Возможности использования интернета в системе маркетинга на ООО «равис-птицефабрика Сосновская»
3.2 Анализ интернет-маркетинга предприятия ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» Мероприятия по совершенствованию интернет-маркетинга на ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ» Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ маркетинг управление интернет Птицеводство является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей АПК РБ. В современных условиях, когда птицеводство базируется на высокотехнологичном производстве, наиболее значимые резервы его развития сосредоточены на стадии реализации продукции. В связи с этим конкурентоспособными оказываются те птицеводческие предприятия, которые раньше других внедряют современные методы изучения и освоения соответствующих сегментов рынка, т.е. маркетинг. Опыт показывает, что отсутствие маркетинговой стратегии, слабая адаптация процессов производства и реализации продукции к требованиям рынка приводит к ухудшению экономических и финансовых показателей, неэффективному использованию ресурсов и, как следствие, снижению конкурентоспособности предприятий. Несмотря на это, в большинстве птицефабрик страны маркетинговая деятельность не налажена должным образом. Поэтому им пока не удается эффективно решать главную маркетинговую задачу - использование наиболее выгодных возможностей, направленных на привлечение и удержание покупателей. Безусловно, руководители птицефабрик предпринимают шаги по укреплению своих позиций на рынке. Однако из огромного перечня мер пока выполняются лишь некоторые процедуры, связанные с оперативной работой, а также решением частных маркетинговых задач. Тогда как рыночные условия требует формирования в каждой птицефабрике современной маркетинговой стратегии и постоянного её совершенствования.
Целью курсовой работы является исследование и совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии. В качестве объекта исследования выбрано ООО«РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ». 1. ГЛАВА ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность маркетинга, его цели и задачи
Ма́рке́тинг (от англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> marketing - продажа, торговля на рынке) - это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.[2] Маркетинг играет ключевую роль в системе управления, планирования и реализации предпринимательской деятельности предприятия. Первые элементы маркетинга применялись в Японии в середине XVII в. До этого периода существовали различные формы натурального обмена товарами. Позже получили развитие такие элементы маркетинговой деятельности, как реклама, цена, сбыт, продвижение, сервисное обслуживание и т. д. Основные инструменты маркетинга (исследование рынка, анализ цен, организация сервисной политики) были предложены во второй половине XIX в. американскими учеными. В период с 1910 по 1925 г. маркетинговые исследования рынка стали применяться в бизнесе. Для этого на фирмах организовывались отделы по изучению рынка, затем начали появляться первые публикации, в которых делались попытки формирования основ маркетинга как искусства управлять сбытом. В 1926 г. в США была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы, на базе которой позже было создано Американское общество маркетинга, переименованное в 1973 г. в Американскую ассоциацию маркетинга.
Вторая мировая война способствовала развитию массового производства, что в свою очередь привело к формированию новых подходов в управлении производством. В этих условиях повышается роль сбытовой политики предприятия и меняется маркетинговая концепция. Начиная с 1948 г. маркетинг стал рассматриваться как один из видов хозяйственной деятельности, который направляет поток товаров и услуг от производителя к конечному потребителю. Маркетинг создавался и развивался под влиянием монополий, которые требовали более масштабного и глубокого исследования рынка. В 1960 г. известным маркетологом Джерома Маккарти была предложена модель, поясняющая содержание маркетинга (модель “четырех Р”). В ней выделялось четыре основных элемента маркетинга: товар (product), цена (price), сбыт (place), реклама-стимулирование (promotion). Эта модель положила начало теоретическим исследованиям в области маркетинга, стали организовываться институты и ассоциации маркетинга, которые проводили маркетинговые исследования, формировали терминологию и понятийный аппарат маркетинга. Понятие маркетинга увязывают с любой деятельностью в сфере рынка, при этом ссылаются на происхождение и перевод слова “маркетинг” (от англ. market - рынок, -ing - указывает на активную деятельность). Известный специалист по маркетингу профессор Ф. Котлер считает, что маркетинг представляет собой вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посредством обмена. В 1985 г. Американской ассоциацией маркетинга предложено более широкое толкование этого понятия: “Маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций”. В США и во многих странах Западной Европы в этот период были основаны национальные институты по маркетингу, создана развернутая сеть школ и различных курсов при ассоциациях, университетах и высших учебных заведениях. Существует множество понятий или трактовок сущности маркетинга. Все они могут быть обобщены в две основные группы: классический и современный маркетинг.
