Управление кризисной ситуацией при угрозе террористического акта
В случае возникновения непосредственной угрозы от террористов, целесообразно создание специального временного рабочего органа, задача которого - не допустить реализации такой угрозы, оперативное и грамотное реагирование на чрезвычайную ситуацию. В состав такого органа могут войти генеральный директор предприятия или его первый заместитель, руководитель соответствующего структурного подразделения предприятия, представители финансового и юридического подразделений, руководитель кадрового аппарата, уполномоченный по вопросам связи с общественностью, а также начальник службы безопасности предприятия. Такая команда должна состоять из сотрудников, которые с вопросами безопасности знакомы не хуже, чем со своими основными служебными обязанностями, и уметь координировать ответные действия при нападении террористов. Входящим в ее состав следует знать, с кем из представителей правоохранительных органов, средств массовой информации и, возможно, «источников поступления выкупа» следует связаться в случае террористической акции. Следует учитывать, что взаимоотношения с прессой требуют особой осторожности, так как большинство террористических групп добивается не только денег, но и известности. При принятии управленческих решений такой орган должен прежде всего учитывать следующие обстоятельства: - характер конкретной угрозы и возможные меры, направленные на снижение уровня уязвимости охраняемого объекта; - вызванные чрезвычайными обстоятельствами изменения распорядка работы предприятия и его служащих; - объем и содержание информации о чрезвычайной ситуации, которую в связи с возникшей угрозой следует получить от службы безопасности предприятия и аналогичных коммерческих структур;
- возможность обеспечения соответствующей свидетельской базы и постоянного контакта с источником угрозы с целью контроля за состоянием безопасности жертв нападения или заложников; - уровень возможности оперирования фондами предприятия в случае возникновения угрозы жизни его сотрудникам. В соответствии с уже установившейся практикой орган управления не только предпринимает меры в случае возникновения кризисной ситуации, но также занимается разработкой превентивных мероприятий: - разрабатывает планы возможной эвакуации персонала с объекта и вывоза материально-технических ценностей; - осуществляет шаги по координации действий собственной службы безопасности с мероприятиями по линии федеральных правоохранительных органов. Заблаговременное прогнозирование вероятности создания чрезвычайной обстановки позволяет осознанно и целенаправленно подходить к формированию вышеупомянутого органа управления чрезвычайной ситуацией. С позиции кадровой политики предприятия террористическая угроза должна рассматриваться как вероятность внедрения в органы управления предприятия сообщников террористических групп или вербовки в среде служащих предприятия негласных осведомителей, работающих в интересах криминальных сообществ. В связи с этим отделу кадров совместно со службой безопасности рекомендуется: - уделять повышенное внимание проверке, изучению и контролю за персоналом, нанимаемым на работу, и в первую очередь следует оценить деловые и личные качества секретарей, водителей, помощников, иных категорий служащих, в наибольшей степени осведомленных о распорядке дня и местопребывании первого руководителя; - осуществлять постоянный контроль за формированием и поддержанием правильных и бесконфликтных отношений между руководителями и рядовыми сотрудниками;
- вести работу с местными профсоюзными организациями, а также поддерживать контакты с фирмами, которые специализируются на улаживании конфликтных ситуаций в производственных коллективах. Участие начальника отдела кадров в работе временного органа управления должно реализовываться в текущих планах и мероприятиях по регулярной проверке собственного персонала и деловых партнеров в части, касающейся обеспечения сохранности конфиденциальной информации и деловой переписки, а также в мерах, направленных на предупреждение возможной утечки данных о планируемых и принимаемых руководством предприятия решениях, в первую очередь из группы размножения документов и компьютерных терминалов и сетей, а также из архива. Как уже подчеркивалось, в случае возникновения критической ситуации прежде всего необходимо связаться с правоохранительными органами. При этом наиболее продуктивным такой контакт будет в случае, если предприятие было своевременно подготовлено к реагированию на подобного рода угрозу, имеет варианты возможных действий и организационно может их обеспечить (транспорт, кадры, связь и пр.). Решая вопросы защиты жизни и здоровья объекта покушения, временный орган управления одновременно работает над проблемой максимального снижения риска материальных и финансовых потерь. Многие предприятия практикуют страхование руководящих сотрудников на случай их похищения и требований выкупа. По мнению специалистов, для упреждающего принятия мер по созданию благоприятных условий организации противодействия источникам угрозы необходимо обеспечить осведомленность охраняемого лица и членов его семьи о степени грозящей им опасности. Охраняемое лицо может в значительной степени способствовать эффективности действий охраны, если будет реально представлять себе вид и характер угрозы, а также какие меры необходимо предпринимать для уменьшения возможного риска. Ответственные за охрану обязаны инструктировать охраняемого по всем этим вопросам, чтобы избежать совершения с его стороны необдуманных действий, которые могут создать препятствия для эффективного обеспечения охраны. Следует также регулярно проводить инструктаж членов семьи охраняемого и лиц из его непосредственного окружения.
