Анализ формирования и распределения чистой прибыли
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто-прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли [8, c. 248]. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прими в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций (табл. 3). Таблица 3 - Определение суммы чистой прибыли
Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базисный) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли [17, c. 249]:
(1)
Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-ro фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:
(2)
Влияния факторов на изменение чистой прибыли проводится с помощью таблицы 4.
Таблица 4 - Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли
Сумма чистой прибыли увеличивается за счет роста отпускных цен, объема продаж и изменения структуры продаж. Рост себестоимости продукции и выплаченные экономические санкции вызывают уменьшение суммы чистой прибыли. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование произведенного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д [19, c. 116]. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения: § требуемого объема инвестиций для производственного развития; § небходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия [18, c. 286]. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние. Внешние факторы: § правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
§ система налоговых льгот при реинвестировании прибыли; § рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли; § стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот). Внутренние факторы: § уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.; § наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов; § необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов; § уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала; § наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.); § текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли [12, c.480]. В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли (табл. 5). Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Основными факторами, определяющими размер капитализированной и потребляемой прибыли, могут быть: § изменение суммы чистой прибыли (ЧП); § изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли ().
(3)
Таблица 5 - Данные об использовании чистой прибыли, тыс. руб.
Для расчета их влияния можно использовать способ абсолютных разниц:
(4) Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:
(5)
Полученные результаты покажут вклад каждого фактора в формирование суммы капитализированной и потребленной прибыли, что имеет важное значение для акционеров, наемного персонала и менеджеров предприятия. Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться [3, c. 225]. В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины. Таким образом, методология анализа распределения прибыли характеризуется следующими положениями: Объектом распределения на любом предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования в рамках субъекта хозяйствования. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты различных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Принципы распределения определяет государство. Они отражены в законодательных актах и нормативных документах по налогообложению.
Для анализа использования прибыли используются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др. В процессе анализа необходимо изучить: § факторы изменения величины налогооблагаемой прибыли; § суммы выплаченных дивидендов; § процентов; § налогов из прибыли; § размера чистой прибыли; § отчислений в фонды предприятия. Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль, а соответственно, и сумма чистого дохода, а также чистая прибыль. Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прими в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование произведенного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения: § требуемого объема инвестиций для производственного развития; § небходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия. На пропорции распределения прибыли влияют внешние и внутренние факторы. В процессе анализа распределения прибыли необходимо также изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли. Дальнейший анализ должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли. Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины.
Расчетная часть
Группа предприятий «Электроаппарат» - одна из крупнейших электротехнических компаний в России. Ежегодно предприятие выпускает более 5 млн. единиц продукции: автоматические выключатели, предохранители, рубильники. Предприятие работает на рынке рынке низковольтного оборудования. В 2004 году компания вошла в 20 участников проекта ТЕРФ по реструктуризации российских предприятий, организованного в рамках Программы сотрудничества ЕС и России (Тасис). В 2005 году «Электроаппарат» отметил свое 60-летие. Сегодня предприятие находится в ряду ведущих электротехнических предприятий России. Это живая, динамичная компания, руководство которой сумело мобилизовать высокий производственный и кадровый потенциал для сохранения ведущих позиций в отрасли. Предприятие непрерывно увеличивает число своих клиентов, расширяет спектр выпускаемой продукции, повышает качество и оперативность работы. Рост объемов производства доказывает перспективность выбранной стратегии развития: предприняты значительные усилия по созданию и внедрению новых технологий, совершенствованию качества управления ресурсами и активами. Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество «Электроаппарат». Организационно-правовая форма: открытое акционерное общество. Оно находится по адресу: 305000, г. Курск, ул. Луначарского, 8. Уставной капитал общества составляет 6212550 руб. на величину уставного капитала обществом размещены обыкновенные акции в количестве 124 251 штук, номинальной стоимостью 50 рублей каждая. В реестре акционеров общества по состоянию на 31.12.05. зарегистрировано 402 акционера. Высшим органом управления является общее собрание акционеров ОАО «Электроаппарат». Совет директоров ОАО «Электроаппарат» осуществляет общее руководство деятельностью общества за исключение решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Правление ОАО «Электроаппарат» является коллегиальным исполнительным органом общества и осуществляет руководство его текущей деятельностью за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции Совета директоров. Основными видами деятельности ОАО «Электроаппарата» являются: · производственная - производство низковольтной аппаратуры (НВА); · оказание услуг. Анализ имущества предприятия на основе бухгалтерского баланса (форма № 1), представленного в приложении 1, проводится по таблице 1 приложения 2. Из нее видно, что в структуре имущества преобладают оборотные активы, и их доля в исследуемый период растет (56,1% в 2004 г., 65,49; в 2005 г.,69,95% в 2006 г.). Доля внеоборотных активов соответственно снижается (43,39% - 2004 г., 34,51% - 2005 г., 30, 05% - 2006 г.). Цепные темпы роста внеоборотных активов составили 110,75% и 103,8%. Во внеоборотных активах наибольший удельный вес имеют основные средства, что объясняется отраслевой спецификой предприятия. В оборотных активах преобладают запасы (26,7% - 2004 г., 31,95% - 2005 г., 44,58% - 2006 г. от общей стоимости активов). Темпы роста запасов составляют 166,63% и 166,31% в 2005 и 2006 гг. соответственно. Доля долгосрочной дебиторской задолженности невелика. На втором месте после запасов находится краткосрочная дебиторская задолженность (24,45% - 2004 г., 12,95% - 2005 г., 10,64% - 2006 г.). Наблюдается снижение краткосрочной дебиторской задолженности в исследуемый период, темпы роста составили 73,92% - 2005 г. и 97,98% - 2006 г. Краткосрочные финансовые вложения составляют соответственно 0,88%, 2,39% и 12,4%, наблюдается устойчивый рост данной группы активов. Темпы роста составили 380% и 619% в 2005 и 2006 гг. В таблице 2 приложения 2 представлен анализ капитала ОАО «Электроаппарат». Наибольший удельный вес в капитале предприятия занимает собственный капитал (83,8% - 2004 г., 64,1% - 2005 г., 72,2% - 2006 г.). Темпы роста положительные (106,4% - 2005 г., 134,4% - 2006 г.). На втором месте по удельному весу в структуре капитала - краткосрочные обязательства (15,9% - 2004 г., 35,6% - 2005 г., 25,1% - 2006 г.). В 2005 г. наблюдалось значительное увеличение краткосрочных обязательств, их темп роста составил 313%, в 2006 г - 84,2%. Среди краткосрочных обязательств преобладает кредиторская задолженность (16%, 20%, 22% - соответственно по годам в структуре пассивов). В 2005 г. в пассиве появились заемные средства, они составили 16,4% в пассивах, в 2006 г. их доля уменьшилась до 2,5%. Анализ ликвидности представлен в таблице 6 и 7.
Таблица 6 - Анализ ликвидности баланса предприятия (на конец года), тыс. руб.
Таблица 7 - Расчет показателей ликвидности предприятия (на конец года)
Данная ситуация находит вполне логичное объяснение: сохранение весьма высокого уровня абсолютной ликвидности влечет за собой снижение рентабельности предприятия, так как высоколиквидные средства в большинстве своем приносят весьма низкий доход или вообще не доходны. Анализ динамики показателей ликвидности свидетельствует об их снижении, особенно в 2005 г., что, однако, было несколько восполнено в 2006 г. В таблице 8 представлен анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости, из которой видно, что предприятие обладает собственными оборотными средствами на протяжении всего изучаемого периода. Это является положительным показателем, их величина растет.
Таблица 8 - Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия (на конец года), тыс. руб.
В 2004 г. тип финансовой устойчивости предприятия - абсолютная финансовая устойчивость (величина запасов и затрат меньше основных собственных оборотных средств), в 2005-2006 гг. тип финансового состояния - неустойчивое финансовое положение, т.к. часть запасов и затрат сформированы за счет краткосрочных кредитов и займов. Следует отметить, что недостаток собственных оборотных средств сравнительно невысок и составляет 14 575 тыс. руб. в 2005 г. и 9554 тыс. руб. в 2006 г., что полностью покрывается заемными источниками. В таблице 9 представлены относительные показатели финансовой устойчивости ОАО «Электроаппарат»
Таблица 9 - Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия
Из таблицы 9 следуют видно, что все показатели на протяжении всего изучаемого периода соответствуют нормативам, исключение составляют значения коэффициента маневренности собственного капитала в 2004-2005 гг. Динамика большинства коэффициентов отрицательная, значительное их снижение происходит на конец 2005 г., в 2006 г. показатели растут. В целом наблюдается некоторый рост зависимости предприятия от внешних источников финансирования, которая, однако, не превышает нормативных значений. Маневренность собственного капитала увеличивается, что объясняется ростом нераспределенной прибыли в его структуре. Таким образом, анализ показателей финансовой устойчивости характеризует достаточно высокий ее уровень на ОАО «Электроаппарат» на протяжении всего изучаемого периода, имеет место некоторое снижение показателей в динамике. Вероятность банкротства предприятия согласно методике Л.В. Донцовой (приведена в учебнике Г.В.Савицкой), невысока, в 2004 и 2005 гг. ОАО «Электроаппарат» относилось ко второму классу предприятий, демонстрирующих некоторую степень риска, но не рассматриваемые как рискованные (табл. 10).
Таблица 10 - Оценка вероятности банкротства по методике Г.В. Савицкой (на конец года)
В 2006 г. финансовое положение экономического субъекта упрочилось, и оно может быть отнесено к предприятиям с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате средств. Согласно представленных в таблице 11 данных о вероятности банкротства предприятия по методике Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова, финансовое состояние ОАО «Электроаппарат» характеризуется как удовлетворительное, так как рейтинговое число более 1 на протяжении всего изучаемого периода практически в 2 раза.
