Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение прямоугольных координат




Прямоугольные координаты (плоские) - линейные величины определяющие положение точки на плоскости (карте) относительно двух взаимно перпендикулярных осей.

В топографии и геодезии ориентирование производится по северу со счетом углов по ходу часовой стрелки. Поэтому для сохранения знаков тригонометрических функций положение осей координат, принятое в математике, повернуто на 900

Прямоугольные координаты (Гаусса) на топографических картах применяются по координатным зонам, на которые делится поверхность Земли при изображении ее на картах в проекции Гаусса. Координатные зоны - части земной поверхности, ограниченные меридианами с долготой, кратной 60. Счет зон идет от Гринвичского меридиана с запада на восток. Первая зона ограничена меридианами 0 и 60, вторая - 6 и 120, третья - 12 и 180 и т.д.

Все топографические карты в пределах одной зоны имеют обую систему прямоугольных координат. Началом координат в каждой зоне служит точка пересечения среднего (осевого) меридиана зоны с экватором, средний меридиан зоны соответствует оси абсцисс, а экватор - оси ординат. При таком расположении координатных осей абсциссы точек, расположенных южнее экватора, и ординаты точек, расположенных западнее среднего меридиана, будут иметь отрицательные значения.

Полные координаты - прямоугольные координаты, указанные полностью, без каких-либо сокращений.

Сокращенные координаты применяются для ускорения целеуказания на топографической карте. В этом случае указываются только десятки и единицы километров и метры, например, х=50 450; у=20 840.

Сокращенные координаты нельзя применять, если район действий охватывает пространство протяженностью более 100 км по широте или долготе.

Координатная (километровая) сетка - сетка квадратов на топографических картах, образованная горизонтальными и вертикальными линиями, проведенными параллельно осям прямоугольных координат через определенные интервалы: на карте масштаба 1:25000 - через 4 см, на картах масштабов 1:50000, 1:100000 и 1:200000 - через 2 см. Эти линии называются километровыми.

На карте масштаба 1:500000 координатная сетка не показывается, наносятся только выходы километровых линий по сторонам рамки. При необходимости по этим выходам координатная сетка может быть прочерчена на карте.

Координатная сетка используется для определения прямоугольных координат и нанесения на карту точек, объектов, целей по их координатам, для целеуказания и отыскания на карте различных объектов для ориентирования карты на местности, измерения дирекционных углов, приближенного определения расстояний и площадей.

Километровые линии на картах подписываются у их выходов за рамкой листа и в девяти местах внутри листа карты. Ближайшие к углам рамки километровые линии, а также ближайшее к северо-западному углу пересечения линий подписываются полностью, остальные сокращено, двумя цифрами. Подписи у горизонтальных линий соответствуют расстояниям от оси ординат в километрах.

Подписи у вертикальных линий обозначают номер зоны и расстояние в километрах от начала координат, условно перенесенного к западу от среднего меридиана на 500 км.

Дополнительная координатная (километровая) сетка предназначена для преобразования координат одной зоны в систему координат другой, соседней зоны. Она может быть нанесена на топографических картах масштабов 1:25000, 1:50000, 1:100000 и 1:200000 по выходам километровых линий в смежной западной или восточной зоне.

Определение прямоугольных координат точек по карте. Вначале измеряют по перпендикуляру расстояние от точки до нижней километровой линии, по масштабу определяют его действительную величину в метрах и приписывают справа к подписи километровой линии. При длине отрезка более километра вначале суммирую километры, а затем также приписывают число метров справа. Это будет координата х (абсцисса).

Таким же образом определяют и координату у (ординату), только расстояние от точки измеряют до левой стороны квадрата

Измерения выполняют циркулем - измерителем, линейкой, курвиметром или координатомером.

Отсчеты в миллиметрах в соответствии с масштабом карты преобразуют в действительные величины - километры и метры, а затем величину, полученную по вертикальной шкале суммируют с оцифровкой нижней стороны квадрата или приписывают к ней справа.

Таким же образом получают и координату у - величину, соответствующую отсчету по горизонтальной шкале, только суммирование производят с оцифровкой левой стороны квадрата.

Нанесение точек на карту по прямоугольным координатам. Прежде всего по координатам в километрах и оцифровкам километровых линий находят на карте квадрат, в котором должна быть расположена точка.

