Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодификация римского права




Кодификация Юстиниана

Первые попытки кодификации относятся ещё к III веку (Грегориан, Гермогениан, Феодосий), но всё же на первом месте по значению и мастерству проделанной работы стоит создание крупнейшей систематизации права, кодификации всех времён – свода законов Юстиниана. Значение его двоякое: во-первых, он даёт наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, он послужил основным источником рецепции римского права в средние века – со всеми вытекающими из этого последствиями. Колоссальный труд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приёмов и в сравнительно короткий срок (с 528 по 534 г. н.э.). Вообще, современное название свода – Corpus Juris Civilis – не принадлежит Юстиниану. Название Corpus Juris Civilis – Свода Гражданского (Римского) Права было дано в XII в. средневековыми правоведами и глоссаторами кодексу римского права, в параллель своду церковного права – Corpus Juris Canonici.Впервые под именем Corpus Juris Civilis этот свод был издан в 1538 году французским историком и правоведом Дионисием Готофредом (Дени Годефруа).

Деятельность комиссии.

Итак, для выполнения кодификационных работ в качестве руководителя был избран Трибониан – друг и соратник, приближённый Юстиниана, выдающийся юрист того времени, к тому же занимающий один из важнейших постов в государстве (начальник столицы, начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил – профессор Константинопольской школы права. Они возглавляли специальные комиссии в составе ещё 15 человек. В неё вошли Comes sacrarum largitionum Константин, 4 профессора права (Теофил, Кратин, Доротей и Анатолий), а также 11 адвокатов при суде Praefecta praetorio orientis. Итак, 13 февраля 528 г. комиссия начала свою работу сначала в составе 10 человек под началом Трибониана. Результаты не заставили себя долго ждать. И уже через год данная комиссия окончила свою работу. Первым результатом стал «Codex Justinianus», опубликованный 7 апреля 529 г. указом «Summa rei publicae» – собрание императорских законов (конституций), отменивший собою три прежних. Причём так называемый Кодекс первого издания так до нас и не дошёл. Этот кодекс (Novus Codex) объединил прежние кодексы, добавив к ним Novellae constitutiones – новые конституции, принятые после 439 г.1

Собрав и систематизировав leges, Юстиниан решил совершить тоже самое и по отношению к jus vetus. Эта задача была более сложной и трудной, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. Успех вдохновил его «приступить к высшему и полнейшему исправлению права – собрать и исправить все римские постановления и включить в одну книгу столько разрозненных томов авторов». И 15 декабря 530 г. указом «Deo auctore» (конституция «О составлении Дигест») он дал Трибониану поручение, предоставив ему выбрать себе помощников. Трибониан составил, и сам возглавил комиссию, состоящую из 17 человек. В неё вошли Comes sacrarum largitionum Константин, 4 профессора права (Теофил, Кратин, Доротей и Анатолий), а также 11 адвокатов при суде. Трибониан занимал должности qaestor sacri Palatii, magister officiorum. Он проявлял свои блестящие качества координатора и кодификатора. Эта комиссия имела перед собой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения не только пяти привилегированных в lex Allegatoria юристов, но и всех вообще классических юристов, то есть всем авторитетам в области права должно было быть уделено одинаковое внимание, никто не признавался лучшим или худшим во всех вопросах: «И не судите о том, что является лучшим и более справедливым по мнению большинства авторитетов, ибо мнение одного и худшего может перевесить в каком-то вопросе мнение большинства высших…».2 Комиссия из всех этих сочинений должна была сделать извлечения, причём всё устарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласия должны были быть устранены. И весь этот материал нужно было расположить в известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическая литература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое. И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3 года со времени указа Трибониану, а именно 16 декабря 533 года, указом «Tanta» (лат.) или «Dedoken» (греч.), этот огромный свод,получивший название «Digesta» или «Pandectae», был опубликован, а с 30 декабря того же года вступил в действие.

Параллельно с работой по составлению Дигест, под общим руководством Трибониана, профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебных целей, официальный элементарный курс гражданского права, получивший обычное для такого рода курсов название «Institutiones». Вообще, Институций существовало много, но наиболее удачным из них считается учебник, подготовленный юристом-популяризатором Гаем, жившим в середине II в. н.э. То есть это была работа по обновлению Институций Гая. И 21 ноября 533 года особым указом, адресованным к юношеству, – «cupidae legum juventuti» – «юношеству, желающему изучать законы» – Институции были санкционированы, причём им была придана сила, равная силе всех других частей свода. Обновлённые Институции были изданы на латинском языке немного ранее Дигест, но обрели юридическую силу одновременно, в один день.

