Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа

Курсовая работа

По истории отечественного государства и права

Перестройка советского государственного аппарата

При переходе к НЭПУ

Студент: Нищенкова Н.С.,

Курс, 1 группа

Научный руководитель:

 к.и.н., доцент Соколова С.Н.

Москва – 2010


 

План

 

1. Введение

2. Переход к нэпу и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям

3. Перестройка аппарата по руководству народным хозяйством. Создание Госплана

4. Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа

5. Создание ЦКК – РКИ

6. Активизация деятельности Советов в конце восстановительного периода

7. Заключение

8. Список литературы


 

Введение

 

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и в социальной и политической сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская имели для России катастрофические последствия.

Экономическая разруха затронула все хозяйственные отрасли: уровень производства упал до 14% довоенного, были разрушены многие железнодорожные пути, практически не работали почта и связь, продразверстка вела к сокращению крестьянских посевов, крестьянские хозяйства приобретали натуральный характер, жители городов, спасаясь от голода, бежали в деревни.

Из-за изменений социальной структуры и состава населения кризис затронул и социальную сферу. Политическое руководство столкнулось с явлением, которое известно как «деклассирование пролетариата». Росла преступность, широко распространилась детская беспризорность. Упало влияние в обществе российской интеллигенции, что было чревато для решения культурных задач большевиков.

На этом фоне происходила бюрократизация советского аппарата: к 1921 г. численность служащих государственных учреждений по сравнению с довоенным временем увеличилась в 2 раза. Полная национализация и передача средств производства в руки государства повышали роль центральных органов и подчиненных им хозяйственно-распределительных учреждений на местах. Образовывались гигантские трудноуправляемые структуры. Центральные органы ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Каждый орган управления стремился иметь на местах свои отделы и подотделы. Формально они находились в двойном подчинении: центральных и местных органов, но за первыми был безусловный приоритет. Местным Советам и исполкомам запрещалось вмешиваться в их деятельность, ограничиваясь лишь общим надзором. Такая система управления очень быстро стала обнаруживать свою неэффективность.

Централизация и бюрократизация привели к кризису и самой основы новой власти — советской представительной системы. Реальная власть все больше "уплывала" из рук представительных органов в сторону аппаратных структур. Работа съездов, сессий Советов подменялась деятельностью исполкомов или неконституционных органов — ревкомов, различного рода "революционных" троек, пятерок, трибуналов и пр. Выборы в Советы проводились не всегда и не везде, а избирательная активность населения резко упала.

События лета 1920 г. - весны 1921 г. (крестьянская война под руководством А.С.Антонова и Кронштадтское восстание) продемонстрировали острую необходимость смены внутренней политики и принятия действенных мер по выходу из кризиса.


 

2. Переход к НЭПу и необходимость приспособления государственного аппарата к его условиям

 

«Основная и решающая задача нэпа - это установление смычки между той новой экономикой, которую мы начали строить (очень плохо, очень неумело, но всё же начали строить на основе совершенно новой социалистической экономики, нового производства, нового распределения), и крестьянской экономикой, которой живут миллионы и миллионы крестьян» (Ленин).[i]

«Новая экономическая политика (НЭП) – особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капитализма при наличии командных высот в руках пролетарского государства, рассчитанная на борьбу элементов капиталистических и социалистических, рассчитанная на возрастание роли социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, рассчитанная на победу социалистических элементов над капиталистическими элементами, рассчитанная на уничтожение классов, на постройку фундамента социалистической экономии» (Сталин).[ii]

«Новая экономическая политика (нэп) - проводилась Советским государством в переходный от капитализма к социализму период; названа новой, в отличие от экономической политики периода Гражданской войны 1918—20 гг. начала осуществляться в 1921 г. по решению Десятого съезда РКП(б), завершилась во 2-й половине 30-х гг. победой социализма в СССР. Сущностью нэпа было укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе, установление связи социалистической промышленности с мелкотоварным крестьянским хозяйством путём широкого использования товарно-денежных отношений, вовлечение крестьян в социалистическое строительство. Нэп допускал некоторое развитие капиталистических элементов при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства диктатуры пролетариата; обеспечивал подъём производительных сил на базе роста социалистических и вытеснения капиталистических элементов, преобразование многоукладной экономики в единую социалистическую на основе индустриализации страны и кооперирования сельского хозяйства»

