Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Третья фаза - «фаза зрелой группы».

Мы эту фазу называем «рабочей фазой». Не будем останавливаться на тех характеристиках этой фазы, которые есть в известных руководствах, важно дать описание, как проходит проигрывание психодрам.

Разумеется, проигрывание психодрам происходит с первого же занятия психотерапевтической группы. Сначала преобладает проигрывание различных историй, сочиненных в группе, сказок, затем участники начинают играть частные проблемы более поверхностного уровня, например, ситуации просьбы – отказа. Эти психодрамы носят характер ролевых игр и не предполагают исследования глубинных проблем. На 3-й фазе участники проигрывают психотравмирующие ситуации: отношения с учителями, друзьями, родителями и другими членами семей. Каждое занятие группы аналитической психодрамы состоит из 3-х фаз: 1-я фаза «разогрева группы» – выяснение эмоционального состояния участников, желания/нежелания проиграть подготовительные игры, выявление протагониста и его рассказ о проблеме. Если в классической аналитической психодраме Д.Морено право расспрашивать протагониста принадлежит только режиссеру и этого права был лишен ассистент режиссера, то в нашем случае котерапевты, слушая протагониста, оба задают вопросы, которые согласованно позволяют восстанавливать контекст заявляемой проблемы

Далее протагонист выбирает вспомогательные "эго", и с началом построения сцены группа переходит на 2-ю фазу сеанса аналитической психодрамы - "проигрывание собственно психодрамы".

Для разрешения проблемы протагониста мы используем базисные техники аналитической психодрамы в собственной модификации. В технике индивидуального разогрева вспомогательного «эго» в группах детей и подростков мы отказались от накладывания протагонистом рук на плечи вспомогательного «эго». Для многих подростков такое взаимодействие вызывало усиление тревоги, напряжение, обусловленное страхом сексуальных переживаний, что внешне проявлялось хохотом, потерей спонтанности. Вместо этого протагонист, стоя рядом со вспомогательным «эго», произносил от первого лица те слова, которые хотел дать исполнителю роли. Иногда мы использовали технику дублирования: протагонист последовательно занимал место каждого вспомогательного «эго», произносил слова, а затем эти слова повторяли вспомогательные "эго". Такая техника способствовала не только стереоскопическому исследованию и познанию проблемы, но и дистанцированию от нее, и эмоциональному отреагированию. Эту технику, которая родилась в детских и подростковых группах, мы охотно используем в работе со взрослыми.

Нами осуществлена модификация широко известной техники «семейная фотография». Новшество заключается в том, что мы расспрашиваем протагониста, кто делает фотографию и предлагаем выбрать его (ее) среди членов группы. Именно на фотографа протагонист может спроецировать самые сильные переживания. Приведем пример психодрамы с врачами и психологами, в которой мы впервые использовали эту модификацию. При проигрывании «фотографии» протагонист расположил себя и коллегу-врача, своего ровесника и профессионального конкурента, на качелях – доске, на концах которой они сидели. При расспросе о том, кто делал фотографию, выяснилось, что это была молодая женщина-врач – коллега обоих участников фотографии, которая являлась объектом их ухаживания. Протагонист выбрал вспомогательное «эго» и на эту роль. При использовании приема диссоциации и дублирования протагонист имел возможность увидеть «со стороны» двух молодых мужчин, разделенных между собой деревянной доской качелей и фиксирующую эту «картинку» женщину – объект конкуренции этих мужчин. Один из психотерапевтов, наблюдая за ситуацией, применив усиление, сказал: «Двое мужчин, перед ними женщина. То один наверху, то другой. А между ног у них деревяшка».

Другой особенностью проводимой нами аналитической психодрамы с детьми, подростками и взрослыми является то, что мы часто предлагаем участникам проигрывать роли животных и неодушевленных предметов – собак, кошек, капельниц в больнице, зонтика, дверц шкафа, внутренних органов и т.д. Обратные связи животных и неодушевленных предметов позволяют протагонисту воссоздавать и реконструировать контекст переживаний со значительно большей эмоциональной силой. Проигрывание психодрамы завершается снятием ролей и разборкой сцены. На 3-й фазе сеанса аналитической психодрамы режиссеры, спросив согласие протагониста, призывают участников группы поделиться своими чувствами, ассоциациями, опытом.

Четвертая фаза группового процесса аналитической психодрамы - мы ее называем «фазой экзистенциального выбор». Раньше мы считали, что этой фазы у детей и подростков не может быть в силу незавершенности их личностного развития. Но оказалось, что дети и подростки не хуже взрослых способны говорить о своем предназначении, о своем пути, индивидуализировать свой собственный жизненный стиль, строить образ будущего и, наконец, нести ответственность за свое самоопределение.

