Основные этапы самостоятельной работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К практическому занятию по разделу «Общая и медицинская генетика» для студентов 1 курса специальности «Медико-профилактическое дело» ТЕМА. Изменчивость и её формы. Мутации
Цель занятия Знать основные формы изменчивости, цитологические и молекулярные основы мутаций. Уметь проанализировать статистические закономерности модификационной изменчивости.
Перечень знаний и практических навыков 1. Знать характерные особенности модификационной и генотипической изменчивости. 2. Знать классификацию мутаций и механизмы их возникновения. 3. На основании знаний механизмов мутаций и этиопатогенеза хромосомных заболеваний, уметь поставить диагноз по кариотипу.
Основные вопросы темы 1. Изменчивость, её виды и значение для медицины. 2. Взаимодействие генотипа и среды, Понятие экспрессивности и пенетрантности. 3. Модификационная изменчивость, роль наследственности и среды в формировании фенотипа. Понятие модификации и нормы реакции. 4. Комбинативная изменчивость, её механизмы и значение. 5. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. 6. Механизмы репарации генетического материала. 7. Мутагенез. Виды мутагенов. Примеры мутаций человека. Контроль исходного уровня знаний ВАРИАНТ 1. 1. Укажите характерные черты геномных мутаций: А - изменение структуры гена, Б- изменение структуры ДНК. В – изменение структуры хромосом, Г – изменение числа хромосом кратно гаплоидному набору. 2. Что называют нормой реакции: А – диапазон модификационной изменчивости, обусловленной генотипом, Б – ненаследуемые изменения фенотипа,
В – диапозон изменений, в пределах которого один и тот же генотип дает разные фенотипы, Г – наследуемые изменения фенотипа.
3. Охарактеризуйте признаки мутации: А – признаки развиваются постепенно, Б – признаки наследуются, В – изменяется только генотип, Г – признаки возникают внезапно.
4. Какое из перечисленных свойств гена в генотипе характеризует его способность реализоваться в фенотипе: А- стабильность, Б – экспрессивность, В – делимость, Г – специфичность.
5. Чем характеризуются полулетальные мутации: А – повышают жизнеспособность организма, Б – вызывают гибель в эмбриональном состоянии, В – понижают жизнеспособность, Г - повышают плодовитость.
ВАРИАНТ 2.
1. Перечислите типы хромосомных аберраций: А – полиплоидия, Б – транскрипция, В – инверсия, Г – трансляция.
2. Назовите заболевания, относящиеся к геномным мутациям: А - гемофилия, Б - синдром Дауна, В – синдром Марфана, Г – синдром Морриса.
3. Что такое трисомия: А – увеличение числа хромосом в кариотипе 3n, кратное гаплоидному набору, Б - увеличение числа хромосом в наборе 2n на одну пару гомологичных хромосом, В – увеличение числа хромосом в наборе 2n на одну хромосому, Г – увеличение числа хромосом в наборе n на одну хромосому.
4. К чему приводят летальные мутации: А - понижают жизнеспособность организма, Б – повышают жизнеспособность организма, В – повышают плодовитость, Г - вызывают смерть в эмбриогенезе.
5. Что такое фенокопии: А – изменения фенотипа, обусловленные действием средовых факторов, не затрагивающих генотип, Б - изменения фенотипа, обусловленные изменением генотипа, В – изменения фенотипа, сходные с мутациями и обусловленные действием средовых факторов, не затрагивающих генотип, Г – изменения фенотипа, обусловленные комбинацией генов.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ.
Изменчивость – одно из важнейших свойств, характеризующих живую материю и обеспечивающих многообразие организмов в процессе эволюционного развития. Проявление всех форм изменчивости обусловлено взаимодействием организма с окружающей средой. Знание модификационной и мутационной изменчивости необходимо врачу любой специальности для понимания причин индивидуальной реакции больных на эндо- или экзогенные факторы и для медико-генетического консультирования. ВИДЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ Модификационная Генотипическая (ненаследственная, (наследственная). фенотипическая).
Комбинативная. Мутационная.