Большинство государственных и политических деятелей 20-х годов, полагая, что нэп - это лучшая возможность восстановления экономики страны, оценивали его результаты по-разному. В.П. Милютин считал, что предприятия оказались в основном неприспособленными к рынку и были убыточными, испытывая большие трудности в сбыте продукции, в расширении оборотных капиталов, и что нэп оправдал себя только по отношению к сельскому хозяйству. А.И. Рыков был уверен, что, несмотря на имевшиеся недостатки, нэп позволил восстановить и развить промышленность.

В связи с обозначившимися тенденциями интересны решения IХ съезда РКП(б), который происходил в марте — апреле 1920 г. В резолюции "О хозяйственном строительстве" подчеркивалась необходимость составления единого хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую эпоху, опирающегося в ходе его выполнения на мобилизации, на трудармии, на продразверстку, на единоначалие и централизацию, т. е. на краеугольные положения военного коммунизма.

Нэп — это цикл последовательных мероприятий по выходу изкризиса, которые диктовались скорее объективными обстоятельствами, чем какими-либо идеями и которые постепенно оформлялись в попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. Наиболее последовательно эта программа была изложена в 1920-е годы в трудах Н.И. Бухарина. С этой точки зрения вносится правильное понимание в смысл термина "новая экономическая политика", новая, т.е. сменяющая старую, военно-коммунистическую, и выдвигающая на первый план экономические методы управления.

Большевикам было откуда почерпнуть представления о том, как нужно перестраивать экономику. На вооружение были взяты идеи стимулирования сельскохозяйственного производства с помощью дифференцированного налогообложения, кооперирования системы сбыта и снабжения, поощрения торговли и обмена для расширения внутреннего и внешнего рынка, стабилизации валюты в интересах повышения уровня жизни населения, демонополизации управления промышленностью и частичной ее денационализации. Однако, и в этом существенное отличие реформ периода

нэпа от прежних и последующих, не особенно доверяя своим знаниям и опыту практических дел, большевистское руководство широко привлекало к экономическим мероприятиям «буржуазных специалистов». Почти при каждом органе управления: при ВСНХ, Госплане, Наркомфине, Наркомтруде и др. — существовала разветвленная система учреждений, вырабатывающих научно обоснованную и достаточно взвешенную хозяйственную политику.

 

3.Перестройка аппарата по управлению народным хозяйством. Создание Госплана

Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство начались весной 1921 г. при выполнении решений X съезда РКП(б) о замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога оказались на 30—50% ниже размеров продразверстки, исчислялись из площади посева и объявлялись крестьянам заранее. Кроме зерновых, натуральными налогами облагалась животноводческая продукция: мясо, масло, шерсть, кожи и т.п. Всех налогов в 1921 г. было установлено 13. Переход к рыночным отношениям в основном завершился к осени 1921 г., побудив руководство РКП(б) к осуществлению реформ в области государственной промышленности (переход госпредприятий на принципы хозяйственного расчета) и государственных финансов (замена натуральных налогов денежными, формирование бюджета, контроль за денежной эмиссией и т.д.). Встал вопрос о создании государственного капитализма в форме аренды и концессий. К государственно-капиталистической форме хозяйствования первоначально отнесли и кооперацию: потребительскую, промысловую и сельскохозяйственную. Согласно этой реформе, в государственном секторе были выделены наиболее крупные и эффективные предприятия, более или менее обеспеченные топливом, сырьем и т.п. Они подчинялись непосредственно ВСНХ. Остальные подлежали сдаче в аренду.

