Запись на мастер-магнитофон (Mastering)
ТЕХНИКА ПРОДЮСИРОВАНИЯ
"Продюсирование" - понятие достаточно гибкое. В настоящее время оно означает разные вещи для разных людей. Строго говоря, продюсер отвечает за коммерческий успех песни, а также наблюдает за процессом записи, что включает проверку, что весь проект не выходит за рамки бюджета. Другими словами, работа продюсера объединяет в себе бизнес и творчество, причем творчество как техническое, так и музыкальное.
В данной книге речь по большей части пойдет о творческих аспектах работы продюсера (хотя даже их трудно перечислить все). Одни продюсеры ограничивают свое участие несколькими подсказками по ходу записи. Другие могут поменять части песни местами, изменить инструментовку или даже участвовать в записи, используя секвенсеры, сэмплеры и т.д. Норма - где-то посередине. Но хороший продюсер всегда должен объективно смотреть на работу и на этом основании принимать музыкальные решения. Существуют продюсеры, которые "забегают" на студию всего на несколько минут в день. Может показаться, что они принимают мало участия в работе, поскольку проводят большую часть времени вне студии. Но это не так.
При работе в студии продюсер должен "иметь подход" к людям. Процесс записи в студии может быть очень стрессовым, нередко возникают вспышки. Способность создать такую атмосферу, в которой и музыкантам, и инженерам работа доставляет радость, имеет громадное значение, которое нельзя недооценивать.
На домашней студии (или маленькой частной студии) инженер и продюсер нередко - одно и то же лицо. Это может иметь как плюсы, так и минусы. Преимущество здесь в том, что продюсеру не приходится долго втолковывать инженеру, что именно он хотел бы услышать. Недостаток - в том, что нередко бывает трудно оставаться объективным, когда постоянно думаешь о технической стороне записи.
При работе группой прежде всего необходимо слушать. Выясните, какие инструменты они собираются использовать и какой эффект они хотят создать. Если имеется демо-запись конкретной песни, послушайте его внимательно. Не имеет значения качество записи: даже если это всего лишь простая запись репетиции, она даст вам представление о структуре песни и инструментовке.
Аранжировка
Цель этой главы - описать несколько хорошо зарекомендовавших себя способов работы, а также рассказать о путях дальнейшего развития. Чем больше времени вы сможете уделить эксперименту, тем более подготовленным вы окажетесь к началу более ответственной работы, которая может неожиданно возникнуть. И помните: не имеет значения, насколько вы опытны; вы всегда должны продолжать учиться новому.
Не существует правильных и неправильных способов написания, аранжировки и записи поп-песни. Однако большинство музыкантов прекрасно видят изъяны в чужой работе. Основные недостатки аранжировки могут состоять в длине отдельных частей песни: длинные и тем самым скучные вступления; куплеты и вступления слишком длинны или слишком коротки; вставки и проигрыши слишком длинны и неинтересны. Это может показаться само собой разумеющимся, но очень много песен были испорчены ведущим рифом, играющим сквозь куплет и припев, или скучной, утомительной последовательностью аккордов, которая повторяется четыре или восемь раз перед каждым припевом. Группа очень легко может впасть в такую ошибку, поскольку музыканты слышат песню не так, как их аудитория.
Другая ошибка, часто встречающаяся в аранжировке - слишком много инструментов играет одновременно. Тем грубее ошибка, когда два или более инструмента занимают одну и ту же часть аудио спектра и играют с одинаковой динамикой. Тогда инструмент становится плохо узнаваемым, не выделяется звучанием из других, что приводит к мутному, "закрытому" саунду. Качество всего микса состоит в том, что слушатель может легко слышать любой инструмент, а не в том, что его подавляет плотная стена звука. Даже хэви-металлическая песня может быть так сделана (хотя, конечно, внушить эту мысль музыкантам не так-то просто).
