Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Костюм и его составляющие. Искусство проектирования костюма.

Костюм и его составляющие. Искусство проектирования костюма.

1. Архитектоника, костюм, форма, силуэт, статика и динамика, симметрия и асимметрия, ритм.

Задание № 2 – Силуэт костюма. Найти простые геометрические фигуры в силуэтах исторических костюмов.

1. Подобрать репродукции исторических костюмов, разных эпох и народов.

2. Проанализировать какие формы геометрических предметов прослеживаются в силуэтах костюма (прямоугольник, овал, ромб, трапеция, треугольник, круг, песочные часы и т.д.).

3. Подобрать, виды геометрических форм одежды в современном костюме.

 

Задание № 3 – Анализ пропорций народного костюма губерний России. Крой. Аналоги в современном костюме.

1. Женский костюм Воронежской губернии.

Задание № 4 – Объемно – пространственное задание. Макетирование природной формы.

 

1. Выбрать репродукцию природного элемента (цветы, ракушки,)

2. Выполнить зарисовку выбранного объекта.

3. Выполнить эскизную стилизацию зарисовки, выбранного объекта. Варианты стилизации: мягкая, пышная, острая, грубая, надутая, растянутая, гладкая, округлая и т.д. Материал выполнения любой. Размер изображений любой.

4. Зарисовать одну из стилизаций, в костюме на фигуре человека (вид спереди, сзади и с боку). Стилизованный элемент необходимо разместить объемно – пространственно, на костюме или детали костюма (юбка, рукав, воротник.).

5. Макетировать задуманную форму на манекене или на фигуре человека. Для отчета проделанной работы необходимо предоставить, фотографии и зарисовки проделанной работы и этапы поиска необходимой формы. Так же дать текстовое описание или комментарии о ходе работы. Описать материал, из которого выполнен макет и предоставить образец материала. Количество фотографий должно помощь увидеть рецензенту объемно – пространственный объем работы.

Задание № 5 – Фактуры и объемы

1. Найти в печатных изданиях или интернете фотографии и репродукции моделей современных дизайнеров с использованием объемно пространственных решений (складок, драпировок, фактур, интересных членений костюма или определенных образов).

2. Подобрать репродукции моделей или детали одежды с узнаваемыми архитектурным постройкам или архитектурными элементами (дома, мосты, памятники и т.д.).

3. Зарисовать эскизы понравившихся моделей на фигуре человека.

 

Задание № 1 - Определение понятия «архитектоника» и ее роли в области искусств.

Костюм и его составляющие. Искусство проектирования костюма.

 