Предприятия, подчиненные ВСНХ, сводились в «кусты», объединялись в тресты, деятельность которых должна была строиться на строго хозрасчетных принципах, самофинансировании и самоокупаемости. Убыточные и нерентабельные предприятия (главным образом те, которые в предшествующие годы были связаны с производством военной продукции) закрывались или становились на консервацию. Действующие предприятия доукомплектовывались квалифицированной рабочей силой за счет направления демобилизованных из армии и частичного возвращения тех рабочих, которые разбежались по деревням в годы гражданской войны. Для подготовки новых кадров была создана система профессионально-технического обучения, не имевшая, правда, массового характера. Для регулирования отношений между трестами, снабжения предприятий сырьем, материалами, для сбыта их продукции на рынке учреждались объединения-синдикаты, которые должны были действовать строго на договорной основе.

Была перестроена система управления государственной промышленностью. Вместо полусотни прежних отраслевых главков и центров ВСНХ было организовано 16 управлений. Число служащих сократилось с 300 тысяч до 91 тысячи.

Аппарат других наркоматов также подвергся сокращению. Был ликвидирован Наркомат продовольствия, а также многочисленные междуведомственные комиссии: по чрезвычайному снабжению Красной Армии (Чусоснабарм), по заготовке валенок и лаптей (Чеквалап) и т.д. Центральным органом перспективного государственного планирования стал Госплан. Комиссия ГОЭЛРО была расформирована.

Для упорядочения и оздоровления финансов в конце 1921 г. был образован Государственный банк. Денежная реформа 1924 г. имела огромное экономическое и политическое значение. Народное хозяйство страны получило твердую денежную единицу — червонец, частично конвертируемую и достаточно стабильную, чтобы с ее помощью вести валютно-торговые операции как внутри страны, так и за рубежом.

С переходом к нэпу государство предоставило возможность развития различных форм кооперации. Наиболее быстро разворачивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Однако и другие формы — снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. — получили стимулы для своего развития. В стране стали возникать машинные, мелиоративные, семеноводческие, племенные станции и объединения. Началась концентрация и специализация производства. Впервые кооперация получила свое организационное оформление в масштабе государства, хотя довольно сложное и путаное. Во главе потребительской кооперации стоял Центросоюз, кустарно-промысловой — Всекопромсоюз. По линии сельскохозяйственной кооперации было создано 16 центральных союзов кооператоров, таких, как Хлебоцентр, Маслоцентр, Льноцентр и др. Деятельность кооперативных объединений финансировалась сетью кооперативных и коммерческих банков.

В 1923 году Государственная общеплановая комиссия РСФСР, учрежденная в 1921 году, была преобразована в Государственный плановый комитет СССР, который просуществовал до 1991 года.

Между Госпланом и Наркомфином развернулась борьба: первый олицетворял собой главного защитника промышленности против «рыночного разбазаривания». С 1926 г. в Госплане и ВСНХ начали подготавливаться разные проекты народно-хозяйственного плана: выявились две позиции – одна настаивала на формулировании максимальных задач индустриального развития страны (Е.Преображенский), другая выступала за более умеренные темпы индустриального развития (Н.Бухарин). V съезд Советов в мае 1929 г. утвердил максимальный вариант плана. В тезисах комиссии ВЦИК подчеркивалась необходимость наладить сотрудничество между районами, организовать обмен производимой ими продукцией, то есть, фактически звучал призыв к установлению межрегионального взаимодействия. Методологической основой нового районирования стало учение о территориальном разделении труда, сформулированном в 1921 г. И.Г.Александровым. В общесоюзных планах развития отраслей (1921-1925гг.) и контрольных цифрах развития хозяйства страны территориального принципа не было. Только, начиная с 1926 г., стали выделяться задания по республикам и районам. Научно обоснованное госплановское районирование дало толчок к становлению методологии территориальных экономических исследований и советской экономической географии.

Таким образом, создание Госплана заложило основы не только планового хозяйства, но и определило формы и методы воздействия на многоукладную экономику тех лет.