Квадрат местонахождения точки на карте масштаба 1:50000, где километровые линии проведены через 1 км, находят непосредственно по координатам объекта в километрах. На карте масштаба 1:100000 километровые линии проведены через 2 км и подписаны четными числами, поэтому если она или две координаты точки в километрах нечетные числа, то нужно находить квадрат, стороны которого подписаны числами на единицу меньше соответствующей координаты в километрах.

На карте масштаба 1:200000 километровые линии проведены через 4 км и подписаны числами, кратными 4. Они могут быть меньше соответствующей координаты точки на 1, 2 или 3 км.

После нахождения квадрата, в котором расположена точка, рассчитывают удаление ее от нижней стороны квадрата и полученное расстояние откладывают в масштабе карты от нижних углов квадрата вверх. К полученным точкам прикладывают линейку и от левой стороны квадрата также в масштабе карты откладывают расстояние, равное удалению объекта от этой стороны.

При работе с координатомером вначале также находят квадрат, в котором расположена точка. На этот квадрат накладывают координатомер, совмещают его вертикальную шкалу с западной стороной квадрата так, чтобы против нижней стороны квадрата был отсчет, соответствующий координате х. Затем, не изменяя положения координатомера, находят на горизонтальной шкале отсчет, соответствующий координате у. Точка против отсчета покажет ее местоположение, соответствующее данным координатам.

 

2. Назначение и использование рабочей карты

В современных условиях, организуя действия подразделений и руководя ими в ходе выполнения задачи, командир (начальник) не может ограничиться работой на местности без применения карты.

Топографическая карта, на которой гра­фически с помощью условных тактических знаков с необходимыми пояснительными надписями отображается тактическая или специальная обстановка со всеми ее изме­нениями в ходе действий подразделений, называет­ся рабочей картой того командира (начальника), который ее ведет.

Рабочая карта представляет собой один из основных документов, а очень часто и единственный документ, с помощью которого руководящий состав осуществляет управление подчиненными подразделениями.

Обстановка рабочей карты базируется на топографической основе карты, по­этому с ее помощью можно решать не только тактические, но и топографические задачи, связанные с управлением подчиненными подразделениями.

Рабочая карта командира (начальника) предназначается для реше­ния многих и разнообразных задач. Прежде всего отметим, что с помощью рабочей карты командир (начальник) может уяснить полученную задачу, изучить и оценить обстановку, принять решение, отдать указания по взаимодействию, поставить задачи подчиненным подразделениям, составить донесения старшему начальнику, информировать соседей, лично доложить об обстановке старшему началь­нику, двигаться с подразделениями по местности, на кото­рой трудно ориентироваться, решить другие задачи.

Конечно, все эти задачи можно выполнить, если на рабочую карту будут нанесены необходимые данные, т. е. сведения о своих подразделениях, соседях, радиационная об­становка и другие данные.

Важнейший элемент обстановки составляют сведения о театре предстоящих действий. Данные, добываемые различ­ными способами и средствами, сосредоточиваются у командира (начальника) и отражаются на карте с помощью условных такти­ческих знаков. К этим данным обычно относятся: положение подразделений к определенному времени, характер дейст­вий и нумерация подразделений, инженерное оборудо­вание позиций, рубежей, районов и т.д.

Под характером действий принято понимать те или иные действия подразделений, направленные на достижение опреде­ленной цели. Все эти сведения, полученные от разведывательных органов и нанесенные на карту, представляют исходные данные для всесторонней оценки района действий. Имея эти, а также другие данные на своей рабочей карте, командир (начальник) подразделения может произвести их всестороннюю оценку и прийти к определенным выводам о предстоящих действиях.

Данные, которыми располагает командир (начальник), следует наносить не все. Важно в первую очередь отразить на карте сведения, полученные по достовер­ным данным. Неподтвержденные данные следует наносить с обязательной отметкой о том, что они требуют подтверж­дения.

Очень важно знать, с какой подробностью на рабо­чую карту командира (начальника) наносятся полученные сведения. Радиацион­ная (химическая, биологическая) обстановка, как известно, в современных условиях является очень важным фактором, влияющим на действия подразделений. Поэтому она должна всегда учитываться при руководстве действиями подчиненных под­разделений. А для этого данные по радиационной обста­новке надо уметь правильно отражать на рабочей карте. Радиационная обстановка на карты наносится по данным прогнозирования и сведениям, полученным от радиацион­ной разведки в объеме, необходимом командиру (начальнику) для при­нятия решения.

