Определение прямоугольных координат
Прямоугольные координаты (плоские) - линейные величины определяющие положение точки на плоскости (карте) относительно двух взаимно перпендикулярных осей. В топографии и геодезии ориентирование производится по северу со счетом углов по ходу часовой стрелки. Поэтому для сохранения знаков тригонометрических функций положение осей координат, принятое в математике, повернуто на 900 Прямоугольные координаты (Гаусса) на топографических картах применяются по координатным зонам, на которые делится поверхность Земли при изображении ее на картах в проекции Гаусса. Координатные зоны - части земной поверхности, ограниченные меридианами с долготой, кратной 60. Счет зон идет от Гринвичского меридиана с запада на восток. Первая зона ограничена меридианами 0 и 60, вторая - 6 и 120, третья - 12 и 180 и т.д. Все топографические карты в пределах одной зоны имеют обую систему прямоугольных координат. Началом координат в каждой зоне служит точка пересечения среднего (осевого) меридиана зоны с экватором, средний меридиан зоны соответствует оси абсцисс, а экватор - оси ординат. При таком расположении координатных осей абсциссы точек, расположенных южнее экватора, и ординаты точек, расположенных западнее среднего меридиана, будут иметь отрицательные значения. Полные координаты - прямоугольные координаты, указанные полностью, без каких-либо сокращений. Сокращенные координаты применяются для ускорения целеуказания на топографической карте. В этом случае указываются только десятки и единицы километров и метры, например, х=50 450; у=20 840. Сокращенные координаты нельзя применять, если район действий охватывает пространство протяженностью более 100 км по широте или долготе.
Координатная (километровая) сетка - сетка квадратов на топографических картах, образованная горизонтальными и вертикальными линиями, проведенными параллельно осям прямоугольных координат через определенные интервалы: на карте масштаба 1:25000 - через 4 см, на картах масштабов 1:50000, 1:100000 и 1:200000 - через 2 см. Эти линии называются километровыми. На карте масштаба 1:500000 координатная сетка не показывается, наносятся только выходы километровых линий по сторонам рамки. При необходимости по этим выходам координатная сетка может быть прочерчена на карте. Координатная сетка используется для определения прямоугольных координат и нанесения на карту точек, объектов, целей по их координатам, для целеуказания и отыскания на карте различных объектов для ориентирования карты на местности, измерения дирекционных углов, приближенного определения расстояний и площадей. Километровые линии на картах подписываются у их выходов за рамкой листа и в девяти местах внутри листа карты. Ближайшие к углам рамки километровые линии, а также ближайшее к северо-западному углу пересечения линий подписываются полностью, остальные сокращено, двумя цифрами. Подписи у горизонтальных линий соответствуют расстояниям от оси ординат в километрах. Подписи у вертикальных линий обозначают номер зоны и расстояние в километрах от начала координат, условно перенесенного к западу от среднего меридиана на 500 км. Дополнительная координатная (километровая) сетка предназначена для преобразования координат одной зоны в систему координат другой, соседней зоны. Она может быть нанесена на топографических картах масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000 и 1:200000 по выходам километровых линий в смежной западной или восточной зоне. Определение прямоугольных координат точек по карте. Вначале измеряют по перпендикуляру расстояние от точки до нижней километровой линии, по масштабу определяют его действительную величину в метрах и приписывают справа к подписи километровой линии. При длине отрезка более километра вначале суммирую километры, а затем также приписывают число метров справа. Это будет координата х (абсцисса).