Классический маркетинг характеризует маркетинг как предпринимательскую деятельность, которая управляет продвижением товаров от производителя к потребителю с целью удовлетворения потребностей общества. В таком определении главным в маркетинге является физическое перемещение товаров и услуг без учета воздействия на маркетинг органов государственной власти, различных социальных групп и других факторов. Современный маркетинг характеризует маркетинг как деятельность фирмы по разработке, производству и реализации товаров на основе комплексного изучения конъюнктуры рынка и реальных запросов покупателей с целью получения прибыли. Современный маркетинг ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей. Главным моментом в любом определении маркетинга является ориентация фирмы на потребителя. Поэтому в обобщенном виде маркетинг представляет собой процесс планирования производства, ценообразования, продвижения и реализации товаров и услуг с целью удовлетворения потребностей общества как важнейшей задачи органов государственной власти, бизнеса и науки. Для реализации этой важнейшей государственной задачи в маркетинге выделяют конечные и промежуточные цели: • конечные цели направлены на развитие предприятия и укрепление его позиций на рынке (захват некоторой доли рынка; сбыт какого-то объема товаров; получение определенной суммы прибыли и т. д.); • промежуточные цели представляют собой средства, обеспечивающие возможность осуществления конечных целей. Основными задачами маркетинга в реализации конечной и промежуточных целей предприятия являются: • тщательное изучение рынка, спроса, вкусов и желаний потребителей; • приспособление производства к требованиям рынка; • упорядочение рынка, чтобы он стал “прозрачным” и предсказуемым; • ограничение стихийности рынка путем регулирования рыночных процессов; • воздействие на рынок и общественный спрос в интересах фирмы; • выпуск товаров, отвечающих спросу и удовлетворяющих потребности населения;
• подчинение производства и торговли требованиям рынка; • внедрение научно-обоснованной технологии товародвижения и распределения; • обеспечение эффективной рекламной деятельности предприятия на рынке. Маркетинговая деятельность фирмы в реализации этих задач начинается с информационно-аналитического исследования. На основе этих исследований осуществляется стратегическое и текущее планирование, разрабатывается программа создания и вывода на рынок нового товара, формируются каналы движения товара от производителя к потребителю, организуется рекламная кампания и другие мероприятия по стимулированию сбыта. Маркетинговая деятельность для любого предприятия является основанием для принятия решений о расширении или сокращении объемов производства, модернизации продукции или снятии ее с производства. Эффективный маркетинг позволяет организациям наиболее оптимально увязывать ресурсы предприятия с его целями, а цели - с запросами потребителей. Для реализации стратегических целей и задач выделяют три основных назначения маркетинга: предвидение спроса, управление спросом и удовлетворение спроса.[6] . Предвидение спроса может быть реализовано на основе постоянного изучения потребителей, предлагая им именно то, что они хотят и в чем они нуждаются. . Управление спросом предполагает стимулирование спроса (привлекательное оформление продукта и интенсивная его реклама) и регулирование спроса (устранение скачков в спросе и предложении). . Удовлетворение спроса означает выпуск товаров и оказание услуг, обеспечивающих безопасность, доступность и эффективное послепродажное обслуживание. Главное назначение маркетинга состоит в формировании и постоянном развитии процесса обмена, чтобы сделать этот обмен взаимовыгодным для участвующих в нем партнеров. С учетом этого маркетинг имеет дело с двумя потоками информации. Первый поток - информация о результатах деятельности фирмы и ее внутренней среде. Этот поток характеризует процесс производства и процесс товародвижения. Второй поток - информация о рынке и внешней (окружающей) среде. Этот поток характеризует процесс обмена, т. е. потоки денег и заказов, идущих от потребителей. Маркетинг регулирует движение этих двух потоков таким образом, чтобы обеспечить максимум удовлетворения спроса потребителей и прибылей предприятия (см. рисунок). В зависимости от ситуации на рынке, характера окружающей среды, потенциала фирмы и ее возможностей могут разрабатываться различные маркетинговые мероприятия и программы. С учетом этих особенностей выделяют: рынок продавца, рынок покупателя и сбалансированный рынок.
Рынок продавца имеет место тогда, когда спрос значительно превышает предложение, т. е. в условиях товарного дефицита. Организация сбыта не требует значительных маркетинговых усилий и затрат. В этих условиях фирма ориентируется на свои производственные мощности и производит товар, не учитывающий требования покупателей к качеству, сервису и дизайну.