При этом на рабочую карту наносятся метеорологические данные обстановки: скорость и направление среднего ветра на определенных высотах, скорость и направление ветра в приземном слое воздуха с указанием облачности, температуры воздуха и времени.

Не менее важными элементами обстановки, отражае­мыми на рабочей карте командира (начальника), являются положение и характер действий подразделений соседей. Нельзя глубоко оценить их положение и действия, не изучив и не оценив предварительно местность, на которой располага­ются и ведут действия подразделения соседей.

Поэтому местность тоже является одним из важнейших элементов обстановки. Каждый командир (начальник), прежде чем принять решение на какие-либо другие действия, должен тщательно изучить и все­сторонне оценить местность, учесть все ее положительные и отрицательные стороны с точки зрения влияния на пред­стоящие действия, а также изменения элементов местно­сти, вызванные чрезвычайной ситуацией.

С помощью рабочей карты командир (начальник) имеет возмож­ность выполнить эту работу заблаговременно, еще до непо­средственного выезда на местность, что особенно важно так, как при выполнении задания командир (начальник) очень часто не будет располагать временем для продолжи­тельных рекогносцировок местности, в целях ее глубокого изучения. Рабочая карта позволит командиру ускорить этот процесс, а, следовательно, сократить время, необходи­мое для принятия решения.

Следует отметить, что командиров (начальников) подразделений различных по своему предназначению, в соответствии со спецификой ре­шаемых задач, будут интересовать различные по своему содержанию сведения о местности. Командир (начальник) каждого из под­разделений изучает по своей рабочей карте местность таким образом, чтобы обеспечивалось вы­полнение поставленной задачи с наименьшими затратами времени и сил.

Так, например, руководящий состав сводных и спасательных подразделений с помощью своей рабочей кар­ты изучают довольно подробно рельеф, условия наблюде­ния, расположения, передвижения, маневра, гидрографию и другие элементы местности. Командира (начальника) инженерно-технического подразделения, прежде всего, будут интересовать условия проходимости и маневра, инженерного оборудования за­нимаемых позиций.

Степень изучения местности по рабочей карте зависит также от характера поставленной задачи. Напри­мер, в интересах совершения марша командир (начальник) изучает главным образом дорожную сеть, места коротких остано­вок, привалов, районы сосредоточения, а также условия передвижения вне дорог.

Если подразделению поставлена задача по размещению в населенном пункте, то командир с максимальной подробностью изучает все особенности данного населенного пункта: характер его планировки и застройки, этажность зданий, условия маневра и т. д.

Навыки в изучении и оценке местности по рабочей карте вырабатываются практикой. Эти навыки основыва­ются на твердом знании топографических условных знаков и умении по карте ориентироваться на местности, т. е. определять взаимное расположение местных предметов.

При изучении и оценке местности по рабочей карте командир (начальник) подразделения придерживается в основном того порядка дей­ствий, который принят для изучения местности путем лич­ного осмотра.

Вначале производится общий осмотр карты в полосе, районе или на направлении действий подразде­ления. В результате беглого осмотра местности по карте выявляются главные характеристики и особенности мест­ности, на которой предстоит действовать. Создается общее представление о характере рельефа, условиях размещения, проходимости района действий, т. е. тех элементов местности, которые могут оказать сущест­венное влияние на выполнение поставленной зада­чи.

После этого по карте тщательно оцениваются защитные свойства местности, которые в той или иной степени могут способствовать выполнению задачи. Затем командир (начальник) подразделения подробно изучает и оценивает ус­ловия наблюдения, проходимости, условия инженерного оборудования местности с применением инже­нерной техники.

В результате всей этой работы опре­деляется, какое влияние окажет та или иная местность на действия подразделений при выполнении поставленной задачи.

Наличие на рабочей карте сведений о своих подразделениях и подразделениях взаимодействующих сил позволит командиру (начальнику) без выезда на мест­ность правильно ставить подчиненным подразделениям задачи и отдавать указания по взаимодействию. При этом командир (начальник) по карте определяет направление или район действий, рубежи или районы, работ, марш­руты движения, позиции подразделений, расположение техники и др.

Принятое по рабочей карте решение командира (начальника) нано­сится подчиненными командирами (начальниками) на свои карты. При наличии времени задача обычно уточняется на местности.