Таким же образом определяют и координату у (ординату), только расстояние от точки измеряют до левой стороны квадрата Измерения выполняют циркулем - измерителем, линейкой, курвиметром или координатомером. Отсчеты в миллиметрах в соответствии с масштабом карты преобразуют в действительные величины - километры и метры, а затем величину, полученную по вертикальной шкале суммируют с оцифровкой нижней стороны квадрата или приписывают к ней справа. Таким же образом получают и координату у - величину, соответствующую отсчету по горизонтальной шкале, только суммирование производят с оцифровкой левой стороны квадрата. Нанесение точек на карту по прямоугольным координатам. Прежде всего по координатам в километрах и оцифровкам километровых линий находят на карте квадрат, в котором должна быть расположена точка. Квадрат местонахождения точки на карте масштаба 1:50000, где километровые линии проведены через 1 км, находят непосредственно по координатам объекта в километрах. На карте масштаба 1:100000 километровые линии проведены через 2 км и подписаны четными числами, поэтому если она или две координаты точки в километрах нечетные числа, то нужно находить квадрат, стороны которого подписаны числами на единицу меньше соответствующей координаты в километрах. На карте масштаба 1:200000 километровые линии проведены через 4 км и подписаны числами, кратными 4. Они могут быть меньше соответствующей координаты точки на 1, 2 или 3 км. После нахождения квадрата, в котором расположена точка, рассчитывают удаление ее от нижней стороны квадрата и полученное расстояние откладывают в масштабе карты от нижних углов квадрата вверх. К полученным точкам прикладывают линейку и от левой стороны квадрата также в масштабе карты откладывают расстояние, равное удалению объекта от этой стороны. При работе с координатомером вначале также находят квадрат, в котором расположена точка. На этот квадрат накладывают координатомер, совмещают его вертикальную шкалу с западной стороной квадрата так, чтобы против нижней стороны квадрата был отсчет, соответствующий координате х. Затем, не изменяя положения координатомера, находят на горизонтальной шкале отсчет, соответствующий координате у. Точка против отсчета покажет ее местоположение, соответствующее данным координатам.
2. Назначение и использование рабочей карты В современных условиях, организуя действия подразделений и руководя ими в ходе выполнения задачи, командир (начальник) не может ограничиться работой на местности без применения карты. Топографическая карта, на которой графически с помощью условных тактических знаков с необходимыми пояснительными надписями отображается тактическая или специальная обстановка со всеми ее изменениями в ходе действий подразделений, называется рабочей картой того командира (начальника), который ее ведет. Рабочая карта представляет собой один из основных документов, а очень часто и единственный документ, с помощью которого руководящий состав осуществляет управление подчиненными подразделениями. Обстановка рабочей карты базируется на топографической основе карты, поэтому с ее помощью можно решать не только тактические, но и топографические задачи, связанные с управлением подчиненными подразделениями. Рабочая карта командира (начальника) предназначается для решения многих и разнообразных задач. Прежде всего отметим, что с помощью рабочей карты командир (начальник) может уяснить полученную задачу, изучить и оценить обстановку, принять решение, отдать указания по взаимодействию, поставить задачи подчиненным подразделениям, составить донесения старшему начальнику, информировать соседей, лично доложить об обстановке старшему начальнику, двигаться с подразделениями по местности, на которой трудно ориентироваться, решить другие задачи. Конечно, все эти задачи можно выполнить, если на рабочую карту будут нанесены необходимые данные, т. е. сведения о своих подразделениях, соседях, радиационная обстановка и другие данные.
Важнейший элемент обстановки составляют сведения о театре предстоящих действий. Данные, добываемые различными способами и средствами, сосредоточиваются у командира (начальника) и отражаются на карте с помощью условных тактических знаков. К этим данным обычно относятся: положение подразделений к определенному времени, характер действий и нумерация подразделений, инженерное оборудование позиций, рубежей, районов и т.д. Под характером действий принято понимать те или иные действия подразделений, направленные на достижение определенной цели. Все эти сведения, полученные от разведывательных органов и нанесенные на карту, представляют исходные данные для всесторонней оценки района действий. Имея эти, а также другие данные на своей рабочей карте, командир (начальник) подразделения может произвести их всестороннюю оценку и прийти к определенным выводам о предстоящих действиях. Данные, которыми располагает командир (начальник), следует наносить не все. Важно в первую очередь отразить на карте сведения, полученные по достоверным данным. Неподтвержденные данные следует наносить с обязательной отметкой о том, что они требуют подтверждения. Очень важно знать, с какой подробностью на рабочую карту командира (начальника) наносятся полученные сведения. Радиационная (химическая, биологическая) обстановка, как известно, в современных условиях является очень важным фактором, влияющим на действия подразделений. Поэтому она должна всегда учитываться при руководстве действиями подчиненных подразделений. А для этого данные по радиационной обстановке надо уметь правильно отражать на рабочей карте. Радиационная обстановка на карты наносится по данным прогнозирования и сведениям, полученным от радиационной разведки в объеме, необходимом командиру (начальнику) для принятия решения. При этом на рабочую карту наносятся метеорологические данные обстановки: скорость и направление среднего ветра на определенных высотах, скорость и направление ветра в приземном слое воздуха с указанием облачности, температуры воздуха и времени. Не менее важными элементами обстановки, отражаемыми на рабочей карте командира (начальника), являются положение и характер действий подразделений соседей. Нельзя глубоко оценить их положение и действия, не изучив и не оценив предварительно местность, на которой располагаются и ведут действия подразделения соседей. Поэтому местность тоже является одним из важнейших элементов обстановки. Каждый командир (начальник), прежде чем принять решение на какие-либо другие действия, должен тщательно изучить и всесторонне оценить местность, учесть все ее положительные и отрицательные стороны с точки зрения влияния на предстоящие действия, а также изменения элементов местности, вызванные чрезвычайной ситуацией.