Рассмотрим пример: две ритм-гитары, обе электрические, обе используют одинаковый эффект "дисторшн". Определенные типы эффекта "дисторшн" при использовании с одной гитарой придают инструменту агрессивный, режущий звук, который будет выделять гитару из общего инструментала. Но не без своих проблем. Прежде всего, приставка "дисторшн" работает аналогично компрессору, поддерживая одинаковый уровень звука. Во-вторых, она добавляет много новых, высокочастотных гармоник, которые могут попасть в те области аудио-спектра, которые заняты другими инструментами, тем самым делая их звучание менее определенным. Если у вас имеются две одинаково звучащие электрогитары с эффектом "дисторшн", они будут сливаться между собой, станут нераспознаваемыми, а из-за наличия большого количества гармоник весь частотный диапазон будет занят прежде, чем вы добавили другие инструменты.
Аналогичные проблемы возникают с синтезированными звуками. Поэтому очень важно найти такую комбинацию тембров, которая не только хорошо звучит, но также оставляет место для других звуков, которые вы собираетесь использовать. Это не всегда так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку большинство синтезаторов содержат пресеты (фабричные наборы тембров), которые были специально разработаны для того, чтобы произвести впечатление на покупателя (ведь в магазине вы пробуете их без аккомпанемента). Вставьте такой пресет в микс: наверняка вы обнаружите, что весь спектр занят им.
Чтобы поместить инструменты в разные части аудио-спектра с минимальным перекрытием по частотам (так, чтобы каждый инструмент был хорошо слышен), продюсеры используют следующий способ: бас-гитара и бас-барабан занимают нижнюю часть спектра, тарелки - самый верх. Таким образом, если вы хотите добавить что-то еще в самый верх (скажем, некий рисунок, играемый секвенсером, с тембром колокольчиков), то имеет смысл не играть четверти в каждом такте на тарелке "райд" в течение всей песни.
Что касается баса и барабанов, то их аранжировкой нужно заняться с самого начала. Ритм является основой для большинства современных поп-песен. Поэтому время, уделенное ритм-секции, должно этому соответствовать. Это касается также синтезаторов, сэмплеров и ритм-машин, и даже обычных инструментов.
Всегда есть соблазн добавить много реверберации на этапе микширования. Но послушайте несколько наиболее удачных поп-песен, и вы увидите, насколько ненавязчива в них реверберация. Часто вполне достаточно "снять сухой край", и не больше.
Звук бас-гитары, как правило, почти не обрабатывают. Немного реверберации добавляется, если использован безладовый инструмент, в особенности в медленных произведениях. Попробуйте убрать низкочастотную составляющую в реверберации путем подключения ревербератора через два свободных канала микшера, и используйте эквалайзер. Это предотвратит "замутнение" басовой области.
Бас почти всегда помещается в центр панорамы, и на то имеются свои причины. Низкочастотные звуки несут основную звуковую энергию, и ее имеет смысл распределить равномерно в оба канала. Кроме того, слишком низкие звуки при перемещении из канала в канал плохо отслеживаются на слух, т.е. слушатель наверняка почти не заметит, что бас перемещается. Исключение из этого правила - басовая партия, сыгранная слэпом, так как из-за наличия достаточного числа высоких частот прием "слэп" позволяет донести аудио-информацию о положении источника звука. Однако помните о распределении звуковой энергии. Лучше всего - поместить бас в центре.
Применение эффекта "хорус" также помогает улучшить звучание безладовой бас-гитары (а иногда даже и обычного инструмента). Глубина модуляции должна быть достаточно низкой (кроме тех случаев, когда вам нужно создать крайне искусственный звук). Если у вас монофоническая приставка "хорус", то вы можете сигнал с ее выхода поместить в одну сторону панорамы, а необработанный звук бас-гитары - в другую. Это создаст впечатление о ширине стереобазы и одновременно сбалансирует звучание баса (более или менее ровно) между двумя громкоговорителями.
