Распределение часов по темам программы и видам занятий
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Томский государственный университет» Филиал Томского государственного университета в г. Прокопьевске УТВЕРЖДАЮ Директор ПФ ТГУ _____________Д.В. Воронин «_____» «___________»2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплине ЭТИКА Для специальности ФИЗИКА Форма обучения очная
Курс 1 Семестр 1 Лекции (часы) 36 Экзамен (семестр) Практические занятия (часы) Зачет (семестр) 1 Самостоятельная работа (часы) 34 Всего часов 70
Прокопьевск 2010 РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению учебно-методическим советом Протокол № _____ от «_____» 2010 г. Председатель совета, к.фил.н. Беляков А.А.
СОГЛАСОВАНО зав. кафедрой общественных наук, к.и.н. Воронин Д.В.
Рабочая программа составлена на основании ГОСа по специальности «ФИЗИКА», утвержденного 17.03. 2000г.; Учебного плана, утвержденного
Составитель Воронина Надежда Викторовна – преподаватель
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Изучение основ этики, предлагаемое студентам в 1 семестре, способствует углублению фундаментальных знаний. Этика рассматривается как философская наука, предметом которой является мораль. В то же время этика имеет практическую направленность, ибо нравственность – это особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира, деятельность, обусловленная мировоззрением, формирование норм поведения. Курс связан с другими дисциплинами: философией, культурологией, социологией, психологией. Знания, умения и компетенции, полученные при освоении этики, будут полезными как предшествующие изучению вышеназванных дисциплин, а также для профессиональной деятельности после окончания вуза.
Рабочая программа дисциплины имеет трудоемкость, равную 2 зачетным единицам. Целью курса является знакомство с философскими знаниями в области этики, приобщение к этическим ценностям и практике этического поведения. Задачи курса: - обеспечить изучение фундаментальных достижений мировой этической мысли; - способствовать тому, чтобы этика стала гуманистической основой формирования личности и фактором гражданского образования личности; - способствовать тому, чтобы этика выступала в качестве одного из факторов формирования специалиста, которого отличает не только высокая профессиональная подготовка, но и интеллигентность (общая культура, гражданственная ориентация, приверженность высоким гуманистическим принципам и т.д.) В результате освоения дисциплины студент должен: знать: основные этические категории, владеть элементарными знаниями по истории этики; иметь представление о сущности, назначениях и смысле жизни человека; о духовных ценностях, их значении; сущности и роли морали. уметь: воспринимать и анализировать информацию, высказывать собственное мнение по мировоззренческим проблемам. владеть культурой дискуссий, правилами внутренней и внешней культуры общения и этикета. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1 Предмет этики и история этических учений Тема 1.1 Предмет, специфика, задачи, структура этики Происхождение терминов «этика», «мораль». Предмет и задачи этики. Этика гуманистическая и авторитарная. Структура этики: история этики и морали, теория морали, нормативная этика, прикладная этика. Тема 1.2 Этические учения Древнего Востока Этапы историко-этического процесса. Этические учения Древнего Востока. Этика Древней Индии: влияние на этику особенностей истории, социально-экономического уклада, философия и этика ведического и послеведического периода. Этика Древнего Китая: буддизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, моизм.
