Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Консонирующие и диссонирующие интервалы




Интервалы также подразделяются на два вида: консонирующие и диссонирующие.

Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание). Рекомендую прочесть и послушать две лекции, подготовленные Д.Низяевым о понятии консонанс.

Слово диссонанс означает разнозвучание, резкое, не сливающееся. Это слово можно буквально перевести: "не звучит", или "неприятно звучит".

К консонирующим интервалам относятся:

а) чистая прима чистая октава весьма совершенный консонанс;
б) чистая кварта чистая квинта совершенный консонанс;
в) малая терция большая терция малая секста большая секста несовершенный консонанс.

К диссонирующим интервалам относятся:
малая секунда, большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая септима, большая септима.

Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие интервалы обращаются в диссонирующие.

Нотные примеры разбирать не будем, попробуйте сами сыграть (или набрать на компьютере), а я вот что хочу сказать. Диссонирующие интервалы весьма помогают в обогащении гармонического спектра аккорда.

Вот, послушайте трезвучие "ми-мажор" (пример). Выделите вниманием в этом трезвучии звук "соль-диез" (пример). Теперь построим к этому звуку какой-нибудь резкий диссонанс. Например, интервал уменьшенной октавы (это получится звук " соль " сверху (пример). Послушайте, насколько "сочнее" звучит наше ми-мажорное трезвучие, когда к нему добавлен такой диссонанс (пример). А чтобы получше представить себе, как этот эффект проявится в реальной музыке, сравните сочетание двух трезвучий (ми-мажор с ля-мажором) (пример) и сочетание этих же трезвучий, уснащенных диссонансами (пример). Вы можете услышать, что если первый пример просто приятен, то второй по вкусовому "букету" напоминает чахохбили - густая смесь разнообразных оттенков. Если последний пример Вы откроете в MIDI-редакторе, то можете понаблюдать, где и какие диссонансы здесь имеются - ведь здесь участвует не только та нота "соль", что мы добавили, но и немало других диссонансов - специально, чтобы Вы поанализировали сами. Вывод сделаем такой: не стоит понимать слово "диссонанс" слишком буквально. Может быть, сам по себе диссонанс и неблагозвучен (как нельзя назвать вкусной поваренную соль), но, как и пища без соли, музыка без диссонансов была бы слишком пресна и скучна...

Упражнения для повторения.


Лад и тональность

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

УСТОЙЧИВЫЕ ЗВУКИ.

Слушая или исполняя музыкальное произведение, Вы наверняка отметили где-то в подсознании, что звуки мелодии находятся между собой в определенном соотношении. Если бы не было этого соотношения, то можно было просто поколотить по клавишам (струнам и т.д.) нечто непотребное, и получилась бы мелодия, от которой млели бы (от слова сомлеть) окружающие. Это отношение выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки (мелодии), некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. Вот послушайте первый пример (я намеренно пропустил тонику). Вам сразу же захочется докончить мелодию, и, уверен, даже если бы не знали мелодии, Вы сумели бы правильно поставить ноту. Забегая вперед, скажу, что это ощущение называется тяготением звуков. Проверьте себя, прослушав второй пример.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения (о чем я только что говорил выше), как бы притяжения, к ближайшим устойчивым, они как бы стремятся соединиться с этими опорами. Приведу нотный пример этой же самой песенки "Во поле береза стояла". Устойчивые звуки отмечены знаком ">".

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного можно сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной закономерности или системе. Эта система называется ЛАДОМ (лад). В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад, который является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке, придает совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Для практического применения (что за теория без практики, верно?) изложенного материала проиграйте любые упражнения, которые мы с Вами изучали на уроках гитары или фортепиано, и мысленно отметьте устойчивые и неустойчивые звуки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...