Если приставка "хорус" - стереофоническая, то поместите необработанный звук в центр, а оба выхода распределите четко направо и налево. Внимание: некоторые стерео-приставки на самом деле не являются таковыми, а всего лишь имитируют эффект стерео путем инверсирования фазы задержанного сигнала во втором выходе. Это все равно звучит хорошо, однако если правый и левый сигналы суммируются в моно, эффект исчезает, и вы опять остаетесь с одним только "сухим" звуком. Если сомневаетесь - поместите сигналы с обоих выходов в центр панорамы и посмотрите, имеется ли эффект "хорус". Если да, то ваша приставка - настоящая стереофоническая.
Даже если при записи баса уже была применена компрессия, все равно сохраниться некоторая разница в уровнях. Вы можете применить компрессию еще раз при сведении. Однако помните, что чем больше вы компрессируете, тем больше шумы ленты, избежать которых помогает компрессор со встроенным экспандер-гейтом (или отдельный нойз-гейт). Чтобы атака звука была оэнергичней, увеличивайте атаку компрессора, при этом время восстановления должно быть короче, чем время между двумя подряд идущими нотами.
Если на этапе микширования вы не удовлетворены тональными характеристиками баса, то вы можете улучшить звучание при помощи эвкалайзера на консоли либо путем подключения к отдельному эквалайзеру (графическому или параметрическому). Но не нужно слишком стараться: идеально отстроенный басовый звук, звучащий изолированно, не будет звучать так при добавлении других инструментов (и наоборот). Если звук не имеет хорошей атаки, то можно добавить усиления на частотах от 80 до 100 Гц. Но лучше это делать, слушая, как звучит бас с другими инструментами.
Если басовые звуки генерируются синтезатором или берутся с сэмплера, то вряд ли требуется их компрессировать. Однако вам может понадобиться изменить настройку эквалайзера на этапе, когда вы выстроили приблизительное общее звучание. Эффекты "хорус", "флэнджер", "переворот фазы" могут быть добавлены к синтезированному басу точно так же, как это вы сделали бы для обычной бас-гитары.
Звучание барабанов - во многом дело вкуса. Большинство современных синтезированных барабанных звуков имеют сходство с акустической установкой. Принято обрабатывать звуки при помощи компрессора и гейта, чтобы получить отчетливые удары с равной динамикой. Время атаки компрессора должно быть увеличено, чтобы внести необходимую живость в атаку звука.
Если вы используете гейт, то время атаки должно быть минимальным (быстрая атака). Время восстановления подбирается на слух: требуется отрезать все ненужные звоны мембраны. Выравнивание в области 80 Гц добавит атаку звука; подъем в области 6 кГц придаст определенность атаке. Обычно в поп- и рок-музыке требуется получить более острый звук бас-барабана, чем это делается в балладах и медленных стилях. Поэтому всегда надо слушать звучание инструмента в контексте всей песни. Не нужно пытаться создать такое звучание ударных, которое вам больше всего нравится, только потому, что сам по себе этот звук очень хорош, или он звучит хорошо в других стилях. На каждом этапе работы вы должны оценивать, как сочетаются между собой звуки.
Как и в случае с бас-гитарой, не принято добавлять много реверберации в звучание бас-барабана. В зависимости от типа музыки, установка ревербератора в режимы "short room" или "gated" может сделать звучание бас-барабана более эффектным. Как и бас-гитара, бочка является низкочастотным инструментом, а значит, несет много энергии, поэтому ее тоже помещают в центр панорамы.
Малый барабан звучит интересно, если каждый из звуков (низ и верх) обработать по-разному. Тип малого барабана, который применялся при записи, будет определять тип звучания, поэтому не следует ожидать получить низкий басовый звук от мелкого барабана-пикколо, так же как и металлическое звучание - от модели с глубоким дном (дерево). Все, что вы должны сделать, - это улучшить то, что уже имеется в записи. Не следует пытаться изменить записанный звук до неузнаваемости. Если запись совершенно не годится, тогда стоит пропустить ее через гейт и использовать для запуска нового звука с сэмплера или ритм-машины. Это легче всего сделать при помощи MIDI-конвертера или гейта, который имеет МИДИ-выход. Если на треке, где записан малый барабан, имеется много посторонних звуков, или если малый барабан записан не на отдельном треке, возможно, вам удастся отделить его при помощи фильтра цепи side chain гейта.