С помощью рабочей карты командир (начальник) имеет возможность выполнить эту работу заблаговременно, еще до непосредственного выезда на местность, что особенно важно так, как при выполнении задания командир (начальник) очень часто не будет располагать временем для продолжительных рекогносцировок местности, в целях ее глубокого изучения. Рабочая карта позволит командиру ускорить этот процесс, а, следовательно, сократить время, необходимое для принятия решения. Следует отметить, что командиров (начальников) подразделений различных по своему предназначению, в соответствии со спецификой решаемых задач, будут интересовать различные по своему содержанию сведения о местности. Командир (начальник) каждого из подразделений изучает по своей рабочей карте местность таким образом, чтобы обеспечивалось выполнение поставленной задачи с наименьшими затратами времени и сил. Так, например, руководящий состав сводных и спасательных подразделений с помощью своей рабочей карты изучают довольно подробно рельеф, условия наблюдения, расположения, передвижения, маневра, гидрографию и другие элементы местности. Командира (начальника) инженерно-технического подразделения, прежде всего, будут интересовать условия проходимости и маневра, инженерного оборудования занимаемых позиций. Степень изучения местности по рабочей карте зависит также от характера поставленной задачи. Например, в интересах совершения марша командир (начальник) изучает главным образом дорожную сеть, места коротких остановок, привалов, районы сосредоточения, а также условия передвижения вне дорог. Если подразделению поставлена задача по размещению в населенном пункте, то командир с максимальной подробностью изучает все особенности данного населенного пункта: характер его планировки и застройки, этажность зданий, условия маневра и т. д. Навыки в изучении и оценке местности по рабочей карте вырабатываются практикой. Эти навыки основываются на твердом знании топографических условных знаков и умении по карте ориентироваться на местности, т. е. определять взаимное расположение местных предметов. При изучении и оценке местности по рабочей карте командир (начальник) подразделения придерживается в основном того порядка действий, который принят для изучения местности путем личного осмотра. Вначале производится общий осмотр карты в полосе, районе или на направлении действий подразделения. В результате беглого осмотра местности по карте выявляются главные характеристики и особенности местности, на которой предстоит действовать. Создается общее представление о характере рельефа, условиях размещения, проходимости района действий, т. е. тех элементов местности, которые могут оказать существенное влияние на выполнение поставленной задачи. После этого по карте тщательно оцениваются защитные свойства местности, которые в той или иной степени могут способствовать выполнению задачи. Затем командир (начальник) подразделения подробно изучает и оценивает условия наблюдения, проходимости, условия инженерного оборудования местности с применением инженерной техники. В результате всей этой работы определяется, какое влияние окажет та или иная местность на действия подразделений при выполнении поставленной задачи. Наличие на рабочей карте сведений о своих подразделениях и подразделениях взаимодействующих сил позволит командиру (начальнику) без выезда на местность правильно ставить подчиненным подразделениям задачи и отдавать указания по взаимодействию. При этом командир (начальник) по карте определяет направление или район действий, рубежи или районы, работ, маршруты движения, позиции подразделений, расположение техники и др. Принятое по рабочей карте решение командира (начальника) наносится подчиненными командирами (начальниками) на свои карты. При наличии времени задача обычно уточняется на местности. Нанесенные на рабочую карту сведения об обстановке позволяют командиру (начальнику) быстро разрабатывать короткие письменные и графические документы – приказы и распоряжения. С помощью этих документов до подчиненных доводятся задачи, поставленные командиром (начальником), когда невозможно или нецелесообразно ставить задачи лично. С помощью карты обычно составляют отчеты и донесения. Они предназначаются для докладов старшему начальнику о выполнении задачи, о положении своего подразделения и его состоянии, об оценке театра действий, а также о принятом решении. Кроме того, с помощью карты руководящий состав имеет возможность регулярно информировать своих соседей об обстановке и получать от них информацию об их действиях. Следует подчеркнуть, что качество выполнения всех документов донесений и докладов зависит от полноты данных, имеющихся на рабочей карте командира (начальника). Трудно переоценить важность использования рабочей карты при движении по местности, где ориентирование затруднено: ночью, в снегопад, туман и в других условиях ограниченной видимости. Определив заблаговременно направление движения (азимут), командир (начальник) доводит эти данные до подчиненных и в дальнейшем постоянно следит за соблюдением указанного им направления движения. С помощью рабочей карты командир (начальник) может управлять действиями, как подчиненных подразделений, так и приданных подразделений. Управляя действиями подразделений по карте, командир (начальник) указывает районы и порядок действий, местоположение (координаты) района чрезвычайной ситуации, ее характер, направление действий взаимодействующих сил, основные и второстепенные задачи.
