Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом
Сегодня уголовные законодательства отдельных стран и международное право относят терроризм к разряду наиболее опасных преступлений. Создана значительная юридическая база в виде многочисленных международных конвенций для борьбы с терроризмом. В этих нормативных актах предусмотрены взаимные обязательства государств в противодействии различным видам террористической деятельности. Среди них можно отметить: токийскую "Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" 1963 г, гаагскую "Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов" 1970 г., монреальскую "Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации" 1971 г., нью-йоркскую "Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов" 1973 г., нью-йоркскую "Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников" 1979 г., монреальскую "Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения" 1991 г. В некоторых регионах существуют собственные нормативные акты антитеррористического характера. В 1977 г. под эгидой Совета Европы была принята "Европейская конвенция о пресечении терроризма". Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма была подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 17 ноября 2005 года. Страны СНГ заключили между собой "Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом". В 2000г. была принята межгосударственная "Программа сотрудничества по борьбе с терроризмоми другими проявлениями экстремизма", образован Антитеррористический центр СНГ.
Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом представляет собой осуществление совместного (двустороннего, многостороннего в рамках межгосударственного правоохранительного взаимодействия) сбора и анализа криминологически обоснованной и криминологически значимой информации о закономерностях, состоянии, тенденциях и прогнозах развития криминологических ситуаций (международных и национальных), связанных с терроризмом, направленной на создание научных предпосылок оптимизации, активизации и повышения эффективности международного контроля над терроризмом, детерминирующими его процессами. При этом криминологическое обеспечение представляет собой не только процесс регулярного (систематического) наполнения рассматриваемого сотрудничества новой научно-аналитической информацией криминологического характера, но и процесс постоянного криминологического контроля (мониторинга) над ее целенаправленным и обоснованным использованием. [3] Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом выступает частью общей системы научно-аналитического обеспечения антитеррористической деятельности. При этом международный контроль над терроризмом включает четыре составляющие: а) политическую (антитеррористическая политика государств); б) нормативную (система международных норм и правил, которые определяют круг деяний, относящихся к проявлениям терроризма, регулируют вопросы преследования лиц и организаций, совершающих террористические акты, предусматривают систему мер предупреждения терроризма; в) институциональную (система международных организаций, осуществляющих антитеррористическую деятельность); г) оперативную (проведение антитеррористических мероприятий на двусторонней или многосторонней договорной основе вне рамок международных организаций).
Содержание криминологического обеспечения сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом образуют следующие, тесно взаимосвязанные между собой элементы: - получение криминологической информации о терроризме; - разработку криминологических прогнозов развития терроризма; - криминологический мониторинг предупредительной антитеррористи-ческой деятельности; - криминологическую экспертизу принимаемых в рамках сотрудничества решений и документов. В деятельности органов внутренних дел в сфере международного контроля над терроризмом использование криминологической информации возможно на трех уровнях: а) на уровне руководства МВД России: - для развития концепции контроля над терроризмом, разработки программ противодействия терроризму и планов деятельности органов внутренних дел в этой области, а также мониторинга исполнения этих документов; - для определения стратегических задач органов внутренних дел в области контроля над терроризмом; - для выработки политики в области противодействия терроризму и разработки предложений по совершенствованию антитеррористического законодательства; б) на уровне руководства подразделениями органов внутренних дел, осуществляющих противодействие терроризму: - для оптимизации планирования работы и целенаправленности проведения профилактических мероприятий; - при разработке новых и совершенствовании апробированных приемов и методов деятельности органов внутренних дел в сфере контроля над терроризмом; - в организации подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел, повышении квалификации сотрудников, специализирующихся в антитеррористической области; - в выработке норм обеспечения подразделений органов внутренних дел, осуществляющих противодействие терроризму, необходимыми техническими и материальными средствами, а также при определении их штатной численности; в) на низовом (территориально-зональном) уровне: - в целях предупреждения совершения террористических актов; - для выдвижения версий, установления и задержания лиц, занимающихся террористической деятельностью;