Существует несколько более простых способов для изменения звучания барабана. Например, вы можете использовать pitch shifter, и полученный вами новый звук может использоваться как самостоятельно, так и в паре со старым звуком. (Так было сделано на пластинке Дэвида Боуи "Let's Dance", где к естественному звуку малого барабана был добавлен вариант пониженного звука). Изменять высоту звука надо в пределах нескольких полутонов. Новая (измененная) версия может быть обработана эквалайзером для дальнейших экспериментов.
Если вам нужен более живой, типичный звук малого барабана, то следует применить инхансер, вместо того чтобы подчеркивать верхний край диапазона при помощи эквалайзера.
Существует тенденция создавать "мощное" звучание малого барабана, так, что он звучит скорее как взрыв, чем как барабан. Такого эффекта на удивление легко достичь даже из достаточно мягкого звука обычной ритм-машины или обычного студийного барабана. Чтобы получить взрывной звук, сперва надо сделать его более резонирующим при помощи эквалайзера типа "sweep" на консоли или при помощи внешнего эквалайзера (можно достичь этого даже при помощи дешевого графического эквалайзера). Сделайте максимальное усиление и крутите ручку выбора частоты, слушая при этом, как меняется звучание барабана. На низких частотах звук будет неприятным, как из ящика. Чем выше частота, тем больше он будет напоминать тот звук, с которым вылетает пробка при открывании бутылки шампанского. Дальнейшее повышение частоты даст жесткий электронный звук (что-то среднее между звуком малого барабана и хлопком в ладоши). Решите, какой тип звука вы хотите использовать в качестве основы, и уменьшите усиление, если эффект слишком яркий. Вы даже можете умышленно перегрузить канал микшера до появления искажений, которые добавят энергии в звучание малого барабана, сделают его ярче и агрессивнее. И, наконец, добавьте очень короткий "gated reverb". Уровень эффекта должен быть большим: это даст передний план, взрывной звук.
С другой стороны, стало почти повсеместно принято использовать запись малого барабана для того, чтобы запускать звук с сэмплера, а потом добавлять его в оригинальный звук при микшировании. Чтобы делать это, вы должны использовать либо пороговый ограничитель шума (нойз-гейт) с MIDI-ВЫХОДОМ, либо вырежьте гейтом звук барабана с ленты и подключите выходной сигнал гейта к MIDI-конвертеру. Затем через MIDI-ВЫХОД можно запускать сэмплер или цифровую ритм-машину.
Здесь, как и в предыдущих случаях, применение реверберации - дело вкуса. Рекомендуется установить время не более 1,5 с. Впечатление о громкости звука не достигается просто путем увеличения уровня; должен быть контраст между ударами и тем, что звучит в паузах между ударами. Если все паузы заняты реверберацией, то контраст снизится. Все в целом будет звучать перегруженно, будет потеряна живость. Вот почему здесь применяется "gated reverb": резкое прекращение реверберации создает неожиданный контраст, который производит мощное впечатление.
Томы можно обработать с той же реверберацией, что и малый барабан. Кроме того, вы можете пропустить малый через "gated reverb", а томы - через какую-нибудь обычную программу реверберации. Как вы уже поняли, не существует жестких правил, кроме одного: вы должны создать такое звучание, которое вам нравится. Единственное, чего следует всегда опасаться, - хаоса в миксе. Если вы уже купили себе в студию все мыслимые эффекты, вы скоро обнаружите, что самым главным инструментом в ней является ваше собственное самограничение.
Конечно, существуют случаи, когда вполне применимо смелое использование эффектов и эксперименты с ними. Можно получить несколько очень интересных ритмических рисунков, обрабатывая различные инструменты ударной установки (настоящей или электронной) эффектами цифровой задержки, установив время задержки равным многократно увеличенному темпу песни. Используя эту методику, вы можете получить замысловатые эффекты удваивания, или даже создать триоли на основе простого ритма. Комбинация эффектов может дать еще более поразительные результаты.