Нанесенные на рабочую карту сведения об обстановке позволяют командиру (начальнику) быстро разрабатывать короткие письменные и графические документы – приказы и распоряжения. С помощью этих документов до подчиненных доводятся задачи, поставленные ко­мандиром (начальником), когда невозможно или нецелесообразно ставить задачи лично.

С помощью карты обычно составляют отчеты и донесе­ния. Они предназначаются для докладов старшему началь­нику о выполнении задачи, о положении своего подразделения и его состоянии, об оценке театра действий, а также о принятом решении. Кроме того, с помощью карты руководящий состав имеет возможность регуляр­но информировать своих соседей об обстановке и получать от них информацию об их действиях.

Следует подчерк­нуть, что качество выполнения всех документов донесений и до­кладов зависит от полноты данных, имеющихся на рабо­чей карте командира (начальника).

Трудно переоценить важность использования рабочей карты при движении по местности, где ориентирование затруднено: ночью, в снегопад, туман и в других условиях ограниченной видимости. Определив заблаговременно на­правление движения (азимут), командир (начальник) доводит эти дан­ные до подчиненных и в дальнейшем постоянно следит за соблюдением указанного им направления движения.

С помощью рабочей карты командир (начальник) может управлять действиями, как подчиненных подразделений, так и приданных подразделений. Управляя действиями подразделений по карте, командир (начальник) указывает районы и порядок действий, местоположение (координаты) района чрезвычайной ситуации, ее характер, направление действий взаимодействующих сил, основные и второстепенные задачи.

 


3. Требования, предъявляемые к рабочей карте

Рабочая карта должна отвечать определенным требо­ваниям, важнейшие из которых – наглядность, полнота и точность нанесения обстановки.

Наглядность рабочей карты командира (начальника) заклю­чается в ясном и четком отображении обстановки с выделением ее главных элементов. Это достигается:

- пра­вильным применением и четким вычерчиванием условных знаков;

- выделением положений подразделений, от­носящихся к разному времени;

- правильным расположени­ем на рабочей карте служебных и пояснительных надписей;

- правильным, отчетливым изображением фактического по­ложения подразделений и предполагаемых действий;

- правильным подъемом карты.

Полнота нанесения обстановки на рабочую карту предопределяется тем объемом сведений, который необходим командиру (начальнику) для управления подчиненными под­разделениями. Это означает, что на свою рабочую карту командир (начальник) должен наносить только те данные об обстановке, которые ему действительно необходимы. Со­блюдение этого требования позволит экономить время при нанесении обстановки, облегчит пользование рабочей кар­той и, что самое главное, будет способствовать облегчению понятия подчиненными замысла командира (начальника) на выполнение задачи подразделением и замысла старшего начальника.

На рабочую карту командира (начальника) спасательного подраз­деления обычно наносятся:

- положение своих подразделений (с подробностью на две ступени ниже);

- зона чрезвычайной ситуации;

- возможный характер действий по выполнению поставленной задачи;

- данные о радиационной, химической и метеорологи­ческой обстановке;

- задача подразделения, поставленная стар­шим командиром (начальником);

- положение и задачи непосредственных соседей (спра­ва и слева), а также впереди действующих подразделений;

- разграничительные линии между подразделениями (если они назначаются старшим начальником) по зонам ответственности или действий;

- задачи подчиненным подразделениям;

- задачи технических средств, находящихся в распоряже­нии командира (начальника) подразделения;

- места установки инженерных сооружений;

- маршруты движения и маневра;

- наблюдательные пункты (посты) подчиненных ко­мандиров (начальников), свой командно-наблюдательный пункт, а также пункты управления соседей и старшего командира (начальника);

- районы расположения основных медицинских и тыловых подраз­делений.

На рабочей карте командира (начальника), отвечающего за организа­цию связи, отражаются общие данные обстановки и поло­жение (передний край) своего подразделения. На нее подробно наносится расположение пунктов управления своих подразделений, старшего начальника и непосредст­венных соседей. Кроме того, на эту карту наносятся линии проводной связи, пути движения подвижных средств связи и места расположения основных радиостанций. На свобод­ном листе карты может быть показана схема проводной и радиосвязи подразделения.

