Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Изменение торгово-политической стратегии пограничных государств в ходе «холодной войны».

Было бы совершенно неоправданным отрицать тот факт, что в истории советско-финляндских связей было немало примеров того, как решения, касающиеся вопросов экономического сотрудничества, принимались преимущественно исходя из политических мотивов. Достаточно указать на использование СССР торговли в качестве одного из методов, с помощью которых он добивался от финского правительства отказа от участия в «плане Маршалла». Именно с помощью «торговых рычагов» на смену в 1950 г. и в 1957 г. вместо недружественно настроенного к СССР правительства пришло правительство социал - демократического премьер - министра К. Фагерхольма.

Огромные затраты, которые несли сверхдержавы в ходе «холодной войны», не могли продолжаться бесконечно. В итоге противостояние двух систем решилось в экономической сфере. Экономика Запада поддерживала не только военный и политический паритет, но и удовлетворяла растущие потребности современного человека, которыми в силу чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений и средств производства, экономика СССР не собиралась конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на политическом и идеологическом уровне противоборства. СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического содружества.

На рубеже 1970-1980-х гг. резкий рост цен на нефть и газ подарил нашей стране – экспортеру энергоносителей (составлявших тогда и составляющих сегодня ещё в большей мере основу экспорта) часть дополнительных валютных поступлений. Без особого преувеличения можно сказать, что эти так называемые «нефтедоллары» были «шальными». С одной стороны, для их получения наши внешнеторговые организации и соответствующие отрасли промышленности никаких специальных дополнительных усилий не прикладывали. С другой стороны, реакция СССР на появление нового источника доходов едва ли являлась рациональной и продуманной, поскольку основу импортных поставок в СССР составляли не так называемые «высокие» технологии, не необходимое для развития перспективных отраслей народного хозяйства оборудование, а потребительские товары.

Будучи одним из крупнейших западных партнеров СССР, Финляндия в полной мере ощутила на себе всю противоречивость и неустойчивость экономики своего соседа, тем более, что торговля между нашими странами базировалась на клиринговой основе. В значительной мере по инициативе СССР, клиринговая система взаиморасчётов в советско-финляндской торговле была ликвидирована в начале 1990-х гг. Даже в этих условиях советская сторона имела возможность записывать возникшую в результате роста цен на энергоносители задолженность финнов на особый счёт, что называется до лучших, а фактически до худших для нас времен.

Нынешний долг России Финляндии в значительной мере мог бы быть нашим активом, если бы руководство, определявшее стратегию и общую идеологию внешнеэкономических связей СССР, просчитало возможные варианты поведения индустриально развитых стран Запада, выделив среди них такой наиболее перспективный путь выхода из энергетического кризиса, как массовое внедрение энергосберегающих технологий. То, что ресурсы газо- и нефтедобычи весьма ограничены, не говоря уже о том, что запасы этих не возобновляемых источников энергии не бесконечны, руководство страны тогда не учитывало.

Вместо того, чтобы использовать механизм особого счета, СССР постоянно стремился выравнивать баланс, закупая в Финляндии всё то, что в Советском Союзе могли либо производить, либо в обозримом будущем поставить на производство. Так, в начале 1980-х гг. в Алма-Ате в продаже в обилии был финский яблочный джем, в то время как собственный богатейший урожай яблок бульдозерами сваливался на дно оврагов; у жителей столицы Киргизии – Фрунзе (н. Бишкек) необычайной популярностью пользовался кетчуп из Финляндии при том, что значительная часть собственного урожая томатов гнила на корню и запахивалась.

За период 1980-1985 гг. СССР закупил более 50% всех построенных в Финляндии судов. Почти 20% продукции швейной и обувной промышленности страны экспортировалось в СССР. На его долю приходилось около 50% экспорта пищевой промышленности Финляндии. По мере наступившей стабилизации на мировом рынке энергоносителей, и в первую очередь нефти, цены стали снижаться, а вместе с ними стала сокращаться в стоимостном выражении и советско-финская торговля. Попытки СССР компенсировать падение своих доходов увеличением массы экспортируемой нефти успеха не имели, так как, с одной стороны, финны, подобно другим индустриально развитым странам, всё активнее стали применять энергосберегающие технологии, а с другой - их потребности в нефти и газе почти полностью покрывались количеством этого сырья, которое традиционно поставлялось СССР. По состоянию на 1991 г. величина долга СССР Финляндии превышала 7 млрд. финских марок. В конце сентября 1995 г. суммарная задолженность России составляла 5,5 млрд. финских марок.