Таблица 11 - Диагностика вероятности банкротства по методике Р.С. Сайфуллина и Г.Г. Кадыкова (в среднем за период)
В таблице 12 представлена оценка вероятности банкротства по методике У. Бивера.
Таблица 12 - Расчет показателей Бивера (в среднем за период)
Показатели оценки банкротства по методике У. Бивера показывают, что большая часть показателей на протяжении всего изучаемого периода относится к первой группе. Это свидетельствует о низкой вероятности банкротства ОАО «Электроаппарат» и относит его в группу благополучных предприятий. В таблице 13 проведена диагностика риска банкротства по методике Лиса. Полученные результаты функции Z выше предельного показателя, равного 0,037, что говорит о невысокой вероятности банкротства ОАО «Электроаппарат».
Таблица 13 - Оценка вероятности банкротства по модели Лиса (в среднем за период)
По методике Таффлера, ОАО «Электроаппарат» имеет относительно неплохие перспективы, так как вычисленные значения функции Z более 0,3 (табл. 14).
Таблица 14 - Оценка вероятности банкротства по модели Таффлера (в среднем за период)
Динамика большинства коэффициентов оборачиваемости отрицательная, за исключением коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, что характеризует недостаточный уровень роста выручки по сравнению с ростом активов (табл. 15).
Таблица 15 - Показатели оборачиваемости активов предприятия (в среднем за период)
Из таблицы 15, следует, коэффициент оборачиваемости активов снизился с 2,35 в 2004г. до 1,80 в 2006г., что свидетельствует о снижении скорости окупаемости всего капитала предприятия. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снижается с 3,50 в 2004г. до 2,65 в 2006 г., что свидетельствует об увеличение производственно-финансового цикла ОАО «Электроаппарат». Коэффициент оборачиваемости производственных запасов снизился с 7,05 в 2004г. до 4,64 в 2006г., что свидетельствует об увеличение производственного цикла предприятия. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции вырос с 109,91 в 2004г. до 23,04 в 2006г., что свидетельствует об уменьшении скорости реализации готовой продукции или о снижении спроса на нее. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности вырос с 7,52 в 2004г. до 9,52 в 2006г., что свидетельствует об увеличение скорости погашения дебиторской задолженности контрагентами. Таким образом, анализ оборачиваемости активов предприятия показал, что отрицательной тенденцией на предприятии явился рост производственного цикла, что может быть связано с изменением ассортимента и структуры продукции или со снижение эффективности производственной деятельности. В 2005 г. наблюдался рост показателей чистой и балансовой прибыли на 0,94% и 6,57% соответственно, а в 2006 г. - обоих показателей более чем в 4 раза, что является весьма высоким финансовым результатом предприятия. В 2005г. рост прибыли обусловлен в первую очередь увеличением внереализационных доходов более чем в 10 раз, что покрыло увеличение внереализационных и операционных расходов. В 2006 г. увеличение конечных финансовых результатов связано в первую очередь с увеличением прибыли от продаж более чем в 4,5 раза. Рост прибыли от продаж в 2006 г. связан с увеличением валовой прибыли на 65,26% и снижением коммерческих и управленческих расходов на 97,27% и 6,27% соответственно (табл. 16). В 2006г. предприятие получило результирующий убыток от внереализационной деятельности в сумме 114221 тыс. руб., что является отрицательной тенденцией, несмотря на то, что полученный убыток полностью покрывается ростом прибыли от продаж (табл. 16). Таким образом, анализ формирования финансовых результатов свидетельствует о позитивных сдвигах в динамике финансовых результатов предприятия на протяжении всего изучаемого периода, однако настораживают убытки ОАО «Электроаппарат» по видам деятельности, не связанным с реализацией.
Таблица 16 - Анализ формирования финансовых результатов предприятия, тыс. руб.
В таблице 17 представлены расчеты показателей рентабельности предприятия, которые свидетельствуют о росте большинства показателей рентабельности на протяжении всего изучаемого периода. Рентабельность продаж растет с 0,0573 в 2004 г. до 0,1830 в 2006 г., что свидетельствует об увеличении эффективности реализации продукции (работ, услуг) ОАО «Электроаппарат». Рентабельность продукции растет с 0,0637 в 2004 г. до 0,2757 в 2006 г., что свидетельствует о росте эффективности понесенных затрат предприятия.
Таблица 17 - Показатели рентабельности предприятия, %
Рентабельность активов растет с 0,1239 в 2004 г. до 0,2850 в 2006 г., что свидетельствует об увеличении эффективности использования активов ОАО «Электроаппарат». Рентабельность внеоборотных активов растет с 0,2988 в 2004 г. до 1,0262 в 2006 г., что свидетельствует о достаточно весомом повышении эффективности испол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|