На рабочей карте командиров (начальников) подразделений, заснимающихся тыловым обеспечением, должны отражаться общие данные обста­новки и положение своих подразделений. Из ре­шения вышестоящего командира (начальника) наносятся только разграничительные линии и задачи своего подразделения (части) и подчиненных подразделений. О зоне чрезвычайной ситуации на карту этих командиров (начальников) наносятся только те данные, которые непосредственно влияют на работу тыла. Подробно долж­ны быть нанесены места и время расположения тыловых подразделений (своих, подчиненных и старшего началь­ника), порядок их перемещения, пути подвоза и эвакуа­ции, ремонтные средства, линии связи с тыловыми учреж­дениями, мероприятия по охране и обороне тыловых под­разделений и другие данные, относящиеся к материаль­ному, техническому и медицинскому обеспечению. Кроме того, на эту карту должна быть нанесена радиационная, химическая и метеорологическая обстановка в районе раз­мещения тыловых органов.

На рабочие карты командиров (начальников), занимающихся по роду своей служебной деятельности другими вопросами, должны наноситься общие данные о положении своих и взаимодействующих подразделе­ниях, точные данные о районах рас­положения и задачах подчиненных непосредственно им подразделениях, специальных подразделениях и службах и некоторые данные из решения вышестоящего командира (начальника), необходимые для планирования действий подчиненных им подразделе­ний и служб.

Точное нанесение обстановки имеет исключительное значение. На­несенная на рабочую карту обстановка должна точно соот­ветствовать действительному положению подразделений на мест­ности.

Неточность нанесения обстановки на рабочую карту может привести к нежелательным, а очень часто и тяжелым последствиям. Ошибки в нанесении поло­жения зоны чрезвычайной ситуации могут снизить эффективность ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), а иногда даже послу­жить причиной того, что значительная часть дорогостоящих материальных средств будет израсходована попусту или доставлена не в то место, с большой потерей во времени, в то время, как подразделения могут свернуть спасательные операции из-за отсутствия материалов и снаряжения. До­статочно, например, на рабочей карте масштаба 1:50 000 ошибиться при нанесении обстановки на 1 см, что приведет к ошибке в 500 м на местности.

Добиваясь возможно большей точности при нанесении обстановки на рабочую карту, следует иметь в виду пре­дельную практическую точность топографических карт. Тактические топографические карты, являющиеся основой для рабочих карт командиров (начальников) подразделений, позволяют ориентироваться и определить местопо­ложение в пределах практической точности масштаба карты; например, на картах масштаба 1:25 000 – до 25 м, 1:50 000 – до 50 м, 1:100 000 – до 100 м. На этих картах достаточно подробно изображены наиболее важные в так­тическом отношении местные предметы и другие элементы местности, по которым можно с требуемой точностью опре­делять положение своих подразделений на карте.

 


4. Подготовка карты к работе

Каждый командир (начальник) должен работать всегда на подго­товленной карте: это дает возможность решать задачи с помощью рабочей карты с наименьшей затратой времени.

Правильно подготовленная рабочая карта намного об­легчает ее использование в обстановке чрезвычайной ситуации и, главное, сокращает время для принятия решения на проведение АСДНР. К этому необходимо добавить, что подго­товленной картой можно пользоваться более продолжи­тельное время, чем неподготовленной.

Подготовка карты слагается из выбора, оценки, склеи­вания, складывания и подъема карты.

Выбор карты. В качестве рабочей карты командира (начальника) могут использоваться карты масштаба 1:25000, 1:50000 и 1:100000. Выбор масштаба карты зависит от предстоящих действий, характера и содержания задач, возлагаемых на то или на иное подразде­ление. Поэтому, прежде чем выбрать масштаб рабочей карты, командир (начальник) должен изучить и уяснить район пред­стоящих действий своего подразделения.

Наиболее подробной и точной картой является топогра­фическая карта масштаба 1:25 000. Поэтому ее целесо­образно применять для детальных расчетов, особенно для расчетов, связанных с решением задач инженерных подразделений, оборудованием рубежей, районов размещения, форсирова­нием водных преград.

Карта масштаба 1:50000 обеспечивает решение тех же задач, что и карта масштаба 1:25000, но с меньшей точ­ностью. Точность карты масштаба 1:50000 (30 – 50 м на местности) позволяет широко использовать ее в качестве рабочей карты командиров (начальников) сводных команд и отрядов.

Карта масштаба 1:100000 широко используется как рабочая карта при совершении маршей и при перегруппировках. На этой карте имеются те же топографи­ческие сведения, что и на карте масштаба 1:25 000 или 1:50 000, но с меньшей подробностью. Допускаемая ошиб­ка при измерении расстояний, составляющая 70 – 100 м, не препятствует ее использованию в качестве рабочей кар­ты командира (начальника) группировки сил.

