Понятие, стадии, цели и задачи маркетингового контроля
Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля [32]. Контроль маркетинга - процесс измерения и оценки результатов реализации планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Контроль заключает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельностью. Это выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализ уровня выполнения планов маркетинга необходимы для правильного выбора целей и стратегий маркетинговой деятельности на следующий плановый период. Области маркетингового контроля представлены на рисунке 3[30].
Области (объекты) маркетингового контроля и его виды Структура контроля маркетинга
В зависимости от поставленных задач предприятие выделяет: 1. контроль реализации долгосрочной маркетинговой стратегии; 2. контроль тактических краткосрочных (годовых) планов маркетинга; 3. оперативный контроль выполнения планов маркетинга. Если контроль первого вида возможное для всего предприятия в целом, то контроль второго и третьего вида – для структурных единиц и подразделений. Процесс контроля обычно протекает в четыре стадии: 1. установление плановых величин и стандартов (цели и нормы); 2. выяснение реальных значений показателей; 3. сравнение; 4. анализ результатов сравнения.
Различают вербальные, количественные, качественные, универсальные и специфические показатели контроля. Вербальные (описательные) показатели используются, как правило, в описании долгосрочных целей предприятия или явлений, количественное выражение которых трудно осуществить (например, создание у потребителей положительного имиджа товара). Количественные показатели используются наиболее часто и делятся на абсолютные, относительные и индексные. Качественные показатели используются тогда, когда количественные характеристики вообще не применяются (например, при характеристике потребителей, их привычек, предпочтений). Универсальные показатели используются не только для контроля маркетинга, но и для общего анализа деятельности предприятия. К ним относятся показатели объема производства, продаж, прибыли, затрат, дохода, потерь, производительности и т.п. Специфические показатели используются для характеристики особой маркетинговой деятельности (например, показатель затрат на проведение маркетинговой кампании или стоимость одной анкеты при опроса потребителей). Основными задачами маркетингового контроля являются: 1. четкое определение количества и вида показателей в зависимости от уровня их использования; 2. количественное выражение показателей; 3. получение максимально простых вербальных и количественных показателей, создание методики, определение степени их выполнения; 4. использование единой методологической базы для расчета плановых и фактических показателей; 5. использования комплекса показателей для оценки выполнения плана маркетинга и его эффективности. При осуществлении функции контроля следует использовать некие нормативы, стандарты, в которых отражен ожидаемый уровень оцениваемых характеристик, - например, снижение числа жалоб потребителей за год на 20%, увеличение за тот же период числа новых клиентов на 10%, непревышение в затратах на маркетинг цифр бюджета маркетинга.
По результатам контроля вносятся коррективы в маркетинговую деятельность. Например, если объем продаж ниже ожидаемого, необходимо определить, чем это обусловлено и что следует сделать для исправления ситуации. Если объем продаж выше ожидаемого, то следует определить, чем это вызвано. Возможно, необходимо поднять цену на продукт. Это неизбежно приведет к некоторому снижению объема продаж, но, возможно, обеспечит более высокую прибыль. Контроль маркетинга означает сравнение норм и реального положения. Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|