Нужно учесть и то, что стабилизация, а затем и некоторое снижение общего объема добычи нефти в СССР оказали негативное воздействие на наше положение практического монополиста – поставщика энергоносителей на финский рынок. Норвегия всё реальнее просматривалась как наш будущий конкурент. Добывая собственную нефть, она стала экспортировать её в страны Европы по низким мировым ценам. Всё это повлияло на то, что Министерству внешней торговли СССР приходилось, что называется, «пробивать» каждую тысячу тонн нефти для финнов. В 1991 г. доля СССР в финском импорте нефти упала до 34% по сравнению с 94% в 1989 г.

Безусловная специфика, если не сказать уникальность, внешнеторговых связей СССР с Финляндией заключалась в том, что, достигнув небывалого расцвета к 1982-1983 гг., они менее чем за 10 лет упали (особенно в 1992 г.) до уровня, сопоставимого лишь с годами крайнего напряжения политических отношений в период «национального и государственного самоутверждения» Финляндии. Последующий период также характеризуется нестабильностью. Подобных примеров в мирное время, да ещё и при устойчивом поддержании в целом дружественных отношений между соответствующими государствами, новейшая история, пожалуй, не знает.

Доля СССР и его правопреемницы Российской Федерации во внешнеторговом обороте Финляндии за период с 1982-1983 гг. по 1992 г. сократилась с 26% до 4,8%, отодвинув Россию на 5 место после Германии, Швеции, Великобритании, США и Франции. Характерно, что, если первые три государства традиционно поддерживали чрезвычайно активные торгово-экономические связи с Финляндией, то США и Франция к этому разряду никак не могут быть отнесены.

Драматично складывалась в начале 1990-х гг. и ситуация применительно к экспорту финских товаров. Ещё в 1990 г. СССР оставался вторым в мире (после Швеции) импортером финской продукции, на долю которого приходилось 12,7% экспорта Финляндии по сравнению с 12,4% и 10,6% у занимавших соответственно третье и четвертое места Германии и Великобритании. В 1991 г. СССР (4,9% финского экспорта) опустился на 7 место, пропустив вперед себя не только промышленного и торгового гиганта - США, но и Францию, а также такую относительно небольшую страну, как Голландия. В 1992 г. Россия оказалась на 10 месте (2,8%) среди ведущих импортеров финской продукции. Наряду с названными выше странами, её оставили позади себя Италия, Дания и Норвегия [31].

Исторический опыт показал, что мир, в котором политика и экономика отделены друг от друга «железным занавесом» – не более, чем ложная абстракция. В подтверждение этой аксиомы можно сослаться на достойный сожаления факт потери Россией в лице Финляндии традиционного покупателя своего вооружения. Американцы, чьи F-16 сменили российские истребители, убедили финнов отказаться от МиГов, хотя последние по техническим и эксплуатационным параметрам не уступали американским машинам, а по цене являлись даже более привлекательными.

Несмотря на значительные трудности на пути российско-финляндского экономического сотрудничества, нельзя не видеть обоюдной заинтересованности в поисках путей выхода из возникшего в 1990-е гг. тупика. В пользу этого говорят и территориальное соседство (Финляндия – единственная из государств, граничивших с СССР, имеющая ту же ширину железнодорожной колеи), и тот факт, что Россия и Финляндия, как экономические партнеры, достаточно хорошо изучили и приспособились друг к другу за годы «холодной войны».

