Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические характеристики

ПАНОРАМИРОВАНИЕ

 

Вступление

 

Человеческий мозг определяет направление источника звука путем сравнения его относительной громкости в каждом ухе. Он также сравнивает фазу сигнала, т.е. если сигнал достигает правого уха немного раньше, чем левого, то мозг решает, что источник расположен справа. Это можно продемонстрировать, разделив сигнал на две части и задержав одну из них на 10 мс при помощи DDL (цифровой задержки). Если задержанный и незадержанный сигналы панорамировать налево и направо с одинаковым уровенем громкости, то возникнет впечатление, что сигнал приходит из того громкоговорителя, куда подается незадержанный сигнал. Это называется эффектом Хааса или эффектом предшествования.

 

В студийных условиях впечатление стереоперспективы создается путем панорамирования положения источников моно-сигнала в стереопанораме. Изменяя баланс между сигналами, приходящими из левого и правого громкоговорителей, кажущийся источник сигнала можно поместить в любую точку между громкоговорителями.

 

Цель этой главы состоит не в том, чтобы глубоко осветить принципы стерео, но в том, чтобы рассказать о способах обработки сигнала, при помощи которых можно создать впечатление о ширине стереобазы и перемещении источников сигналов внутри стереопанорамы.

 

Простой автоматический регулятор панорамы (autopanner) - это электронный регулятор, управляемый низкочастотным генератором (LFO). Он встречается в устройствах "хорус" и "вибрато".

На вход устройства подается моно-сигнал. Имеется два выхода, между которыми перемещается сигнал. Перемещение происходит повторяющимся, циклическим образом. В пути каждого сигнала имеется усилитель, управляемый напряжением (VCA); оба сигнала питаются от одного генератора. Контрольный сигнал генератора переворачивается по фазе перед тем, как поступить в один из усилителей VCA, поэтому увеличение и уменьшением уровня этого сигнала соответствует уменьшению и увеличению сигнала, поступающего на другой VCA (перевернутый образ).

 

Выходные сигналы с простого автопаннера могут быть подключены в два канала микшерного пульта, ручки панорамы которых повернуты в противоположные стороны (лево и право). Тогда звук будет перемещаться внутри микса вперед и назад вдоль стереобазы. Это было популярным приемом в 60-е годы (например, было использовано Джими Хендриксом); но по современным стандартам это звучит не слишком хорошо. Если осциллятор генерирует низкую частоту, сигнал "лениво" перемещается слева направо. Более высокая частота - скажем, 5-10 Гц - создает эффект Лесли ("камера Лесли" - механический способ создания эффекта "хорус" при помощи размещения вращающихся экранов перед громкоговорителями).

 

Более интересное использование такого автопаннера - перемещать при помощи него эффект "эхо" или "реверберация", оставляя необработанный сигнал на одной и той же позиции. Лучше всего, если перемещение будет происходить в соответствии с темпом музыки, но при помощи простого автопаннера время цикла может быть только приблизительным.

 

Следующее улучшение было достигнуто путем объединения двух цепей панорамирования в одной конструкции. На вход подавался стереосигнал, а каналы как бы менялись местами (с частотой генератора). Однако этот эффект можно всретить только в дорогих моделях.

 

Переключение

 

В настоящее время даже относительно недорогие автопаннеры имеют функцию синхронизации, при помощи которой внешний сигнал (например, ритм-машина) управляет началом перемещения сигнала по стереопанораме (разворачивание). Регулятор LFO устанавливает скорость, с которой происходит перемещение; но после того, как сигнал прошел один цикл (слева направо), второй цикл не начинается до тех пор, пока не поступит следующий переключающий импульс - после чего происходит движение в обратную сторону. В идеале разворачивание должно запускаться от МИДИ - чтобы оно было напрямую синхронизировано с ритм-машиной или секвенсером (без необходимости выделять переключающие импульсы).

 

Автопаннер с функцией синхронизации является более гибким устройством, чем простой автопаннер. Он может быть синхронизован с музыкой. Поскольку разворачивание наступает только тогда, когда пришел переключающий импульс, то можно, например, установить (задать) одно разворачивание на первую четверть в первом такте песни, далее - два разворачивания на первую четверть второго такта. Можно даже запрограммировать панорамирование таким образом, чтобы каждая следующая нота секвенции приходила со стороны, противоположной той, откуда пришла предыдущая. Получается хороший эффект, если панорамировать только возвраты (выходные сигналы), оставляя необработанный сигнал на одном месте.