Рис.1 Система связей маркетинга
Рынок покупателя имеет место в случае избыточного предложения; покупатель имеет возможность выбора и вынуждает производителя обращать внимание на ассортимент, качество, дизайн, условия поставки, до и послепродажное обслуживание покупателя товара. Маркетинговая деятельность в этой ситуации направлена на активное изучение потребностей, исследование внутренней среды и состояния рынка, поведения конкурентов, разработку мероприятий по продвижению и стимулированию сбыта. Сбалансированный рынок предполагает соответствие на товарном рынке между спросом и предложением. В условиях сбалансированного рынка фирма-производитель следует стратегии повышения качества товаров и услуг, изучает их конкурентоспособность, анализирует конкурентные преимущества и постоянно занимается совершенствованием производственной и торгово-сбытовой политики.
Управление маркетингом на предприятии
Ф. Котлер предлагает достаточно развернутое определение: «Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.», а чуть ниже замечает, что «управление маркетингом - это управление спросом» В подтверждение этому приводятся примеры восьми возможных состояний спроса (от отрицательного, через полноценный, до нерационального) и рекомендуемых для каждой из этих рыночных ситуаций действий маркетинга, направленных на изменение или поддержание уровня спроса. Важно отметить, что любые предлагаемые решения должны быть результатом анализа данных предварительных исследований и обработки информационных материалов. Такой подход к делу практически не оставляет места волевым административным решениям и, кроме того, заметно повышает ответственность конкретных «действующих лиц». Управление маркетинговой деятельностью подразумевает решение следующих задач: поиск целевых рынков; проведение маркетинговых исследований; разработка конкурентного продукта; разработка других элементов комплекса маркетинга (назначение цены, выбор методов продвижения продукта и доведение его до потребителя); организация обратных связей с потребителями. Говоря об управлении, не следует путать понятия "управление маркетингом" и "управление службой маркетинга".
Рис. 2. Процесс управления маркетингом[2]
"Управлять маркетингом" означает: ) верно поставить цели маркетинга, т. е. так, чтобы оптимально увязать возможности рыночной ситуации с потенциалом фирмы; ) правильно спланировать все мероприятия маркетинга и эффективно организовать их осуществление для достижения указанных целей; ) своевременно производить оперативное вмешательство в ход маркетинговых процессов в связи с изменяющимися обстоятельствами и ситуацией; ) эффективно контролировать и на основе данных контроля анализировать и оценивать весь ход маркетинга в фирме, подготавливая необходимые коррективы целей, средств и методов маркетинга на будущее; ) стимулировать эффективную работу всего персонала, занятого в маркетинге, для получения максимальной творческой отдачи. Внутри процесса управления лежит более узкая область, которая, по существу, обеспечивает его, - управление службой маркетинга. Переход к рыночной экономике требует создания механизмов урегулирования рыночных процессов как на макро-, так и на микроуровне. Именно это положение предопределяет создание в рамках предприятий новых по форме и содержанию отделов и служб, занимающихся вопросами комплексного исследования рынка для удовлетворения все возрастающих требований потребителей к качеству товаров и услуг, а значит, практического использования маркетинга. Развитие непосредственных горизонтальных связей между предприятиями на основе договоров предопределяет не только увеличение степени свободы в принятии управленческих решений, но и возрастание степени риска в их осуществлении. В этих условиях маркетинговые службы должны брать весь "удар" на себя, занимаясь исследованиями рынка, конкуренции, спроса, потребителей товаров с целью разработки стратегии управления. При выдвижении целей управления важно знать не только конечный результат, но и характер действий, которые приведут к этому результату. В этой связи каждое предложение на сей счет представляется не в одном, а в трех - пяти альтернативных вариантах. Обсуждение этих вариантов среди специалистов-профессионалов позволяет выбрать наиболее оптимальный. Управление маркетингом будет эффективным, если систему сбора информации, проведения рыночных исследований, организации продвижения построить так, чтобы получить больший результат при оптимальных расходах на маркетинг. А это возможно, если управление маркетингом рассматривать как интегрирующую функцию менеджмента, как маркетинг-менеджмент. При этом не стоит смущаться сочетания иностранных слов в данном названии, поскольку вместо слова "управление", которое благополучно использовалось в течение многих десятилетий, в том числе в переводной литературе, стал применяться термин "менеджмент", этот же термин используется также вместо привычного слова "руководство". В организационных структурах отделы кадров сменили свои названия на департаменты управления персоналом. И список таких примеров можно продолжить. Во многом данная ситуация объясняется стремлением приобщиться к рыночной экономике хотя бы таким образом. В маркетинге