Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Величина стоимости товара (в теории трудовой стоимости).




Стоимость товара образуется затратами абстрактного труда и измеряется рабочим временем. Разные товаропроизводители затрачивают на производство товара одного вида разное время, которое образует индивидуальную стоимость товара, но все товаропроизводители продают одноименный товар по одной и той же стоимости, потому что в этой стоимости заключается общественно–необходимое рабочее время (ОНРВ) и ОНЗТ.

Величина стоимости товара равна ОНЗТ или ОНРВ.

ОНРВ равно времени, которое требуется для изготовления товара при общественно нормальных условиях производства и интенсивности труда.

 

Общественно нормальные условия производства определяются теми предприятиями, которые производят основную массу продукции данного вида, поэтому предприятия, определяющие стоимость товара могут быть и лучшие, и худшие, и средние.

 

Иллюстрация формирования общественно – необходимых затрат.

Группы предприятий Индивид. затраты труда на ед. прод.(ч) Объем производства (шт.)
     
ОНЗТ или стоимость товара определяет 2-я группа предприятий, где производиться 70% продукции(7 часов). Стоимость по средней величине =6,8(час).

 

Величина стоимости товара постоянно меняется, так как меняются условия производства. На стоимость товара решающее воздействие оказывает производительность и интенсивность труда.

Интенсивность труда - расход энергии человека в единицу времени.

 

Влияние роста производительности и интенсивности труда на величину стоимости товаров.

 

 

Условия труда Продолжительность раб/дн (час) Выработка продукции за р/д (шт) Стоимость (в часах ОНРВ)
всех продуктов единицы продукта.
1. Средняя производительность и интенсивность труда. 2. Производительность увеличилась в 2 раза, и интенсивность также 3. Интенсивность увеличилась в 2 раза, производительность прежняя.               0,5  

Деньги.

Исторически в процессе развития форм обмена появляются товары, которые в отличие от всех других с большим удовольствием принимаются всеми товаропроизводителями в обмен на свои товары. Первоначально такими «ходовыми» товарами были самые различные виды товаров. Постепенно в качестве таких товаров стали золото и серебро. Золото заняло роль денежного материала в силу своих свойств. Однако, главное, что превратило золото в деньги, состояло в том, что в небольшом по объему и весу количестве золота содержится большое количество общественно-необходимого рабочего времени.

Деньги – это всеобщий эквивалент или измеритель стоимости всех других товаров. С помощью денег осуществляется очень удобно связь различных производителей. Хотя деньги имеют свое материальное содержание, они являются способом выражения производственных отношений между людьми, поэтому деньги - это не столько вещь или золото, сколько выраженные с помощью этих вещей производственные отношения.

При золотом обращении деньги выполняют 5 функций.

1. Мера стоимости. В этой функции деньги выступают как всеобщий измеритель стоимости товаров.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, есть цена. Сами деньги не имеют цены, а их стоимость выражается через множество других товаров. Фиксированное количество золота, принятое за единицу измерения его массы, называют определенной денежной единицей.

Количество золота, фиксированное государством в денежной единице, называют масштабом цен.

Цены имеют абсолютное и относительное выражение. Абсолютным выражением цены данного товара является количество денежных знаков, уплачиваемых за него. Относительным выражением цены данного товара является ценовой паритет или соотношение различных товаров между собой.

2. Средство обращения. В этой функции деньги обслуживают движение товаров по формуле: Т - Д - Т. В процессе обращения деньги должны быть наличные, реальные, но необязательно золотые. В результате этой функции появляются монеты медные, никелевые, а затем и бумажные деньги.

3. Образование сокровищ или средство накопления. В процессе оборота акты купли – продажи могут не совпадать. В результате часть золотых денег выпадает из обращения и оседает в качестве сокровищ. Накопленные так золотые деньги являются автоматическим регулятором их количества в обращении.

4. Средство платежа. В этой функции движение товаров и денег происходит разновременно. Здесь деньги выполняют функцию платежного средства. На основе этой функции развиваются кредитные операции и появляются кредитные деньги – векселя, банкноты, чеки, электронные деньги.

 

 

5. Мировые деньги. В этой функции деньги выступают в натуральной форме золота и являются всеобщим мировым платежным средством, покупательным средством и всеобщим богатством.

Количество денег, необходимое для обращения определяется, по 2-м формулам: по формуле Маркса и по формуле Фишера.

Формула Маркса:

,

где:

- сумма цен товаров проданных, за наличный расчет.

- - сумма цен товаров, проданных в кредит.

- сумма взаимопогашающихся платежей.

- сумма срочных платежей.

О - скорость оборота одноименной денежной единицы.

Формула Фишера:

,

где:

M - средняя сумма денег, находящихся в обороте

V - скорость обращения денег

P - средняя цена продаж товаров и услуг

Q - количество проданных товаров за определенный промежуток

MV - масса денег, обернувшихся за год

PQ - сумма цен товаров, проданных за год

Закон стоимости.

Суть закона стоимости заключается в необходимости производства и обмена товаров в соответствии с их общественной стоимостью, поэтому производители должны следить за тем, чтобы их индивидуальные затраты не превышали общественно необходимые, а обмен происходил в соответствии со стоимостью.

Закон стоимости сводит фактические затраты на производство товаров к общественно необходимой величине, как бы 1-е не отличалось от 2-й. При совпадении спроса и предложения закон стоимости устанавливает равенство между стоимостью и ценой товаров.

В товарном хозяйстве закон стоимости выступает в качестве регулятора производства, дифференцирует производителей на богатых и бедных. Закон стоимости является стимулятором развития производительных сил.

 

Товары Общественная потребность (шт) Объем производства (шт)
А    
Б    
В    

 

Отклонение цен от стоимости

А. Цена > Стоимости

Б. Цена = Стоимости

В. Цена < Стоимости

Производство товара А возрастает, а товара В сократится.

Схема дифференциации производителей

Группы товаропроизводителей Индивидуальные затраты (час|шт) Объем производства (шт) Стоимость ОНЗТ (час|шт)
       
     
     

 

Первая группа производителей будет обогащаться, а третья разоряться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...