Таким образом, все топографические карты тактиче­ского или оперативно-тактического назначения могут быть использованы как рабочие карты.

Оценка карты. Выбрав необходимый для рабочей карты масштаб, командир приступает к всесторонней оцен­ке выбранной карты. Оценка карты заключается в изуче­нии каждого листа карты. При этом уточняются масштаб и год съемки или рекогносцировки, год издания, система координатной сетки и поправка направления. Кроме того, изучаются чисто топографические характеристики листов карты: высота сечения, предельная крутизна ската, выра­жаемая горизонталями.

Изучение выбранного масштаба карты имеет целью выработать у командира (начальника) определенное чувство масштаб­ности, которое необходимо в практической работе при нанесении обстановки на карту, так как обстановка, наносимая с помощью условных знаков на карту, должна соответствовать действительному расположению подразделений на местности.

Изучая масштаб карты, командир мысленно откладывает отрезки величиной 1, 2 см и т. д. Это помогает быстро и точно наносить на карту положение различных тактических элементов. Сказанное вовсе не оз­начает, что при нанесении того или иного тактического знака нужно до миллиметра измерять его величину.

На­пример, действительный размер путепрокладчика или автокрана 3,5 – 4,5 м. Строго придержи­ваясь масштаба, их пришлось бы наносить на рабочую карту масштаба 1:25000 тактическим условным знаком размером не более 2 мм. Вполне понятно, что это невоз­можно. Поэтому такие элементы обстановки, действитель­ные размеры которых невелики, наносятся на карту внемасштабными условными знаками.

Уяснив год съемки и год издания, командир опреде­ляет свое отношение к точности и полноте нанесенной на нее топографической основы. Карта более поздней съемки новейшего издания точнее и вернее представляет местность, на которой предстоит действовать подразделению. Однако очень часто приходится пользоваться картой относительно старого издания. В этом случае необходимо обращать вни­мание на данные, свидетельствующие о времени рекогно­сцировки карты. Это означает, что карта в значительной степени дополнена более новыми данными по сравнению с теми, какие имелись в год ее издания.

Оценка чисто топографических характеристик карты: сетки координат, высот сечения, крутизны скатов, заложе­ния, поправки направления – необходима командиру (начальнику) для правильного движения подразделений по местности, ориентирования, решения поставленных задач, опре­деления условий наблюдения, проходимости местности в целях осуществления маневра силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Склеивание карты. Очень часто районы действий подразделений могут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира (начальника) может состоять из нескольких листов. Для удобства поль­зования выбранными листами карт производится предвари­тельное их склеивание, т. е. нужные листы подклеиваются один к другому. Очень важно правильно склеить выбранные листы. Прежде чем приступить к склеиванию, нужно выполнить определенную подготовительную работу. Вначале необхо­димо правильно срезать края листов карты, но вместе с краями карты не должна срезаться часть самой карты. Для срезки краев карты следует пользоваться острым но­жом или лезвием бритвы (рис.1). Практика показывает, что при пользовании ножницами на срезку краев уходит больше времени и края получаются неровными.

Рис. 1. Срезка края листа карты

 

Срезать края карты следует без линейки. Пользование деревянной линейкой приводит к неровностям срезаемых краев карты; кроме того, очень часто нож или бритва вме­сте со срезаемым краем карты захватывает края линейки, что приводит к порче листа карты. Для того чтобы срезан­ные края карты получались ровными и не происходило порчи рабочих столов, под срезаемый край листа рекомен­дуется подкладывать гладкую, ровную деревянную подклад­ку, кусок фанеры, картон и т. п. После этого нужно сде­лать срезку краев карты по ее рамке. При этом рука долж­на полностью опираться на стол; нож (лезвие) в процессе резания следует держать под острым углом в наклонном по направлению линии обреза положении. Это предохра­няет края карты от разрывов в местах срезки и обеспечи­вает получение ровных краев листов карты.

Срезать края листа карты следует в определенном порядке, который обусловливается удобством работы на ней, а также самим процессом склеивания.

Срезать края карты следует: в первом ряду склейки – восточные, во всех остальных рядах, кроме листов послед­ней колонки, – северные и восточные. В последней колон­ке склейки восточные края листа карты во всех рядах не срезаются (рис. 2).