Но пока шла работа по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: эта работа вызвала правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Комиссия должна была устранять все встречающиеся между юристами контроверзы, но некоторые из них по докладу комиссии были разрешены самим Юстинианом в законодательном порядке. Это был ряд наиболее спорных вопросов по гражданскому праву. Эти решения были объявлены в виде указов. Сохранилось известие о 50 подобных указах – так называемых quinquaginta decisiones. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотр недавно изданного кодекса, так как многие вопросы требовали пересмотра. И действительно в течение этих лет мы видим чрезвычайно оживлённую законодательную деятельность: в 529 году было издано 80 конституций, в 530 – около 130, в 531 – около 100. Вследствие этого к тому времени, когда Дигесты и Институции были закончены, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Чтобы согласовать его с новыми частями свода, нужно было переработать его заново. Для этого была создана комиссия в составе 5 человек под руководством Трибониана. И 16 декабря 534 г. указом «Cordi nobis» был опубликован, в замену отменённому старому, Кодекс новой редакции – «Codex repetitae praelectionis». До нас дошла именно эта вторая редакция, состоящая из 12 книг, разделённых на титулы, в которых конституции помещены в хронологическом порядке.

Этим составление свода было закончено. Но составление Институций, Дигест, Кодекса не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Конституции, изданные после второй редакции кодекса, официально не были обработаны, не объединялись и не кодифицировались (535-565 гг.), но фактически составили четвёртую часть собрания нормативных актов, созданного в процессе систематизации Юстиниана. Со временем Новые конституции, изданные Юстинианом после кодификации, получили название «Novellae Constitutiones» (новеллы, то есть новые законы, которых всего было 168). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее. До нас дошли некоторые частные собрания. Некоторые из Новелл имеют весьма существенное значение, представляя полную реформу в некоторых областях права, например в частном праве: лучшую гарантию исполнения обязательств (Nov.,116); наследование без завещания (Nov.,137). Юстиниан имел намерение собрать новеллы по мере их накопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Таким образом, Новеллы можно считать посмертным памятником Юстиниану. Они рассматриваются как последняя и заключительная часть юстиниановского законодательства.

Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один Corpus права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. И только потом, в 16 в., весь юстиниановский свод стал называться общим именем – «Corpus Juris Civilis», под каковым названием он известен и теперь.

Сборники цитируются в настоящее время следующим образом: название сборника обозначается начальной заглавной буквой – I. (Институции), D. (Дигесты), C. (Кодекс), N. (Новеллы). Рассмотрим теперь ближе каждую из составных частей этого огромного свода.

Institutiones.

Хотя они созданы были в качестве элементарного руководства для учебных целей, однако они не стоят ниже других частей и в смысле юридической силы. Главным их источником послужили Институции Гая, хотя были использованы Институции и других авторов. Они дали юстиниановским Институциям своё внешнее деление на 4 книги и свой план: лица-вещи-иски (personae-res-actiones). То есть моделью для Институций Юстиниана стала общая структура Институций Гая. Согласно этой системе римское частное право состоит из 3 основных институтов:

1) Лица (personae) – субъекты права.

2) Вещи (res) – отношения по поводу вещей.

3) Иски (actio) – способы приобретения вещей и защиты вещных прав. К ним относятся наследование и обязательства. Вот как это звучит у Гая:

«Всё право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам».

Однако, принимая этот план изложения, Институции Юстиниана (I. 1,2,12) дают обоснование: «Ведь немного стоит познание права, пока неизвестны лица, ради которых оно установлено», – которого нет у Гая (1,8), где автор чувствовал необходимость нововведения. Каждая из 4 книг делится на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделён на параграфы, причём нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше. Начальная и не нумерованная часть титула носит название principium. Поэтому цитируются Институции так: pr. (principium) Inst. 1 (книга первая) 1 (титул первый) – § 1 Inst (I.) 1, 1 и т.д.

Институции дошли до нас во множестве рукописей, не восходящим далее IX в. Наиболее ценной является рукопись Туринская: в ней, кроме текста юстиниановских Институций, мы находим глоссы, то есть толкования к тексту.

Digesta или Pandectae (переводятся одинаково – как «собранное», «содержащие в себе всё»).