Архитектоника – художественное выражение структурных закономерностей конструкции предмета (здания, костюма, мебели и т.д.).Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства, обуславливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура, при­кладное и промышленное искусство (дизайн) (в отличие от живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии) не являются искусствами изобразительными, так как, например, здание, машина, кресло, платье и т. п. ничего не изображают в материаль­ном мире. Эту группу пространствен­ных искусств называют «архитектони­ческие искусства». Этот термин выяв­ляет лежащий в их основе формо­образующий принцип, структурную доминанту их художественного языка — эстетически значимое соотношение пластических элементов, из которых строится худо­жественный образ, а также подчерки­вает родство прикладных искусств и дизайна с архитектурой — ведущей в этой группе. В прикладных искусствах и дизайне, как и в архитектуре, архи­тектоническая связь элементов образа независима от какой-либо изобрази­тельной их функции и является глав­ным или единственным выразительным средством.
Особенностью произведений архи­тектонического творчества является существование их в ансамбле. Только в экспозициях, на стендах и в витринах, предметы одежды и мебели, декоративные ткани, фарфоровые и ювелирные изделия, оружие и орудия труда предстают перед нами изолированными друг от друга. В реальной жизни людей все эти вещи функционируют не как выставочные экспонаты, а как предметы, удовлетворяющие разнообразные практические потребности, и потому тесная взаимосвязь, сплетенность этих потребностей обуславливает соответствующую связь, ансамблевое существование служащих им вещей.
Потреб­ность в вещах, помогающих организовать быт, труд, общение людей, однородна, а сами вещи по своей структуре близки друг другу: все они, например, от архитектурного сооружения до небольших аксессуаров к костюму, являются вещами, т. е. сущест­вуют для удовлетворения практических и духовных, утилитарных и эстетических потребностей человека.
В группе архи­тектонических искусств наблюдается самое широкое разнообразие исполь­зуемых материалов. Все вещественные материалы, которые человек находит в природе и которые дает ему производство, становятся объектами эстетической обработки в архитектуре, прикладных искусствах и дизайне.
В качестве разных видов архитектонического творчества выделяют искусство орнаментации, которое создает художественное оформление плоскости (иногда самостоятельной, как декоративная ткань, кружево, ковер, а иногда являющейся элементом архитектурных сооружений, предметов мебели, посуды и т. д.), и прикладное искусство, которое создает трехмерные объемные пластические объекты. Третьим же видом архитектонического творчества, параллельным графике в ряду изобразительных искусств, является искусств о книги.
Следует так же заметить, что сфера деятельности каждого названного вида архитектонического творчества расширяется благодаря техническому прогрессу: так, рядом с прикладным искусством развивается и утверждается искусство промышленное (дизайн), искусство орнаментации, основанное некогда на ручном способе нанесения узора самим художником, сменилось проектированием орнамента для его машинного исполнения в любом количестве абсолютно идентичных повторений, искусство рукописной книги, имевшее центральным звеном каллиграфию, заменено искусством художественного проектирования печатной книги.
Ряд разновидностей прикладного и промышленного искусств сближает их, с одной стороны, с искусством орнаментации, а с другой – с архитектурой. Первой такой разновидностью является художественное конструирование одежды. Создаваемая из ткани, чаще всего так или иначе орнаментированной, одежда говорит, однако, на языке объемных, трехмерных пластических и цветовых отношений, что и позволяет рассматривать ее как особую разновидность прикладного и промышленного искусств. С ней соприкасается вторая их разновидность – ювелирное искусство, своеобразие которого определяется и используемыми в нем материалами, и миниатюрностью изделий, и их специфическими функциями, и их относительной независимостью от одежды. Третья разновидность прикладного и промышленного искусств – художественно-конструируемая «утварь», сюда относится все многообразие орудий и инструментов практической жизнедеятельности (имеется в виду бытовая и культовая посуда, оружие, производственные инструменты, приборы и т. д.), которые следует отличать от вещей иного типа – обстановки интерьера.

Четвертой разновидностью прикладного и промышленного искусств, является художественно-конструируемая обстановка интерьера, включающая в себя мебель и промышленное оборудование.
Центральный вид архитектонического творчества – архитектура, которая в свою очередь может быть разделена на три относительно самостоятельные разновидности: зодчество, архитектура малых форм и архитектура крупных форм. Кроме того, выделяют следующие виды архитектонического творчества: архитектуру средств передвижения, садово-парковое искусство, градостроительство. В ряду форм архитектонического творчества, интегрируемых градостроительным искусством, следует выделить искусство водной архитектуры, искусство фейерверка и искусство динамической световой рекламы.
Таблица – 1 Виды и разновидности архитектонического творчества

Все архитектонические искусства являются бифункциональными. Это относится и ко всем прикладным искусствам, у которых художественная функция является не единственной, а выступает рядом с функцией утилитарной.Костюм не может быть подлинно красивым, если в нем нарушена внутренняя логика строения форм его части не составляют единого по принципу функциональной и эстетической целесообразности.
Изобразительные искусства — моно­функциональные.
В архитектонических и изобразитель­ных сферах творчества соотношение утилитарной и художественной функций подвижно, изменчиво. Причем между этими сферами творчества существует принципиальное различие, которое со­стоит в том, что удельный вес моно и бифункциональности в них прямо противоположен. В живописи, графике, скульптуре доля бифункциональности сравнительно мала, а в архитектони­ческих— столь же незначительная доля декоративных, монофункциональных. Показателен тот момент, что эти последние возникают здесь вообще только в процессе утраты некоторыми видами архитектонических искусств их первоначальной утилитарности (напри­мер, вышивка в народном костюме утратила свой первоначальный символи­ческий смысл, став декором в костю­ме).
Сочетание художественной функции с функцией утилитарной имеет место во всех областях искусства. Мир ис­кусства не изолирован, а тесно связан с другими, нехудожественными по своей природе областями культуры. Качественное отличие художественного творчества от других форм деятельно­сти не исключает, а предполагает их взаимосвязь. Выражением этой связи являются прикладные (бифункциональ­ные), утилитарно-художественные ис­кусства. Функция произведений при­кладного и промышленного искусств должна быть ясно выражена, и в соответствии с этим оцениваются и их эстетические качества.