С новым витком международной напряжённости в конце 1970-х гг. естественным образом ухудшились и политические отношения между СССР и Норвегией, но в торгово-экономическом и культурном сотрудничестве это проявилось не сразу, поскольку общеевропейский процесс не только смягчил напряжённость военно-политического противостояния на Европейском Севере, но и способствовал цементированию уже сложившейся системы безопасности. На этом этапе можно говорить об изменении тактики внешней политики СССР, в том числе и на североевропейском направлении, но не её стратегии, содержание которой стало значительно меняться лишь со второй половины 1980-х гг.

Региональное сотрудничество на Севере Европы после второй мировой войны разворачивалось не только на межгосударственном уровне. Ярким примером такого сотрудничества является организация Северного Калотта, как структурной части межправительственного органа североевропейских государств - Северного совета, с которой, начиная с 1960-х гг., у Северо-Западных регионов СССР появился первый опыт взаимодействия. Правда, для СССР участие в трансграничных связях на Европейском Севере в тот период не представляло особого интереса и являлось, скорее, формальностью. Кроме того, оно сильно ограничивалось и существовавшим здесь соотношением военно-политических сил.

Обострение международной обстановки на рубеже 1970-1980-х гг. обернулось сворачиванием многостороннего регионального сотрудничества СССР с североевропейскими странами. Сохранились только трансграничные связи с Финляндией, отношения с которой продолжали развиваться в русле Договора 1948 г.

Восстановление сотрудничества с региональными организациями началось после так называемых «мурманских инициатив» М. Горбачева в октябре 1987 г. В марте 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 338 «О мерах по ускорению экономического и социального развития Мурманской области в 1988-90 гг. и на период до 2005 г.». Этим постановлением было намечено формирование экономических связей Мурманской области с Северным Калоттом.

Во второй половине 1980-х гг. стали устанавливаться контакты между правительством СССР и Северным советом. В конце 1989 г. прошли переговоры между делегацией представителей этой организации с секретариатом Верховного Совета СССР о налаживании взаимодействия. Были определены несколько приоритетных областей сотрудничества, таких как культура, охрана окружающей среды, торговля, туризм. Это указывало на постепенное сближение интересов СССР и скандинавских государств, то есть процесс реализации сотрудничества между СССР и североевропейскими странами шёл не только на трансграничном, но и на многостороннем межгосударственном уровне.

Сложно назвать сложившиеся к концу 1980-х гг. связи реально действующим многосторонним региональным сотрудничеством. По своему географическому положению, протяженности и занимаемой площади СССР никак нельзя было причислить только к северным странам, что соответственно ограничивало его участие в развитии регионального взаимодействия в рамках Северного совета. Кроме того, эти отношения складывались, не имея под собой какой-либо конкретной региональной структуры, обладающей определенной автономией от центральных государственных властей, объединяющей и организующей это взаимодействие. СССР являлся партнёром этого сотрудничества, а не полноправным его участником. Тем не менее, полученный опыт был крайне полезен и в 1990-х гг. способствовал развитию данного вида взаимоотношений СССР с Финляндией и Норвегией [10].

Глава 4. Социокультурные взаимоотношения между СССР и пограничными государствами Северо-западного региона в годы «холодной войны».

Противоречия стран Скандинавского полуострова в вопросах военного сотрудничества не повлияли на дальнейшее развитие взаимодействия в регионе в социально-экономической и культурной областях. Становление и развитие мирного сотрудничества в итоге выразилось в учреждении межправительственного органа североевропейских государств – Северного совета. В СССР его образование было встречено хоть и с недоверием, но без протестов. Более того, в 1963 г. финские представители на очередном заседании межправительственного комитета Северного совета предложили развивать сотрудничество этой организации с СССР. Это событие положило начало связям нашей страны с североевропейскими странами на многосторонней основе, которые стали сравнительно активно развиваться в 1970-е гг.

Венцом разрядки в противостоянии СССР и НАТО стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1975 г. в Хельсинки эти страны подписали заключительный акт Совещания. Со стороны СССР в нём расписался Л. И. Брежнев. Этот документ узаконил послевоенный раздел Европы, чего и добивался СССР. В обмен на эту уступку Запада СССР обязался уважать права человека, и прекратил глушить западные радиопередачи. Но эпоха «холодной войны» на этом не закончилась – это было лишь началом её нового этапа – диверсионно-пропагандистской войны, которая и решила исход противоборства в пользу Запада.