Они составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях) – jus. Здесь излагается и комментируется действующее право. Дигесты – самая толстая книга кодификации – около 100 авторских листов (1600 стр.). Для этого комиссия проработала 2000 книг (3.000.000. строк), изучив работы 39 юристов, начиная со II в. до н.э. и до конца III в. н.э.– от Q.Mucius до Hermogenianus. Дигесты содержат расположенные в систематическом порядке сентеции юристов по различным вопросам толкования и применения права. За 3 г. комиссия собрала 50 книг антологии, разделённой на 432 тематических титула. Порядок расположения материалов в Дигестах своеобразно объединил структуру Институций и преторского эдикта: книга 1 говорит о формах права, праве лиц, классификации вещей и о должностных лицах империи; книги 2-46 следуют с некоторыми отклонениями порядку эдикта; книги 47-48 посвящены уголовному праву; 49-я апелляциям, финансам и военному праву; 50-я муниципальному и международному праву. Два последних титула (D.50, 16 и 17) подобны специальным указателям: первый содержит фрагменты, где говорится о значении терминов, второй – regulae juris.1

Ещё Дигесты делили на 7 крупных частей, каждая из которых включала в себя по несколько книг: 1 (кн. 1- 4) – общие определения, или учения о праве в целом и отдельных его институтах; 2 (кн. 5-11) – о вещных исках (право собственности и его защита); 3 (кн. 12-19) – контракты займа, ссуды, поклажи, купли-продажи, найма и др.; 4 (кн. 20-27) – «середина Пандект (Дигест)» – залоговое право, доказательства, заключение брака и развод, дарение между супругами, опека и попечительство; 5 (кн.28-36) – завещания, отказы; 6 (кн. 37-44) – посвящена вопросам наследственного права; 7 (кн. 45-50) – заключительные положения, посвящённые главным образом деликтам, наказаниям, уголовным преступлениям и т.д.2 Есть и другие деления Дигест. Так, основатель школы глоссаторов Ирнерий (XII в.) делил их на 3 части: 1) книги 1-24 названы «Digestum vetus»; 2) книги 25-38 «Infortiatum»; 3) книги 39-50 «Digestum novum».

Дигесты объединяют выдержки из 275 сочинений 39 юристов, каждая из которых сопровождается указанием имени автора (inscriptio), названия сочинения и номера книги. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием («De actionibus empti venditi», «Locati conducti» – «Об исках купли-продажи», «найма» и т.д.); только книги 30-я, 31-я и 32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие «de legatis» (о легатах, то есть завещательных отказах).

Фрагменты, составляющие каждый титул Дигест, распадаются на 3 устойчивые группы, внутри которых порядок следования сочинений, откуда взяты фрагменты, всегда стабилен: сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право, то есть в большинстве случаев из комментариев ad Sabinum – масса Сабина; затем следуют цитаты из сочинений ad edictum – масса эдикта и выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики (responsa и т.д.); а так как во главе сочинений этой группы стояли responsa Papiniani, то эту массу называют массой Папиниана. Иногда в самом конце находятся ещё добавочные цитаты – Appendix.

Работа велась параллельно в трёх подкомиссиях, где извлечённые фрагменты сразу группировались по титулам, и лишь на втором этапе из трёх кип выдержек формировался каждый титул компиляции. Затем сделанные каждой подкомиссией выдержки сводились воедино в общих заседаниях. Многие одноимённые труды читались параллельно внутри подкомиссий (очевидно, одним специалистом), так что, например, фрагменты из соответствующих книг комментариев «Ad Sabinum» Ульпиана, Павла и Помпония чередуются, дополняя друг друга. Известно, что в одной из подкомиссий работал сам Трибониан.

Итак, нагрузка составителей Дигест распределялась неравномерно: масса Папиниана заметно уступает по объёму первым двум, так что в этих двух первых комиссиях, видимо, были сосредоточены лучшие кадры. Массу Сабина составили комментарии к jus civile, дидактические сочинения («Institutiones», «Regulae»), «Digesta» Алфена Вара, Юлиана, а также Сцеволы и многие монографиипо публичному праву. Массу эдикта – комментарии к эдикту, сочинения «Ad Plautium», «Digesta» Цельса и Марцелла и др. Массу Папиниана – «Quaestiones» и «Responsa» Папиниана, Сцеволы, Павла, «Disputationes» Трифонина, комментарии Гая к XII таблицам и монографии по наследственному и публичному праву.