^ 2. Костюм и его составляющие. Искусство проектирования костюма.

Важнейшей составной частью пред­метного мира является костюм — средство эстетического воспитания личности. Выразительный, образно решенный кос­тюм способствует раскрытию внутрен­него богатства человека, его индиви­дуальных достоинств.

Костюм — образно решенный ан­самбль, в центре внимания которого — человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстети­ческую функцию.

Одежда — системаматериальныхоболочек, искусственный покров тела человека, защищающий его от неблаго­приятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым про­явлением индивидуальности человека, эпохи.

Обувь — покров стопы или и голени ноги человека, защищающий от внешних механических и температурных воздействий, обеспечивающий удобствопередвижения и выполняющий наряду с утилитарной эстетическую функцию.

Аксессуары — дополнения к костю­му — шарф, косынка, платок, головной убор, галстук, перчатки, сумка, коше­лек, пояс-ремень, зонт, чулки и т. п. Сумку, пояс-ремень, кошелек, пер­чатки и т. п. называют галантереей.В понятие «галантерейные» или «кожевенно-галантерейные» изделия (как и швейные, текстильные, трикотажные, меховые и другие изделия) вкладывает­ся смысл, определяющий ассортимент изделий, вырабатываемых из тех или иных материалов.

Костюм — особый объект творческой деятельности художника. Искусство соз­дания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, опре­деленных навыков. Для создания кос­тюма (одежды, обуви, аксессуаров) используются самые разнообразные материалы, наделенные различными художественными качествами — цветом, фактурой, структурой, рисунком.Разрабатывают материалы специалисты широкого диапазона — текстильщики, трикотажники, кожевенники, меховщи­ки, химики и др. Из материалов соз­даются объемные, трехмерные пластич­ные формы платья, ботинок, шляп, сумок и т. п. Создавая костюм как художественный ансамбль, взаимосвя­зывая, согласовывая элементы компо­зиции в органическое, единое целое, художник по костюму решает также вопрос тонально-цветовых соотноше­ний, сочетаний. Таким образом, худож­ник по костюму — это и скульптор, и живописец, и график. Немаловажную роль в формировании многогранного специалиста играет также овладение технологическим (портновским) мастерством.
Проектирование одежды — процесс создания нового образца одежды с
заданными свойствами включает исследование, создание эскизов, макетов и моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов. На основе проведенных предпроектных исследований и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая воплощается, прежде всего, в образе. Образ рождается либо на бумаге при создании эскиза и воплощается в макет, затем в модель, либо при работе непосредственно с материалом в процессе макетирования, и макет воплощается в модель.

Костюм— художественно решен­ный ансамбль, несущий определенную идею (замысел), образное содержание, структуру, обусловленные назначением. Ансамбль костюма характеризуется строгой взаимоподчиненностью его составляющих с образом человека кон­кретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой — интерьером или экстерьером. Комп­лект — это набор элементов костюма, объединенный стилевым единством и определенными признаками — матери­алом, назначением, цветом. Предметы, составляющие комплект, равнозначны, взаимозаменяемы, что и отличает ком­плект от ансамбля.
Продуктом деятельности создателя костюма является модель (образец). По своему характеру различают моде­ли-идеи (выставочные, перспективные, уникальные) и промышленные модели.
У каждого художника идея новой модели, коллекции зарождается по-своему.
Промышленным образцом признает­ся новое художественно-конструктор­ское решение изделия, определяю­щее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положи­тельный экономический эффект.
Всегда создание принципиально но­вого немыслимо без вдохновения, которое приходит только в резуль­тате постоянного поиска.
Рождение новой коллекции —это процесс поиска, находок и отбора. Коллекция — это серия моделей опре­деленного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала.