В декабре 1979 г. Советские войска вступили в Афганистан. Так начался ещё один период «холодной войны», где у США теперь было преимущество в использовании информационно-психологических атак на средства массовой информации СССР.

В 1970-е гг. значительно расширились контакты между СССР и странами Скандинавского полуострова в области культуры, спорта и туризма по линии профсоюзных, молодёжных, женских и других организаций. Был налажен обмен культурными ценностями путём организации выставок, концертов, демонстраций фильмов, издания литературы.

Началом нового этапа во взаимоотношениях СССР со странами Северной Европы стал провозглашенный М. С. Горбачевым в 1985 г. курс на «ускорение социально-экономического развития» и «перестройку» в СССР, выразившийся во внешнеполитической деятельности государства переходом к теории и практике так называемого «нового политического мышления». Были определены новые принципы советской внешней политики:

- признание современного мира единым, взаимосвязанным, взаимозависимым;

- признание баланса интересов, как гаранта безопасности;

- признание преимущества общечеловеческих ценностей над любыми другими,

и приоритеты советской внешней политики:

- деидеологизация межгосударственных отношений;

- совместное решение глобальных наднациональных проблем;

- строительство «общеевропейского дома».

Прежде чем раскрылся потенциал новой советской внешнеполитической стратегии, руководство СССР с марта 1985 г. по сентябрь 1987 г. путём предложений, компромиссов и уступок восстановило пошатнувшиеся на рубеже 1970–1980-х гг. отношения с Норвегией. Была достигнута договорённость о поддержании конструктивных связей, как на государственном, так и на партийном уровнях – между КПСС и Норвежской рабочей партией. СССР и Норвегия подтвердили намерение развивать добрососедские отношения, рассматривая их как фактор стабильности на Севере Европы и европейском континенте в целом. Советская сторона вновь заявила о готовности решать на основе взаимности все проблемы, в том числе и связанные с континентальным шельфом. Всё это отчётливо выявило изменение приоритетов во внешнеполитической деятельности СССР, продемонстрировало его стремление к налаживанию добрососедских взаимоотношений с государствами Северной Европы. Таким образом, несмотря на наличие ряда негативных проявлений во взаимоотношениях, как следствий «холодной войны», военно-политическая напряжённость в регионе была ослаблена.

Новые подходы советской внешней политики в полной мере проявились в выступлении М. С. Горбачева в Мурманске 1 октября 1987 г. В нём от лица СССР прозвучал призыв к открытости, диалогу, развитию многостороннего сотрудничества в регионе, озвучена мысль о том, что на Европейском Севере необходимо как можно скорее решать проблему военного противостояния, наращивать всестороннее многогранное взаимодействие.

В основной части своего выступления М. С. Горбачев предложил разделить военные и невоенные факторы, присутствующие в Арктике, и выдвинул целый ряд новых инициатив. Он предложил создать безъядерную зону в Северной Европе, ограничить военно-морскую активность в прилегающих к Северной Европе морях, организовать мирное сотрудничество по рациональному освоению ресурсов Севера, способствовать научному исследованию Арктики, содействовать охране окружающей среды. В зависимости от нормализации международных отношений М. С. Горбачев пообещал открыть Северный морской путь для прохода иностранных судов при советской ледокольной проводке и с правом захода в советские порты. Особенность «мурманских инициатив» состояла в том, что они учитывали интересы всех государств североевропейского региона при неуклонном соблюдении принципа равенства и одинаковой безопасности в отношении всех стран, так или иначе затрагиваемых предложенным урегулированием.

