Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обозначьте недостатки бюрократических структур управления




 

Негативные коннотации, заложенные в слове «бюрократия», наводят на мысль о том, что у подобной формы организации есть и слабые стороны.

Очевидно прежде всего, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Ясно также: коль скоро вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне, а все остальные уровни заняты исключительно исполнением «спускаемых сверху» решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).

Следующий изъян структур бюрократического типа – невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется неравномерностью и различной скоростью. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.[2]

Бюрократические организации имеют тенденцию становиться громоздкими, приверженными букве инструкций, ко­стными, безучастными к нуждам своих клиентов. Во многих случа­ях чиновники практически лишены стимулов к тому, чтобы вводить инновации и эффективно, а то и просто усердно работать. Хотя предполагается, что бюрократия политически и идеологически ней­тральна, на практике она нередко испытывает влияние господ­ствующих идеологий своего времени, проявляет склонность к консерватизму и преследует собственные институциональные интере­сы. Проблема бюрократии приобретает особую остроту в периоды крупных социальных трансформаций. Когда в 1917г. большевики захватили власть в России, они оказались в зависимости от офице­ров и чиновников царского режима, и эта зависимость сохранялась до тех пор, пока им не удалось воспитать собственную бюрократию. В посткоммунистических обществах 1990-х годов сопротивление и инерция старой правительственной и экономической бюрократии затруднили проведение государственных реформ и переход к демо­кратии и экономической свободе.

Многих граждан раздражает бюрократия и ее предрасположен­ность к неэффективности и безразличию к их нуждам. Это находит отражение как в скептическом отношении к ней, так и в периоди­ческих попытках реформировать правительства. Политологи Марк Нейдел и Фрэнсис Рорк называют множество механизмов, посредст­вом которых правительственные и социетальные органы могли бы влиять на бюрократию и контролировать ее извне или изнутри.

(1) Важнейшим органом внешнего правительственного контроля над бюрократией выступает политическая исполнительная власть. Но хотя президенты, премьер-министры и министры формально руководит находящимися у них в подчинении чиновниками и имеют возможность уволить их за пренебрежение своими обя­занностями, на практике исполнительные органы и бюрократия зависят друг от друга. Высшие руководители исполнительной власти обычно пытаются убедить своих подчиненных и редко прибегают к крайним мерам в виде увольнения или понижения в должности.

 (2) Другой формой контроля исполнительной власти над бюрокра­тией является централизованная бюджетная политика и админи­стративная реорганизация. Угроза отобрать ресурсы или власть может заставить бюрократию в большей степени руководство­ваться в своей деятельности целями политической исполни­тельной власти.

(3) Осуществлению контроля над бюрократией способствуют также законодательные собрания и суды. Слушания парламентских ко­митетов и судебные расследования способны привести деятель­ность чиновников в соответствие с политическими замыслами. Для предотвращения незаконных и несправедливых действий бюрократии по отношению к простым гражданам используется институт омбудсменов, впервые введенный в Швеции, а затем скопированный рядом других стран. В Скандинавских странах, Великобритании, Германии и некоторых других государствах омбудсмены рассматривают заявления граждан по поводу нане­сения им ущерба вследствие правительственных акций и неза­конных действий чиновников. Омбудсмены, как правило, не наделены собственными полномочиями по решению подобных вопросов, но обращаются к законодательным органам с пред­ложениями о корректирующих мерах. Рассмотренные ими дела редко ведут к уголовному осуждению, однако вследствие широ­кой огласки правительственные чиновники часто меняют свою политику. Таким образом, институт омбудсменов представляет собой более удобную и дешевую процедуру, нежели судебное вмешательство. К числу неправительственных сил, ограничи­вающих бюрократию, относятся общественное мнение, средства массовой информации, а также всевозможные группы интересов.

Однако далеко не все формы контроля над бюрократией имеют внешний характер. Назначаются и внутренние контролирующие ор­ганы (вроде консультативных комитетов), призванные следить за беспристрастностью ее деятельности. Еще один способ контроля над бюрократией − децентрализация, приближающая различного рода учреждения к их клиентам. Наконец, на отзывчивость и ответст­венность чиновников влияют их собственные моральные установки. Нормы и ценности, привносимые чиновниками в государственную службу, стандарты и обязанности, которые они приучены уважать, имеют огромное значение для функционирования бюрократии.

Все описанные выше формы контроля над государственными служащими, как правило, утрачивают свою эффективность за преде­лами развитых демократий. В авторитарных системах отсутствуют многие механизмы контроля (особенно внешнего) над бюрократией (например, выборная исполнительная и законодательная власть, не­зависимые суды, средства массовой информации и группы интере­сов). Поэтому для них особенно характерны бюрократические не­эффективность и инертность. Во многих не доиндустриальных и частично индустриальных странах в политической жизни участвует лишь незначительное меньшинство граждан, массмедиа лишены как независимости, гак и влияния, а государственные служащие слабо подготовлены и получают нищенскую зарплату. Все это способствует взяточничеству, вымогательству и злоупотреблениям со стороны бю­рократии. Болезни бюрократии, в том числе неэффективность и кор­рупция, пандемичны. Это действительно ставит ученых в крайне затруднительное положение, ибо представляется маловероятным, что можно изобрести модель, которая позволяла бы решать крупномас­штабные социальные задачи без организации, разделения труда и профессионализма, обеспечиваемых бюрократией. Патологии бюрократии могут быть только смягчены. Искусство современного поли­тического руководства состоит не только в определении адекватных целей и политических курсов и информировании о них общества, но и в том, чтобы обеспечить их воплощение с помощью огромного и сложного бюрократического аппарата, в умении понять, где и как надавить на чиновничество и принудить его, где и как его реорганизовать, наградить или же поучиться у него.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...