Например, вы можете установить параметры DDL как сказано выше, но подать сигнал с его выхода на ревербератор, так что можно будет слышать отраженные звуки как реверберацию. Можно подать сигнал с бас-барабана на DDL, установив очень короткое время задержки и большую величину обратной связи. Это создаст металлическое гудение, которое можно подстроить под остальные инструменты при помощи ручки управления временем задержки. Чем больше обратная связь, тем длиннее гудение. Можно также изменить высоту звука ударных и подать измененный сигнал на ревербератор. Высота отраженных звуков будет иной, чем высота исходных звуков ударных инструментов. Чем больше вы экспериментируете с такими вещами, тем больше откроете маленьких технических хитростей, которые привнесут элемент индивидуальности в вашу продукцию.
Прежде чем перейти к следующему разделу, хочу предупредить: не надо тратить слишком много времени на отстройку и обработку каждого инструмента ритм-секции, поскольку в общей картине они все равно будут звучать по-другому. Всегда есть большой соблазн сделать звучание каждого инструмента по возможности более впечатляющим, вывести его в ближний план; но тогда ничего не останется на дальнем плане, а без этого в музыке не будет ни контраста, ни перспективы.
Обработка вокала
Существует очень мало вокалистов, которые могут управлять динамикой своего пения и поэтому не нуждаются в компрессии. Несмотря на то, что компрессия была применена при записи, вполне возможно, что при микшировании потребуется применить ее опять. Следите, чтобы излишняя компрессия не подтянула шумы ленты. Лучше всего применить гейт или компрессор со встроеннымэкспандер-гейтом. Установите достаточно быстрое время атаки гейта, чтобы не "проглатывались" начала слов. Время восстановления должно быть достаточно длинным, чтобы слова или фразы, которые звучат тише к концу, не обрезались преждевременно. Возможно, что иногда гейт будет включаться, реагируя на звуки вдоха или на фонограмму, которую подавали в наушники вокалисту. Но в девяти случаях из десяти это не требует дополнительной коррекции, поскольку в общей картине этого не будет заметно. Пусть лучше пройдет несколько нежелательных звуков, чем будут постоянно "проглатываться" начала или концы слов.
Эта причина является одной из основных, почему гейт применяется чаще при микшировании, чем при записи. Если неправильно установить параметры гейта при записи, то можно совершенно испортить неплохое исполнение. Использование гейта при сведении, а не при записи дает необходимую свободу действий, а также возможность отрезать при помощи него шумы ленты, которые могут присутствовать.
Применение компрессии не только позволяет сделать пение разборчивым и гармонирующим с остальными инструментами, но и создает эффект ближнего плана, интимности. Если у вас на нескольких треках записаны подпевки, которые вы хотите компрессировать, то сведите их в стереоподгруппу на консоли и включите компрессор в разрыв подгруппы. Вы не сможете управлять компрессией каждого голоса подпевки, но можно будет менять средний уровень подпевок.
Вокал обычно записывают "сухим", поэтому, чтобы создать впечатление о пространстве, при микшировании необходимо добавить некоторое количество реверберации. Однако, если на то нет особых причин, не следует делать слишком много реверберации: это удалит вокал, слова станут неразборчивыми. Отражения заполняют пространство, так же, как и отдельные инструменты. Музыке требуются не только звуки, но и пространство.
Лидер-вокал обычно помещают близко к центру панорамы (впрочем, ничто не мешает здесь экспериментировать). Подпевки разделяются и посылаются в правый и левый каналы, чтобы показать ширину стереобазы. Если ведущий вокал звучит недостаточно сильно, то можно попросить вокалиста спеть еще раз и записать голос на другую дорожку, которую потом можно добавить к первой. Это называется "double tracking" и звучит хорошо, если вокалист способен спеть второй раз точно так же, как в первый. Если ему трудно так сделать, посоветуйте ему при повторном пении пропускать согласные в конце слов. Тогда не будет заметно, что слова кончаются не одновременно.
