Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наследники Кия — Аскольд и Дир




 

Выше было сказано, что существуют две версии времени княжения Кия: VI век и IX век.

Если придерживаться версии академика Б.А. Рыбакова, то мы не знаем, кто наследовал Кию, ибо до Рюрика еще три века. Мы даже точно не знаем, что происходило в эти века, только общие соображения.

Выше уже говорилось о трех племенных объединениях VTT-VTTT веков: Куйафа, Славия и Артания.

В «Повести временных лет» в сообщении за 852 год есть указание, что при царствовании в Византии императора Михаила уже была Русская земля. Значит, кто-то ей управлял.

Польский историк Ян Длогуш в XV веке написал: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Аскольду и Диру». Почему он так написал — неизвестно, других подтверждений этому нет.

У нас академик А.А. Шахматов считал, что Аскольд и Дир были потомками Кия, последними представителями киевской династии. Он связал князя Аскольда с Южным Приильменьем (центральное поселение — Старая Русса). Академик писал, что Русса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси… вскоре после» 839 года началось движение скандинавской руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства». То есть Аскольд и Дир, по его мнению, не были людьми Рюрика, но все-таки жили на севере, а потом пришли на юг, в Киев.

В «Повести временных лет» Аскольд и Дир упоминаются трижды:

 

«862. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Отправились Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в четырнадцатый год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Г реки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве».

 

Известно еще, что через два года после набега Аскольд заключил с греками мир и решил ввести христианство. Патриарх Константинопольский Фотий тогда написал: «Не только болгарский народ переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и тот народ, о котором многие рассказывают и который в жестокости и кровопролитии все народы превосходит, оный глаголемый Россь. Однако ныне переменил языческое и безбожное учение. на чистую и правую Христианскую Веру».

Однако это крещение было недолгим, поскольку князь Олег был язычником и когда захватил Киев, то вернул его к вере отцов. Вполне вероятно, что крестильным именем Аскольда было — Николай, так как на месте его могилы была построена церковь в честь этого святого.

Князя Дира описывает арабский историк X века Масуди в сочинении «Золотые луга»: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами». Однако тот ли это Дир — из «Повести временных лет» — неясно.

Этот царь Дира известен тем, что к нему обратилось кавказское племя санарийцев в 850х годах за помощью против арабского халифа. Автор IX века ал-Иа'куби ставил его на один уровень с правителями Византии и Хазарии.

Вообще говоря, в первоначальном предании говорится только о том, что Аскольд и Дир княжили в Киеве и были убиты Олегом. Слова о том, что они не княжеского рода, а дружинники Рюрика, были приписаны в Начальном своде, составленном в Печерском монастыре в 1095 году. Кроме того, греческие источники, повествуя о набеге русов на Константинополь в 860 (или 866 году — есть разночтения), не называют имя предводителя, оно тоже было вставлено в летописи. Есть также предположения, что Аскольд и Дир княжили не одновременно, и Дир умер еще до прихода Олега.

По Новгородской первой летописи варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и пришли в Киев до приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царь-град. В Киеве они назвались князьями и стали воевать с древлянами и уличами.

В Псковской 2-й летописи, относящейся к XV веку, сказано, что и Рюрик, и Аскольд, и Дир были варяжскими князьями, а всего тогда от варягов на Руси было пять князей.

В Никоновской и Иоакимовской летописях записаны факты, не повторяющиеся в других источниках: что в 870-е годы часть новгородской знати сбежала от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, что сын Аскольда погиб в борьбе с болгарами в 872 году, рассказано в том же году о походах Аскольда на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов в 875 году. Поход руси на Царьград, отнесённый «Повестью временных лет» к 866 году, датирован 874–875 годами.

Что касается имени Аскольда, то по одной (более популярной) гипотезе оно происходит от древнеисландского Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — имеет местные, славянские корни. Б.А. Рыбаков, например, считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты.

Что касается Дира, то кроме версии, что он и Аскольд правили в разное время, есть еще одна: что князя Дира не существовало вовсе. По ней Дир — это кличка князя Аскольда.