 

Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа

 

В связи с переходом к мирному строительству создавалась необходимость реорганизации ВЧК.

 На первый план в годы нэпа выдвигается, так называемая "новая тактика", предполагая наряду с оказанием враждебного влияния извне, активизацию враждебной деятельности внутри страны Советов. С этой целью зарубежные антисоветские организации стремились к разжиганию мятежей, восстаний на территории РСФСР, используя при этом определенные противоречия между интересами рабочих и крестьян, уповая на внутрипартийные дискуссии и дезорганизацию государственного аппарата, широкое распространение в республике буржуазной идеологии. Однако сущность новой экономической политики была принята не сразу и не всеми. Неверие в нэп, в его социалистическую направленность порождало споры о путях развития экономики в стране, о возможности построения социалистического общества на путях нэпа. Основными направлениями подрывной деятельности контрреволюции в этот период являлась организация антисоветских заговоров.

 В противодействие мероприятиям Советского государства по восстановлению народного хозяйства усилия контрреволюционных сил были направлены в сферу экономики. Шпионаж, диверсия, вредительство, спекуляция, взяточничество, контрабанда, фальшивомонетничество - вот основные проявления подрывной деятельности в тот период в сфере экономики.

Всероссийская чрезвычайная комиссия была создана в качестве временного, чрезвычайного органа на особый период для подавления контрреволюционеров и саботажников, ликвидации вооруженных мятежей и антисоветских заговоров внешней и внутренней контрреволюции. После окончания гражданской войны необходимость в чрезвычайном органе наделенного чрезвычайными правами отпала. В ноябре 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) сочло необходимым в интересах укрепления революционной законности лишить ВЧК внесудебных полномочий, передать часть ее функций Народному комиссариату юстиции. 1 декабря 1921 года Политбюро ЦК РКП(б) постановило реорганизовать ВЧК. Инициатором сужения карательных функций ВЧК был Л.Б. Каменев, его позицию поддержал и В.И.Ленин. Была образована комиссия в составе члена Политбюро Л.Б.Каменева, наркома юстиции Д.И. Курского и председателя ВЧК, наркома внутренних дел Ф.Э. Дзержинского, которой поручалось подготовить предложения о сужении компетенции ВЧК и права ареста, введении месячного срока для общего ведения дел, усилении судов, изменении названия ВЧК.

 Комиссия ЦК с первых же шагов работы по подготовке проекта положения о реорганизации органов госбезопасности встретилась с трудностями. Ее члены не могли придти к единому мнению по вопросу об изменении функции ВЧК. Дзержинский предлагал не лишать ВЧК внесудебных функций (то есть права самостоятельно рассматривать дело по существу и выносить приговоры), а максимально ограничить их применение.   В конце декабря вопрос о реорганизации ВЧК обсуждался на IX Всероссийском съезде Советов. Необходимость сужения полномочий ВЧК была поддержана. 28 декабря съезд принял резолюцию о реорганизации ВЧК и обязал Президиум ВЦИК в кратчайший срок пересмотреть Положение о ВЧК и ее органах в целях их реорганизации, сужения компетенции и дальнейшего усиления революционной законности. В это время коллегия ВЧК разработала свой проект Положения, который предусматривал ограничение компетенции ВЧК борьбой с контрреволюционными действиями, сохранение карательных функций, прежнего названия и подотчетности исключительно Совету народных комиссаров. В.И. Ленин отклонил проект, указав на то, что реорганизация должна проводиться только по указаниям Политбюро ЦК РКП(б). 6 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет "Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Этим декретом во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и ее местных органов, ВЦИК постановил упразднить ВЧК и ее местные органы. На Народный комиссариат внутренних дел, наряду с другими задачами, указанными в п.1 Положения о НКВД РСФСР, возлагалось выполнение по всей территории Советской России задач:

а) подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;

б) принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;

в) охрана железнодорожных и водных путей сообщения;

г) политическая охрана границ РСФСР;

д) борьба с контрабандой и переходом границ республики без разрешений;

е) выполнение специальных поручений Президиума ВЦМК или СНК по охране революционного порядка.