Во второй половине 1980-х гг. СССР на североевропейском направлении своей внешнеполитической активности достиг сравнительно высоких результатов. Были проведены переговоры по урегулированию некоторых двухсторонних спорных вопросов. Например, по проблеме разграничения морских пространств в Баренцевом море с Норвегией. Начато коллективное решение накопившихся проблем в области защиты окружающей среды. С конца 1980-х гг. при участии СССР, Финляндии, Швеции и Норвегии велась разработка программы действий по защите экологии Севера, получившей название «Стратегии защиты окружающей среды Арктики». Однако советским руководством проводились и односторонние уступки. Например, в одностороннем порядке была сокращена на 200 тыс. человек общая численность войск в европейской части СССР и на территории государств - участников ОВД.

Для Советского Союза скандинавские страны стали своего рода полигоном для выработки своей новой внешнеполитической стратегии. Именно на Европейском Севере началось переосмысление международных отношений периода «холодной войны», заложена база для формирования качественно новых взаимоотношений СССР со всеми государствами Запада и Востока [15].

Таким образом, после второй мировой войны содержание и характер взаимоотношений СССР с Финляндией и Норвегией зависели от занимаемого места и роли североевропейского региона в системе международных отношений, которые неоднократно менялись, находясь под воздействием глобальных политических процессов и тенденций. К таковым относится развитие общеевропейского процесса, распад Ялтинско-Потсдамской системы и окончание «холодной войны», транснационализация международных отношений.

Взаимодействие СССР с Финляндией и Норвегией в годы «холодной войны» носило разносторонний характер, охватывая все сферы международных отношений. Государства Скандинавского полуострова играли заметную и неуклонно возраставшую роль во внешнеполитической деятельности СССР [10]. Причинами тому явился ряд факторов: уникальный геополитический расклад, военно-стратегическая важность и ресурсная обеспеченность региона, высокая интенсивность глобализационных процессов, привлекательность скандинавской модели социально-экономического развития, наличие богатых культурных традиций по типу «поморской торговли» и т.д.

Заключение

Существует огромное количество мнений, одобряющих и не одобряющих и сам процесс «холодной войны», и её итоги. Окончание «холодной войны» имеет лишь официальный статус, который в определенной степени ослабил международную политическую напряженность в начале 1990-х гг. На деле – практически во всех конфликтах обнаруживаются стратегические интересы США, направленные, в том числе, на более выгодное положение в возможной войне с Россией. Вхождение стран Прибалтики в НАТО тому наглядный пример.

Геополитическое положение стран НАТО в перспективе может обеспечить США относительно лёгкий доступ к сравнительно уязвимым границам России (см. приложение). Иными словами, политическая напряженность в наши дни ничуть не уступает временам «холодной войны», что является свидетельством того, что великое противостояние продолжается, только теперь оно приняло скрытые формы.

«Холодная война» серьёзно повлияла и на внутреннюю жизнь США. Инакомыслие там стало рассматриваться как подрывная деятельность, породив, в итоге, массовые нарушения гражданских прав и свобод. В СССР «холодная война» способствовало укреплению тоталитарных черт политического режима. Однако теперь, после падения «железного занавеса», распустив Организацию стран Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), разрушив сверхдержаву – СССР и подвергнув остракизму коммунизм, Россия в XXI в. может убедиться в том, что не идеология, а только геополитические и экономические интересы превалируют в западном политическом мышлении.

Придвинув границы НАТО вплотную к границам России, расположив свои военные базы в республиках бывшего СССР, американские политики всё чаще обращаются к методам времён «холодной войны», демонизируя Россию в глазах мирового сообщества. В наступившей эпохе глобализации Россия медленно, но верно интегрируется в мировое сообщество, российские компании выходят на зарубежные рынки, а западные корпорации приходят в Россию.

Процесс вхождения России в мировое сообщество начался 16 декабря 1991 г. с её признания королевством Норвегией, первой из западных государств. Через некоторое время Россию признали также Финляндия и Швеция. Таким образом, ими было продемонстрировано желание поддержать происходившие в Российской Федерации реформы, заверить российское руководство в своей готовности налаживать и развивать в дальнейшем взаимовыгодные связи.