Стиль в искусстве — исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного со­держания искусства.

В модель-идею автор вкладывает свое творческое мастерство, талант художника, свой почерк создателя по-новому решенной, порой уникальной, единич­ной, неповторимой вещи. Эти модели могут быть более трудоемкими по срав­нению с обычными моделями, усложнен­ной конструкции, с увеличенным рас­ходом материала, с введением ручных технологических операций изготовления и отделки (например, ручная вышивка) и т. п. Такие единичные модели, соз­данные на высоком художественном уровне, являются произведениями при­кладного искусства.
На основе моделей-идей порой рож­даются, создаются целые коллекции — направляющие, промышленные и др.
Композиционно-конструктивно отра­ботанные и технологически совершенные промышленные модели, являясь объектом деятельности дизайнера, соз­даются с учетом производственных и других возможностей для внедрения и тиражирования в условиях предприя­тия.
Некоторые специалисты считают художника-модельера оформителем, который занимается внешним украше­нием готовой вещи, формы, созданной без его участия. В действительности это далеко не так. Художник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как опре­делится конструкция. Природа «эстети­ческого» не лежит на поверхности явлений, предметов, а взаимосвязана с практической деятельностью создателя и функционально-технической структу­рой изделия.
Красота промышленного образца рас­сматривается как особый, исторически
выработанный и непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи (предмета, изделия). У каждого художника идея нового (модели, коллекции) зарож­дается в результате постоянного и кро­потливого труда.
Деятельность художника в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам твор­чества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку кос­тюм и человек — неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным, т. е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладывают­ся создателем уже в его первоначаль­ный замысел. Вместе с тем костюм быстротечен по сравнению с произведе­ниями живописи, скульптуры, архитек­туры и т. п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно.

^ 3. Метрическая и ритмическая композиция костюма.

Ритм — это закономерное чередова­ние соизмеримых или чувственно ощутимых элементов формы. Ритм присущ различным явлениям и формам при­роды, трудовым процессам, произведе­ниям искусства и т. д. Ритмическое строение свойственно всему живому, растущему, движущемуся.

рис. 1 убывающий ритм членений в структуре листа и ветки, строение раковины

Закономерное чередование объемов, членений, площадей, деталей, линий, отношения — кон­траст, нюанс, равенство, пропорции — все это используется в разнообразных ритмических построениях в качестве специфических средств композиции и сообщает образной характеристике костюма различную эмоциональную окрас­ку.
Ритм в композиции костюма является од­ним из средств связи всех частей формы, составляющих костюм. Сила связи, создаваемая ритмом, более значительна, чем всех других связей, и может распространяться не только на одежду, но и на ее дополнения, взятые в комплекте или в ансамбле с ней.
Характерным признаком ритма является повторность элементов формы и интервалов между ними, объединенных по признакам тожде­ства или сходства в определен­ную ясно выраженную, закономер­ность.
Простейшей закономерностью, на основе которой строится повторность форм и интервалов, является равен­ство форм и интервалов, т. е. повто­рение одинаковых форм через рав­ные интервалы.Такой порядок расположения форм или элементов форм называет­ся метрическим порядком;это неоднократное, с одина­ковым интервалом повторение какого-либо элемента. Метрический повтор выражает покой, равновесие, присущ, прежде всего, статичной композиции. Метрический строй композиции опре­деляется в большинстве случаев функциональными особенностями предмета и его конструкцией (например, много­кратной повторяемостью его функциональной части — расположение пуговицв застежке пальто, блочек — в за­стежке обуви и др.). Метрические пов­торы могут быть представлены по-раз­ному — повторение равных форм, (элементов) через равные интервалы, повторение равных форм, где интервалом является граница членения фор­мы, радиальное расположение (повторение) форм.


