Методика анализа в целях рационального управления дебиторской задолженностью
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Как уже говорилось выше, организация должна управлять дебиторской задолженностью для повышения финансового результата. Поэтому состояние дебиторской задолженности имеет важное значение в деятельности предприятия. На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы: · вид товара; · емкость рынка; · система расчетов на предприятии; · платежеспособность покупателей и заказчиков. Чтобы иметь возможность рационально управлять данным активом, организации нужно предварительно проанализировать дебиторскую задолженность. Основными задачами аналитического обеспечения управления дебиторской задолженностью являются: ü обоснование политики предоставления товарного кредита и инкассации задолженностей для различных групп покупателей и видов продукции; ü анализ дебиторской задолженности по персональному списку дебиторов, срокам образования и размерам; ü оценка реальности дебиторской задолженности организации; ü анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты; ü контролирование расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности; ü оценка средних сроков погашения задолженности и сроков их изменения; ü предварительная оценка платежеспособности потенциальных покупателей; ü определение приемов и способов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов; ü определение условий продажи, обеспечивающих гарантирование поступление денежных средств. Аналитическое обеспечение управления дебиторской задолженностью должно базироваться на соответствующей методике анализа дебиторской задолженности.
В отечественной литературе методика анализа в целях управления дебиторской задолженностью включает анализ абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности, оценку доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, оценку соотношения дебиторской задолженности с результатом основной деятельности (выручкой от продаж), оценку доли сомнительной задолженности в составе дебиторской, анализ изменения дебиторской задолженности по срокам ее образования. Исходная информация, необходимая для проведения анализа дебиторской задолженности, содержится в формах 1 и 5 бухгалтерской отчетности. На основе этой информации анализ проводится в такой последовательности: . Анализ абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности. Данный анализ позволяет определить:) динамику изменения дебиторской задолженности в разрезе конкретных дебиторов, их долю в общей совокупности; b) какова доля каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев) в общей совокупности;) динамику изменения каждой составляющей дебиторской задолженности;) темп роста остатка по каждому виду дебиторской задолженности и т.п. 2. Оценка доли дебиторской задолженности каждого вида в объеме оборотных активов:) доля общей дебиторской задолженности: ДЗ = ДЗ/ОбА (1.1) ) доля краткосрочной дебиторской задолженности: КДЗ = КДЗ/ОбА (1.2) ) доля долгосрочной дебиторской задолженности: ДДЗ = ДДЗ/ОбА (1.3)
Увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности в динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов. . Оценка оборачиваемости дебиторской задолженности:) коэффициент оборачиваемости:
Ко = N/EДЗ, (1.4)
где N - выручка от продаж, EДЗ - средняя за отчетный период величина ДЗ Рост оборачиваемости дебиторской задолженности может отражать улучшение платежной дисциплины покупателей и (или) сокращение продаж с отсрочкой платежа - по срокам или стоимости сделок. Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует о снижении платежной дисциплины покупателей и об увеличении продаж с отсрочкой платежа. Динамика этого показателя в значительной степени зависит от кредитной политики предприятия, устанавливающей принципы расчетов с покупателями, и об эффективности системы кредитного контроля, обеспечивающей своевременность оплаты от покупателей за отгруженные товары, выполненные работы, предоставление услуги.) Длительность оборота дебиторской задолженности в днях:
До = EДЗхT/N, (1.5)
где - EДЗ - средняя за отчетный период величина ДЗ, N - выручка от продаж, T - продолжительность периода в днях (год стандартизируется как 360 дней) . Оценка соотношения темпов роста дебиторской задолженности с темпами роста выручки от продаж:
К = Тр (ДЗ) /Тр (В) (1.6)
Значение показателя зависит от времени оплаты с момента отгрузки товара. Увеличение показателя в динамике свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о "замораживании" части выручки организации, необходимой для финансирования текущей деятельности. . Оценка доли сомнительной задолженности в составе дебиторской: СДЗ = СДЗ/ДЗ (1.7)
Увеличение показателя в динамике свидетельствует о повышении доли сомнительной задолженности в составе дебиторской, риска невозврата дебиторской задолженности и возможности образования просроченной дебиторской задолженности. Поэтому предприятие должно стремиться к минимизации данного показателя. Одним из способов управления сомнительной задолженностью является создание резерва по сомнительным долгам. . Анализ изменения дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. С этой целью необходимо провести ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку в днях: до 30 дней; от 31 до 60 дней; от 61 до 90 дней; от 91 до 120 дней; свыше 121 дня. Используется также следующая группировка: до 1 месяца, 1-3 месяца, 3-6 месяцев, 6 месяцев - год.