Одной из основных движущих сил взаимодействия России с Западом, в том числе и со странами Северной Европы, в начале 1990-х гг. стали экономические реформы. В этот период главную задачу внешней политики России можно определить, как необходимость построения партнёрских отношений с Западом, налаживания тесных связей с западными политическими и экономическими институтами. Североевропейские государства занимали в этой стратегии особое место, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, вследствие геополитических потрясений начала 1990-х гг. Север стал единственным регионом, где Россия имела протяжённую границу с государствами Запада – Финляндией и Норвегией. Во-вторых, ещё с конца 1980-х гг. скандинавские страны представлялись советским лидерам, как пример стабильности и процветания. В начале 1990-х гг. эти государства стали рассматриваться и как потенциальный источник помощи России в виде поставок передовых технологий и крупных финансовых инвестиций.

В свою очередь, в начале 1990-х гг. в североевропейских странах стали возникать оживлённые дискуссии по вопросам организации взаимодействия с Российской Федерацией. Несмотря на происходящие в России серьёзные катаклизмы, общим для этих стран явилось осознание необходимости развития многогранного сотрудничества. Первоочередной целью ставилась задача окончательного преодоления военно-политического разделения континента по линии Восток-Запад, которое оказывало негативное влияние на взаимодействие в североевропейском регионе. Таким образом, наличие обоюдной заинтересованности России и государств Северной Европы в налаживании взаимоотношений заслуживают высокой оценки.

Россией в короткий срок не только были установлены дипломатические отношения со странами Скандинавского полуострова, но и совместно с этими государствами выработаны базовые документы и программы для осуществления дальнейшего взаимодействия. С Финляндией в январе 1992 г. был подписан Договор об основах отношений, с Норвегией в марте 1992 г. выработан Совместный протокол о рабочей программе развития контактов и сотрудничества. Однако следует учитывать, что поиск помощи за границей Россией вёлся спонтанно. В отличие от СССР, при безусловной энергичности российского правительства, неоспоримом взаимовыгодном характере достигнутых соглашений, Россия в начале 1990-х гг. утратила инициативу в развитии международных отношений на Европейском Севере. Это являлось главным недостатком формирования её внешней политики в регионе в начале 1990-х гг. Многое объясняется и тем, что Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР на мировой арене, утратила статус великой державы, сохранив её обязательства, например, экономический долг Финляндии.

В 1993/1994–2000 гг. были учтены опыт и уроки начала 1990-х гг. В Министерстве иностранных дел России появилась идея многополярного мира, как антитезы американского доминирования в развитии международных отношений. Росло стремление активизировать свою политику, в том числе и там, где она приносила дивиденды во времена Советского Союза. В данном отношении североевропейское направление не было исключением. Об этом свидетельствует хотя бы частота официальных и неофициальных взаимных визитов и встреч на высшем уровне между руководителями России и Скандинавских стран, состоявшихся в исследуемый период.

С необходимостью решения данных проблем связывают и предложенную 15 сентября 1997 г. в г. Рованиеми премьер-министром Финляндии программу «Северное измерение» («СИ»). Упор в этой программе делался на развитие экономической составляющей. Идея «СИ» базировалась на ключевом элементе - «позитивной взаимозависимости» стран региона, которая должна была способствовать интеграции России в мировую экономику через северо-восточные рубежи Европы. Проект программы «СИ» предусматривал стратегическое партнёрство Брюсселя, Хельсинки и Москвы, прежде всего, в сфере энергетики, транспорта и экологии. Вместе с тем, идея проекта заключалась не только в традиционном межгосударственном взаимодействии, но и в привлечении приграничных регионов, муниципальных образований и прочих хозяйственных и социокультурных объектов Балтики и Баренцева моря. В этом плане программа «СИ» должна была явиться уникальным экспериментом по поиску новых элементов и форм субрегионального сотрудничества.

К сожалению, как показала практика начала XXI в., надежды и ожидания российского руководства 1990-х г. в реализации этой программы оказались несколько завышены.

Список литературы

Андреев С. Набат звучит всё громче. - СПб.: КАРО, 2004., с. 29-30.

Андросова Т. Советско-финляндские отношения в 1956-1962 годы. / Вопросы истории, 1998. № 9.