3. Требования, предъявляемые к рабочей карте Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшие из которых – наглядность, полнота и точность нанесения обстановки. Наглядность рабочей карты командира (начальника) заключается в ясном и четком отображении обстановки с выделением ее главных элементов. Это достигается: - правильным применением и четким вычерчиванием условных знаков; - выделением положений подразделений, относящихся к разному времени; - правильным расположением на рабочей карте служебных и пояснительных надписей; - правильным, отчетливым изображением фактического положения подразделений и предполагаемых действий; - правильным подъемом карты. Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется тем объемом сведений, который необходим командиру (начальнику) для управления подчиненными подразделениями. Это означает, что на свою рабочую карту командир (начальник) должен наносить только те данные об обстановке, которые ему действительно необходимы. Соблюдение этого требования позволит экономить время при нанесении обстановки, облегчит пользование рабочей картой и, что самое главное, будет способствовать облегчению понятия подчиненными замысла командира (начальника) на выполнение задачи подразделением и замысла старшего начальника. На рабочую карту командира (начальника) спасательного подразделения обычно наносятся: - положение своих подразделений (с подробностью на две ступени ниже); - зона чрезвычайной ситуации; - возможный характер действий по выполнению поставленной задачи; - данные о радиационной, химической и метеорологической обстановке; - задача подразделения, поставленная старшим командиром (начальником); - положение и задачи непосредственных соседей (справа и слева), а также впереди действующих подразделений; - разграничительные линии между подразделениями (если они назначаются старшим начальником) по зонам ответственности или действий; - задачи подчиненным подразделениям; - задачи технических средств, находящихся в распоряжении командира (начальника) подразделения; - места установки инженерных сооружений; - маршруты движения и маневра; - наблюдательные пункты (посты) подчиненных командиров (начальников), свой командно-наблюдательный пункт, а также пункты управления соседей и старшего командира (начальника); - районы расположения основных медицинских и тыловых подразделений. На рабочей карте командира (начальника), отвечающего за организацию связи, отражаются общие данные обстановки и положение (передний край) своего подразделения. На нее подробно наносится расположение пунктов управления своих подразделений, старшего начальника и непосредственных соседей. Кроме того, на эту карту наносятся линии проводной связи, пути движения подвижных средств связи и места расположения основных радиостанций. На свободном листе карты может быть показана схема проводной и радиосвязи подразделения. На рабочей карте командиров (начальников) подразделений, заснимающихся тыловым обеспечением, должны отражаться общие данные обстановки и положение своих подразделений. Из решения вышестоящего командира (начальника) наносятся только разграничительные линии и задачи своего подразделения (части) и подчиненных подразделений. О зоне чрезвычайной ситуации на карту этих командиров (начальников) наносятся только те данные, которые непосредственно влияют на работу тыла. Подробно должны быть нанесены места и время расположения тыловых подразделений (своих, подчиненных и старшего начальника), порядок их перемещения, пути подвоза и эвакуации, ремонтные средства, линии связи с тыловыми учреждениями, мероприятия по охране и обороне тыловых подразделений и другие данные, относящиеся к материальному, техническому и медицинскому обеспечению. Кроме того, на эту карту должна быть нанесена радиационная, химическая и метеорологическая обстановка в районе размещения тыловых органов. На рабочие карты командиров (начальников), занимающихся по роду своей служебной деятельности другими вопросами, должны наноситься общие данные о положении своих и взаимодействующих подразделениях, точные данные о районах расположения и задачах подчиненных непосредственно им подразделениях, специальных подразделениях и службах и некоторые