Развитие психических процессов.
Интеллектуальное развитие. Развитие познавательной сферы. Ананьев. 1. В возрасте от 18 до 25 лет связи между психическими процессами (память, внимание, мышление и т.д.) немногочисленны, а после 25 лет появляются тесные связи.
2. Уровень развития всех психических процессов будет зависеть от участия человека в образовательной деятельности. Чем больше человек участвует в познавательной деятельности, тем выше уровень всех его (психических) познавательных процессов.
3. Несмотря на то, что в развитии отдельных психических процессов существуют периоды спадов, подъемов, стабильные…, интеллект находится на достаточном уровне во все возраста. Уровень интеллекта зависит от самообразования человека. Наш интеллект в разном возрасте опирается на разные процессы, т.е. с возрастом – структура интеллекта будет разная.
Интеллект (интеллектуальное долголетие), его уровень зависит от: 1) Генетической программы – чем более одарен человек, тем больше сохранность интеллекта. 2) Активность – чем дольше используются интеллектуальные способности, тем дольше сохраняется интеллект.
Развитие психических процессов. ВНИМАНИЕ. 3 этапа: 18–26 лет – период сравнительно невысокого уровня развития внимания (пики 22 и 24 года). 27–33 года – наиболее высокий уровень развития внимания. 34–40 лет – нет единой картины, очень резкие скачки в развитии внимания, уменьшается объем и устойчивость внимания.
В развитии внимания, как и любого другого психического процесса, нет какой-то одной линии развития, есть пики, спады и т.п.
ПАМЯТЬ. Нет сплошного улучшения или ухудшения. Разнородная динамика. Развитие памяти продолжается и после созревания мозговых структур (биол. созр.)
18–19 лет – наиболее высокое развитие памяти. 21–22 года – небольшой спад. 23–24 – новый подъем, после него понижение уровня памяти. 29–30 – новый пик. 32–36 – снижение уровня памяти. 37–38 – небольшой подъем. К 40 годам – спад.
Подъемы и спады чередуются. Разные стороны памяти развиваются гетерохронно, т.е. нет совпадений в динамике развития вербального и образного вида, кратковременной и долговременной памяти, и т.д.
* Интеллектуальная деятельность способствует развитию памяти. **Отсутствие активной интеллектуальной деятельности приводит к понижению: –вербальной долговременной (в большей степени); –вербальной кратковременной и образной памяти (в меньшей степени).
| Противоречия между вербальным сохранением и запечатлением. Сохранение начинается ухудшаться с 27 лет, а запечатление – с 35 лет. Т.е. 27–35 лет – хорошо быстро запоминаю, но не храню. Поскольку непроизвольное запоминание начинает снижаться уже с 20 лет, а произвольное после 25–27 лет, то необходима интеллектуализация процесса памяти. МЫШЛЕНИЕ. Пики и общая логика развития практического, образного и логического мышления не совпадают друг с другом. 25, 33, 37 лет – уровень совпадает. Во все остальные возраста – не совпадет. 18–21 – отставание практического от образного и логического. 22–25 – подъем практического мышления, которое оказывается по уровню развития выше всех других видов мышления. 26–29 – стабилизация всех видов мышления с наибольшим преобладанием практического. 30–40 – ритмическое изменение всех видов. От 18 до 25 – подъемы и спады мышления сменяются через 1–2 года. После 25 – через 3-4 года. На уровень развития мышления влияет интеллектуальная деятельность и умственное напряжение; самообразование, самообучение. Динамика развития разных психических процессов: 18-25 лет – связи между отдельными видами психических процессов не многочисленны; после 25 лет – количество связей увеличивается à интеллект становится целостной системой. ––– 18–19 лет – пик развития интеллекта; 20–24 лет – очень плавное снижение; после 25 лет – плавное увеличение уровня интеллекта. 29–30 лет – пик интеллекта (очень плавный, невысокий). Кризисы. Выделяют несколько типов кризисов: 1. Нормативные/возрастные кризисы – связаны с логикой онтогенетического развития. Это явление абсолютно нормальное, необходимое и закономерное. Кризисы взрослого человека смещены во времени, границы во времени очень плавные. Существуют самые разные кризисы. Всеми авторами выделяются… …виды нормативных кризисов: 1) Кризис перехода к взрослой жизни (21–22 года) – меняется деятельность: от учебно-профессиональной к трудовой деятельности => очень резкая смена системы ценностей: целей жизни и приоритетов. + изменение режима жизни. 