Бегунов Ю., Лукашёв А.В., Пониделко А. 13 теорий демократии. - СПб.: Издательский Дом Бизнес-Пресса, 2002.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1999.

Верт Н. История Советского государства 1900-1991 годы. - М., 1994.

Волков А. Страны Северной Европы. Экономико-статистический справочник. - М., 1986.

Волкогонов Д. Вызвать и предупредить. Международный ежемесячник «Совершенно секретно», 1994., № 4 (59)., с. 6-7.

Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистически заметки. - М., 1989., с. 284.

Воронков Л.С. История Норвегии. / Отв. ред. А.С. Канн. - М., 1980.

Воронов К. Страны Севера и новая трансформация системы европейской безопасности в постбиполярный период (1990-е годы). / Северная Европа: проблемы истории. Выпуск 3. - М., 1999., с. 265-284.

Герасимов Н. Экономические отношения СССР со Скандинавией. / Международная жизнь, 1972., № 2., с. 147-149.

Гундаров В. Противостояние в пучине. // «Красная звезда», 6 cентября 2002 г.

Гэдис Д. Сейчас мы знаем переосмысление истории «холодной войны». / Вопросы истории, 1998, № 9.

История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999.

Комаров А.А. СССР и Скандинавский оборонительный союз. / Северная Европа. - М., 2003., вып. 4.

Комаров А.А. Окончание второй мировой войны и советские интересы в Финляндии и Норвегии (1944-1947). / Северная Европа. - М., 1999., вып. 3.

Комиссаров Ю. Проблема мира и безопасности на Севере Европы. / Международная жизнь, 1985., № 6., с. 65-74.

Коробочкин М. Политика СССР в отношении Финляндии и Норвегии. 1947-1953 годы. / Северная Европа. - М., 1999., вып. 3., с. 233-249.

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)., т.8. - М., 1972., с. 566.

Кредер А.А. Новейшая история. XX век: Учебник для основной школы. 3-е изд. - М., 1996.

Лавров Ю. Североевропейский вариант политики безопасности. / Мировая экономика и международные отношения, 1989., № 11., с. 112-120.

Моргачёв С. К вопросу о «северном балансе». / Мировая экономика и международные отношения, 1988., № 1., с. 104-108.

Орлов Н.И., Андросов И.Ю. Проблема Западного Берлина в международных отношениях 1945-1975 годов. / Вопросы истории, 1977, № 8.

Рентола К. Весна 1948 года: Какой путь выберет Финляндия? / Северная Европа. - М., 2003., вып. 4., с. 61-89.

Ржешевский О. Операция «Unthinkable» – план третьей мировой войны. // Красная звезда, 27 февраля 1999 г., с. 6.

Ристе У. История внешней политики Норвегии. - М., 2003.

Советско-норвежские отношения 1917-1955 годов. Сборник документов. - М., 1997.

Советско-финляндские отношения 1948-1983 годов. Документы и материалы. - М., 1983.

Тополя В., Пискулов Ю. Хозяйственные связи СССР и Северной Европы. / Мировая экономика и международные отношения, 1980., № 2., с.82-88.

Фёдоров В.Г. Советский Союз и Финляндия: добрососедство и сотрудничество. - М., 1988.

Холина В., Наумов А. География для школьников и абитуриентов: политическая карта мира. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2004., с. 96.

Хроника человечества. / Сост. Б. Харенберг. – М., 1996.

Чубарьян А.О. Основные этапы внешней политики России. / Десять лет внешней политики России: Материалы Первого Конвента Российской ассоциации международных исследований. / Под ред. А. Торкунова. - М., 2003. с. 26-31.

Шевякин А.П. Загадка гибели СССР. - М.: Вече, 2002.

Шевякин А.П. Разгром Советской державы. От «оттепели» до «перестройки». М.: Вече, 2004.

Сайты сети Интернет

- http://www.coldwar.ru

- http://www.cultinfo.ru

- http://hronograph.narod.ru

- http://www.pechenga.ru

- http://www.sovietmuseum.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...