данные из решения вышестоящего командира (начальника), необходимые для планирования действий подчиненных им подразделений и служб. Точное нанесение обстановки имеет исключительное значение. Нанесенная на рабочую карту обстановка должна точно соответствовать действительному положению подразделений на местности. Неточность нанесения обстановки на рабочую карту может привести к нежелательным, а очень часто и тяжелым последствиям. Ошибки в нанесении положения зоны чрезвычайной ситуации могут снизить эффективность ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), а иногда даже послужить причиной того, что значительная часть дорогостоящих материальных средств будет израсходована попусту или доставлена не в то место, с большой потерей во времени, в то время, как подразделения могут свернуть спасательные операции из-за отсутствия материалов и снаряжения. Достаточно, например, на рабочей карте масштаба 1:50 000 ошибиться при нанесении обстановки на 1 см, что приведет к ошибке в 500 м на местности. Добиваясь возможно большей точности при нанесении обстановки на рабочую карту, следует иметь в виду предельную практическую точность топографических карт. Тактические топографические карты, являющиеся основой для рабочих карт командиров (начальников) подразделений, позволяют ориентироваться и определить местоположение в пределах практической точности масштаба карты; например, на картах масштаба 1:25 000 – до 25 м, 1:50 000 – до 50 м, 1:100 000 – до 100 м. На этих картах достаточно подробно изображены наиболее важные в тактическом отношении местные предметы и другие элементы местности, по которым можно с требуемой точностью определять положение своих подразделений на карте.
4. Подготовка карты к работе Каждый командир (начальник) должен работать всегда на подготовленной карте: это дает возможность решать задачи с помощью рабочей карты с наименьшей затратой времени. Правильно подготовленная рабочая карта намного облегчает ее использование в обстановке чрезвычайной ситуации и, главное, сокращает время для принятия решения на проведение АСДНР. К этому необходимо добавить, что подготовленной картой можно пользоваться более продолжительное время, чем неподготовленной. Подготовка карты слагается из выбора, оценки, склеивания, складывания и подъема карты. Выбор карты. В качестве рабочей карты командира (начальника) могут использоваться карты масштаба 1:25000, 1:50000 и 1:100000. Выбор масштаба карты зависит от предстоящих действий, характера и содержания задач, возлагаемых на то или на иное подразделение. Поэтому, прежде чем выбрать масштаб рабочей карты, командир (начальник) должен изучить и уяснить район предстоящих действий своего подразделения. Наиболее подробной и точной картой является топографическая карта масштаба 1:25 000. Поэтому ее целесообразно применять для детальных расчетов, особенно для расчетов, связанных с решением задач инженерных подразделений, оборудованием рубежей, районов размещения, форсированием водных преград. Карта масштаба 1:50000 обеспечивает решение тех же задач, что и карта масштаба 1:25000, но с меньшей точностью. Точность карты масштаба 1:50000 (30 – 50 м на местности) позволяет широко использовать ее в качестве рабочей карты командиров (начальников) сводных команд и отрядов. Карта масштаба 1:100000 широко используется как рабочая карта при совершении маршей и при перегруппировках. На этой карте имеются те же топографические сведения, что и на карте масштаба 1:25 000 или 1:50 000, но с меньшей подробностью. Допускаемая ошибка при измерении расстояний, составляющая 70 – 100 м, не препятствует ее использованию в качестве рабочей карты командира (начальника) группировки сил. Таким образом, все топографические карты тактического или оперативно-тактического назначения могут быть использованы как рабочие карты. Оценка карты. Выбрав необходимый для рабочей карты масштаб, командир приступает к всесторонней оценке выбранной карты. Оценка карты заключается в изучении каждого листа карты. При этом уточняются масштаб и год съемки или рекогносцировки, год издания, система координатной сетки и поправка направления. Кроме того, изучаются чисто топографические характеристики листов карты: высота