рис. 2 простой ритм – метрический повтор

В отличие от метрического повтора закономерность ритма выражается в постепенных количественных изменени­ях в ряду чередующихся элементов — в нарастании или убывании чередова­ний объема или площади, в сгущенияхили разрежениях структуры, силы тона и т. п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Ритм задает форме активное компо­зиционное движение, связан с проявле­нием динамичности и с композицион­ным равновесием. В том и другом случае мы имеем повторность форм и ин­тервалов.
Закономерности рит­ма могут быть представлены по четы­рем основным схемам: чередование равных элементов при изменении ин­тервалов между ними (возрастают или убывают); элементы формы возраста­ют или убывают, а интервал не меня­ется; возрастают или убывают и эле­менты формы и интервалы между ни­ми; элементы формы и интервалы возрастают или убывают при их радиальном расположении.

рис. 3 виды сложных ритмов
Понятие метрической и ритмической закономерности применимо и к простейшим геометрическим формам, в строении которых нет признаков ряда. Метрическое строение имеют прямая линия, плоскость, цилиндрическая и шаровая поверхности, все участки ко­торых равны друг другу. Кривые кони­ческого сечения — эллипс, парабола, гипербола — можно отнести к динами­ческим кривым, как и все виды поверх­ности, образованные на их основе.
В моделировании на этих основах ритма может быть решено бесчислен­ное множество различных порядков. Но нужно помнить о том, что метри­ческий порядок следует использо­вать умеренно, потому что частое повторение одинаковых элементов приводит к монотонности, однооб­разию.
Ритм кроме своего свойства объ­единять части формы обладает еще и свойством создавать зрительную динамику (движение), так как он создает формы различной значимос­ти и активности.
Ритмического построения элемен­тов формы можно достичь, исполь­зуя различные решения симметрии фигуры человека. Ритмического по­вторения элементов формы на основе симметрии можно добиться, исполь­зуя линии силуэта, деталей одежды, декоративных отделок, их фактуру, цвет и др.
Ритмическое построение может быть осуществлено с учетом всех свойств первичных элементов формы одежды и ее дополнений. Например, в платье с пелериной связь пелерины с юбкой основана на ритмическом повторении объемных форм с изме­нением их величины от большей к меньшей.
Характер построения ритма в кос­тюме может вызывать различную степень зрительного движения (ди­намики) формы, которое может быть замедленным, плавным, быстрым, скачкообразным, может оставаться замкнутым в пределах одной органи­зованной формы и выходить за ее пределы в другие организованные формы, в целом составляющие кос­тюм.
Метр и ритм могут сочетаться в од­ном предмете.
Из всего разнообразияметро-ритмических рядов художник вы­бирает те, которые отвечают сущности предметов, ансамблю, придавая им статическое или динамическое выраже­ние.

Форму костюма следует рассматривать как объемно-пространственную характеристику предметов.
Важное значение приобретает силуэт в связи с развитием моды, так как для моды на определенном отрезке времени характерны определенные формы и, следовательно, силуэты одежды. Таким образом, силуэт является средством выражения моды, он дает возможность определить характерные изменения моды в костюме за определенный период времени.
Силуэт представляет собой рамку, в пределах которой решается одежда.
Для более точной характеристики силуэта его сравнивают с теми или иными гео-метрическими фигурами:
• прямоугольный;
• трапециевидный;
• овальный;
• в виде двух треугольников с усеченными вершинами.

<="" l=""> <="" e=""> <="" r="">

Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Вместе с тем силуэт дает четкое представление об объемности одежды, так как он является проекцией объемной формы одежды на плоскость. Силуэт характеризует форму костюма.

Статика и динамика

 

Симметрия и асимметрия.

Задание № 2 – Силуэт костюма. Найти простые геометрические фигуры в силуэтах исторических костюмов.

Простые геометрические фигуры.

Фигуры в силуэтах исторических костюмов.

Задание № 3 – Анализ пропорций народного костюма губерний России. Крой. Аналоги в современном костюме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...