 

Применение

 

Кроме описанных способов, существует возможность подключить дополнительные процессоры сигналов, чтобы создать новые эффекты. Один из способов состоит в том, чтобы скоммутировать два выхода автопаннера с графическим стереоэквалайзером, после чего установить ручки эквалайзера таким образом, чтобы с его каналов выходили совершенно разные ноты. В то время как автопаннер перемещает сигнал из стороны в сторону, тон (нота) будет меняться, и в зависимости от скорости панорамирования можно создать эффект сдвига фазы, эффект Лесли и т.д. Можно даже поместить оба сигнала в одно и то же место стереопанорамы и создать циклическое изменение тона без движения самого источника.

 

Если пойти дальше, то можно подключить выходы автопаннера к двум разным эффектам. Это позволит переходить с затуханием от одного эффекта к другому (как с перемещением из канала в канал, так и без этого). Например, один выход можно отправить на флэнджер, а второй - на короткое эхо, или оба канала отправить на два флэнджера, каждый из которых имеет свою скорость разворачивания. Получится интересный эффект, панорамируя обработанные звуки в правый и левый каналы, в то время как "сухой" звук остается в центре микса.

 

Если у вас нет автопаннера, вы можете попробовать добиться интересного эффекта при помощи двух цифровых задержек. Сигнал разделен на две части, каждая из которых подается на свою цифровую задержку. Первая задержка имеет фиксированное время задержки (скажем, 10 мс); время задержки второй плавно изменяется от 5 до 15 мс. Если задержанные сигналы панорамировать строго направо и налево (при этом они должны быть одинакового уровня), то возникнет эффект, что звук перемещается из стороны в сторону, причем модулированный сигнал сначала отстает, а потом "ведет" звук по направлению к тому сигналу, который имеет постоянное время задержки. Этот эффект называется "психоакустическое панорамирование". Он основан на принципе Хааса, а не на изменении уровня сигнала.

 

Псевдостерео

 

Кроме помещения сигнала в какую-то точку между громкоговорителями, существуют еще способы создания стереоперспективы, В реальной звуковой среде сигнал смешивается со своими отражениями, и даже если эти отражения слишком коротки, они помогают составить впечатление о положении источника звука. Этот эффект, например, можно воспроизвести при помощи цифрового ревербератора (программа "short room"). Я хочу рассказать о других методах.

 

Как надо обработать моносигнал, чтобы создать впечатление о ширине стереобазы? Используются три канала микшерного пульта. Входной сигнал разделяется на две части. Одна из частей идет в средний канал и панорамируется в центр. Вторая часть сигнала поступает на вход графического эквалайзера, который создает псевдо-случайную частотную характеристику (путем установки чередующихся фейдеров в положение "сильное усиление" и "сильное ослабление" частоты). Выходной сигнал эквалайзера тоже разделен на две части, которые подаются в два других канала пульта; одна из них панорамируется влево, другая - вправо. Кнопка переворота фазы одного из этих сигналов нажата.

В результате сигнал, слышимый справа, является суммой центрального сигнала и одной из частей сигнала с выхода эквалайзера (фаза не перевернута); сигнал, слышимый слева, является разностью центрального сигнала и второй части сигнала с выхода эквалайзера (за счет переворота фазы).

 

На практике это позволяет имитировать взаимодействие прямого и отраженного сигналов. Несмотря на то, что впечатление о положении источника звука в пространстве будет несколько размыто, этот способ создает впечатление о ширине и глубине стереобазы.

Можно вместо графического эквалайзера поключить DDL, при этом установить постоянное время задержки (5-15 мс). Фейдеры должны быть установлены так, чтобы уровни прямого и задержанного сигналов были одинаковы. Сигнал на выходе будет содержать "эффект расчески" цифровой задержки (comb filter effect). Время задержки слишком коротко, чтобы создать эффект реверберации, но оно достаточно длинно, чтобы некоторые частоты изменялись, складывались и вычитались (в соответствии с фазами сигналов).

 

Если изобразить сигнал с таким эффектом в виде графика, то будет видно, что есть серия остроконечных пиков и провалов (отсюда название - "гребенчатый фильтр"). Этот вид фильтра создает тот же эффект, что и графический эквалайзер. Можно добавить неглубокую, медленную модуляцию, чтобы создать впечатление о движении и глубине.

 

Технические характеристики

 

Автопаннер обрабатывает целый сигнал, поэтому он должен охватывать весь спектр аудиочастот, иметь низкий уровень шумов и искажений. Чем больше существует возможностей переключения автопаннера, тем гибче в работе данная модель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...