Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В.7. Понятие о риске. Приемлемый риск. (см. в.4).




В.8. Нормативно-правовые акты БЖД.

В системе обеспечения БЖД людей большая роль принадлежит нормативно-правовым актам по БЖД, соблюдение к. является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.

Используются след.нормативные акты:

· Санитарные правила (СП), устанавливающие гигиенические и противоэпидемиологические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, обучения и питания, а также сохранения и укрепления его здоровья;

· санитарные нормы (СН), устанавливающие оптимальные допустимые уровни влияния комплекса факторов с.о. на организм человека.

· гигиенические нормативы (ГН), устанавл. гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов с.о. для здоровья человека.

· санитарные правила и нормы (СанПиН), объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

· строительные нормы и правила (СНиП), содержащие требования к обеспечению БЖД при проектировании и строительстве сооружений различного назначения.

К нормативным и правовым актам относят ГОСТы, межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), правила устройства э/уст (ПУЭ) и т.п..

Система стандартов «Охрана труда» - составная часть гос.системы стандартизации. Это совок-ть взаимосвязных, направленных на сохранение, восстановление и рац.использование природных ресурсов, стандартов. (около 70)

Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) – 400 стандартов; по охране природы; по безопасности в ЧС (БЧС).

Система стандартов «безоп-ть в ЧС» обединяет стандарты, направленные на повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС на всех уровнях.

Система стандартов «Гражд.оборона» - сов-ть взаимоувязных стандартов, устанавливающих требования, направленные на выполнение задач в области ГО

ФЗ «О техническом регулировании» (2002) отменил принцип обязательности выполнения ГОСТов, но это не относится к стандартам, напр. На сохранение здоровья и жизни, на охрану окр.ср..

 

В.9. Управление охраной ОС.

На федеральном уровне управление ООС осуществляется федеральным собранием, президентом, правительством и специально уполномоченными на то органами (мин. прир. ресурсов РФ).

На региональном уровне управление ООС ведется представительными и исполнительными органами власти (Дума), органами местного самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств. Общее руководство по управлению ООС возложено на МЗ и соц.развития.

На промышленных объектах для управления ООС создаются отделы ООС, либо функции этих отделов возлагаются на какое-либо подразделение. Вся работа этих систем должна быть направлена на ограничение воздействия объекта на ОС. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга ОС.

Система мониторинга состоит:

· наблюдения

· оценка состояния

· прогноз возможных изменений ОС

Три уровня мониторинга:

1. санитарно-токсический. Наблюдение за стоянием качества ОС, главным образом за степенью загрязнения прир.рес. вредными в-вами и влияния этих загрязнений на живые организмы, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных организмов, неприятных запахов, сажи; контроль содержащихся в атмосфере оксидов серы, азота, углерода, соединений тяжелых металлов и наблюдение за качеством водных объектов.

2. экологический. Определяет изменения в экологических системах, в их продуктивности, а также выявляет динамику полезных ископаемых; водны, земельных, растительных ресурсов.

3. биосферный. Осуществляется в рамках глобальной (всемирной) системы мониторинга. Проводится на базе международных биосферных станций (8 на территории РФ).

С 2000 г. на территории РФ введен социально-гигиенический мониторинг. Он контролирует состояние здоровья населения и социальные факторы (усл. труда, быта, климатич.усл., качество питания, качество водоснабжения).

Организация контроля состояния окр.ср. в регионе возложена на местные органы фед.службы по экологич, технологич. и атомному надзору.

С 1999 г. в РФ введены стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окр.ср.».Основные требования к СУОС предприятия:

1. Разработка руководством орг-ции экологической политики, соответствующей характеру, масштабам деят-ти орг-ции.

2. Планирование работ по охране окр.среды

3. Обеспечение внедрения и функционирования СУОС путем создания ее структуры

4. Проведение проверок и корректирующих действий для обеспечения СУОС

5. Анализ функционирования СУОС со стороны руководства

Разработка СУОС не явл-ся обязательной.

 

В.10. Управление ОТ.

ОТ - БЖД в условиях производства, где работники подвержены техногенным опасностям. Это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Эта система включает в себя правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов, воздействующих на человека в процессе труда. ОТ решает задачи: условия труда ни в коем случае не должны причинять вреда здоровью человека, но, к сожалению, ненормальные условия труда приводят к травматизму и профессиональным заболеваниям.

Управление ОТ осуществляется в соответствие с «Основами ОТ РФ». Осуществляется Правительством РФ, МЗ и соц.развития, а также его представителями в территориальных органах. Представители следят за выполнением законодательства по ОТ. В министерствах и ведомствах (федеральных органах испол. власти) для проведения ведомственного управления и контроля в обязательном порядке создаются отделы ОТ.

На любом предприятии существуют системы управления ОТ (СУОТ). В ней участвуют все представители администрации, начиная от мастеров и бригадиров и заканчивая работодателем. Каждый из них в пределах своих должностных обязанностей отвечает за обеспечение здоровых и безопасных условий труда, за соблюдением требований законодательных и нормативных актов по ОТ. Общее руководство осуществляет работодатель. В целях эффективной работы СУОТ работодатель распределяет обязанности по ОТ между должностными лицами.

На предприятии создается служба ОТ или выделяется специалист по ОТ. Он осуществляет след.функции:

1. организует и координирует все работы по ОТ

2. консультирует работодателя по ОТ

3. осуществляет контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов работниками предприятия.

4. проводит анализ состояния условий труда, выявляет причины травматизма и проф. заболеваний

5. разрабатывает мероприятия по предупреждению НС и проф.заболеваний

6. организует работу по аттестации рабочих мест

7. проводит вводный инструктаж

8. оказывает помощь работодателю в орг-ции обучения работников по ОТ

Структура и численность службы ОТ определяется работодателем. Рекомендуется службу ОТ создавать как отдельное подразделение с прямым подчинением работодателю. Работодатель имеет право возложить обязанности инженера по ОТ на любого работника, но только с его согласия и после обучения. Работодатель имеет право пригласить на договорной основе специалиста соответствующей квалификации.

Основные виды контроля ОТ:

· оперативный контроль руководителя и других должностных лиц. Осуществляется администрацией ежедневно на всех уровнях в масштабах подразделений, бригад, групп.

· контроль требований безопасности труда при аттестации раб. мест

· контроль, осуществляемый службой ОТ предприятия

· ведомственный контроль вышестоящих организаций

· контроль, осуществляемый органами гос. надзора

Особая роль принадлежит мастерам и бригадирам. Они обязаны до начала работ проконтролировать рабочие места, а в процессе работ следить и предупреждать о нарушениях правил ОТ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...