Б.А. Рыбаков писал, что «личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Если же рассматривать происхождение имени Дир, то самая распространенная версия выводит его из скандинавского «dyr» или «djur» — «зверь» (это если Дир был варягом). По другим версиям его относили к славянским или тюркским (хазарским или булгарским) корням. Это имя похоже на имена князей Буса или Кия и точно так же встречается только один раз.

 

Рюрик

 

Все знают, что новгородцы призвали Рюрика. В этом знании есть два темных места: наличие в то время Новгорода и личность Рюрика.

В «Повести временных лет» призвание Рюрика относится к 862 году. Но в то время Новгорода как укрепленного поселения на месте детинца ещё не было. Древнейшие слои Новгорода датируются 944 годом на Троицком раскопе и 953 годом на Неревском раскопе.

Датировки основаны на годичных кольцах тысяч деревьев, которыми были вымощены новгородские улицы. Мостовые клались раз в 15–20 лет друг поверх друга, образуя до 2730 слоёв. Под первыми из мостовых найден очень тонкий культурный слой. Из этого можно сделать вывод, что нынешний Новгород возник не ранее 940 года и был основан на новом месте, а не развился из предыдущих поселений.

В Ипатьевской летописи сказано: «Рюрик переев срубиша город Ладогу, а на следующий год придоша к Ильменю и сруби город над Волховом и прозваша Новгород». Вообще-то Ладога существовала до Рюрика, это факт установленный, но возможно, что у нее не было укреплений, поскольку она была просто пристанью. Если она стала резиденцией нового князя, то ее следовало укрепить. Что касается собственно Новгорода, то на правой, противоположной местоположению детинца, стороне Волхова недалеко от Новгорода раскопано так называемое Рюриково городище. Там обнаружены укрепления, пристань, амбары, дома славянского типа сочетаются с многочисленными находками скандинавского происхождения. И всё это древнее Новгорода на 80 лет — как раз время основания Рюрикова Новгорода.

Теперь о варяге Рюрике.

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житии святого князя Владимира», написанном предположительно около 1070 года монахом Иаковом Черноризцем: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Через 40 лет в «Повести временных лет» была описана такая история:

 

«В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

 

Это известие стало основой «норманской теории», выдвинутой в XVI веке. Впервые тезис о происхождении варягов из Швеции выдвинул король Юхан III в дипломатической переписке с Иваном Грозным. Потом об этом писали другие шведские ученые и дипломаты. В России эта теория распространилась в первой половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук. Аргументация была такова, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, то есть Рюрик и вся его дружина — викинги-варяги, происходящие из Скандинавии.

Следует сказать, что скандинавы достаточно регулярно ходили на восток.

Скандинавские саги, рассказывающие о подвигах и похождениях героев в Гардарики (Gardariki, Gardar) — стране на востоке, содержат сорок топонимов Русской равнины, в том числе четко определяемые названия 8 городов: Aldejgjuborg (Альдейгьюборг — Ладога), Holmgardr (Хольмгард — Новгород), Pallteskjuborg (Палтескьюборг — Полоцк), Smalizska (Смалескья — Смоленск), Konugardr (Кэнугард — Киев), Radstofa (Радстоф — Ростов), Sursdalr (Сусдал — Суздаль), Muramar (Морамар — Муром).

В Иоакимовской летописи, подлинность которой признается не всеми учеными, была сделана попытка представить Рюрика не совсем чужим, пришлым. Его сделали внуком новгородского старейшиныГостомысла от его средней дочери Урмилы. Одной из жён Рюрика была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича).

Есть еще известие, что в 864 г. новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Рюрик жестоко подавил восстание и убил Вадима. Многие новгородцы, спасаясь, в 867 г. бежали в Киев. Рюрик правил еще 12 лет и умер в 879 г., оставив все владения Олегу, брату Ефанды. Ему же он поручил заботу о своем малолетнем сыне Игоре.