 Для реализации этих задач при НКВД РСФСР учреждалось Государственное политическое управление (ГПУ) под личным председательством Народного комиссара внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя.

 С упразднением ВЧК и образованием ГПУ, ВЦИК утвердил "Положение о Государственном политическом управлении", "Положение о губернских и областных отделах Госполитуправления", "Положения об уездных (кантонных, улусных) уполномоченных губернских и областных отделов Госполитуправления", "Положение об Особых отделах Госполитуправления (При нормальном положении)" и "Положение о Транспортных отделах Госполитуправления". То есть был принят пакет законодательных нормативных актов, в которых детально регламентировались задачи, права, обязанности, структура органов государственной безопасности. Общий надзор за законностью действий ГПУ и его органов осуществлял Народный комиссариат юстиции РСФСР.  2 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принял постановление об ОГПУ, а 15 ноября утвердил "Положение об ОГПУ и его органах". ОГПУ приобрело статус центрального государственного учреждения, а председатель ОГПУ стал входить в состав правительства. Первая Конституции СССР, принятая вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года регламентировала отношения ОГПУ с ЦИК СССР, его Президиумом и СНК СССР, а также подробно и полно определила взаимоотношения с наркоматами Союза ССР и союзных республик.  Необходимо отметить, что органы государственной безопасности в 20-30 годы стали основной структурой среди звеньев госаппарата для реализации сложных политических решений ВКП(б).

Упрочение Советской власти, стабилизация положения страны на международной арене, успехи нэпа привели к необходимости судебной реформы.

23 июня 1921 г. были объединены в одну систему все ревтрибуналы. Как единый кассационный орган и орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был создан Верховный трибунал при ВЦИК. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, почти все военные трибуналы. В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы. Однако военные отделения трибуналов, не связанные с армией, не знающие ее быта, не справились с задачей пресечения воинских преступлений. В Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного военного командования и политорганов настойчивые ходатайства о восстановлении военных трибуналов. Вскоре военные трибуналы стали довольно быстро восстанавливаться.

31 октября 1922 года ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР», вводившееся в действие на всей территории РСФСР. Согласно этому акту упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов и временно сохранялись военные трибуналы. Была создана единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Дела, ранее подсудные губернским и областным трибуналам, подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу – в учреждаемом Верховном Суде РСФСР.

В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. К его компетенции относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

 Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены "Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик", согласно которым на территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский (или соответствующий ему) суд и верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд). Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики. Имущественные споры между госучреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями союзных республик, и местными арбитражными комиссиями разного уровня.

Советская прокуратура была создана в мае 1922 г.Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов – прокуратуру.* Вопрос о ее создании был поднят на IV Всероссийском съезде деятелей советской юстиции в январе 1922 г. НКЮ разработал проект закона об учреждении прокуратуры как централизованного органа, главная задача которого - общий надзор за законностью. Критики во ВЦИКе выступали против централизации и независимости прокуратуры от местных Советов, за двойное подчинение прокуроров - губисполкомам на местах и в центре - прокурору республики. Предлагалось также ограничить деятельность прокуратуры работой в судах, как это было в дореволюционной России. Критиков поддержала комиссия ВЦИК и комиссия ЦК РКП(б). Против них решительно выступил В.И.Ленин. Он считал вопрос о принципах создания советской прокуратуры настолько важным, что предложил вынести его на решение Политбюро. Оно рекомендовало отвергнуть принцип двойного подчинения прокуратуры и установить подчинение местной прокурорской власти только центру.

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Прокурором Верховного Суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса на заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда. После учреждения прокуратуры Верховного Суда Союза ССР в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции. * *

26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Впервые после Октября 1917 г. возникла профессиональная адвокатура. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком, а представлял отдел юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией избираемый на общем собрании президиум. В "Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик" подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты.