2) Кризис середины жизни (30 – 35-37 лет) – его сущность в переосмыслении (др. назв. = страх смерти – «пол жизни прожито и что?»). Аналогичен подростковому кризису. 3) Кризис 45 лет – переосмысление системы социальных отношений и внутренних связей, жизненных ситуаций. 4) Кризис подготовки к пенсионному возрасту – осмысление себя в непрофессиональной роли. 2. Кризисы, которые связаны с развитием тех социальных систем, в которые входит человек. 1) Кризисы семейной системы – в зависимости от самой семейной структуры, время этих кризисов бывает разное. Выделяют: –первые 3 года – адаптационный период. У людей с более подвижной НС сроки меньше; если более благоприятные внешние условия, совместимость внешних и внутренних – также длиться меньше; –кризис 5–7 лет – связан с тем, что женщина частично начинает освобождаться от рождения и выкармливания ребенка => возрастают личностные потребности, а для мужчины – женщина все еще выполняет семейные функции. –кризис 10–15 лет – связан с кризисом середины жизни. –кризис 20–25 лет. 3 основные ценности семейной жизни: –сексуальная; –психологическая; –образовательная (àинтерес общения). в зависимости от возраста и срока отношений – ценности меняются местами. 2) Профессиональные кризисы – (Зейер «Психология труда»). 3. Биографические кризисы – связаны с логикой индивидуальной жизнедеятельности человека. Не привязаны к возрастам и частота их проявления будет зависеть от того, как человек сам строит свою жизнь. Ахмеров: 3 типа кризисов: 1) Кризис нереализованности: 1 причина: возникает тогда, когда социальное окружение не признает достижения данного человека, несмотря на то, что он достигает каких-то достаточно высоких вершин (пр: когда ценности окружающего общества несколько не сходятся с собственными ценностями). 2 причина: когда поставленные ранее цели обесцениваются, или человек понимает, что он их не достиг; человек оценивает свои достижения на минимальном уровне. Проявление/выражение кризиса: «Жизнь не удалась, потому что я не достиг цели». 2) Кризис опустошенности – возникает в ситуации, когда человек понимает, что он чего-то уже достиг и эти достижения вызывали сильную мобилизацию à после – возникает ощущение того, что полностью исчерпал себя + душевная усталость. !! Возникает после любых достижений, но может быть выражен в большей или меньшей степени. 3) Кризис бесперспективности – когда у человека настоящее, прошлое и будущее не связаны друг с другом. Когда человек не видит перспектив своего развития. «Безнадежный застой, гарантированная скука будет продолжаться». Замкнутый круг. * Ахмеров: сложность этих кризисов состоит в том, что они могут проявляться независимо друг от друга, могут накладываться друг на друга, и т.д. Любой кризис необходимо использовать для позитивного развития себя. |
|
|
|
|
Билет 47. Особенности личности людей пожилого и старческого возраста. Компенсаторные механизмы и активное долголетие. Построение нового образа жизни требует от личности значительного напряжения ее адаптивных возможностей, интеллектуальных усилий, мотивации достижения, поиска новых смысловых опор в своем жизненном мире. Позитивная, хорошо организованная, устойчивая идентичность помогает старым людям сохранять самоуважение, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. Э.Эриксон: личностное новообразование последней стадии жизни – мудрость => 2 образующие мудрости: –интегративность – целостность личности; –отчаяние – оттого, что жизнь личности кончена, но прожита она не ток, как хотелось и планировалось. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся: –телесные потребности (физиологические); –потребность в безопасности и надежности. Происходит общее изменение временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение имеет жизнь в настоящем и воспоминание о прошлом, чем будущее. «Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство реализованности возраста. Особое значение имеет осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана). Старик сохраняет способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые нужно реагировать. Очень многие люди с интересом относятся к вопросам продолжительности жизни и особенно – активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Факторы, способствующие активному долголетию: 1. природно-экологические, климатические; 2. физиометрические особенности – долгожители: худые, активные люди, любители свежего воздуха, у них нет старческих недугов. 3. особое значение имеет творческая деятельность (как фактор психологического, социального и биологического долголетия). Ю.П.Гущо: показатели, которые влияют на процессы старения и антибиостарения: 1. наследственность; 2. время и место рождения; 3. условия и культура дыхания; 4.??? 5. физическая культура; 6. питание; 7. нравственное и психическое состояние; 8. сон; 9. социальное положение; 10.условия труда; 11.медицинское и лекарственное обслуживание; 12.вредные привычки. Компенсации. В период старения наблюдается также эффект компенсации, когда существующие системы берут на себя не свойственные им ранее функции, возмещая т.о. работу ослабленных или разрушенных систем. Все это приводит к возникновению новых механизмов ж\д стареющего организма, способствующих его сохранению и выживанию. | Болтес: механизмы, с помощью которых пожилые люди координируют приобретения и потери стареющего ума => по мере того, как люди преклонного возраста осознают объективные и субъективные потери познавательной способности, а также изменение баланса между приобретениями и потерями, у них происходит соответствующая реорганизация Я (селекция). ––––––– НС и ВНД является базой для психического развития. Изменения: 1. Уменьшается масса мозга на 20–30%. 2. Нарастает диспропорция между весом мозга и объемом черепа => утолщаются кости черепа. 3. уменьшение извилин, расширение борозд, особенно интенсивно изменения в лобных долях. 4. нарастает плотность мозга. 5. уменьшается скорость проведения нервных импульсов. 6. повышаются пороги всех анализаторов (не касается болевых ощущений). 7. изменения в типе ВНД, появляется большая неуравновешенность. 8. нервные процессы ослабляются => снижение чуствительности. Ослаблению НС способствуют недонагрузки и перенагрузки. В процессах старения организма ведущую роль играет ЦНС и кора ГМ. Хорошо сохраненная кора – сдерживает старение, и наоборот. Из всех систем организма самой долго работоспособной является НС и кора ГМ. В норме для глубокой старости характерно: –атрофия мышц; –истощение костей; –перерождение кожи; –изменение сердечно-сосудистой системы… …при сохранности ЦНС (ВНД). 2 сигнальная система сохраняется наиболее долго. Сохраняется умственная работоспособность, но она изменяется: –уменьшается количество информации, которая перерабатывается за один и тот же отрезок времени, –снижается уровень активности психической деятельности, –уменьшается умственная работоспособность (утомляемость), –ослабление механической памяти. НО: à компенсаторные механизмы: –качество переработки информации увеличивается – глубина переработки информации. –увеличивается доля логического и систематического усвоения, идет лучшая группировка материала, улучшается операция сравнения. –память становится избирательной. С возрастом диапазон индивидуальных различий увеличивается. Нормальная картина старости: –сохранность интеллекта; –сохранность интересов к внешним событиям; –поздний уход на пенсию; –социальная активность; –компенсаторные механизмы. Отклонения: Функциональные старческие психозы – изменения личности при сохранном интеллекте. Старческие деменции – нарушение и личности, и интеллекта. |
