В.7. Понятие о риске. Приемлемый риск. (см. в.4).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В.8. Нормативно-правовые акты БЖД. В системе обеспечения БЖД людей большая роль принадлежит нормативно-правовым актам по БЖД, соблюдение к. является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Используются след.нормативные акты: · Санитарные правила (СП), устанавливающие гигиенические и противоэпидемиологические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья; · санитарные нормы (СН), устанавливающие оптимальные допустимые уровни влияния комплекса факторов с.о. на организм человека. · гигиенические нормативы (ГН), устанавл. гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов с.о. для здоровья человека. · санитарные правила и нормы (СанПиН), объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. · строительные нормы и правила (СНиП), содержащие требования к обеспечению БЖД при проектировании и строительстве сооружений различного назначения. К нормативным и правовым актам относят ГОСТы, межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), правила устройства э/уст (ПУЭ) и т.п.. Система стандартов «Охрана труда» - составная часть гос.системы стандартизации. Это совок-ть взаимосвязных, направленных на сохранение, восстановление и рац.использование природных ресурсов, стандартов. (около 70) Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) – 400 стандартов; по охране природы; по безопасности в ЧС (БЧС). Система стандартов «безоп-ть в ЧС» обединяет стандарты, направленные на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС на всех уровнях.
Система стандартов «Гражд.оборона» - сов-ть взаимоувязных стандартов, устанавливающих требования, направленные на выполнение задач в области ГО ФЗ «О техническом регулировании» (2002) отменил принцип обязательности выполнения ГОСТов, но это не относится к стандартам, напр. На сохранение здоровья и жизни, на охрану окр.ср..
В.9. Управление охраной ОС. На федеральном уровне управление ООС осуществляется федеральным собранием, президентом, правительством и специально уполномоченными на то органами (мин. прир. ресурсов РФ). На региональном уровне управление ООС ведется представительными и исполнительными органами власти (Дума), органами местного самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств. Общее руководство по управлению ООС возложено на МЗ и соц.развития. На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы ООС, либо функции этих отделов возлагаются на какое-либо подразделение. Вся работа этих систем должна быть направлена на ограничение воздействия объекта на ОС. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга ОС. Система мониторинга состоит: · наблюдения · оценка состояния · прогноз возможных изменений ОС Три уровня мониторинга: 1. санитарно-токсический. Наблюдение за стоянием качества ОС, главным образом за степенью загрязнения прир.рес. вредными в-вами и влияния этих загрязнений на живые организмы, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных организмов, неприятных запахов, сажи; контроль содержащихся в атмосфере оксидов серы, азота, углерода, соединений тяжелых металлов и наблюдение за качеством водных объектов.
2. экологический. Определяет изменения в экологических системах, в их продуктивности, а также выявляет динамику полезных ископаемых; водны, земельных, растительных ресурсов. 3. биосферный. Осуществляется в рамках глобальной (всемирной) системы мониторинга. Проводится на базе международных биосферных станций (8 на территории РФ). С 2000 г. на территории РФ введен социально-гигиенический мониторинг. Он контролирует состояние здоровья населения и социальные факторы (усл. труда, быта, климатич.усл., качество питания, качество водоснабжения). Организация контроля состояния окр.ср. в регионе возложена на местные органы фед.службы по экологич, технологич. и атомному надзору. С 1999 г. в РФ введены стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окр.ср.».Основные требования к СУОС предприятия: 1. Разработка руководством орг-ции экологической политики, соответствующей характеру, масштабам деят-ти орг-ции. 2. Планирование работ по охране окр.среды 3. Обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры 4. Проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения СУОС 5. Анализ функционирования СУОС со стороны руководства Разработка СУОС не явл-ся обязательной.
В.10. Управление ОТ. ОТ - БЖД в условиях производства, где работники подвержены техногенным опасностям. Это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Эта система включает в себя правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия. Условия труда – совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе труда. ОТ решает задачи: условия труда ни в коем случае не должны причинять вреда здоровью человека, но, к сожалению, ненормальные условия труда приводят к травматизму и профессиональным заболеваниям. Управление ОТ осуществляется в соответствие с «Основами ОТ РФ». Осуществляется Правительством РФ, МЗ и соц.развития, а также его представителями в территориальных органах. Представители следят за выполнением законодательства по ОТ. В министерствах и ведомствах (федеральных органах испол. власти) для проведения ведомственного управления и контроля в обязательном порядке создаются отделы ОТ.
На любом предприятии существуют системы управления ОТ (СУОТ). В ней участвуют все представители администрации, начиная от мастеров и бригадиров и заканчивая работодателем. Каждый из них в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, за соблюдением требований законодательных и нормативных актов по ОТ. Общее руководство осуществляет работодатель. В целях эффективной работы СУОТ работодатель распределяет обязанности по ОТ между должностными лицами. На предприятии создается служба ОТ или выделяется специалист по ОТ. Он осуществляет след.функции: 1. организует и координирует все работы по ОТ 2. консультирует работодателя по ОТ 3. осуществляет контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов работниками предприятия. 4. проводит анализ состояния условий труда, выявляет причины травматизма и проф. заболеваний 5. разрабатывает мероприятия по предупреждению НС и проф.заболеваний 6. организует работу по аттестации рабочих мест 7. проводит вводный инструктаж 8. оказывает помощь работодателю в орг-ции обучения работников по ОТ Структура и численность службы ОТ определяется работодателем. Рекомендуется службу ОТ создавать как отдельное подразделение с прямым подчинением работодателю. Работодатель имеет право возложить обязанности инженера по ОТ на любого работника, но только с его согласия и после обучения. Работодатель имеет право пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации. Основные виды контроля ОТ: · оперативный контроль руководителя и других должностных лиц. Осуществляется администрацией ежедневно на всех уровнях в масштабах подразделений, бригад, групп. · контроль требований безопасности труда при аттестации раб. мест · контроль, осуществляемый службой ОТ предприятия · ведомственный контроль вышестоящих организаций · контроль, осуществляемый органами гос. надзора Особая роль принадлежит мастерам и бригадирам. Они обязаны до начала работ проконтролировать рабочие места, а в процессе работ следить и предупреждать о нарушениях правил ОТ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|