Следует заметить, что о восстании написано в Никоновской летописи, и историки считают, что это позднее сообщение. То есть восстание такое было, но при Ярославе Мудром. А более ранние летописи ни о какой смуте инио каком Вадиме ничего не говорят.

Многолетние, можно сказать — многовековые дискуссии идут на темы: был ли Рюрик скандинавом, финном или славянином; что значит наименование «русь» (о чем было написано выше); куда был призван Рюрик: в Новогород или Ладогу; было ли призвание

добровольным, или это все же был захват новых земель воинственным конунгом.

Происхождение Рюрика связано с принадлежностью народа «русь», о чем было много сказано выше.

Имя Рюрик (Рорик) известно в Европе с TV в. По предположениям некоторых ученых, оно происходит от названия кельтского племени «руриков» или «рауриков». В VTTT-TX веках известны князья с именем Рюрик (Рорик), жившие на Ютландском полуострове.

Филологи говорят, что общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих, Родерик, Родриго. В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Имя Синеус образовано от кельтского слова «sinu» — «старший». Имя Трувор имеет значение «третий по рождению». Это если считать, что такие люди существовали.

Потому что академик Б.А. Рыбаков выдвигает предположение, что формула «Рюрик, Синеус и Трувор» получилась в результате непонимания. Имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед, sine bus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед, thru varing). То есть Рюрик пришел со всем семейством и воинами, а летописцы приняли эти слова за имена. Ну и Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века.

Большинство историков считают, что сам сюжет о призвании варягов появился в летописях примерно в конце XT — начале XTT века.

Вот еще несколько версий личности призванного князя.

Что Рюрик — это Рорих, граф Ютландский из клана Скьёдлунгов, по прозвищу «Язва христианства». На это указал в 1816 г. бельгийский профессор Г.-Фр. Хольманн в книге «Рустрингия, первоначальное отечество первого великого князя Рюрика и братьев его». Она была переведена и вышла в Москве в 1819 году. Эту идею поддержал профессор Дерптского университета Ф. Крузе в 1836 году. Он установил, что время, когда Рорих исчезает из поля зрения западных хронистов, в точности совпадает со временем его появления на востоке. Согласен был с этой теорией и Л.Н. Гумилев.

Рорих родился в 800 году. Его отец Хемминг неудачно оспаривал в 810 годах трон у наследников первого датского короля Годфрида и вместе с братом Годфридом бежал к Карлу Великому, где они получили лен во Фрисландии. После смерти отца, в 837 году, Рюрик унаследовал вместе с дядей владение (лен) Рустинген во Фрисландии. Будучи наследником и соправителем, Рюрик почти беспрерывно воевал с королями Дании, защищая своё и захватывая чужое. В сорок три года в результате раздела империи Карла Великого он был обвинён королём франков Лотарем в измене, лишён лена и схвачен. Рюрику удаётся бежать к королю Людовику, получившему при разделе германские земли, но служба королю его не удовлетворяет — он сам хочет быть как король. Рюрик уходит от императора. Почти двадцать лет он воевал в Германии, Франции, Англии, Скандинавии, где также пытался создать собственное государство, его эскадры достигают 300 кораблей. Он заключал и разрывал договоры с Германским императором и королём Франции, получал земли и изгонялся своими подданными, крестился и возвращался к язычеству. В конце концов Лотарь вынужден был пойти на компромисс с Рюриком и дать ему новое владение с условием защищать побережье от других викингов. Не добившись короны на западе, он уже шестидесятилетним начал всё с начала на востоке.

Приход Рюрика во главе варягов-руси на землю словен вполне возможен. Ведь до прихода Рюрика славяне уже платили дань каким-то варягам, а потом изгнали их. В «Житии святого Анскария» записано, что в 852 году какие-то датчане переплыли

Балтийское море и захватили город в земле славян. Известны другие князья из варягов: в Полоцке на Западной Двине княжил Рогволод, в Турове, на реке Припять, — Труа.

Однако в этой версии есть один момент. Сын Рюрика, Игорь, родился около 878 года, то есть когда его отцу, Рориху Ютландскому, было 78 лет. Всякое, конечно, бывает.