Результаты анализа дебиторской задолженности, проведенного по данной методике, должны учитываться при планировании деятельности предприятия. Таким образом, анализ дебиторской задолженности очень важен для эффективного управления ею с целью улучшения финансового результата организации. При анализе дебиторской задолженности рассчитывается целая система показателей, характеризующих состав, структуру, оборачиваемость, долю дебиторской задолженности в объеме оборотных активов, изменение дебиторской задолженности. Также для более точного представления о том, какие реальные денежные средства может получить предприятие после погашения задолженности дебиторами, рассчитывается реальная дебиторская задолженность. 2. Анализ дебиторской задолженности ОАО "ЭР-Телеком"
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО "ЭР-Телеком"
Открытое акционерное общество "ЭР-Телеком" создано в 2009г. путем преобразования ЗАО "ЭР-Телеком" в ОАО "ЭР-Телеком". В свою очередь, ЗАО "ЭР-Телеком" было образовано путем слияния телефонного оператора ЗАО "Элсвязь" и интернет-провайдера ЗАО "Рейд-Интернет", работавших в Перми с 1997 года. Сегодня ОАО "ЭР-Телеком" - современная компания, предоставляющая широкий спектр телекоммуникационных услуг как для корпоративных, так и для частных потребителей. В 2006 г. компания вошла в состав ЗАО " ЭР-Телеком Холдинг" и стала одним из 15 городов проекта. Стратегическим инвестором и основным акционером "ЭР-Телеком" становится ПФПГ Холдинг, инвестировавший в проект 1,9 млрд. руб. На сегодняшний день ОАО "ЭР-Телеком" - ведущий альтернативный оператор телекоммуникационных услуг в регионе, активно внедряющий новые услуги и технологии: Цифровое кабельное телевидение "Диван-ТВ +", телефония "Горсвязь", видеонаблюдение и др. С 2004 года "ЭР-Телеком" успешно предоставляет услуги кабельного телевидения "Диван-ТВ", постоянного доступа в Интернет "ДОМ.ru", реализует общественно-значимые проекты обеспечения общественной безопасности "Безопасный город", информатизации систем образования "Интернет в школах". Для юридических лиц предоставляет услуги доступа в Интернет, услугу связи "Телефония от "ЭР-Телеком", кабельное телевидение "Диван-ТВ".
ОАО "Компания "ЭР-Телеком" - современная компания, предоставляющая широкий спектр телекоммуникационных услуг как для корпоративных, так и для частных потребителей. Компании холдинга "ЭР-Телеком" успешно реализуют проекты строительства телекоммуникационных сетей по технологии "оптика до дома" в 22 городах России. Среднесписочная численность работников на 31.12.2010 г составила 398 человек. Основными видами деятельности согласно Уставу Общества являются: · Предоставление услуг телематических служб · Предоставление услуг по трансляции телевизионных и звуковых программ по сети кабельного телевидения · Разработка, адаптация и сопровождение систем информатики, обучение пользователей · Производство, поставка "под ключ" компьютерных узлов. Юридический адрес ОАО "ЭР-Телеком": 614000, Россия, Пермь, ул. Орджоникидзе, 15. Чтобы иметь представление о качестве работы данной организации, проанализируем экономические показатели. Для этого рассмотрим несколько таблиц, составленных на основании бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (прил.1 - 6).
Таблица 2.1 Горизонтальный анализ агрегированного бухгалтерского баланса ОАО "ЭР-Телеком" за 2010г.
Данная таблица показывает, что общий оборот хозяйственных средств, т.е. активов, против начала года увеличился на 185 806 тыс. руб. (внеоборотные активы увеличились на 17 838 тыс. руб., а оборотные - на 167 968 тыс. руб.), что относится к положительным факторам. Кроме того, за этот же период уменьшились обязательства предприятия на 112 499 тыс. руб., что свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия.