стали использоваться такие термины, как "промоушн", "контроллинг", "пиаровский проект", "медиа-байер", "паблисити", "РЕ.", "маркетинг-микс" и др. Сложившаяся практика применения ряда терминов, например "менеджмент", уже, безусловно, не предполагает "отката" назад. Однако поскольку термин "менеджмент" плохо сочетается с рядом русских слов, то наряду с использованием данного термина параллельно по-прежнему применяются такие словосочетания, как "управление конфликтами", "управление трудовыми ресурсами", "управление производством" и т. д. Управление маркетингом предполагает также планирование, организацию, мотивацию и контроль в рамках деятельности подразделений службы маркетинга организации, а в случае следования первому уровню применения концепции маркетинга - и выработку и реализацию совместных действий в области маркетинга также всех других служб и подразделений организации. Если говорить о концепции маркетинга и о его влиянии на деятельность организации в целом, то маркетинг следует трактовать как концепцию управления. Если конкретно анализируется "кухня" управления внутри организации, имеющая соответствующую организационную поддержку, то маркетинг следует рассматривать как одну из функций производственно-хозяйственной деятельности организации. В данном смысле маркетинг рассматривается не как управленческая концепция, а как функция производственно-хозяйственной деятельности.
Особенности маркетингового управления на предприятии АПК
Для эффективного планирования и управления бизнесом в сфере агропродовольственного комплекса в условиях жесткой конкуренции, особенно с иностранными товаропроизводителями, и учитывая возможные неблагоприятные погодные условия, сельские товаропроизводители вынуждены внедрять элементы маркетинга в хозяйственную деятельность. Особенностью маркетинга товаров сельскохозяйственного производства (агромаркетинга) является то, что он охватывает следующие стадии исследования: • изучение потребностей и прогнозирование спроса; • изучение ассортиментной политики и разработка производственной программы; • изучение каналов товародвижения и организация сбыта. Наиболее эффективным является применение маркетинга при разработке стратегии сбытовой деятельности, стимулировании сбыта и организации рекламной деятельности. Продукция агропромышленного комплекса многообразна, что обусловливает использование более многочисленных маркетинговых подходов в производстве и распределении по сравнению с маркетингом в торговле и отраслях промышленности. Маркетинг в сфере производства сельскохозяйственной продукции обусловлен некоторыми особенностями, связанными: • с природными условиями производства, урожайностью и интенсивностью использования сельскохозяйственных земель; • значимостью производимого товара, что определяет особые требования к его производству, хранению и транспортировке; • несовпадением времени производства продукции и ее потребления; • сезонным характером производства; • многообразием форм собственности в системе АПК, что предъявляет особые требования к методам маркетинговых исследований; • наличием различных организационно-правовых форм хозяйствования (АО, ООО, колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.); • продолжительностью цикла производства и потребления сельскохозяйственной продукции, осложняющей принятие правильных маркетинговых решений в конкурентной борьбе, удовлетворение запросов потребителей относительно качества товара; • более высокой чувствительностью и восприимчивостью агромаркетинга по сравнению с другими системами маркетинга; • сравнительно невысоким уровнем научных разработок в сфере маркетинговой деятельности. Система агромаркетинга включает в себя комплекс рыночных отношений и информационных потоков для установления связей с рынками сбыта. В качестве управляемой системы выступает маркетинговая среда, которая может быть условно подразделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя микросреда агромаркетинга включает элементы постоянной работы с поставщиками, конкурентами, транспортными и финансово-кредитными организациями, которая управляется руководством предприятия. Внешняя макросреда представляет собой совокупность факторов, оказывающих более масштабное воздействие на деятельность предприятия и другие элементы макросреды. Это экономические, правовые, технические, природно-климатические и другие факторы. Основной задачей агромаркетинга является активное воздействие на развитие спроса на продукцию предприятий АПК. Управление агромаркетингом означает широкий комплекс стратегических и тактических мер, направленных на эффективное ведение рыночного хозяйства в целях удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с целью достижения устойчивой доходности от результатов хозяйственной деятельности. Функции агромаркетинга заключаются в анализе, прогнозировании, организации, управлении, учете и контроле. С учетом этого выделяют: • аналитическую функцию. Эта функция подразумевает сбор, обработку, систематизацию и изучение информации, анализ сводных показателей по агропромышленному комплексу и выявление их возможных отклонений от плановых, а также изучение и установление путей повышения качества продукции; • функцию