Использование этих приемов и техник способствовало тому, что участники психотерапии в короткое время осознавали и корректировали свои проблемы. Средняя продолжительность разработанных нами моделей АССП составили 6-18 часов при продолжительности одного сеанса 1 час, КАП – 40 часов. Интенсивность и эффективность модели [19] краткосрочной психодрамы были исследованы независимым экспертом-психологом И.М. Никольской [20] с помощью клинико-психологических методов. Эти измерения, проведенные в начале психотерапии и после ее окончания, а также данные катамнеза подтвердили эффективность данной модели психотерапии.

Диссертационное исследование С.Э. Медведева, выполненное под моим научным руководством, доказало высокую эффективность аналитико-системной семейной психотерапии при параноидной шизофрении.

В качестве заключения могу сказать следующее:

1. Интеграция идей психоанализа, системного и нарративного подходов способствует эволюционному развитию психотерапии в сторону повышения ее эффективности и адекватной концептуализации процесса.

2. Я буду противоречить себе, но вынужден сказать слова критики в адрес нарративной психотерапии. Дело в том, что для того, чтобы определенной теории основой какого-либо метода психотерапии, необходима ее научная верификация. Позитивная оценка многих методов психотерапии основана либо на отзывах авторов и их последователей, либо на основе некорректных исследований.

Если в конце 90-х годов XX века нарративный подход в семейной психотерапии казался уникальным и претендовал на исключительность в объяснении психологии семейных отношений и обосновании процесса семейной психотерапии, то парадигма «критического реализма» указала на слабое место нарративной психотерапии – нигилистическое отношение к поискам истины.

Исходя из современных знаний физики вряд ли можно утверждать, что скорость света иная, нежели декларировал А. Эйнштейн, а температура абсолютного нуля отклонилась от установленных – 273 С. Лично я не берусь верить в то, что эти величины являются результатом социального конструирования группы индивидуумов.

Цифровые показатели абсолютного нуля по Р.А. Реомюру или Г.Д. Фаренгейту отличаются от таковых по А. Цельсию, а интерпретация этого значения может быть изменена в ближайшее время в интересах усовершенствования шкал измерения, но суть абсолютного нуля остается неизменной.

Я в середине 90-х годов XX века совместно с Н.В. Александровой провел сравнительный анализ и сопоставление аналитических и неаналитических периодизаций психического развития детей и подростков З. Фрейда, А. Фрейд, Э.Эриксона, Д.Б. Эльконина и В.В. Ковалева. Оказалось, что при различии терминологии, суть происходящего на фазах развития личности остается неизменной.

Таким образом, «похороны истины», предпринятые нарративными психотерапевтами оказались преждевременными.

К примеру, классический гипноз и аутогенная тренировка в Австрии вошли в список методов психотерапии, оплачиваемых страховыми компаниями. Возникает вопрос, на каком основании? Аутогенная тренировка давно доказала свою неэффективность и может использоваться лишь в качестве вспомогательного метода при проведении поведенческой психотерапии.

Классический гипноз стал менее популярным в нашей стране у взрослых пациентов вследствие меньшей эффективности, в то же время гипноз продолжает доказывать свою эффективность при невротических и психосоматических расстройствах у детей и подростков [11].

Такая же ситуация в психоанализе – снижение популярности среди взрослых потребителей психотерапевтических услуг и высокая эффективность психоанализа у детей, а следовательно, рост популярности. Мне повезло быть супервизором у детского психоаналитика, профессора, доктора психологических наук Марины Анатольевны Гулиной. Проведенный ею психоанализ случаев детского аутизма принес потрясающие результаты – адаптацию детей к социуму, налаживание коммуникативных процессов, что позволило им обучаться в школе. Психиатры же предсказывали этим детям и родителям перспективу пенсионирования.

Крайне важной проблемой в современной психотерапии является ее доказательность. Но чтобы ее исследовать необходимо разработать критерии оценки. Слепое заимствование критериев из психофармакологии представляется мне некорректным и даже вредным.

3. Хочу вернуться к эпиграфу статьи. Что же может позволить нам быть веселыми и заниматься веселой и легкой наукой?

Ответ неочевиден, но все-таки:

- потенциал художника (креативность)

- адекватная самооценка

- эмпатия («слышать и чувствовать»)

- построение проницаемых собственных физических, психологических и временных границ и уважение к ним

- уважение чужих «Я» и границ

- желание учиться и работать

- эрудиция и склонность к анализу

- способность сомневаться

- инвентаризация собственного психологического пространства

- и многое другое

Очевидно, последний ответ представляется наиболее перспективным.

