Порядок ликвидации юридического лица
Современные реалии диктуют новые условия для предпринимательской деятельности. Многие предприятия оказались неприбыльными и не имеют перспектив для восстановления рентабельности в долгосрочном периоде. В большинстве случаев продолжение деятельности является невозможным, и собственники принимают решение о ликвидации. В целом можно сказать, что причин для принятия решения о добровольной ликвидации множество. Полный перечень таких оснований специально не оговорен в законодательстве, и это положение является разумным, ведь жизнь весьма стремительна и динамична. Невозможно предугадать, какие основания могут явиться причиной для принятия участниками (учредителями) подобного решения. Среди множества оснований для добровольной ликвидации юридического лица можно сформулировать наиболее часто встречающиеся: - потеря интереса собственников к деятельности, осуществляемой организацией (как правило, в совокупности с невозможностью продать бизнес); - убыточность (нерентабельность) финансово-хозяйственной деятельности; - окончание срока, на который была создана организация; - достижение целей, ради которых была создана организация; - состояние чистых активов хозяйственного общества. Ликвидация юридического лица - это весьма непростой и очень трудоемкий процесс. В целом официальная ликвидация организации - это выведение предприятия из государственного реестра. Такая процедура включает в себя аннулирование всех учредительных документов, проведение полной проверки со стороны налоговой инспекции и государственных внебюджетных фондов, уничтожение печати, подшивка документов и сдача их в государственные архивы на постоянное хранение.
Порядок ликвидации обладает своими особенностями и требует детального изучения. Рассмотрим, каким образом можно избежать ошибок при ликвидации юридического лица.
Ликвидация
Сущность ликвидации по смыслу ст. 61 ГК РФ состоит в прекращении юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация может быть добровольной или принудительной. Добровольная ликвидация (ст. 57 Закона N 14-ФЗ) состоит из следующих этапов: - участники Общества принимают решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии; - комиссия ведет деятельность по ликвидации (публикует в печатных изданиях объявления о ликвидации, выявляет кредиторов и получает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризацию и составляет промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяет требования выявленных кредиторов, составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество компании между участниками); - в ЕГРЮЛ вносятся записи о прекращении юридического лица. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, если: - при создании ООО были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер; - деятельность ООО осуществляется без лицензии; - деятельность ООО запрещена законодательством Российской Федерации; - деятельность ООО осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Положения ст. ст. 62 и 63 ГК РФ фактически устанавливают порядок действий по ликвидации организации. В первую очередь, на основании п. 1 ст. 62 ГК РФ участники должны сообщить о начале ликвидации в уполномоченный государственный орган (ФНС России с 1 июля 2002 г. вносит записи о создании, реорганизации и ликвидации компаний в ЕГРЮЛ). Сообщение в государственный орган о начале ликвидации производится по форме N Р15001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Порядок заполнения формы приведен в Методических разъяснениях, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
Известить соответствующий орган участники ООО должны в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации. Решив ликвидировать ООО, его участники должны назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора). О создании такой комиссии также нужно уведомить регистрирующий орган (по форме N Р15002, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 439). В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ как только ликвидационная комиссия назначена, к ней переходят полномочия по управлению делами организации, в т.ч. выступление в суде от имени ликвидируемой организации. Далее применяются правила, установленные ст. 63 ГК РФ. В первую очередь, ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации в журнале. В объявлении необходимо сообщить не только о факте ликвидации ООО, но и о времени, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования к Обществу. Этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации. Особое внимание следует обратить на выбранное издание, в нем должны публиковаться данные о государственной регистрации юридического лица. После того как объявление о ликвидации размещено, ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества ООО и его обязательств. В ее ходе ликвидационная комиссия выявляет всех кредиторов Общества и письменно извещает их о том, что Общество находится в стадии ликвидации. Не следует забывать и об интересах собственников: ликвидационная комиссия должна приложить все усилия для получения дебиторской задолженности. После того как истек срок, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. В нем должны содержаться сведения о составе имущества фирмы и перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Баланс утверждают участники ООО, а далее он представляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением по форме N Р15003, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 439.
Очередность выполнения требований кредиторов установлена п. 1 ст. 64 ГК РФ: - в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; - во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; - в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; - в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Хочется отметить, что юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, оно обязано правильно и своевременно начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством). Вместе с тем основной целью организации становится окончание своей деятельности. При этом сделки, совершаемые юридическим лицом в этот период, должны быть направлены на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами.
Ликвидационный баланс
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами. Однако если ликвидационный баланс не позволяет сделать вывод о том, что все расчеты с кредиторами завершены, требования Общества к регистрирующему органу о выдаче свидетельства о ликвидации юридического лица в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения его деятельности не будут удовлетворены. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, после завершения расчетов с кредиторами. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 57 Конституции РФ и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов. Данная обязанность согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ. Срок заявления требований кредиторами устанавливается ликвидационной комиссией и не может быть менее двух месяцев (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Пункты 2 и 5 ст. 63 ГК РФ предусматривают последовательное составление двух ликвидационных балансов - промежуточного и окончательного. Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого юридического лица на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявлять к нему требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а должники могут оспаривать предъявленные к ним претензии; споры решаются в судебном порядке. Достоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, чрезвычайно важна, т.к. данная информация отражает имущественное и финансовое положение юридического лица после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельности ликвидационной комиссии, в т.ч. о взыскании и реализации имущества юридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания. Таким образом, неправомерно игнорирование ликвидируемыми юридическими лицами отдельных требований кредиторов при составлении ликвидационного баланса.
Распределение имущества
В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Таким образом, после удовлетворения требований кредиторов составляется ликвидационный баланс, утверждаемый участниками ООО. Данный баланс является последним за время существования ликвидируемого Общества, и в нем фактически содержится информация об имуществе Общества до расчетов с учредителями.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на него или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Следовательно, имущество, оставшееся после погашения долгов, передается участникам Общества. В первую очередь на основании ст. 58 Закона N 14-ФЗ между собственниками распределяется невыплаченная часть прибыли, а затем и все оставшееся имущество организации пропорционально долям в уставном капитале. После распределения имущества между собственниками ООО должно закрыть все свои счета в банках.
Завершение ликвидации
Для завершения процедуры ликвидации в регистрирующий орган представляются следующие документы: - заявление по форме N Р16001, утвержденное Постановлением N 439, подпись руководителя ликвидационной комиссии или ликвидатора в заявлении должна быть заверена нотариусом; - ликвидационный баланс; - квитанция об уплате госпошлины. Государственная пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в форме N Р16001 в качестве заявителя. Помимо указанных документов на практике регистрирующий орган вправе требовать номер и название журнала с объявлением о ликвидации. Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. По окончании ликвидации налоговая инспекция выдает свидетельство о ликвидации юридического лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|