Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков
Содержание
Введение 1. Основы обучения грамматическим навыкам 1.1 Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков 1.2 Отбор продуктивной и рецептивной грамматики 1.3 Этапы обучения грамматике 2. Упражнения для формирования грамматических навыков 2.1 Тренировочные упражнения 2.2 Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики Заключение Список использованной литературы Введение
Под грамматическим уровнем языка понимается синтаксические закономерности организации текстов из слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. История преподавания иностранных языков свидетельствует о том, что отношение к грамматике определяло специфику того или иного метода, принципы и приемы обучения. Роль грамматической теории при этом либо увеличивалась, либо недооценивалась или вовсе исключалась. В настоящее время в средней школе роль грамматики играет важную роль. При изучении какой-либо темы на китайском языке мы каждый раз сталкиваемся с тем или иным грамматическим материалом. При его изучении необходимо учитывать не только тематику, но и использовать различные приемы и методы обучения. Процесс обучения в наши дни требует более дифференцированного и творческого подхода к обучению грамматики. Поэтому мы посчитали важным разработать комплекс упражнений для формирования грамматических навыков, чтобы помочь преподавателю в предъявлении, закреплении и тренировке какого-либо грамматического материала.
Таким образом, мы можем определить цель исследования: разработка и классификация упражнений, направленных на формирование грамматических навыков. Цель определяет задачи работы: - изучить основные особенности обучения грамматическим навыкам; - определить особенности отбора продуктивных и рецептивных грамматических навыков; - рассмотреть этапы обучения грамматике; - классифицировать упражнения для формирования грамматических навыков; - разработать комплекс упражнений для формирования грамматических навыков. Предметом курсовой работы является методика преподавания грамматики китайского языка. Объект: упражнения для формирования грамматических навыков. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введение обосновываются основные цели и задачи исследования, определяется актуальность выбранной темы. В первой главе рассматриваются особенности обучения грамматическим навыкам на среднем этапе обучения китайскому языку. Во второй главе классифицируются упражнения для формирования грамматических навыков. В заключении подводится общий итог проделанной работы. В конце теоретической части приводится список использованной литературы. 1. Основы обучения грамматическим навыкам Лингвопсихологическая характеристика грамматических навыков
Основной целью обучения грамматическим навыкам китайского языка в средней школе является формирование у учащихся грамматических речевых навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма [3, c. 176]. Изучение грамматики состоит из морфологии и синтаксиса. Рассмотрим их характеристики более подробно. Морфология. Как известно, китайский язык относится к изолирующему типу. Тем самым обуславливаются основные грамматические характеристики языка. Остановимся на наиболее важных разделах морфологии, изучаемых в средней школе на среднем этапе.
Имя существительное. Известно, что в китайском языке отсутствуют понятия рода и падежа. На среднем этапе обучения важное место занимает образование множественного числа существительного, так как существуют определенные правила и исключения при их образовании. Наибольшую трудность на наш взгляд образует употребление глаголов в китайском языке. Данный факт обусловлен, прежде всего, образованием временных форм глагола. Кроме того, следует отметить наличие большого количества аффиксов при образовании результативных глаголов, чего нет в русском языке. Имя прилагательное. При работе над именем прилагательным наиболее трудным оказывается образование степеней сравнения в китайском языке, так как такие образования характеризуются наличием различных конструкций. 2. Синтаксис. В данном разделе возникает наибольшее количество трудностей, так как изолированность китайского языка определяет фиксированный порядок слов в предложении в сочетании с явлениями транспозиции в китайском языке, а также наличием в структуре предложений огромного количества рамочных конструкций. Грамматические навыки могут быть компонентами как экспрессивных коммуникативных умений говорения и письма, так и рецептивных умений аудирования и чтения. Экспрессивные (продуктивные) грамматические навыки при совершенном овладении языком обеспечивают автоматизированное формообразование и формоупотребление в речи. Для изучения китайского языка особое значение приобретают синтаксические навыки, то есть навыки правильного расположения слов в предложении. Ошибки в формообразовании и формоупотреблении, а также в словорасположении часто под влиянием русского языка свидетельствуют от недостаточной сформированности этих навыков [1, c.36]. Остановимся на взаимодействии грамматических навыков – на переносе и интерференции. Различают положительный перенос (трансференцию) и отрицательный перенос (интерференцию), которые существенно влияют на ход и результаты обучения. Особое значение при этом придается переносу навыков, поскольку без переноса нет и навыка, а есть лишь заученное выполнение операции только в заданных, жестко детерминированных пределах.
В равной степени это относится и к синтаксическому навыку, то етсь навыку владения схемой предложения: автоматизированное и безошибочное воспроизведение отдельных предложений не свидетельствует еще о сформированности навыка, если отсутствует перенос этой схемы на любое другое предложение одинаковой структуры, но с другим лексическим наполнением и с иной ситуативной обусловленностью [19, c.108].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|