4. И все-таки, самым главным вопросам остается следующий – каков удельный вес гуманитарной и естественно-научной парадигм в психотерапии? Вопрос открыт, а ответ?

 

 

Список литературы

1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица// Семейная психотерапия. Хрестоматия/ сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь, 2007. – С. 16-24.

2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание врачевание от древности до наших дней. – М.: Прогресс – Культура; изд. агентства «Яхтсмен», 1995. – 608 с.

3. Аммон Г. Динамическая психиатрия. – Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева. СПб., 1996. – С.200.

4. Arieti S. (Ed.): Schizophrenia: The manifest Symptomatology. The psyhodinamic and formal mechanisms// American hardbook of psychiatry. Volume one. Basic books, inc., publishers. New York, 1959.- P. 455.- 484 p.

5. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии.- СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

6. Deleuze G., Guattazi F. Rhizome//Capitalisme et schizphre-nie. Mille plateux. Paris, Zes Editions de Minuit, 1980.-262 p.

7. Зельцер Венке Культурно-исторические особенности работы семейного психотерапевта в Норвегии// Семейные психотерапевты и семейные психологи: кто мы? Материалы международной конференции «Психология и психотерапия семьи»/под ред. Э.Г. Эйдемиллера и А.З. Шапиро. – СПб.: Иматон, 2001. – 240с.

8. Кабанов М.М. Эволюция некоторых понятий в современной психиатрии (сквозь призму идеологии)// Современные проблемы психоневрологии (диагностика, лечение и реабилитация больных нервными и психическими расстройствами) Сб. тезисов научной конф. – Спб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский институ им. В.М.Бехтерева, 2002. – С. 66-67.

9. Карвасарский Б.Д. (ред.) Психотерапия. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.

10. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. – 240 с.

11. Макарова О.Ф. Программы социально-психологической реабилитации и профилактики эрозивного гастродуоденита у подростков в условиях загородного реабилитационного центра// Актуальные вопросы реабилитации в педиатрии. Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Издательство Медицинская пресса, 2006. – С. 280-287.

12. Nichols M. Family therapy. Concepts and methods. – N.Y., London: Gardens Press, inc., 1984.- 609 p.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 2002. – 944 с.

14. Решетников М.М. Актуальные вопросы в Российской психотерапии// Семейные психотерапевты и семейные психологи: кто мы? Материалы международной конференции «Психология и психотерапия семьи». – СПб.: Иматон, 2001. – С.12-20.

15. von Uexkull T. (Ed): Zehrbuch der psychosomatiscen Medizin. Munich, Vienna, Baltimore: Urban. Schawarzenberg, 1979.- 373 s.

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

17. Эйдемиллер Э.Г. Системная семейная психотерапия (ред.). – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

18. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В. Аналитико-системная семейная психотерапия // Детская психиатрия. Учебник/ по ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – С. 936-975.

19. Эйдемиллер Э.Г. Аналитическая психодрама// Детская психиатрия. Учебник/ по ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – С. 837-850.

20. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Александрова Н.В. Особенности личности больных с пограничными нервно-психическими расстройствами до и после психотерапии методом краткосрочной аналитической психодрамы// Вестник клинической психологии № 1, т.3. – СПб., 2005. – С. 86-92.

21. Эйдемиллер Э.Г. Патогенетическая гипнотерапия при психосоматических расстройствах у детей: клинико-психоаналитическое описание случая заболевания иерсениозом// Актуальные вопросы реабилитации в педиатрии. Материалы научно-практической конференции. – СПб.: Издательство Медицинская пресса, 2006. – С. 261 – 268.

22. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. (сост.) Семейная психотерапия: хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007.- 400 с.

23. Эфран Дж., Льюкенс Р., Льюкенс М. Конструктивизм: что он может дать Вам? К вопросу о том, когда следует отличать стол от дивана//Семейная психотерапия (сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб.: Речь, 2007. – С. 63-79.

24. Эйдемиллер Э.Г., Тарабаенова В.А. Современные психотехнологии охраны психического здоровья помогающих специалистов и бизнесменов// Медицина труда. Здоровье работающего населения: достижения и перспективы. Материалы научн. конф. – СПб.: Изд. СПбМАПО, 2009. – С.261. – 264 с.


[1] ризома – особое строение корневой системы некоторых растений, при которой элементы этой системы так переплетены с почвой, что чрезвычайно трудно распознать, относятся эти элементы к почве или к корням.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...