Сравнение оборотных активов и внешней задолженности организации также свидетельствует о высокой платежеспособности организации, поскольку на начало и на конец года оборотные активы значительно превышают обязательства. Ликвидность предприятия показывает реальную платежеспособность организации, то есть общую обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации. Ликвидность ОАО "ЭР-Телеком составила: на начало года - 1,01; на конец года - 2,90, т.е. на конец года это значение превысило минимальную норму (2). Такое значение показателей свидетельствует о достаточно эффективной структуре баланса предприятия. Кроме того, на основании таблицы 2.1, можно сделать вывод, что предприятие осуществляет свою деятельность в большей степени за счет собственных средств. На начало 2010 года собственные средства ОАО "ЭР-Телеком" составляли 249 064 тыс. руб. На конец года оно имело собственный капитал в размере 547 368 тыс. руб. за счет нераспределенной прибыли и резервного капитала. Таким образом, можно проанализировать обеспеченность оборотных активов собственными средствами на конец 2010г.: коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами - составляет 0,62 (очень высокий показатель, т.к. установленное нормативное значение данного показателя 0,1). Чистый оборотный капитал составил: на начало года 3 963 тыс. руб., на конец года 282 794 тыс. руб. Сравнение показывает рост чистого оборотного капитала на 278 825 тыс. руб. Фирма за 2010г. получила чистую прибыль в сумме 298 304 тыс. руб. Прибыль от продаж составила 389 050 тыс. руб. (при себестоимости проданных работ и услуг 385 419 тыс. руб.). Соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, заемного и т.д.) показывают показатели рентабельности. Экономический смысл значений этих показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие. В таблице 2.2 представлены основные показатели рентабельности ОАО "ЭР-Телеком".
Таблица 2.2 Показатели эффективности производства в ОАО "ЭР-Телеком"
Проанализировав таблицу 2.2 можно сделать вывод, что предприятие работает весьма успешно и его доходность очень высока. В то же время, в 2009 и 2010 г. по сравнению с 2008 годом снизилась общая рентабельность, рентабельность активов и рентабельность оборотных активов, причем последняя снизилась больше, в 2 раза. Таким образом, можно сделать вывод о некотором снижении эффективности использования активов в целом и оборотных активов в частности. 2.2 Комплексный анализ дебиторской задолженности ОАО "ЭР-Телеком"
ОАО "ЭР-Телеком", занимающееся предоставлением телекоммуникационных услуг, имеет только краткосрочную дебиторскую задолженность, причем задолженность покупателей и заказчиков. Поэтому проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности нельзя, так как нет разновидности по этим параметрам. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности представлен в таблице 2.3. В ней рассчитаны как абсолютные, так и относительные показатели, необходимые для более четкого представления данных показателей.
Таблица 2.3 Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности ОАО "ЭР-Телеком" за 2008 - 2010 гг.
Их таблицы 2.3 видно, что средняя величина дебиторской задолженности с 2008 по 2009 гг. несколько увеличилась, однако в 2010 г. ее размер стал даже несколько меньшим, чем в 2008г. Наряду с этим, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности увеличивается год от года. Это связано с более высоким темпом прироста выручки от продажи и, вероятно, с улучшением платежной дисциплины покупателей. Так, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2008 году составлял 2,6, а уже в 2010 году 3,9. Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилась на 10,5 дней, а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - уменьшилась на 23,1 дня. Таким образом, оборачиваемость дебиторской задолженности в 2008 году составляла около 4,5 месяцев (133,6 дня), а уже в 2010 году она в среднем равнялась 3,3 месяца (100 дней), что является хорошей тенденцией. Доля дебиторской задолженности в обще объеме оборотных активов с в 2009 году выросла на 100% и составила 0,8, т.е.80%. В 2010 году она снизилась до 60%, что все же является очень высоким показателем. Для более эффективного управления дебиторской задолженностью следует определить долю сомнительной задолженности в составе дебиторской. Однако в ОАО "ЭР-Телеком" учет сомнительной задолженности не ведется. Проанализируем дебиторскую задолженность по срокам образования.
Таблица 2.4 Дебиторская задолженность по срокам её возникновения (тыс. руб.)