1.Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии. 2.Структура возрастной психологии и психологии развития, их место в системе психологических наук и наук о человеке. Теоретические и прикладные задачи возрастной психологии и психологии развития. 3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву. 4.Методы возрастной психологии и психологии развития. 5.Теории развития человека: теория рекапитуляции (С.Холл), теория трех ступеней (К.Бюлер), нормативный подход к исследованию развития (А.Гезелл, Л.Термен), теория конвергенции двух факторов (В.Штерн). 6.Теории развития человека: теории научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер), теории социального научения (Н.Миллер, Дж.Доллард, А.Бандура), когнитивная теория (Ж.Пиаже), когнитивное развитие в социальном контексте (Л.С.Выготский). 7.Теории развития человека: психоаналитическая теория (З.Фрейд), эпигенетическая теория (Э.Эриксон), теории «я» и гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс). 8.Движущие силы и условия психического развития. 9.Роль врожденных, наследственных факторов и процесса созревания в психическом развитии человека. 10.Социальная среда как источник психического развития. Соотношение биологического и социального в развитии психики. 11.Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития. 12.Закономерности психического развития. 13.Понятие возраста в психологии. Возрастная норма психического развития. Инфантилизм, акселерация, ретардация. Индивидуальные различия в психическом развитии. 14.Проблема кризиса психического развития. Основные характеристики и структура кризиса. Возрастные кризисы. 15.Возрастные периодизации психического развития (обзор зарубежных подходов (З.Фрейд, А.Валлон, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Ш.Бюллер, Л.Колберг). 16.Основные подходы к построению возрастной периодизации в трудах отечественных психологов. 17, 18.Основные теоретические подходы и периодизация возрастного развития по: Д.Б. Эльконину, Л.С. Выготскому, Д.И. Фельдштейну, А.В. Петровскому, В.И. Слободчикову. 19.Пренатальное развитие, новорожденность. 20.Характеристика периода младенчества. 21.Ранний возраст: социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности и деятельность ребенка. 22.Ранний возраст: развитие речи, ориентировки в окружающем, предпосылки формирования личности. Кризис 3 лет. | 23.Дошкольный возраст: анатомо-физиологические возможности и социальная ситуация развития, задачи возраста и основные достижения. 24.Характеристика психических процессов и интеллектуального развития дошкольника. Развитие речи. 25.Психологическая характеристика личности и эмоционально волевой сферы дошкольника. Кризис 7 лет. 26.Основные виды деятельности дошкольника (игра, общение, труд, учеба). 27.Готовность ребенка к школе. 28. Проблема школьной адаптации. 29.Социальная ситуация развития, анатомо-физиологические возможности младшего школьника, задачи возраста и основные новообразования. 30.Характеристика учебной деятельности младшего школьника. 31.Развитие познавательных процессов младших школьников. 32.Психологическая характеристика личности младшего школьника. 33.Социальная ситуация развития подростка, место и значение подросткового возраста в системе возрастов. Проблема кризиса подросткового возраста. 34.Анатомо-физиологические возможности подростка, основные новообразования и задачи возраста. 35.Чувство взрослости как центральное новообразование личности подростка. 36.Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками. 37.Учебная деятельность, психические процессы и умственное развитие подростка. 38.Личность и самосознание подростка. 39.Социальная ситуация развития и анатомо-физиологические возможности раннего юношеского возраста, задачи возраста и основные новообразования. 40.Общение со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте. 41.Личность и развитие самосознания в юношеском возрасте. Выбор профессии. 42.Учебная деятельность и развитие познавательных процессов в раннем юношеском возрасте. 43.Предмет, основные проблемы акмеологии; периодизации взрослости. 44.Характеристика личностного и интеллектуального развития взрослых людей. Нормативные, профессиональные и биографические кризисы. 45.Историческая изменчивость социальной оценки старости и старения. Геронтопсихология. Периодизации и типы старения. 46.Особенности интеллектуальной сферы людей пожилого и старческого возраста. Основные пути поддержания интеллектуального долголетия. 47.Особенности личности людей пожилого и старческого возраста. Компенсаторные механизмы и активное долголетие. |
|
|
|
|
|
|