этика как практическая философия.
3. Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат.homo – «человек»), объектом которых является человек. Специфический аспект, изучаемый этикой – это отношения и общение человека. Занимая определенное место в систем гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. В каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования умственных и эмоционально-волевых качеств. Психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляция личности. Совместно с этикой и психологией педагогика решает проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
Этика имеет особые методы исследования своего предмета – такие, например, как изучение общественного мнения или историческая реконструкция нравов не только (и не столько) по документам, сколько по художественным произведениям. Поэтому особо следует отметить связь этики и морали с эстетикой и художественным творчеством. На протяжении всей истории развития общества в обычаях и традициях фиксировалось не мало элементов художественно-образного осмысления бытия людей. А в определённых видах и формах искусства кодировались различного рода нравственные ценности. Этическое освоение действительности человеком неотделимо от его художественно-преобразовательной трудовой деятельности. В истории этики многие философы моральное добро отождествляли с прекрасным, утверждая: «прекрасное не может быть безнравственным». 4. Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ[6]. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении. Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем"[7]. Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"[8]. Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право – составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).
Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.
5. Мораль - это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или классом к человеку в его повседневной жизни. Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций: а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегулирование личности и само регуляция социальной среды в целом; б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. И пусть они не носят непосредственно практического значения, они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом ежедневно, и только когда ценности нашей жизни постигает кризис, вновь и вновь задаемся вопросом: зачем живем? Таким образом, задача морали - придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу;
в) познавательная. В морали есть знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в ценностях. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех или иных, которые отвечают его потребностям и интересам; г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения основ этики в привычку. Но нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями, т.е. учит его поступать как должно, сохраняя при этом свою автономию. Структура морали складывается из нескольких элементов. а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам; б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию); в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы). Функции морали - регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет - воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества - оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях) коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями прогностическая что можно ожидать от общества культурно-творческая мораль-сторона жизни общества,моральные измерения личности , руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)идеологическая, мировоззренческая моральная оценка Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.
Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»
6. Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений. Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.
Нравственные принципы формируются в процессе воспитания и в совокупности приводят к осознанию и принятию таких качеств, как человечность, справедливость, разумность., мужество и честь. Принцип золотой середины Принцип золотой середины представлен в работах Аристотеля. Он гласит: избегай крайностей и соблюдай меру. Все нравственные добродетели являются серединой между двумя пороками (например, мужество располагается между трусостью и безрассудством) и восходят к добродетели умеренности, которая позволяет человеку обуздать свои страсти при помощи разума. Категорический императив - универсальная формула морали, предложенная Иммануилом Кантом. Он гласит: поступай так, чтобы основания твоего поступка могли стать всеобщим законом,; иначе говоря, делай так, чтобы твои поступки могли стать образцом для других. Или: всегда относись к человеку, как к цели, а не только как к средству, т.е. никогда не используй человека только как средство для своих целей.
Нормы морали — это конкретные нравственные требования к поведению людей, в которых сформулированы в обобщенном виде представления о базовых ценностях (добродетели, счастье, любви, долге, милосердии, правде и т. п.). Действуя в условиях рыночной экономики, деловые люди должны соблюдать «правила игры», диктуемые современной культурой рыночных отношений. Эти правила игры не что иное, как этические нормы, регулирующие взаимоотношения самих бизнесменов и предпринимателей, а также их отношение к обществу и природе. Культура рыночных отношений требует честной конкуренции. Она предполагает достижение успеха в бизнесе посредством повышения качества производимых изделий и оказываемых услуг, снижения их себестоимости и цены, хорошо налаженной, управленческой маркетинговой и рекламной деятельности, удовлетворения потребностей и желаний покупателей не только в качественных товарах, но и в быстрой и бережной доставке их на дом и в качественном эксплуатационном обслуживании. 8. Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Предметом профессиональной этики выступают: - качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; - нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.); - взаимоотношения коллектива организации с обществом; - взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют; - цели и методы профессионального обучения и воспитания. 8.1 Этика бизнеса имеет отношение не только к компании, которая занимает определенную нишу на рынке, но и к каждому деловому человеку. Этичное поведение не позволит работнику делать карьеру за счет коллег, вводить в заблуждение руководство, некачественно выполнять свои обязанности. Деловая этика предписывает доброжелательное и корректное отношение к сослуживцам, умеренную общительность, соблюдение субординации, пунктуальность, ответственность и т. д. Общечеловеческие ценности, которые регулируют социальную ответственность бизнеса: создание рабочих мест, производство тех или иных благ, забота о служащих и т. д. Что касается этики ведения бизнеса по отношению к покупателям продукции, то она подразумевает высокое качество товара, честность в рекламе, обоснованные цены. Этика по отношению к персоналу компании — это белая зарплата, полный соцпакет, охрана здоровья и т. д. Этичное отношение к партнерам, акционерам и инвесторам — это соблюдение условий договора, своевременная выплата оговоренных сумм, доступ к открытой информации. 8.2 Управленческая этика – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими ценностями. В широчайшем спектре ее внимания все проблемные вопросы взаимоотношений менеджера и подчиненных, особое место среди которых занимают вопросы соотношения цели и средств в их работе. 1. Гуманизм 2. Социальная справедливость 3. Забота о подчиненных 4. Единство слова и дела 5. Профессионализм и компетентность 6. Предвидение последствий применительно решений и действий 7. Личная порядочность 8. Ответственность за результаты принятых решений 8.3 Профессиональная этика социального работника (которая отражает нравственное сознание этой профессиональной группы, ее психологию и идеологию) предлагает поиск резервов, использование разнообразных ресурсов: от социальных к личным как самого социального работника, так и клиента. Все это возможно и допустимо лишь для достижения профессиональной цели, а не для удовлетворения узкокорпоративных или личных интересов специалистов. Этика деловых отношений с партнерами: — Соблюдение обязательств; — Недопущения манипулирования инвестициями; — Учета интересов партнеров при разделе прибыли. 9. Специалистами многих отраслей, учеными и практиками сферы туризма был разработан КОДЕКС ТУРИЗМА, основные положения которого отражают все необходимые компоненты для понимания сложной и многогранной задачи, стоящей перед профессиональным образованием данной сферы. Речь идет о том, что можно всегда создать такую систему взаимоотношений, которая принуждает человека быть сдержанным, терпеливым, внимательным к потребностям других людей, заботливым относительно окружающей среды, даже если он находится в таком временном сообществе, как коллектив туристов. Готовясь к новому тысячелетию Глобальный этический кодекс туризма устанавливает комплекс ориентиров для ответственного и устойчивого развития мирового туризма на заре нового тысячелетия. В нем заложены идеи многих предшествующих аналогичных деклараций и действующих профессиональных кодексов, и он несет в себе новое мышление, отражающее перемены в нашем обществе в конце XX века. Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|