Анализируя данные таблицы 2.4 можно придти к выводу, что наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности занимает задолженность до 1 месяца - 49,2% (18 543 тыс. руб.) в расчетах с покупателями и заказчиками и 73,9% (138 963 тыс. руб.) - в сумме выданных авансов. Дебиторская задолженность от 3 до 6 месяцев составила 7,9% (3 008 тыс. руб.) в расчетах с покупателями и заказчиками и 5,8% (11 000 тыс. руб.) - в сумме выданных авансов. Дебиторская задолженность от 6 месяцев до 1 года составляет 3,7 % (1 400 тыс. руб.) и 0% соответственно. Оценка соотношения темпов роста дебиторской задолженности с темпами роста выручки от продаж (табл.2.5) также важна при анализе дебиторской задолженности.
Таблица 2.5 Соотношение темпов роста дебиторской задолженности с темпами роста выручки от продаж (тыс. руб.)
Увеличение данного показателя в динамике свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью и "замораживании" части выручки организации, необходимой для финансирования текущей деятельности. Проанализировав таблицу 2.5, можно сделать вывод, в данном случае, наоборот, имеет место уменьшение данного показателя как следствие повышения эффективности управления дебиторской задолженностью с 2008 по 2010 год. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей влияет на финансовую устойчивость организации. Так, чтобы предприятие было финансово устойчиво, соотношение этих двух задолженностей должно быть равновеликим. В таблице 2.6 представлено данное соотношение в ОАО "ЭР-Телеком".
Таблица 2.6 Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей в ОАО "ЭР-Телеком" (тыс. руб.)
На основании таблицы 2.6 видно, что соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей не является оптимальным. В 2008 оно составляло 1,89. В 2009 году в связи с ростом кредиторской задолженности этот показатель составил 1,40, а в 2010 году вырос на 0,13. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской означает отвлечение средств из хозяйственного оборота и в дальнейшем может привести к необходимости привлечения дорогостоящих кредитов банка и займов для обеспечения текущей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Значительное превышение кредиторской задолженности над дебиторской создает угрозу финансовой устойчивости предприятия. Особое внимание следует обратить на и списанную в убыток дебиторскую задолженность покупателей и заказчиков (Таблица 2.7).
Таблица 2.7. Расчёт доли списанной в убыток дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ОАО "ЭР-Телеком" в общей доле дебиторской задолженности (тыс. руб.)
Показатель доли списанной в убыток дебиторской задолженности характеризует “качество" дебиторской задолженности. По данным таблицы 2.7 можно сказать, что доля списанной в убыток дебиторской задолженности снизилась по сравнению с 2008 годом, однако в 2010 году она увеличилась по сравнению с 2009 годом на 0,08%. Рост данного показателя оказывает отрицательное влияние на ликвидность задолженности, то есть на возвратность долгов предприятию 3. Мероприятия, направленные на совершенствование управления дебиторской задолженностью ОАО "ЭР-Телеком"
ОАО "ЭР-Телеком" на конец 2010 года имела 60% дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств. Практически вся являлась нормальной задолженностью, то есть ее погашение ожидалось в рамках установленных сроков. Тем не менее, вследствие выявленных негативных фактов и тенденций, необходимо проведение мероприятий по оздоровлению дебиторской задолженности. В ОАО "ЭР-Телеком" за состоянием дебиторской задолженности следит бухгалтерия. Задача бухгалтера состоит в том, чтобы определять сроки погашения данной задолженности, выявлять непогашенную в срок дебиторскую задолженность, своевременно предупреждать руководство об истечении срока исковой давности по дебиторской задолженности. Все это выявляется в результате инвентаризации задолженностей. Поэтому предприятие должно обозначить в своей учетной политике дату проведения инвентаризации дебиторской задолженности (не реже 1 раза в год). Для проведения инвентаризации должна создаваться специальная комиссия, назначенная руководителем. Проверка состояния дебиторской задолженности должна проводиться по каждому покупателю и заказчику отдельно, чтобы знать, с кого именно впоследствии требовать уплату долга. После проведенной инвентаризации организация, на наш взгляд, должна изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия, а также производить оценку по срокам образования задолженностей и срокам их возможного погашения. Однако, на наш взгляд, выявление просроченной дебиторской задолженности один раз в год недостаточно. Руководство должно регулярно информироваться о состоянии задолженности покупателей, чтобы иметь возможность не допустить невыполнения покупателями своих обязательств. Для этого бухгалтерия может еженедельно представлять руководству отчет о наличии и движении дебиторской задолженности. В таблице 3.1 представлена возможная форма данной отчетности.