прогнозирования. Она предусматривает установление показателей агромаркетинговой деятельности на перспективу, поскольку поведение потребителей сельскохозяйственной продукции носит преимущественно вероятностный характер; • функцию планирования. Эта функция представляет собой формирование целевой программы деятельности и ее обеспечение необходимыми материальными ресурсами. Она предусматривает прогнозирование и планирование различных маркетинговых мероприятий, которые позволят достигнуть более обоснованных результатов; • организационную функцию. Она призвана создать единство и целостность экономической, организационной, технической систем и обеспечивающих это единство подсистем в комплексе агромаркетинга; • функцию управления. Эта функция подразумевает различные виды деятельности по установлению планомерности и пропорциональности в деятельности предприятий. При этом главным следует считать снижение степени неопределенности и риска в хозяйственной деятельности; • функцию учета и контроля. Она обеспечивает организацию контроля действий специалистов и своевременное выявление отклонений от установленных плановых показателей. В маркетинговой деятельности предприятий агропромышленного комплекса, как и в других отраслях экономики, выделяют текущее и стратегическое планирование. Текущее планирование преследует краткосрочные цели и рассчитано на решение оперативных задач при разработке тактических задач. Стратегическое планирование рассчитано на решение долгосрочных целей и выработку механизма для достижения перспективных целей по распределению материальных ресурсов, приспособлению предприятия к внешней среде, эффективному использованию внутренних ресурсов и планированию организационной его деятельности на перспективу. Выбор конкретной агромаркетинговой стратегии может быть связан с использованием различных стандартных программ. Наиболее простая модель - это матрица возможностей по товарам и рынкам, когда для основных элементов агромаркетинговой деятельности используются товар и целевой рынок. При формировании маркетинговой стратегии предприятия АПК чаще всего используют матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) и матрицу М. Портера.[6] 2 ГЛАВА АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «РАВИС-ПТИЦЕФАБРИКА СОСНОВСКАЯ»
Анализ внутренней среды предприятия
ООО «РАВИС - птицефабрика Сосновская» представляет собой интегрированный вертикальный агрохолдинг, специализирующийся на выращивании и переработке мяса птицы. Сегодня агрохолдинг объединяет 10 подразделений: «Равис - птицефабрика Сосновская», Шершневский племрепродуктор первого порядка, Еткульский племрепродуктор первого и второго порядка, отделение «Песчаное» и шесть сельхозпредприятий области, специализирующихся на выращивании крупного рогатого скота, свиней и возведении зерновых, овощных культур. Сосновская птицефабрика «Равис» - это основное подразделение агрохолдинга, обеспечивающее большую долю производимой продукции. Птицефабрика осуществляет инкубирование яйца для получения суточных цыплят, выращивание цыплят-бройлеров, их последующий убой, разделку и глубокую переработку мяса птицы (производство колбасной продукции и мясных полуфабрикатов). Кроме этого, на предприятии имеется подсобное хозяйство, где ведется выращивание свиней. Сегодня агрохолдинг «Равис» также включает в себя шесть сельхозпредприятий области (ООО «Заозерное», ООО «Карсинское», ООО «Уйское», ООО «Белоносовское», ООО «Красное поле», ООО «Заря»), в которых активно занимаются выращиванием крупного рогатого скота (более 10 тыс.голов), возведением зерновых и овощных культур, ведется обработка более 120 тыс. гектаров земли, в подразделениях агрохолдинга также содержится более 7 тыс. голов свиней. Благодаря деятельности этих предприятий, «Равис - птицефабрика Сосновская» частично обеспечивает себя кормовой базой и почти полностью сырьевой (свинина, говядина) для нужд развивающегося колбасного цеха. Птицефабрика находится в северо-западном направлении от города Челябинска. От областного центра расстояние составляет 19 км. Птицефабрика располагается в Сосновском районе, который граничит на севере с Кунашакским, на западе с Аргаяшским, на юго-западе с Чебаркульским, а на юге с Еткульским районами. На востоке граница проходит с городом Челябинском и Красноармейским районом. Птицефабрика оснащена оборудованием мировых производителей “Big Dutchman” и “Roxsell”. Открыта 3-я очередь инкубатора, производительностью 20 млн. штук яйца в год. На ней установлено оборудование бельгийской фирмы Peterstime. Оборудование надёжное, подобное тому, что успешно себя зарекомендовало на предыдущих инкубационных очередях. Это позволит предприятию инкубировать свыше 50 млн. штук яиц в год. Наряду с напольным содержанием цыплят освоена технология выращивания бройлеров с использованием клеточного оборудования, крупнейших европейских производителей, что позволяет увеличивать количество птицы на одних и тех же производственных площадях и получать до 3-х раз больше мяса птицы. На птицефабрике активно внедряются новые технологи, постоянно приобретается современное оборудование, увеличиваются объемы производства, решаются вопросы экономии энергоресурсов. Среди последних нововведений холдинга - открытие нового современного цеха глубокой переработки, установка камеры шоковой заморозки. В дальнейших планах-объединение нескольких этапов производства в единый комплекс, запуск линии по разливу молока.