Единство состава титулов отражает относительно равное внимание ко всем имеющимся авторам, в соответствии с указанием императора (Const. «Deo Auctore», 5), и уважение к классическому наследию в целом. Несмотря на то, что издание Дигест обрекло на исчезновение оригиналы классических сочинений, именно инициатива Юстиниана сохранила для нас то, что ещё было можно сохранить.

Создавая Дигесты, компиляторы имели своей задачей не просто собрать цитаты из сочинений юристов и расположить их в известном порядке, а сделать из них действующий Свод Законов. Между тем в сочинениях юристов они встречали и разногласия их между собой, и много такого, что ко времени Юстиниана уже устарело. Компиляторы должны были поэтому сглаживать разногласия и заменять устаревшее новым. Такие изменения комиссия производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять всё ненужное и устаревшее по конституции Юстиниана 530 г.: «Если вы найдёте в старых законах или конституциях что-либо ненужное и устаревшее,...вы должны исправить и навести порядок; что вы выберете и поместите, то и будет считаться правдивым и хорошим и вроде бы написанным с самого начала...» Для этого члены комиссии нередко прибегали к различным изменениям и вставкам в цитируемом тексте. Эти изменения носят наименование emblema Triboniani или интерполяции. Камими-либо внешними знаками они не отмечены, но всестороннее изучение Corpus Juris Civilis обнаружило и продолжает обнаруживать их в большом количестве. Иногда подобные интерполяции обнаруживаются легко из сопоставления цитат, взятых у одного и того же юриста и из одного и того же сочинения, но помещённых в двух разных местах (так наз. leges geminatae), или из сопоставления цитаты в Дигестах с той же самой цитатой в сохранившихся памятниках доюстиниановского времени (fragmenta Vaticana и т.д.). Но часто переработка компиляторов может быть обнаружена только путём сложного разбора логического, лингвистического и исторического характера.

Поскольку к VI в. н.э. многие обряды, термины и даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными. Например, стоявшее в подлиннике у Ульпиана слово «mancipio» заменено в юстиниановских Дигестах выражением «per traditionem»: ко времени Юстиниана формальная сделка передачи права собственности (mancipium, mancipatio) уже отпала, вследствие чего компиляторы заменили её бесформальной traditio. Или ещё составители Дигест заменили словосочетание «волей народа» («populi auctoritate») на «волей принцепса» («principis auctoritate») из 1-ой книги Институций Гая: в VI в. н.э. о власти народного собраниядавно забыли; власть была в руках императора, и, чтобы перевести текст в соответствие с современным положением, кодификаторы и прибегли к интерполяциям. Они заменяли многие термины на другие: «mancipio» на «traditio», «fiducia» на «pignus», «cretio» на «aditio», «sponsor» на «fideiussor», – но этим списком практически и исчерпывается их сознательное вмешательство в текст классика. Чаще они предпочитали сохранить текст, нежели производить замены, или отказывались воспроизводить текст вовсе. Примером этому может служить фрагмент из «Responsa» Павла, который в полном виде сохранился. Текст упинал fiducia и iudicium rei uxoriae, компиляторы же, заменив «fiducia» на «pignus», вычеркнули две строки, где речь шла о реформированном институте.

Разоблачение интерполяций и восстановление подлинного текста классических юристов имеет огоромное значение для истории развития римского права. Но как действующее право Юстиниана должно считаться не то, что юрист действительно говорил, а то, что ему вложено в уста юстиниановскими компиляторами. Но в целом работа компиляторов была тщательной: они не только использовали оригинальные копии, не прибегая к постклассическим сборникам, но и выверяли аутентичность цитат классических авторов по имевшимся у них книгам. И хотя во многом практика римского права отступила от тех начал, которые были с таким мастерством разработаны классической юриспруденцией, но при этом уже то обстоятельство, что в основу юстиниановского свода были положены сочинения классических юристов, обозначало для того времени бесспорное восстановление римского права, возращение к его лучшим началам. Благодаря Дигестам, классическая литература была сохранена от полной гибели, а её результаты от безвозвратного искажения.

Чтобы в будущем избежать противоречий между текстами, включёнными в Дигесты, и другими работами, Юстиниан запретил использование старых источников, а также каких-либо комментариев к Дигестам (кроме аннотаций, переводов, цитат, параллельных сопоставлений соответствующих текстов – paratitla).

Цитируются Дигесты следующим образом. Каждая цитата начинается с указанием автора и сочинения, из которого она взята. В современных изданиях эти цитаты внутри каждого титула перенумерованы, а более длинные из них разделены на параграфы. Например: D.4.8.9.2 – Дигесты, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, § 2. Иногда номер фрагмента выносится вперёд с буквой L. (т.е. lex) или fr., (т.е. fragmentum), и получается: L.9. § 2. D.4.8.