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В начале XIII века Снорри Стурлусон в сочинении «Круг земной» описывает всенародный сход 1018 года в Упсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьяла-ланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд [.] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь. Этот Эйрик, сын Эмунда, умер в 882 году, а его покорение Восточных земель происходило в 850—860-е годы. Но более никаких доказательств, что Эйрик — это Рюрик, нет.

А еще в то же самое время у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек. Конунгу Харальду наследовал старший сын Эйрик Кровавая Секира, а о судьбе младшего, Хрёрека, сага ничего не сообщает. А вдруг он пошел на восток?

Есть также мнения, что Рюрик был славянином. И появились они не сегодня. Еще М.В. Ломоносов в опровержение «норманнской теории» писал в «Возражениях на диссертацию Миллера»: «…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена словенского, говорили языком словенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною. имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано…».

Немецкий ученый Фридрих Хемниц, живший в XVII веке на той территории, которая сейчас находится на северо-востоке Германии, составил генеалогию, в которой Рюрик и его братья считались сыновьями Готлейба — ободритского князя, плененного и затем убитого в 808 году датским королем Готфридом. А в XIX веке француз Ксавье Мармье в «Северных письмах» описал легенду, которую ему рассказали местные жители в Мекленбурге, расположенном на бывших землях славян-ободритов. У короля ободритов-реригов Годлава было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувор Верный, которые, идя на восток, освободили от тирании народ Русии и сели княжить соответственно в Новгороде, Пскове и на Белоозере. Так что люди и спустя тысячу лет помнили, что Рюрик и его варяги — это славяне-ободриты, жившие на реке Одер в окружении англов, франков и немцев.

Еще есть версия, что Рюрик происходит с острова Руген (Руян), на котором находилось святилище Свантевита. Версия эта основана на том, что у славян были контакты с русами Рюгена и что с Рюриком пришли «русы», а обитателей острова именно так и называли.

 

Олег Вещий

 

Власть после Рюрика унаследовал Олег. Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи — племянником Рюрика, Иоакимовская — шурином Рюрика, «князем урманским», Новгородская первая летопись младшего извода — просто воеводой князя Игоря Рюриковича.

Так или иначе, Олег княжил в Новгороде три года, с 879 по 882 годы. После этого, убедившись, что его положение в городе прочно, он собирает дружину из варягов и местных жителей и идет на юг, на Киев. Именно он хитростью убил Аскольда и Дира, князей Киевских, и занял их место. Он княжил 30 лет, с 882 по 912 годы.

Вокняжение в Киеве Олега традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

Племена славян, жившие севернее Киева, древляне, северяне и радимичи, тогда платили дань хазарам. Олег покорил их и изгнал хазар, теперь он сам стал собирать с них дань.

Вот как описаны эти события в «Повести временных лет»:

 

«В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Г реки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их и вам им платить незачем».

В год 6393 (885). Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал».

 

Иоакимовская летопись также утверждает, что Олег успешно воевал с хазарами, болгарами и другими народами, жившими в Подунавье. В других летописях таких данных нет.

Тем не менее Олег получил власть над обширной территорией от Ладожского озера на севере до низовьев Днепра на юге. Для защиты рубежей государства по всей протяженности границы были сооружены «заставы» — специальные укрепления, на которых несли службу караулы дружинников.

Далее «Повесть временных лет» упоминает Олега только в 907 году, но в этот 20-летний период у киевского князя был еще один серьезный враг, одолеть которого в итоге смог только Святослав: хазары. Пушкин не просто так написал «как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам».

Хазарский каганат находился в степях между Каспием и Азовским морем как объединение кочевых тюркских племен. Он сложился примерно в середине VII века. Сначала его столицей был Семендер (на территории нынешнего Дагестана), а с VIII века — Итиль в нижнем течении Волги. Хазары были кочевниками, но кроме этого постоянно нападали на оседлых соседей. Особенно страдали от набегов поляне, северяне и вятичи. Борьба с хазарами сопровождала все княжение Олега.