Если вокалист не может продублировать свое пение, тогда вам потребуется создать искусственный дабл-трек (ADT) при помощи очень короткой задержки (30-60 мс) и медленной, неглубокой модуляции. Применение дабл-трека (искусственного или настоящего) является также хорошим способом уплотнения подпевок. Если обработанные и необработанные звуки разведены в разные стороны, это создает эффект глубины и позволяет добавить реверберацию к задержанным сигналам (тонкое отличие от того, что получается, если добавить ее к исходным голосам).
Если, несмотря ни на что, голоса по-прежнему звучат неясно (из-за плотности остальной фонограммы), вы можете сделать следующее: соберите гитары и синтезаторы в стереоподгруппу, и в разрыв подгруппы включите компрессор. Если управлять компрессором при помощи внешнего сигнала (прямо с выхода микрофона или через точку разрыва), то можно работать с компрессором в режиме "ducker": это сделает возможным автоматическое управление уровнем сигнала в зависимости от уровня вокала. Время атаки должно быть очень быстрым; время восстановления регулируется на слух, чтобы добиться наилучшего восстановления громкости инструментов в конце вокальных фраз. Сигнал должен уменьшаться всего на несколько децибел, тогда контраст между вокалом и аккомпанементом будет нормальным.
ВНИМАНИЕ: никогда не следует таким образом управлять громкостью бас-гитары и барабанов! Это уже будет считаться техническим недостатком фонограммы: уровни все время меняются. Что бы ни происходило, костяк песни должен оставаться неизменным.
Существует довольно очевидный способ увеличить разрыв между сливающимися по звучанию инструментами: ручкой панорамирования развести их в противоположные части картинки. Однако это не является универсальным решением проблемы, так как вы всегда должны оценивать, как фонограмма будет звучать в режиме моно. Лучше сперва убедитесь, что песни хорошо слушается в моно, а затем примените разведение в стерео, чтобы еще улучшить эффект. Помните также, что чем больше реверберации вы применяете, тем менее очевиден будет стерео-эффект: не имеет значения, в какую точку панорамы помещен конкретный инструмент, поскольку отражения будут приходить из правого и левого каналов (кроме тех случаев, когда вы специально (из музыкальных соображений) помещаете его только в один канал).
Записывая вокал, определите, нет ли у вокалиста проблем с шипящими согласными. Если такая проблема существует, то для записи следует использовать вместо дорогого конденсаторного микрофона, берущего весь диапазон, - хороший динамический микрофон с ограниченной чувствительностью к верхнему краю частот. Тогда вам не придется применять ди-эсер. Также возможно свести проблему к минимуму путем небольшого изменения положения микрофона относительно рта вокалиста (чуть выше, ниже, справа или слева).
Важно, чтобы между микрофоном и вокалистом находился экран. Он поможет справиться с другой частой проблемой - "плевками", то есть ударно звучащими звуками "б" и "п". Лучше применить импровизированный экран, а не поролоновый, который обычно входит в комплект микрофона, так как последний, как правило, не годится для этой цели.
Диапазон средних частот
Вокал занимает низкую середину диапазона, но гармоники, от которых зависит разборчивость слов, достигают 3 кГц. Однако не следует делать для этого провал между 200 Гц и 3 кГц. Послушайте аранжировку и удостоверьтесь, что в момент присутствия вокальной партии в фонограмме не происходит ничего такого, чтомогло бы сильно отвлечь слушателя от пения. Именно поэтому до сих пор популярны акустические гитары и электрогитары с одним угольным звукоснимателем (Strats): они дают яркий, определенный звук и при этом не заполнют нижнюю середину аудиоспектра шумом.
По этой же причине клавишные "подклады", в особенности многоголосые стрингс, должны звучать достаточно тихо в миксе, чтобы их воздействие оставалось почти на уровне подсознания. Если они звучат явно, то скорее всего не выполняют своей задачи, применены просто как музыкальный заполнитель, и поглощают промежутки, которые вы должны использовать для создания контраста.