 

Создание ЦКК-РКИ

 

Центральная контрольная комиссия ВКП(б) (ЦКК ВКП(б) - высший контрольный орган партии в 1920‒34 гг. Создана по замыслу В. И. Ленина, который подчёркивал, что ЦКК ‒ учреждение «... ответственное только перед съездом партии...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 45, с. 200). Первоначальное название ‒ Контрольная комиссия РКП(б), с Х съезда РКП(б) ‒ Центральная контрольная комиссия РКП (б). Избиралась съездом партии. Первый её состав был утвержден временно, до съезда, 9-й Всероссийской конференцией РКП(б) (сентябрь 1920). Основанием для создания партийных контрольных комиссий (КК) на местах послужило письмо ЦК РКП (б) всем партийным организациям, всем членам партии от 4 сентября 1920 и резолюция 9-й Всероссийская конференции РКП(б) «Об очередных задачах партийного строительства».

Задачи ЦКК и местных КК были определены в решениях съездов партии. Главнейшие ‒ охрана единства партии, борьба со всякого рода антипартийными группировками и тенденциями к фракционности внутри партии. В задачи ЦКК входила борьба с нарушениями членами партии Программы, Устава, партийной этики, поддержание чистоты рядов партии, XII съезд РКП(б) в соответствии с ленинским планом реорганизации Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) определил функции, задачи и права ЦКК.

 «Несомненно, что Рабкрин представляет для нас громадную трудность и что трудность эта до сих пор не решена. Я думаю, что те товарищи, которые решают ее, отрицая пользу или надобность Рабкрина, неправы. Но я не отрицаю в то же время, что вопрос о нашем госаппарате и его улучшении представляется очень трудным, далеко не решенным и в то же время чрезвычайно насущным вопросом.

Наш госаппарат, за исключением Наркоминдела, в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата. И вот, чтобы поискать способ действительно обновить его, надо обратиться, мне кажется, за опытом к нашей гражданской войне.

Как мы действовали в более опасные моменты гражданской войны?

Мы сосредоточивали лучшие наши партийные силы в Красной Армии; мы прибегали к мобилизации лучших из наших рабочих; мы обращались за поисками новых сил туда, где лежит наиболее глубокий корень нашей диктатуры.

В этом же направлении нам следует, по моему убеждению, искать источник реорганизации Рабкрина. Я предлагаю нашему XII партийному съезду принять следующий план такой реорганизации, основанный на своеобразном расширении нашей ЦКК.

Пленум ЦК нашей партии уже обнаружил свое стремление развиться в своего рода высшую партийную конференцию. Он собирается в среднем не чаще раза в два месяца, а текущую работу от имени ЦК, ведет как известно, наше Политбюро, наше Оргбюро, наш Секретариат и т.д. Я думаю, что нам следует докончить тот путь, на который мы таким образом вступили, и окончательно превратить пленумы ЦК в высшие партийные конференции, собираемые раз в два месяца при участии ЦКК. А эту ЦКК соединить на указанных ниже условиях с основной частью реорганизованного Рабкрина.

Я предлагаю съезду выбрать 75-100 (цифры все, конечно, примерные) новых членов ЦКК из рабочих и крестьян. Выбираемые должны подвергнуться такой же проверке по части партийной, как и обыкновенные члены ЦК, ибо выбираемые должны будут пользоваться всеми правами членов ЦК.

С другой стороны, Рабкрин должен быть сведен к 300-400 служащих, особо проверенных по части добросовестности и по части знания нашего госаппарата, а также выдержавших особое испытание относительно знакомства их с основами научной организации труда вообще и, в частности, труда управленческого, канцелярского и т. д.