[1] Главной целью ООО «Равис-птицефабрика Сосновская» является обеспечение населения Челябинска, Челябинской области и близ лежащих городов качественной продукцией из мяса птицы. В связи с данной миссией предприятия, определяются его общеорганизационные и специфические цели. Птицефабрика имеет линейно-функциональную структуру управления. Всю полноту власти берёт на себя линейный руководитель, в лице генерального директора. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Свои решения они проводят в жизнь либо через директора, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб исполнителей. Графически организационная структура управления представлена на Рис.2.
Рисунок 1-Структура управления в ООО «Равис» Такая структура управления позволяет более глубоко подготовить решения и планы, связанные со специализацией работников; освобождает директора от глубокого анализа проблем; даёт возможность привлечения консультантов и экспертов. Но в тоже время такая структура имеет и свои недостатки. Такие как отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; недостаточно чёткая ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации. Методы управления Методы управления - это совокупность приёмов и способов воздействия менеджера на объект управления для достижения определённого результата. С их помощью менеджер обеспечивает высокую эффективность производственной деятельности и успешно достигает намеченной цели. В основе методов управления лежат побудительные мотивы работников к высокоэффективному труду, удовлетворение их потребностей и интересов [5]. В практике управления и литературе по менеджменту сложились разные подходы к классификации методов управления. Характеризуя их по определённым критериям (направленность, содержание, организационная форма) выделены следующие группы методов управления: организационно-распорядительные (административные); экономические; социально-психологические. Характерной особенностью организационно-распорядительных методов управления является их прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной производственной обстановке. Организационно-распорядительные методы менеджер использует в форме организационного, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Они основаны на чётком определении прав, обязанностей и ответственности менеджера и его подчинённых, которые изложены в уставе, положениях, инструкциях и функциональных должностных обязанностях, а также на приказах, распоряжениях и директивах вышестоящего органа управления. Экономические методы управления - это совокупность экономических рычагов и механизмов целенаправленного воздействия на объект управления, с помощью которых достигается поставленная цель и эффективные результат. Методы экономического управляющего воздействия призваны обеспечить такую стимулирующую ситуацию, при которой работники материально заинтересованы в достижении целей предприятия и в активном, творческом поиске вариантов лучших организационных решений и высокоэффективного труда. Социально-психологические методы управления - представляют собой совокупность специфических способов воздействия менеджера на формирование и развитие мотивации отдельного работника и трудового коллектива, на личностные отношения и социальные процессы. Практика показывает, что наивысший эффект управленческого воздействия достигается в том случае, если применяется системный подход, когда каждый из указанных методов дополняет и усиливает другие. Используемые формы мотивации труда Существующие формы морального и материального стимулирования на предприятии В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование. Очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей. Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем: ) это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника; ) это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации; ) это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей []. Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности. . Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, депремирование, штрафы и др. Предмет потребности - деньги. . Материальное неденежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким - либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности - набор жизненно важных для объекта материальных благ. Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Существует два вида морального стимулирования - морально-социальное и морально-психологическое. а) Морально-социальные стимулы. Создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др. Стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда. Улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность, дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость. Продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что конечно же делает его заинтересованным в своей работе. б) Морально-психологические стимулы. Признан
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|