Вам, конечно, уже понятно, что громадное количество ошибок может быть сделано только на этапе аранжировки. Поэтому, прежде чем начинать запись, нужно хорошо все оценить. Вовремя изменить звук инструмента или изменить часть (партию), чтобы оставить место для других - все это может иметь громадное значение для окончательного результата. Иногда достаточно сменить одно обращение аккорда на другое, и звучание становится правильным. Если действовать так, то на этапе сведения ваша работа будет по-пастоящему творческой, а не просто "спасением утопающих".
Помните, что если имеются две одновременно играющие гитары с эффектом "дисторшн", ритм-гитарист должен четко "снимать" аккорды, а не "переезжать" с одного на другой. Такой простой прием превращает мусор в исполнение, полное живости.
Если вы заняты сведением в условиях, когда вы не можете управлять тем, что записано на ленте (например, ремикс), тогда используйте эквалайзер для отстройки сигналов таким образом, чтобы перехлест по частотам был минимальным. Например, вы можете обрезать верх в звуке гитары "дисторшн", чтобы она звучала менее визгливо, или, наоборот, срезать нижнюю границу у гитары, звучащей мутно, или у клавишной партии, чтобы прекратить их "соревнование" с вокалом или бас-гитарой. Можете работать с компрессором в режиме "ducker". Но лучше, если у вас есть возможность сразу правильно снимать звук с источника. На мой взгляд, ценность применения эквалайзера слишном преувеличена, его нужно применять только в тех случаях, когда требуется, чтобы сигнал не звучал естественно. Используйте эквалайзер для того, чтобы сделать хорошие сигналы еще лучше, а не затем, чтобы пытаться спасти плохие.
Если сигналы, записанные на ленту, звучат безжизненно (как это часто бывает в случае прямого включения лидер-гитары или ритм-машины), при этом добавление реверберации не придает им живости, попытайтесь сделать следущее: проиграйте запись данной дорожки через комбик в "живой" комнате, сигнал с усилителя снимайте при помощи микрофона. Если у вас нет свободных дорожек, чтобы записать полученный сигнал, делайте эту операцию прямо во время сведения. В зависимости от положения микрофона и от характеристик помещения, вы получите массу новых звуков, часть которых на первый взгляд могут показаться неприменимыми. Я знаю продюсеров, которым из исходного звука малого барабана обычной ритм-машины таким образом удавалось записать настоящий малый барабан. Экспериментирование - ключ к успеху. Цена его - только время, и если вы работаете в своей домашней студии, вы можете позволить себе эту роскошь.
Помещение в стерео
Уже было сказано, что бас-барабан, бас-гитара, малый барабан и лидер-вокал должны быть помещены близко к центру панорамы. Из этого вы могли заключить, что я являюсь сторонником движения "назад к моно". Но не волнуйтесь: есть еще инструменты, которые хорошо размещаются в стерео.
Синтезаторы являются важной частью современной музыки. Их можно панорамировать в любое место. Помните: панорамирование - это не истинное стерео (многие пуристы говорят, что поп-записи панорамированы моно, а не стерео). Однако именно на панорамировании держится вся современная поп-продукция. Трудно найти записи, где много инструментов записано в настоящем стерео. Пожалуй, единственным исключением является фортепиано: один микрофон снимает басы, второй - верха. Сигналы с этих микрофонов пишутся на разные треки и панораминуются вправо и влево на этапе сведения. Можно сделать иначе: вы можете панорамировать эти сигналы, скажем, влево и по центру, чтобы у фортепиано была меньшая ширина по стерео и явное помещение слева от центра.
Почему необходимо ограничить ширину стереобазы? Дело в том, что фортепиано или ударная установка будут звучать ненатурально, если инструмент занимает весь акустический объем от левого до правого громкоговорителя - несмотря на то, что расстояние между крайними томами в ударной установке дествительно составляет 10 футов, а длина фортепиано - 15 футов. Если немного уменьшить ширину, можно раздвинуть инструменты ближе к краям, что придаст глубину и пространственную градацию вашей записи. Представьте себе, что ваша звуковая сцена - это картина, с шириной и перспективой, и вы не зайдете слишком далеко.