- для организации индивидуальной профилактики. Криминологическое обеспечение международного сотрудничества МВД России в сфере контроля над терроризмом направлено как на предупреждение отдельных его проявлений, так и на организацию контроля над терроризмом, представляющим собой сложное социальное явление междуна-родного масштаба. При этом криминологическое обеспечение включает: [4] а) выяснение фактической картины состояния терроризма в отдельной стране, регионе мира или в мире в целом; б) объяснение этой картины, ее динамики и разработка криминологического прогноза развития терроризма; в) разработка рекомендаций по предупреждению террористической деятельности, нейтрализации или ослаблению отрицательных тенденций и последствий терроризма. Наряду с оценкой использования криминологической информации в организации и осуществлении сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом, криминологическое обеспечение названного взаимодействия предполагает оценку адекватности криминологическим целям иных обеспечивающих эту деятельность мер: нормативных, организационных, кадровых и финансовых и др. Основными направлениями совершенствования криминологического обеспечения сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом являются: а) выработка согласованных криминологически обоснованных подходов и стандартов в деятельности по предупреждению международного терроризма, например, разработка криминологических основ унификации антитерро-ристической нормативно-правовой базы, а также показателей и отчетности в области контроля над терроризмом; б) выработка и развитие на основе криминологической информации новых организационных форм взаимодействия органов внутренних дел с зарубежными коллегами; в) активное внедрение достижений криминологической науки в практику международного контроля над терроризмом.[5] Заключение
B конце XX столетия самой большой опасностью для его демократического и экономического развития стал терроризм. Современный терроризм характеризуется резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Его главная отличительная черта – это размывание границ между международным и внутренним терроризмом. Расширяются связи террористических организаций с наркобизнесом и незаконной торговлей оружием. Заметна динамика роста террористических групп в современном мире. Для обеспечения необходимой эффективности борьбы с терроризмом требуется одновременное целенаправленное воздействие на социальные факторы и условия, которые детерминируют терроризм и благоприятствуют его распространению. В решении задач, предназначенных для осуществления социальной, криминологической и специальной профилактики, должен участвовать широкий круг государственных органов с привлечением общественности. В целом же стратегия отпора терроризму должна включать в себя: - идеологическое, информационное, организационное противодействие формированию у граждан террористических намерений и настроений; - правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических (экстремистских) групп и организаций; - недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств осуществления преступных действий лицами, вынашивающими террористические намерения; - предупреждение террористических действий на стадии их подготовки и покушения; - оперативное, боевое, уголовно-правовое пресечение террористических действии на стадии их реализации.Библиографический список литературы 1. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (в ред. Федерального Закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ). 2. Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ). 3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".4. Постановление Правительства РФ от 15 марта 1999г. N 288 "О подписании Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом" 5. Инструкция по организации деятельности участковых уполномоченных милиции. Утверждена приказом МВД России от 16 сентября 2002 года №900. 6. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. - М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997.7. Белан Д.И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. // Криминологический журнал.- 2006. - № 9.
8. Белан Д.И. О роли международного сотрудничества правоохранительных органов в предупреждении международного терроризма. // Закон и право.- 2006. - № 12. 9. Гирько С. И. и др. О противодействии терроризму: постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ. – М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2007. 10. Иванова Д.И. Взаимодействие правоохранительных органов в реализации системы мер противодействия терроризму. // Изобретательство.- 2002. - № 8. 11. Лутовинов В. Особенности национального терроризма. // "ОБЖ", октябрь 2000 г.12. Минин О. Р. О понятиях "терроризм" и «контртеррористическая операция»// Альманах "Профессионал".- №3.-2005. [1] Лутовинов В. Особенности национального терроризма. // "ОБЖ", октябрь 2000 г.-С.34 [2] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник. - М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 1997. [3] Белан Д.И. Криминологическое обеспечение сотрудничества МВД России с международными организациями в сфере контроля над терроризмом. // Криминологический журнал, 2006. № 9. С. 64-68. [4] Белан Д.И. О роли международного сотрудничества правоохранительных органов в предупреждении международного терроризма. // Закон и право, 2006. № 12. -С. 32-33. [5] Иванова Д.И. Взаимодействие правоохранительных органов в реализации системы мер противодействия терроризму. // Изобретательство, 2002. Т. II. № 8. – С. 53.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|