Тема 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов. (2 час.)
Рабочая учебная программа по дисциплине Б1.В.ОД.3 Профессиональная этика
Для направления 050100.62 Педагогическое образование
Профили «Биология», «Экономика», «Физическая культура» (4 года обучения)
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Нормативный срок освоения программы – I семестр (III) Форма обучения – очная
Славяснк-на-Кубани 2013 г.
ДИСЦИПЛИНА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА» Направление: педагогическое образование Квалификация ( степень): бакалавр Курс: 3 Семестр: 5 Форма аттестации: зачет Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы, 72 часа (из них: 36 часов аудиторной нагрузки - 16 часов лекции, 18 часов семинары, 2 часа КСР; 36 часов самостоятельной работы; зачет).
4.1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины: содействовать развитию социально-педагогической компетентности и совершенствованию уровня профессиональной и коммуникационной культуры будущего педагога, обладающего чувством долга и ответственности за результаты своей деятельности. Задачи дисциплины: 1) формирование целостного представления об этических основах профессиональной деятельности и профессиональной морали педагога; 2) раскрытие сущности этического подхода к осмыслению профессиональной деятельности, ответственности, долга; 3) формирование личностно-нравственного облика и профессионально-личностных качеств педагога; 4) развитие коммуникационной культуры и конфликтологической компетентности; подготовка к реализации социально-коммуникативных функций в профессиональной среде и социально-партнерских взаимоотношениях.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Профессиональная этика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин (Б1.В.ОД.3). Для освоения дисциплины «Профессиональная этика» студенты используют знания, полученные в ходе изучения дисциплин «Философия», «Педагогика», «Психология», «История», «История отечественной культуры», «Культура и поликультурное взаимодействие в современном мире». Дисциплина «Профессиональная этика» является предшествующей для дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Педагогическая риторика»; дисциплин по выбору студентов (по профилям подготовки): «Профессиональная коммуникация в образовательной среде», «Толерантное воспитание школьников в полиэтнической среде». Компетенции, формируемые при ее освоении, необходимы в ходе прохождения студентами педагогических практик.
Требования к результатам освоении содержании дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: (4 года обучения)
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1. ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования, мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
2. понятийно-категориальный аппарат профессиональной этики, 3. роль и место профессиональной этики в системе наук, общее и специфику различных видов профессиональной этики; 4. основные этические правила, нормы и требования делового и межличностного этикета, в соответствии с которыми строить свое поведение и взаимоотношения в профессиональной деятельности; 5. способы профессионального самопознания и саморазвития. Уметь: 1. осознать социальную значимость своей будущей профессии, на основе этических требований определить отношение и стратегию поведения по отношению к своему профессиональному долгу и субъектам общения; 2. разбираться в современных проблемах профессиональной и педагогической этики; 3. общаться, вступать в сотрудничество; вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации; быть готовыми к толерантному восприятию социальных и культурных различий; 4. работать в коллективе, конструктивно строить отношения с учащимися, коллегами, социальными партнерами; 5. обращаться к проблемам профессионального самосознания, самовоспитания, самоконтроля; регулировать своё поведение, взаимоотношения с учащимися, родителями, коллегами в соответствии с требованиями морали, понятием о долге и профессиональной этике педагога; 6. выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в профессиональной педагогической деятельности, владеть навыками их разрешения.
Владеть: 1. навыками этико-аксиологического анализа процессов, ситуаций, отношений, поступков и т.п.; 2. техникой общения и взаимодействия, различными способами организации коммуникативной деятельности в профессиональной сфере; 3. правилами этикетного поведения; 4. технологиями предотвращения и прекращения конфликтов; 5. навыками ценностно-этической самооценки, самоконтроля, самосовершенствования, способностью вырабатывать систему личностных норм-ориентиров собственной профессиональной деятельности и следовать ей.
Содержание и структура дисциплины «Профессиональная этика». Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, всего 72 часа, из них: 36 часов аудиторной нагрузки, в т.ч., 2 часа КСР, 36 часов самостоятельной работы, 5 семестр - зачет.
Таблица 1
Структура дисциплины
Таблица 3. Разделы дисциплины, изучаемые в.5-м семестре
Содержание учебного материала Содержание лекционного материала (16 часов). Тема 1. Профессиональная этика: сущность, основные категории, генезис и классификация видов. (2 час.) Функции, роль и место этики в системе наук, в культуре человечества. Гуманистическое содержание морали и нравственности. Профессиональная этика сущность, генезис и классификация видов: Деонтология (медицинская этика). Этика бизнеса. Управленческая этика. Этика журналиста. Дипломатическая этика. Этика юриста, судебная этика. Педагогическая этика. Биоэтика. Нетикет. Профессиональная этика как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурно-гуманистического назначения профессии. Гуманизм – исходный принцип профессиональной этики. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали. Основные категории и понятия этики в сфере профессиональной (педагогической) деятельности. Категории профессиональной морали и этики: профессиональный долг, профессиональная честь и достоинство, справедливость, профессиональный такт. Современные проблемы профессиональной этики педагога. Значимость (содержание) профессиональной этики в современном профессиональном, педагогическом и социальном взаимодействии. Из зарубежной и отечественной истории становления профессионально-этических традиций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|