Таблица 3.1 Отчет о дебиторской задолженности с "____" по "____"
В данной форме отчета отражена вся необходимая информация для контроля дебиторской задолженности. После того, как в ОАО "ЭР-Телеком" провели инвентаризацию дебиторской задолженности и выявили дебиторскую задолженность, срок погашения которой истекает, необходимо разработать план мероприятий по работе с конкретными покупателями и заказчиками. Такие мероприятия могут включать: · телефонные переговоры; · письменное напоминание на официальном уровне. В письме целесообразно указать необходимость согласования графика погашения задолженности к фиксированному сроку; · выезды к контрагентам; · анализ финансового состояния дебитора. Здесь оценивается возможность дебитора погасить задолженность на основе анализа баланса и отчета о финансовых результатах. Данные мероприятия по работе с покупателями помогут избежать просрочки платежей, а также заранее установить, в состоянии ли покупатель выполнить свои обязательства. Кроме того, существует ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате. · Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженностей (просроченные (неоправданные) задолженности). · Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям. · По возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями. · Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования. Использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате. · Избегать дебиторов с высоким риском неоплаты, например покупателей, представляющих организации, испытывающие серьезные финансовые трудности; · Периодически пересматривать предельную сумму отпуска товаров (услуг) в долг исходя из финансового положения покупателей и своего собственного; · При продаже большого количества товаров немедленно выставлять счета покупателям, с тем чтобы они получили их не позднее чем за день до наступления срока платежа; · Определять срок просроченных платежей на счетах дебиторов, сравнивая этот срок со средним по отрасли, сданными у конкурентов и с показателями прошлых лет; · При предоставлении займа или кредита требовать залог на сумму не ниже величины дебиторской задолженности по предстоящему платежу, пользоваться услугами учреждений и организаций, взыскивающих долги при наличии поручительства; · Обменивать дебиторскую задолженность на акции или доли участия в уставном капитале предприятия-должника в целях усиления своего влияния в его бизнесе. · Для дебиторов с наибольшей степенью риска следует применять предоплату отпущенной продукции (товаров, услуг). · Стимулирование покупателей к досрочной оплате счетов - способ управления дебиторской задолженностью. Обычно это делают путем предоставления скидок с цены продажи или стоимости поставки, если платеж осуществлен ранее договорного срока. Преимущество поставщика состоит в том, что, получив выручку раньше обусловленного срока и используя ее в денежном обороте, он возмещает предоставленную скидку. Расчеты с покупателями и заказчиками ОАО "ЭР-Телеком" ведет в основном при помощи платежных поручений. Но такая форма расчета не дает организации никакой гарантии, что клиент оплатит выполненные работы. На наш взгляд, более выгодно производить расчеты в аккредитивной форме. Суть аккредитива состоит в том, что банк покупателя дает поручение банку поставщика оплатить выполненные поставщиком, в данном случае ОАО "ЭР-Телеком", работы на условиях предусмотренными в аккредитивном заявлении получателя. Сумму аккредитива банк покупателя депонирует на отдельном счете для последующего покрытия выплат поставщику по извещениям обслуживающего его банка. Если у покупателя недостаточно средств на расчетном счете, то аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка. Таким образом, ОАО "ЭР-Телеком" всегда будет иметь гарантию, что оплата оказанных услуг будет выполнена. Организация должна будет осуществлять работы только после получения уведомления об открытии аккредитива. Затем, после выполнения соответствующих работ, ОАО "ЭР-Телеком" должно предоставить в свой банк комплект документов, свидетельствующих о выполнении условий аккредитива (счета-фактуры, накладные, акт приемки-передачи работ). Банк поставщика должен проверить документы на соответствие инструкции покупателя, и, если недостатки не обнаружены, зачислит денежные средства на счет ОАО "ЭР-Телеком". Таким образом, заключая договор с заказчиком об оказании телекоммуникационных услуг и указывая способ расчетов с помощью аккредитива, дебиторская задолженность вообще не возникает, то есть денежные средства заранее перечислены на специальный счет и риск неоплаты отпадает сам собой. Регулирование дебиторской задолженности может также осуществляться посредством товарообменных операций и зачета взаимных