По моему мнению, такое соединение Рабкрина с ЦКК принесет пользу обоим этим учреждениям. С одной стороны, Рабкрин получит таким путем столь высокий авторитет, что станет, по меньшей мере, не хуже нашего НКИД. С другой стороны, наш ЦК совместно с ЦКК выйдет окончательно на ту дорогу превращения в высшую партийную конференцию, на которую он, в сущности, уже встал и по которой ему следует дойти до конца для правильного, в двояком отношении, выполнения своих задач: в отношении планомерности, целесообразности, систематичности его организации и работы и в отношении связи с действительно широкими массами через посредство лучших из наших рабочих и крестьян.

Я предвижу одно возражение, исходящее либо прямо, либо косвенно из тех сфер, которые делают наш аппарат старым, т. е. от сторонников сохранения нашего аппарата в том же до невозможности, до неприличия дореволюционном виде, в каком он остается и посейчас (кстати сказать, мы теперь получили довольно редкий в истории случай устанавливать сроки, необходимые для производства коренных социальных изменений, и мы ясно видим теперь, что можно сделать в пять лет и для чего нужны гораздо большие сроки).

Возражение это состоит в том, что будто бы из предлагаемого мной преобразования получится один хаос. Члены ЦКК будут слоняться по всем учреждениям, не зная, куда, зачем и к кому им обратиться, внося повсюду дезорганизацию, отрывая служащих от их текущей работы, и т. д. и т. п.

Я думаю, что злостный источник этого возражения так очевиден, что на него не требуется даже и ответа. Само собой разумеется, что со стороны президиума ЦКК и со стороны наркома Рабкрина и его коллегии (а также в соответствующих случаях и со стороны нашего Секретариата ЦК) потребуется не один год упорной работы над тем, чтобы правильным образом организовать свой наркомат и его работу совместно с ЦКК. Нарком Рабкрина может, по моему мнению, остаться наркомом (и должен им остаться), как и вся коллегия, сохраняя за собой руководство работой всей Рабоче-крестьянской инспекции и в том числе всеми членами ЦКК, которые будут считаться "откомандированными" в его распоряжение. 300-400 служащих Рабкрина, которые остаются, по моему плану, будут, с одной стороны, исполнять чисто секретарские обязанности при других членах Рабкрина и при добавочных членах ЦКК, а с другой стороны - должны быть высоко квалифицированы, особо проверены, особо надежны, с высоким жалованьем, вполне избавляющим их от нынешнего, поистине несчастного (чтобы не сказать хуже), положения чиновника Рабкрина.

Я уверен, что понижение числа служащих до указанной мной цифры улучшит во много раз и качество работников Рабкрина, и качество всей работы, дав в то же время возможность наркому и членам коллегии сосредоточиться всецело на организации работы и на том систематическом, неуклонном повышении ее качества, которое представляет для рабоче-крестьянской власти и для нашего советского строя такую безусловную необходимость.

С другой стороны, я думаю также, что наркому Рабкрина придется поработать над, частью, слиянием, частью, координированием тех высших институтов по организации труда (Центральный институт труда, Институт научной организации труда и т. д.), которых у нас теперь имеется в республике не менее 12. Чрезмерное однообразие и вытекающее отсюда стремление к слиянию будут вредны. Наоборот, тут надо найти разумную и целесообразную середину между слиянием всех этих учреждений воедино и правильным разграничением их при условии известной самостоятельности каждого из этих учреждений.

Нет сомнения, что от такого преобразования выиграет не менее, чем Рабкрин, и наш собственный ЦК, выиграет он и в смысле связи с массами и в смысле регулярности и солидности его работы. Тогда можно будет (и должно) завести более строгий и ответственный порядок подготовки заседаний Политбюро, на которых должно присутствовать определенное число членов ЦКК - определенное либо известным периодом времени, либо известным планом организации.

Нарком Рабкрина совместно с президиумом ЦКК должен будет устанавливать распределение работы ее членов с точки зрения обязанности их присутствовать на Политбюро и проверять все документы, которые так или иначе идут на его рассмотрение, либо с точки зрения обязанности их уделять свое рабочее время теорет

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...