В случае, если реальная угроза террористического акта все же возникла, ей может противостоять только четкая организация соответствующих защитных мер. Работа органа противодействия в кризисной ситуации должна строиться по следующим направлениям: - сбор информации о событиях, предшествующих кризисной ситуации; - получение через службу безопасности необходимой для локализации угрозы информации; - анализ существа угрозы и обстановки, в которой она реализована; - подготовка рекомендаций по наиболее вероятным вариантам ответных действий; - установление связи с пострадавшим, членами его семьи, а в случае целесообразности — с прессой и общественностью; - организация взаимодействия с правоохранительными органами; - организация оперативного проведения коллегиально санкционированных контрмероприятий. Орган управления в условиях кризиса должен обеспечить себе поддержку за счет возможностей, находящихся за пределами предприятия. В этих целях помимо помощи правоохранительных органов могут быть привлечены услуги консультанта по кризисным ситуациям, научного работника - специалиста в области поведенческих исследований, аналитика угроз и посредника при переговорах со злоумышленниками. Группа реагирования должна также опираться на возможности структурных подразделений предприятия, ответственных за оказание медицинской помощи, сохранность зданий, связь, транспорт и др. Способность предприятия справиться с кризисной ситуацией достигается обычно в результате проведения следующих превентивных мероприятий: 1. Составление обзора кризисной готовности предприятия, являющегося результатом изучения истории угроз, возникавших когда-либо во всех областях его деятельности, а также аналогичных хозяйствующих структур. Обзор должен содержать оценку современных мер защиты от угроз, анализ структуры и стиля руководства, общие рекомендации по кризисному управлению, а также поддержанию готовности системы безопасности предприятия реагировать соответствующим образом.
2. Издание положения по созданию группы кризисного управления, которое определяет выбор членов группы, очерчивает границы ее ответственности и обязательства высшего руководства по поддержке действий группы. 3. Определение механизма ввода в действие группы кризисного управления (функциональная ответственность и обязанности членов группы реагирования на кризисную ситуацию). 4. Обеспечение индивидуальной подготовки, заключающейся в привитии каждому члену группы реагирования способности ориентироваться в складывающейся обстановке, на основании личной ответственности на каждом этапе противодействия угрозе теракта. 5. Моделирование реальных кризисов для испытания действий группы кризисного управления. Этим обеспечивается возможность отработки взаимодействия членов группы, представляющих различные подразделения, а также оценки их индивидуальной подготовки. 6. Анализ и объективная оценка действий и возможностей группы, критический пересмотр их с целью достижения наибольшей эффективности. 7. Обеспечение постоянной тренировки для переориентации группы на новые исходные данные и для возможного расширения взаимодействия. 8. Составление текущей оценки угроз, что является решающим фактором поддержания группы в состоянии готовности. Подобная оценка требует четкой системы выявления и определения угроз, которые могут перерасти в кризис.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|