В 907 году киевский князь пошел на Царьград. Причины пойти войной на самую сильную армию того времени не совсем понятны, а кроме того, у византийских писателей нет ни одного упоминания об этом событии, хотя подобные нападения на свой город в 860 и 941 годах они описывают. Как бы то ни было, Нестор в «Повести временных лет» пишет так:

 

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили».

 

То есть войско Олега приблизилось к стенам Константинополя, а эти 2000 кораблей подошли к входу в бухту Золотой Рог, которая была морскими воротами города. Бухта была защищена: на противоположных ее берегах в самом узком месте стояли две башни, между которыми в случае опасности натягивалась железная цепь, перекрывающая вход, разбить её было практически невозможно.

Византийский император Лев VT отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Царьграда.

 

«И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу».

 

Кроме того, в договоре с греками были урегулированы вопросы: 1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам; 2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности; 3) преступления имущественные (кража с поличным и грабеж); 4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов; 5) отыскание рабов, охрана наследства, возвращение скрывшихся преступников.

И в знак заключения мира византийские императоры Лев VI и Александр целовали крест, а русские присягали по своему закону «и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир». А потом Олег сделал то, что знают все: «И повесил щит свой на Bpa max в знак победы, и пошел от Царъграда». И князь вернулся в Киев с богатой добычей, и за такой успешный поход и то, что он разгадал попытку его отравить, его прозвали Вещим.

Этот договор был подтвержден в 911 году, когда русские послы приехали в Константинополь. Олег именуется «великим князем русским». Подлинность этого соглашения подтверждается упоминанием с византийской стороны и сомнению не подвергается.

Конец его княжения тоже известен всем:

 

«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой.

И было всех лет княжения его тридцать и три».

 

Однако это только одна из версий гибели Олега, самая известная благодаря стихотворению А.С. Пушкина.

Нестор датирует смерть князя 912 годом, Новгородская летопись — 922 годом. Новгородский летописец сообщает, что князь погиб, когда «ходил за море», но не указывает, за которое именно. Существует один хазарский документ конца X века о неизвестном нашим летописцам походе русского войска на Константинополь. Этот источник говорит, что князя Хельгу (Олега) разгромили хазары и принудили его осуществить морской поход под Царьград. Поход закончился неудачей — византийцы сожгли флот Олега «греческим огнем», сам же князь убежал в Персию, где и погиб.

Арабский географ и историк Ал-Масуди, живший в первой половине X века, извещает, что какие-то русы на 500 кораблях поплыли вверх по Дону, волоком перетянули ладьи на Волгу, спустились к её устью и поплыли Каспийским морем на юг, вдоль западного побережья Закавказья. Ал-Масуди и другие арабские авторы, которым также был известен каспийский поход, утверждают, что русы столкнулись с врагом (достовернее всего, с персами) и почти все погибли. Этот поход датируется 912–913 годами.

Еще одна версия говорит, что Олег умер на севере своего государства и похоронен на Ладоге.

Имя Олег — не славянское. Оно явно имеет скандинавское происхождение. У скандинавов было распространено имя Helgi, что начит «святой» («посвящённый богам»). Можно сказать несколько слов по поводу дани, которую Олег собирал с покоренных славянских племен. Эта дань не оседала в его «сундуках». Киевская Русь активно торговала с Византией и Средним Востоком. К началу X века все племена, за исключением живших по Оке вятичей, которые входили в сферу влияния Хазарского каганата, оставшихся независимыми уличей, живших в междуречье Днестра и Прута, и полочан, имевших собственных варяжских князей, были подчинены Киеву и стали платить ежегодную дань. Дань бралась либо в продуктах питания, которые были необходимы княжеской верхушке, либо в товарах, которые можно продать: шкурки, мёд, воск, рабы и т. п. Русы с товарами ходили в Константинополь к византийцам, в Итиль к хазарам и даже доходили по Каспию до Багдада.

Император Константин Багрянородный пишет, что в Киев собирались все славяне, данники Руси, и продавали последним неоснащённые моноксилы (лодки). И даже кое-кто из славян со своим товаром принимал участие в этих заморских торговых походах.