Таким образом, Digesta – самое яркое явление в кодификации Юстиниана. Именно это издание сохранило для нас наибольший объём классических юридических текстов, став с тех пор объектом постоянного научного и дидактического изучения со стороны европейских юристов.1

Codex.

Кодекс Юстиниана объединяет в порядке преторского эдикта императорские конституции с Адриана до Юстиниана (по 534 г. включительно). Эта новая редакция Кодекса, которая до нас и дошла, как и Дигесты до неё, содержала большое количество интерполяций. Он состоит из 12 книг, причём каждая книга, как и в других частях Свода, делится на титулы с особым заглавием. Книга 1 содержит конституции, касающиеся церковного права, источников права и officia (обязанности) различных императорских чиновников; книги 2-8 – гражданское право; книга 9 – уголовное право; книги 10-12 – положение о государственном управлении. Внутри титула расположены отдельные конституции в хронологическом порядке. Каждая конституция имеет в начале inscriptio – то есть указание имени издавшего её императора и имени того, к кому она была адресована, а в конце subscriptio – то есть обозначение даты, когда она была издана. В современных изданиях конституции внутри каждого титула перенумерованны, а более длинные разделены на параграфы. Цитируется Кодекс также, как и Дигесты: С.4.8.9.2 – Кодекс, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, § 2.

Novellae leges.

Новеллы – это четвёртая часть юстиниановского законодательства. Официального собрания Новелл, изданных Юстинианом после Codex repetitae praelectionis, мы не имеем, но до нас дошли их некоторые частные сборники. Древнейший сборник этого рода принадлежит константинопольскому профессору Юлиану. Составлен он был около 556 г. и содержит в себе 122 новеллы Юстиниана. Этот сборник обычно называется epitome Juliani. Он на латинском языке. Ещё одно собрание – collectio Marciana – содержит 168 новелл (из них 156 юстиниановских). Наконец, ещё позже стало известно и другое собрание, содержащее 168 новелл на греческом языке. В современных изданиях новеллы перенумерованны. Каждая из них состоит из введения (praefatio) текста и заключения (epilogus); текст разделяется на главы (caput). Способ цитирования: указывается номер новеллы, номера главы и параграфа: № 28, с.4, § 2 – 28-я Новелла, 4-я глава (caput), § 2.

Итак, результатом систематизации Юстиниана, последующего законотворчества явилось появление:1

Institutiones – учебное пособие в 4 книгах по курсу гражданского права (533 г.) – введение, лица, вещи, способы приобретения, система исков.

Digesta – 7 частей, 50 книг, 432 титула и 9123 отдельных фрагмента (533 г.) – комментарии к действующему праву 39 римских юристов.

Codex repetitae praelectionis – 12 книг императорских указов, собрание конституций от Адриана до Юстиниана (534 г.).

Novellae – 168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса до своей смерти (между 535-556 г.г.).

Таков общий состав юстиниановского «Corpus Juris Civilis». В одной рукописи он до нас не дошёл, но мы имеем рукописи его отдельных частей теперь уже в современных изданиях.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции — 4 книги; Дигесты — 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс — 12 книг; Новеллы.

В XII в. кодификация Юстиниана была названа «Сводом гражданского права».

Рецепция римского права Рецепция (усвоение, заимствование) римского права — использование положений римского права другими государствами более позднего периода.

Рецепция бывает двух видов:

Прямая (первичная) — нормы римского права выступали как непосредственный регулятор общественных отношений или как основание для законодательной деятельности.

Производная — нормы римского права рецитированы одной правовой системой, заимствовались в таком модифицированном виде другой правовой системой.

Формы рецепции:

Изучение, исследование, комментирование и усвоение принципов и норм Римского права.

Непосредственное восприятие и применение норм Римского права.

Использование норм, идей и категорий римского права,римской методики создания нормативно-правовых актов в правотворческой деятельности.

Варвары, образовавшие после падения Римской империи новые государства в Галлии и Испании, продолжали применять римское право. В этих государствах составлялись сборники римского права (Leges romanae), наиболее известный из которых, Lex Romana Visigothorum, или Breviarium Alaricianum, был составлен в вестготском государстве при Аларихе II, в 506 г. Он был единственным средством ознакомления с римским правом вплоть до возобновления в XI веке его систематического изучения. Меньшее значение имели Edictum Theodorici - сборник, составленный между 511 и 515 гг. для латиноязычного и германского населения остготского государства и Lex Romana Burgundionum, иначе Papian, составленный около 517 г. в Бургундском государстве.