требований. Одним из способов возврата дебиторской задолженности является ее продажа банку или другому кредитному учреждению - договор факторинга. Обычно такую задолженность продают при острой потребности в денежных средствах, а покупают предприятия, которые являются должниками дебитора. Приобретая дебиторскую задолженность с дисконтной скидкой, они предъявляют ее к погашению должником по полной стоимости. Конечно, в первую очередь необходимо не допускать необоснованной задолженности, роста не оплаченных в срок и безнадежных к возврату долгов. Важную роль здесь играет избранная форма расчетов между поставщиками и покупателями. Исходя из выше сказанного, ОАО "ЭР-Телеком" должно непрерывно контролировать дебиторскую задолженность и стремиться к ее минимизации, несмотря на то, что данный актив находится в хорошем состоянии. Это позволит организации не только сохранить текущее финансовое положение, но и постоянно его улучшать. Заключение
Под дебиторской задолженностью понимаются входящие в состав организации ее имущественные требования к другим юридическим и физическим лицам, а также к ее работникам, которые по отношению к данной организации являются должниками. Дебиторская задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет. Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Она является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение. Проанализировав дебиторскую задолженность ОАО "ЭР-Телеком" можно сказать о том, что в целом ее состояние находится на довольно хорошем уровне. Данный актив увеличился значительно в 2009 году, однако уже в 2010 году он уменьшился до значения меньшего, чем в 2008 году. К тревожным фактам можно отнести увеличение доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств - 80% в 2009 году и 60% - в 2010. В то же время, неуклонно увеличивается коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (с 2,6 в 2008 г. до 3,9 в 2010) и уменьшается период оборачиваемости дебиторской задолженности. Так в 2010 году он составил 100 дней. Наибольший вес в структуре дебиторской задолженности по срокам ее возникновения имеет задолженность сроком до 1 месяца. Соотношение темпов роста дебиторской задолженности и темпов роста выручки от продаж уменьшается, что является положительной тенденцией. В то же время, соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей на предприятии достаточно высоко, что ставит под угрозу финансовую устойчивость предприятия. Наконец, доля списанной в убыток дебиторской задолженности снизилась с 0,30% в 2008 году до 0, 19% в 2010 году, однако в последний год эта доля выросла по сравнению с 2009 годом на 0,08%, что является негативной тенденцией. Исходя из выше сказанного, ОАО "ЭР-Телеком" должно непрерывно контролировать дебиторскую задолженность и стремиться к ее минимизации, несмотря на то, что данный актив находится в хорошем состоянии. Это позволит организации не только сохранить текущее финансовое положение, но и постоянно его улучшать. Нами были предложены мероприятия по совершенствования управления дебиторской задолженностью в ОАО "ЭР-Телеком", в частности, форма отчета о наличии и движении дебиторской задолженности, план мероприятий по работе с конкретными покупателями и заказчиками, а также ряд приемов и способов предотвращения неоправданного роста дебиторской задолженности, обеспечения возврата долгов и снижения потерь при их невозврате. Список использованной литературы
1. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / В.С. Анфилатов и др. Под ред.А. А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 368 с. 2. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник.4-е изд. / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 218 с. . Барнгольц С.Б. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие. / С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с. . Басовский Л. Е.,. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский, Е. Н Басовская. - М.: Инфра-М, 2004. - 366 с. . Большая Российская энциклопедия (издание 2001 года). Книга 3. - М.: Информцентр XXI века, 2001. - 480 с. . Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. / С.А. Бороненкова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224 с. . Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет: учеб. / И.И. Бочкарева, Г. Г Левина. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 368 с. . Бухгалтерская отчетность: составление и анализ / Под ред.В.Д. Новодворского - В 3-х частях. - М.: Бухгалтерский учет. 1994. /2/ - 306 c. . Войко А.В. (к. э. н.). Проблемы использования аккредитива как безналичной формы расчетов предприятий /А.В. Войко // Финансы и кредит. - 2004. - №26. - с.20 - 22. . Гинзбург А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|