Если какой-то инструмент должен звучать не просто левее или правее, но глубже и вдаль, то тогда надо воссоздать естественную обстановку. Звуки инструмента, находящегося на далеком расстоянии, являются менее яркими, чем те, что находятся близко. Это объясняется тем, что воздух поглощает высокие частоты. Кроме того, количество отраженного звука для них тем больше, чем больше расстояние, и тем самым тише становится основной сигнал. К тому же трудно определить направление на источник.
Чтобы имитировать это в студийный условиях, панорамируйте звук где-то ближе к центру, уменьшите высокие частоты и добавьте реверберацию или задержку. Потом уменьшите уровень сигнала относительно других инструментов. Эффект будет такой, словно звук приходит откуда-то из-за громкоговорителей.
Ревербератор позволяет создать эффект стерео из моно-источника, так как он имитирует естественный способ отражения сигнала в реальном помещении. Даже короткая реверберация, которая настолько мала, что на слух почти не заметна, помогает создать иллюзию реального звука в реальном пространстве. Это особенно важно для синтезированных, сэмплированных звуков и ритм-машин, в спектре которых нет естественного окружения.
Многоголосые звуки стрингс могут быть далее обработаны путем добавления "хоруса" и панорамирования выходного сигнала в одну сторону панорамы, а необработанного сигнала - в другую. Это создает сдвиг задержки, что непосредственно имитирует то, как мы слышим передвигающийся источник сигнала. Создается полное впечатление перемещения. Далее, применение модуляции позволяет имитировать игру одной и той же партии двумя инструментами, причем существует небольшая разница в настройке и времени извлечения звука. Создается иллюция, что несколько инструментов играют в унисон, поэтому эти эффекты носят название "хорус". Между прочим, похожий эффект (но звучащий гораздо более натурально) можно получить при помощи гармонайзера, который создает вносит расстройку в копию исходного звука.
Запись на мастер-магнитофон (Mastering)
Когда вы считаете, что микс готов, не начинайте мастеринг сразу. Сделайте перерыв, послушайте несколько записей в том же стиле, что та песня, над которой вы работаете. Это поможет восстановить чувство перспективы, даст вашим ушам возможность заново адаптироваться к реальности. После этого можно опять слушать микс. Возможно, вы обнаружите, что в нем имеется две-три явные проблемы, которые вы до сих пор не обнаружили и которые остались бы в записи, если бы вы сразу после сведения начали запись на мастер-ленту.
После окончания надо послушать сведенную запись на других системах (включая автомобильную аудитехнику и высококачественные динамики "towers"). Это делается для того, чтобы убедиться, что баланс по-прежнему звучит хорошо. Если запись звучит хорошо только в вашей студии, а во всех других системах - плохо, это значит, что у вас что-то не так с системой мониторов или с самой комнатой. В этом случае надо дважды проверять каждый этап микса при помощи хорошей пары студийных наушников. Я не являюсь сторонником постоянного прослушивания в наушниках, но при помощи них можно услышать искажения и шумы, которые обычно не слышны в громкоговорителях.
Мне известно, что в некоторых студиях предпочитают прослушивать на большой громкости, но это плохой способ работы. Это не только приводит к тому, что уши вынуждены временно менять слуховые характеристики (то есть то, что вы слышите, на самом деле не является истинным звуком, идущим с ленты); но, помимо этого, длительное прослушивание на большой громкости может привести к профессиональному заболеванию слухового аппарата. Это относится также к прослушиванию в наушниках: они создают сильное звуковое давление на барабанную перепонку. Я обычно прослушиваю на такой громкости, на какой эта музыка скорее всего будет звучать у кого-нибудь дома; после чего один или два раза слушаю на большой громкости, чтобы убедиться, что ошибок в миксе не осталось. Несколько минут громкой музыки не принесут вреда, но несколько часов скорее всего это сделают!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|