Тема 1.3 Этика античности, эпохи Средневековья и Возрождения Эвдемонистическая ориентация этики Античности. Этические учения Сократа, Платона, Аристотеля, Диогена, Эпикура. Христианская этическая концепция Средневековья. Тема 1.4 Этические искания в русской философии. Этическая мысль Нового времени. Этика XX в. Этика Нового времени. И.Кант: теоретический анализ нравственности, категорический императив. Марксистская этика, этические учения А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, экзистенциалистов. Этика благовения перед жизнью А. Швейцера. Этические воззрения русских революционеров-демократов. Этика XX века. Раздел 2 Историческое развитие нравственности Тема 2.1 Генезис морали. Простейшие виды нравственных отношений Биологические предпосылки нравственности. Обычаи, традиции, их отличие от морали. Основные черты простейших нравственных отношений: стабильность, сочетание личного и коллективного, равенство в управлении. Народная нравственность: почитание родителей, женщины-матери, культ мертвых, уважение семьи, трудолюбие, патриотизм и т.д. Тема 2.2 Развитые формы нравственной регуляции. Закономерности в развитии морали Нравы эпохи феодализма. Влияние христианства. Мораль периода Средневековья. Оформление буржуазной морали. Раздел 3 Теоретические проблемы этики Тема 3.1 Сущность, специфика и содержание морали Разные подходы к пониманию морали. Эвдемонизм. Гедонизм. Утилитаризм. Тема 3.2 Свойства морали, противоречия морали Свойства морали: императивность, всепроникновение, противоречивость, обобщенность. Противоречия между моралью общества и личности, между моралью разных времен и народов, между общественным и индивидуальным. Тема 3.3 Структура морали Основные элементы морали: сознание, деятельность, отношения. Моральное сознание: долг, совесть, честь и достоинство. Структура поступка. Тема 3.4 Функции морали Функции морали: гуманизирующая, регулятивная, воспитательная, познавательная, коммуникативная и др. Раздел 4 Высшие нравственные ценности Моральные ценности человека в основных категориях этики. Свобода и ответственность. Добро и зло. Страдание и сострадание. Долг и Совесть. Честь и Достоинство. Смысл жизни и Счастье. Любовь как высшая ценность.
Раздел 5 Прикладная этика Тема 5.1 Экологическая этика Человек и природа: эволюция отношений. Экологическая этика: сущность, предмет, основные задачи и проблемы. От антропоцентризма к биоцентризму. Свобода и морально-экологическая ответственность. Тема 5.2 Биомедицинская этика Право человека на жизнь и право человека на смерть. Проблемы критерия смерти. Нравственные проблемы эвтаназии. Биоэтика и современные биотехнологии. Этические проблемы воспроизводства человеческого потомства. Тема 5.3 Ситуативная этика. Этика и культура общения Этика отношений в отдельных ситуациях; дружба как высшая форма общения; любовь как отношение и влечение; семейные отношения. Этические проблемы виртуальной реальности. Культура и антикультура в общении. Тема 5.4 Этика и этикет Понятие и сущность этикета. Основные принципы этикета: гуманизм, коллективизм, демократизм. История этикета: зарождение и развитие европейского этикета; из истории российского этикета; современный этикет. Основные принципы и нормы этикетной культуры. Правила этикета в конкретных ситуациях. Этикет ведения беседы. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Невербальный язык общения.
Распределение часов по темам программы и видам занятий
Форма контроля: проверка конспектов самостоятельных работ, тестирование, решение ситуационных задач, интерпретация фрагментов текстов, доклады, зачет в конце 1 семестра. Вопросы к зачету по этике для студентов физического факультета 1 курса 1. Понятие этики. Предмет этики 2. Гуманистическая этика. Авторитарная этика. Эвдемонистическая и гедонистическая этики 3. Структура этики 4. Этические воззрения Древнего Востока 5. Этические воззрения буддизма, джайнизма 6. Этика Конфуция и Лао-цзы 7. Этика моизма и легизма 8. Античная этика (общие положения, этика Сократа, Диогена) 9. Этические воззрения Эпикура и Аристотеля 10. Этика нового времени. И. Кант 11. Этические в русской философской мысли в преддверии XX века. Марксистская этика 12. Этические воззрения Артура Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Швейцера 13. Свойства морали и ее противоречия 14. Структура морали 15. Нравственная деятельность. Структура поступка 16. Функции морали 17. Историческое развитие нравственности: отношения людей при родовом строе, обычаи, нормы морали, переход к нравственной регуляции 18. Простейшие виды нравственных отношений, народная нравственность 19. Развитие форм нравственной регуляции в период феодализма. Оформление буржуазной морали 20. Высшие нравственные ценности: любовь как высшая ценность, смысл жизни и счастье, долг и совесть 21. Моральные ценности человека в основных категориях этики: свобода и ответственность, добро и зло, страдание и сострадание 22. Экологическая этика 23. Биомедицинская этика 24. Ситуативная этика. Этика и культура общения 25. История и основные принципы этикета 26. История русского делового этикета 27. Основные правила и нормы этикетной культуры
28. Речевой этикет. Язык невербального общения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|