Классификация мутаций по характеру изменения генетического аппарата: a) Геномные мутации – связанные с изменением числа хромосом.
Полиплоидия. Гетероплоидия (анэуплоидия). Кратное увеличение числа Некратный набор хромосом. хромосом в результате - отсутствие хромосомы (моносомия); нарушения мейоза. - добавление хромосомы (трисомия и т.д.) У человека несовместимы с - выпадение пары гомологичных жизнью. хромосом – нулесомия.
Автополиплоидия Аллополиплоидия Умножение хромосом В результате межвидовой гибридизации. одного генома.
Митотическая Мейотическая Незавершенное деление- Нерасхождение хромосом при первом делении мейоза. отсутствие цитокинеза.
Среди анэуплоидных синдромов моносомия по половым хромосомам (синдром Шерешевского - Тернера) – единственная совместимая с жизнью моносомия. в) Хромосомные мутации (аберрации) – перестройка хромосом. Внутрихромосомные: § Делеция (нехватка) – потеря участка хромосомы. § Дупликация (удвоение)- включение лишнего участка. § Инверсия (поворот) – разрыв и переворачивание на 180˚, с изменением последовательности генов. Межхромосомные: § Транслокация – обмен участками между негомологичными хромосомами.
с) Генные или трансгенные мутации – затрагивают структуру гена. Возникают при нарушении последовательности нуклеотидов: замены, вставки, выпадения, потери, поворота и т. д. НО! Если нет репарации, т.е. САМОВОССТАНОЛЕНИЯ ДНК.
Мутон – наименьший участок ДНК, изменение которого приводит к мутации (т. е. Это одна пара нуклеотидов).
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 1. Изучить микропрепараты плодовой мушки дрозофилы, сравнить дикий вид с мутантными формами. Зарисовать исходный тип, бескрылую форму, с вырезкой на крыльях, с желтым телом, изогнутыми щетинками. 2. Проанализировать статистические закономерности модификационной изменчивости. Для выполнения задания использовать семена фасоли.
2.1. Фасоль расположить в порядке увеличения длины семян. С помощью циркуля и миллиметровой линейки измерьте длину каждой фасоли.. Разбейте все варианты на классы, отличающиеся друг от друга на 1 мм, и подсчитайте число семян в каждом классе. Разместить полученные данные в следующем порядке:
1.2. Построить вариационную кривую. Для построения графика на горизонтальной оси отложить через равные промежутки значение варианта, а по вертикали – частоты каждого класса. Затем соединить все точки линиями.
1.3. Вычислить среднюю арифметическую по формуле (М):
или , где P – частота,V – варианта, n – общее число особей, ∑ - знак суммы.
1.4. Вычислить среднеквадратичное отклонение (σ), как меру изменчивости значений вариант по отношению к средней арифметической данного ряда. σ = , где (V-M) – отклонение среднего значения класса от среднеарифметической.
1.5. Вычислить коэффициент вариации (Сv) – относительная величина, позволяющая сравнивать между собой изменчивость признаков в разных совокупностях. Различают небольшое варьирование (0-10%), среднее (11-20%), большое (>21%).
Сv – вычисляется по формуле: Cv= ±σ/M *100%
1.6. Вычислить среднюю ошибку (mM). Этой величиной пользуются при необходимости распространить значение М на всю группу организмов, если число особей данной выборки достаточно и средняя ошибка измерения мала.
mM =
3. Написать выводы, отразив черты сходства и отличия между модификационной и мутационной изменчивостью.
Литература:
1. Биология. Слюсарев А.А., Жукова С.В., - Киев, 1987. – С. 97-99, 123-140. 2. Биология. Ярыгин В.Н.- кн. 1. –М.,2004. – С. 142-146, 177-190, 242-255. 3. Биология. Чебышев Н.В. – М, 2000.- С. 145-168. 4. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: Учебное пособие / Н. В. Чебышев, Ю. К. Богоявленский и др. – М.: Медицина, 2002. – С. 101-111.
Методическое пособие переработано ассистентом кафедры Кривицкой А.Н.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|