Олег оставил после себя новую страну, раскинувшуюся на 1500 километров от Ладоги до Переяславля ина 1000 километров от Полоцка до Ростова. В это государство включены были не только славянские племена, но и чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печёра, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы.

 

Игорь Старый

 

Игорь был сыном Рюрика. Летописи сообщают, что в 879 г., когда умер Рюрик, Игорю было всего три года, именно поэтому княжение перешло к Олегу как опекуну малолетнего князя. Когда Олег пошел завоевывать Киев, он взял с собой Игоря, потому что тот и был князем. До самой кончины Олега (предположительно в 912 году) Игорь был помощником князя. В 903 году Олег женил Игоря на Ольге, а в 907 г., во время похода на Царьград, младший князь оставался наместником в Киеве. В 912 году Игорь стал киевским князем.

Учитывая то, что сын Игоря и Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной.

И однако, с Игорем в летописях и без этой даты много неясного. Мы не знаем точно время рождения Рюрика, но вполне вероятно, что Игорь не был сыном первого князя. Любопытен тот факт, что в Киеве до конца XI века о Рюрике ничего не было известно, а родоначальником киевской княжеской династии считался именно Игорь Старый, как в середине XI в. назвал Игоря митрополит Киевский Иларион в своем «Слове о Законе и Благодати». И только летописец Нестор в «Повести временных лет» (начало XII века) рассказал историю о призвании Рюрика.

Известный историк А.Г. Кузьмин считал, что Игорь, как и Олег, был выходцем с «острова русов», который упоминается восточными авторами (о нем было рассказано в главе про русов). Кузьмин выдвигал идею, что это было государственное образование русов-алан на острове Сааремаа в Балтийском море и в западно-эстонских провинциях Роталия и Вик в IX веке после их переселения с Дона из пределов разгромленного хазарами и венграми Русского каганата. Это была так называемая Аланская Русь в Прибалтике. Предполагается, что уже в IX веке русы-аланы в Прибалтике были славянизированы. Именно оттуда и были выходцами Олег Вещий и его племянник Игорь Старый, а княжеская династия русов-аланов утвердилась у славянских племен уже после смерти варяжского князя Рюрика и его братьев.

Имя Игорь — это славянизированное произношение имени Ингер, известного из византийских и западных источников. Имя связано с территориями Ингрии — области в Прибалтике (в русских летописях ее называют Ижорой). Исходный корень «инг» — «муж, человек».

Далее. Киевским князем Игорь стал в 912 или 913 году после смерти Олега Вещего.

Причем, как мы помним, в разных летописях родство Олега и Игоря или отсутствие родства описывается по-разному Возможно, это зависело от того, что именно Игоря хотели представить основателем династии киевских князей. Тогда Олега стремились представить не родственником, а воеводой. А.Г. Кузьмин предлагает искать подтверждение или опровержение разных известий в других источниках, в данном случае — в богемских хрониках, опубликованных в конце XVIII в. Христианом Фризе. Кузьмин обращает внимание на сообщения об усобице, разразившейся в Киеве в 20—30-е годы IX века между Игорем и Олегом. Однако это не князь Олег Вещий, а его сын — тоже Олег. То есть трения начались между двоюродными братьями, а целью было киевское княжение. В результате Игорь изгнал Олега из княжества, и тот бежал в Моравию, которая в это время вела борьбу с вторгшимися в области Среднего Дуная венграми. В Моравии Олег принял христианство (христианское имя — Александр). Он отличился в войнах с венграми и был избран королем Моравии. Случилось это, скорее всего, в 935 году.

Олег помирился с Игорем, попытался объединить силы Моравии, Руси и Польши ради отражения натиска венгров. Однако из Руси пришло сообщение о гибели Игоря, и союз так и не состоялся. После нескольких лет борьбы Олег потерпел поражение от венгров и вернулся на Русь, где был воеводой у вдовы Игоря княгини Ольги. Умер <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...