркивалось, в случае возникновения кри­тической ситуации прежде всего необходимо связаться с правоохранительными органами.

При этом наиболее продуктивным такой контакт бу­дет в случае, если предприятие было своевременно подго­товлено к реагированию на подобного рода угрозу, имеет варианты возможных действий и организационно может их обеспечить (транспорт, кадры, связь и пр.). Решая воп­росы защиты жизни и здоровья объекта покушения, вре­менный орган управления одновременно работает над проблемой максимального снижения риска материальных и финансовых потерь. Многие предприятия практикуют страхование руководящих сотрудников на случай их похи­щения и требований выкупа.

По мнению специалистов, для упреждающего приня­тия мер по созданию благоприятных условий организации противодействия источникам угрозы необходимо обеспе­чить осведомленность охраняемого лица и членов его се­мьи о степени грозящей им опасности. Охраняемое лицо может в значительной степени способствовать эффектив­ности действий охраны, если будет реально представлять себе вид и характер угрозы, а также какие меры необходимо предпринимать для уменьшения возможного риска. Ответ­ственные за охрану обязаны инструктировать охраняемого по всем этим вопросам, чтобы избежать совершения с его стороны необдуманных действий, которые могут создать препятствия для эффективного обеспечения охраны. Сле­дует также регулярно проводить инструктаж членов семьи охраняемого и лиц из его непосредственного окружения.

В случае, если реальная угроза террористического акта все же возникла, ей может противостоять только четкая организация соответствующих защитных мер.

Работа органа противодействия в кризисной ситуации должна строиться по следующим направлениям:

- сбор информации о событиях, предшествующих кризисной ситуации;

- получение через службу безопасности необходи­мой для локализации угрозы информации;

- анализ существа угрозы и обстановки, в которой она реализована;

- подготовка рекомендаций по наиболее вероятным вариантам ответных действий;

- установление связи с пострадавшим, членами его семьи, а в случае целесообразности — с прессой и обще­ственностью;

- организация взаимодействия с правоохранитель­ными органами;

- организация оперативного проведения коллегиаль­но санкционированных контрмероприятий.

Орган управления в условиях кризиса должен обеспечить себе поддержку за счет возможностей, находящихся за пределами предприятия. В этих целях помимо помощи правоохранительных органов могут быть привлечены ус­луги консультанта по кризисным ситуациям, научного ра­ботника - специалиста в области поведенческих исследо­ваний, аналитика угроз и посредника при переговорах со злоумышленниками. Группа реагирования должна также опираться на возможности структурных подразделений предприятия, ответственных за оказание медицинской помощи, сохранность зданий, связь, транспорт и др.

Способность предприятия справиться с кризисной си­туацией достигается обычно в результате проведения сле­дующих превентивных мероприятий:

1. Составление обзора кризисной готовности пред­приятия, являющегося результатом изучения истории уг­роз, возникавших когда-либо во всех областях его деятель­ности, а также аналогичных хозяйствующих структур. Об­зор должен содержать оценку современных мер защиты от угроз, анализ структуры и стиля руководства, общие реко­мендации по кризисному управлению, а также поддержа­нию готовности системы безопасности предприятия реа­гировать соответствующим образом.

2. Издание положения по созданию группы кризисно­го управления, которое определяет выбор членов группы, очерчивает границы ее ответственности и обязательства высшего руководства по поддержке действий группы.

3. Определение механизма ввода в действие группы кризисного управления (функциональная ответствен­ность и обязанности членов группы реагирования на кри­зисную ситуацию).

4. Обеспечение индивидуальной подготовки, заклю­чающейся в привитии каждому члену группы реагирова­ния способности ориентироваться в складывающейся об­становке, на основании личной ответственности на каж­дом этапе противодействия угрозе теракта.

5. Моделирование реальных кризисов для испытания действий группы кризисного управления. Этим обеспечи­вается возможность отработки взаимодействия членов группы, представляющих различные подразделения, а также оценки их индивидуальной подготовки.

6. Анализ и объективная оценка действий и возможно­стей группы, критический пересмотр их с целью достиже­ния наибольшей эффективности.

7. Обеспечение постоянной тренировки для переори­ентации группы на новые исходные данные и для возмож­ного расширения взаимодействия.

8. Составление текущей оценки угроз, что является решающим фактором поддержания группы в состоянии готовности. Подобная оценка требует четкой системы вы­явления и определения угроз, которые могут перерасти в кризис.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...