сечения, предельная крутизна ската, выражаемая горизонталями. Изучение выбранного масштаба карты имеет целью выработать у командира (начальника) определенное чувство масштабности, которое необходимо в практической работе при нанесении обстановки на карту, так как обстановка, наносимая с помощью условных знаков на карту, должна соответствовать действительному расположению подразделений на местности. Изучая масштаб карты, командир мысленно откладывает отрезки величиной 1, 2 см и т. д. Это помогает быстро и точно наносить на карту положение различных тактических элементов. Сказанное вовсе не означает, что при нанесении того или иного тактического знака нужно до миллиметра измерять его величину. Например, действительный размер путепрокладчика или автокрана 3,5 – 4,5 м. Строго придерживаясь масштаба, их пришлось бы наносить на рабочую карту масштаба 1:25000 тактическим условным знаком размером не более 2 мм. Вполне понятно, что это невозможно. Поэтому такие элементы обстановки, действительные размеры которых невелики, наносятся на карту внемасштабными условными знаками. Уяснив год съемки и год издания, командир определяет свое отношение к точности и полноте нанесенной на нее топографической основы. Карта более поздней съемки новейшего издания точнее и вернее представляет местность, на которой предстоит действовать подразделению. Однако очень часто приходится пользоваться картой относительно старого издания. В этом случае необходимо обращать внимание на данные, свидетельствующие о времени рекогносцировки карты. Это означает, что карта в значительной степени дополнена более новыми данными по сравнению с теми, какие имелись в год ее издания. Оценка чисто топографических характеристик карты: сетки координат, высот сечения, крутизны скатов, заложения, поправки направления – необходима командиру (начальнику) для правильного движения подразделений по местности, ориентирования, решения поставленных задач, определения условий наблюдения, проходимости местности в целях осуществления маневра силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций. Склеивание карты. Очень часто районы действий подразделений могут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира (начальника) может состоять из нескольких листов. Для удобства пользования выбранными листами карт производится предварительное их склеивание, т. е. нужные листы подклеиваются один к другому. Очень важно правильно склеить выбранные листы. Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу. Вначале необходимо правильно срезать края листов карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острым ножом или лезвием бритвы (рис.1). Практика показывает, что при пользовании ножницами на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными. Рис. 1. Срезка края листа карты
Срезать края карты следует без линейки. Пользование деревянной линейкой приводит к неровностям срезаемых краев карты; кроме того, очень часто нож или бритва вместе со срезаемым краем карты захватывает края линейки, что приводит к порче листа карты. Для того чтобы срезанные края карты получались ровными и не происходило порчи рабочих столов, под срезаемый край листа рекомендуется подкладывать гладкую, ровную деревянную подкладку, кусок фанеры, картон и т. п. После этого нужно сделать срезку краев карты по ее рамке. При этом рука должна полностью опираться на стол; нож (лезвие) в процессе резания следует держать под острым углом в наклонном по направлению линии обреза положении. Это предохраняет края карты от разрывов в местах срезки и обеспечивает получение ровных краев листов карты. Срезать края листа карты следует в определенном порядке, который обусловливается удобством работы на ней, а также самим процессом склеивания. Срезать края карты следует: в первом ряду склейки – восточные, во всех остальных рядах, кроме листов последней колонки, – северные и восточные. В последней колонке склейки восточные края листа карты во всех рядах не срезаются (рис. 2). Рис. 2. Ряды и колонки листов, подготовленные для склейки
После того как произведена срезка ненужных краев листов карты, в определенном порядке производится их склеивание. Практикой установлен следующий порядок склеивания (рис. 3).