Римское право активно применялось в южной Франции и средней Италии. В 529-534 годах в Византии был составлен Кодекс Юстиниана (Corpus juris civilis). Он имел огромное значение для дальнейшего развития римского права.

Научные занятия по римскому праву начались в Италии в XII веке и особенно усилились во Франции в XVI веке. Они проводились в университетах, прежде всего в Болонском. Исследователей римского права называли глоссаторами.

Интерес к римскому праву был связан с тем, что с усилением королевской власти появилось стремление правителей ослабить значение народных правовых обычаев в судах. В связи с этим королевскою властью назначались судьи, знакомые с римским правом. Развитие экономических отношений требовало регулирования со стороны более совершенного права, чем существовавшие правовые обычаи. При этом не только каждая местность, но и каждая социальная группа жила по своим правовым обычаям. Наконец, католическая церковь также покровительствовала римскому праву как более совершенному по сравнению с правовыми обычаями языческих времен. Римское право взамен неясных и спорных обычаев предлагало вполне определенное, писаное право - lex scripta, единое для всех территорий и сословных групп и способное регулировать самые сложные отношения торгового оборота.

Помимо этих общих причин, в Германии рецепции римского права способствовало то, что Священная Римская империя считалась наследником прежней Римской империи. В ней в 1495 г. был учрежден общеимперский суд (Reichskammergericht). При решении дел он прежде всего должен был применять римское право, и лишь затем он должен был принимать во внимание "доброе" немецкое право, на которые сошлются стороны. Так действие римского права было санкционировано законодательно. Затем подобные правила были введены и в других судах германских земель. В связи с этим к концу XVI - XVII в. римское право было реципировано в Германии прямо и непосредственно.

Но будучи реципировано и став непосредственным законом, римское право претерпело изменения. Обновленное римское право получило название "современное римское право" (usus modernus Pandectarum, heutiges römisches Recht).

Затем в наиболее крупных государствах Германии возникло стремление к кодифицированию гражданского права путем переработки римского и национального права в нечто единое. Так, в 1756 г. в Баварии был издан "Codex Maximilianeus Bavaricus", а в 1794 г. в Пруссии было издано Прусское земское уложение (Preussisches Landsrecht).

В XVIII - XIX веках германскими правоведами (пандектистами) была проведена всеохватывающая (пандектная) систематизации источников римского частного права, прежде всего Юстиниановых Дигест (пандектов). Благодаря работам пандектистов появились общие понятия: договор, сделка, обязательство, право собственности, вещное право, деликт, которых не было в римском праве.[1][2]

Во Франции национальное и римское право были объединены при создании Кодекса Наполеона (1804 г.), который, в свою очередь, стал образцом для подражания при кодификации гражданского права в других государствах.

Таким образом, римское право оказало такое же объединяющее влияние на юриспруденцию и законодательство европейских народов, как латинский язык - на их науку.

ВЫВОДЫ

1. Римское право занимает уникальное место в системе юридического образования.

2. РП заложило основы одной из крупнейших мировых правовых систем современности – романно-германской (континентальной).

3. Признало закон (нормативный правовой акт) преобладающим источником права.

4. Особая заслуга в формировании основ юриспруденции принадлежит знаменитым римским юристам, которые наряду с различными формами своей деятельности создавали юридическую литературу.

5. Высшим достижением римского права является «Свод гражданского права Византийского императора Юстиниана «Corpus Juris Civilis», который стал основой, фундаментом в процессе формирования национальных правовых систем современных европейских государств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. М.:ИНФРА-М, 1997.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

3. Косарев А.И. Римское право. М.: Юрид. Лит., 1986.

4. Медведев С.Н. Римское частное право: Учебное пособие. Москва-Ставрополь: Изд-во Московского открытого социального университета, 1994.

5. Покровский И.А. История римского права. СПб., 1998.

6. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2001.

7. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. Под ред. Проф. Томсинова В.А. М.: ЗЕРЦАЛО, 1999.

 


1 Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1997.

2 Памятники римского права: Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана. М., 1997.

 

1 Дождёв Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под ред. Нерсесянца В.С. М., 1997.

2 Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д.,1999.

1 Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву. М., 1991.

1 Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д.,1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...