Рис. 3. Порядок склеивания рабочей карты из девяти листов Вначале склеиваются листы карты по вертикали, с севера на юг, образуя колонки склейки. При этом вначале нижние листы наклеиваются на верхние. Лист № 2 наклеивается на лист № 1, образуя колонку из двух листов; затем к двум склеенным листам наклеивают лист № 3 на необрезанное поле листа № 2. В результате образуется колонка из трех листов, восточное поле которых срезано. Аналогично склеиваются листы карты каждой последующей колонки. После склеивания всех листов колонок приступают к склеиванию колонок между собой. Склеивание колонок ведется слева направо, т. е. с запада на восток. Последовательность склеивания колонок зависит от количества колонок в склейке. В нашем примере производится склеивание из девяти листов, составляющих три колонки по три листа в каждой. В данном случае первая колонка наклеивается на вторую, образуя склейку из шести листов. Затем эту склейку наклеивают на третью колонку. Таким образом, была подготовлена для рабочей карты склейка из девяти листов. При склеивании большого количества листов рабочей карты рекомендуется придерживаться следующего порядка. Нижние листы каждой колонки склейки оборотной стороной наложить на нижний не срезанный край верхнего листа (рис 4). Рис. 4. Смазывание клеем нескольких обрезанных листов Затем смазать обрезанные края нижних листов клеем. Перевернуть смазанные листы и наложить их на нижнюю рамку верхнего листа. При этом должна быть исключена возможность размазывания клея по рабочей площади листа карты. Проделав эту несложную операцию, обязательно нужно подогнать рамки склеиваемых листов. Для этого совмещают на стыках листов карты дороги, реки, ручьи, горизонтали и другие изображения элементов местности. После этого следует несколько раз провести по склейке мягкой бумагой или чистой мягкой тряпкой. Когда склеенные по вертикали листы просохнут, приступают к склеиванию вертикальных колонок между собой, пользуясь теми же приемами. Рассмотренный порядок склеивания карты создает удобства при работе на ней в любых условиях. Склеенные листы карты не будут отрываться при пользовании резинкой, а при работе карандашом листы в местах склейки не будут задираться, так как обычно линии проводят снизу вверх (от себя) или слева направо и в тех же направлениях стирают резинкой. Кроме того, при таком порядке облегчается сам процесс склейки, так как нижний лист в колонке наклеивается на верхний. При склеивании карты рекомендуется применять не канцелярский клей, а клей из крахмала или обычный клейстер, можно использовать обойный клей, клей «Бустилат» или «ПВА». Не следует увлекаться обильным намазыванием краев карты, так как при этом на листах склейки образуются выпуклости, что будет создавать трудности и неудобства при пользовании рабочей картой. Намазывать края карты рекомендуется кисточкой средней твердости, аккуратно накладывая на склеиваемые края листов тонкий слой клея. Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазывать более короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть и подогнать к смежному листу. Рабочую карту из большого количества листов склеивать в одну склейку не рекомендуется, особенно если ею предстоит пользоваться для работы в поле или в машине. Помимо неудобства пользования, большие склейки чаще рвутся, приобретают выпуклую форму и быстрее приходят в негодность. Целесообразнее подготавливать карту из нескольких склеек. Складывание карты. Ничто не сказывается так отрицательно на пользовании рабочей картой, как небрежное ее складывание. Поэтому нельзя мириться с тем, что некоторые командиры (начальники) скручивают карты и относятся к ней небрежно. Правильное складывание рабочей карты обеспечивает: - удобное размещение карты в планшете, полевой сумке, на рабочем столе; - пользование картой без полного ее развертывания; - быстрое нахождение на карте требуемого объекта; - сохранение карты от преждевременного износа. Форма сложенной рабочей карты может быть различной. Это зависит от масштаба карты, а также от того, в каких условиях она будет использована. Для занятий, проводимых в классе, сложенная рабочая карта должна соответствовать размерам и форме классного стола. Во время работы на местности целесообразно, чтобы рабочая карта была сложена в соответствии с формой и размерами планшета или полевой сумки. При пользовании рабочей картой, при нахождении в автомашине, оборудованной в качестве подвижного пункта управления командира (начальника) подразделения, она должна быть сложена по форме и размерам специально оборудованного рабочего места. На форму складывания рабочей карты влияет также характер предстоящей задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы карты для организации АСДНР. Разложив на столе склеенную карту, определяют район предстоящих действий (рис. 5). Рис. 5. Определение района предстоящих действий по карте перед ее складыванием Затем, ориентируя карту по направлению к зоне ЧС или вдоль маршрута предстоящего движения, следует, исходя из размеров ширины полевой сумки или планшета, подогнуть с двух сторон ненужные для работы части карты, после чего сложить ее гармошкой и вложить в полевую сумку или в планшет. Перелистывая звенья сложенной карты в сторону движения, как книгу. Можно удобно работать с картой, не развертывая ее целиком. Рабочую карту не следует складывать по линии склейки, так как сразу же произойдет разрыв карты в местах склейки. Плотное складывание карты обеспечивает лучшие условия для работы на ней. Чтобы не допускать сморщивания листов и вздутостей, образующихся от оставшегося между сложенными листами карты воздуха, рекомендуется сложенную в определен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|