Рис. 2. Ряды и колонки листов, подготовленные для склейки

 

После того как произведена срезка ненужных краев листов карты, в определенном порядке производится их склеивание. Практикой установлен следующий порядок склеивания (рис. 3).

 

Рис. 3. Порядок склеивания рабочей карты из девяти листов

Вначале склеиваются листы карты по вертикали, с се­вера на юг, образуя колонки склейки. При этом вначале нижние листы наклеиваются на верхние. Лист № 2 на­клеивается на лист № 1, образуя колонку из двух листов; затем к двум склеенным листам наклеивают лист № 3 на необрезанное поле листа № 2. В результате образуется колонка из трех листов, восточное поле которых срезано.

Аналогично склеиваются листы карты каждой последую­щей колонки. После склеивания всех листов колонок при­ступают к склеиванию колонок между собой. Склеивание колонок ведется слева направо, т. е. с запада на восток. Последовательность склеивания колонок зависит от коли­чества колонок в склейке. В нашем примере производится склеивание из девяти листов, составляющих три колонки по три листа в каждой. В данном случае первая колонка наклеивается на вторую, образуя склейку из шести листов. Затем эту склейку наклеивают на третью колонку. Та­ким образом, была подготовлена для рабочей карты склей­ка из девяти листов.

При склеивании большого количества листов рабочей карты рекомендуется придерживаться следующего порядка. Нижние листы каждой колонки склейки оборотной стороной наложить на нижний не срезанный край верхнего листа (рис 4).

Рис. 4. Смазывание клеем нескольких обрезанных листов

Затем смазать обрезанные края нижних листов клеем. Перевернуть смазанные листы и наложить их на нижнюю рамку верхнего листа. При этом должна быть исключена возможность размазывания клея по рабочей площади листа карты. Проделав эту несложную операцию, обязательно нужно подогнать рамки склеиваемых листов. Для этого совмещают на стыках листов карты дороги, реки, ручьи, горизонтали и другие изображения элементов местности. После этого следует несколько раз провести по склейке мягкой бумагой или чистой мягкой тряпкой. Когда склеен­ные по вертикали листы просохнут, приступают к склеива­нию вертикальных колонок между собой, пользуясь теми же приемами.

Рассмотренный порядок склеивания карты создает удобства при работе на ней в любых условиях. Склеенные листы карты не будут отрываться при пользовании резинкой, а при работе карандашом листы в местах склейки не будут задираться, так как обычно линии проводят снизу вверх (от себя) или слева направо и в тех же направле­ниях стирают резинкой. Кроме того, при таком порядке облегчается сам процесс склейки, так как нижний лист в колонке наклеивается на верхний.

При склеивании карты рекомендуется применять не кан­целярский клей, а клей из крахмала или обычный клейстер, можно использовать обойный клей, клей «Бустилат» или «ПВА». Не следует увлекаться обильным намазыванием краев кар­ты, так как при этом на листах склейки образуются вы­пуклости, что будет создавать трудности и неудобства при пользовании рабочей картой. Намазывать края карты ре­комендуется кисточкой средней твердости, аккуратно на­кладывая на склеиваемые края листов тонкий слой клея. Иногда из-за деформации бумаги один лист (в пределах рамки) бывает несколько длиннее или короче другого. Для выравнивания рамок следует смазывать более короткий лист, так как смазанный влажный лист можно несколько растянуть и подогнать к смежному листу.

Рабочую карту из большого количества листов склеи­вать в одну склейку не рекомендуется, особенно если ею предстоит пользоваться для работы в поле или в машине. Помимо неудобства пользо­вания, большие склейки чаще рвутся, приобретают выпук­лую форму и быстрее приходят в негодность. Целесооб­разнее подготавливать карту из нескольких склеек.

Складывание карты. Ничто не сказывается так отрицательно на пользовании рабочей картой, как небрежное ее складывание. Поэтому нельзя мириться с тем, что некоторые командиры (начальники) скручивают карты и относятся к ней небрежно.

Правильное складывание рабочей карты обеспечивает:

- удобное размещение карты в планшете, полевой сумке, на рабочем столе;

- пользование картой без полного ее развертывания;

- быстрое нахождение на карте требуемого объекта;

- сохранение карты от преждевременного износа.

Форма сложенной рабочей карты может быть различ­ной. Это зависит от масштаба карты, а также от того, в каких условиях она будет использована. Для занятий, про­водимых в классе, сложенная рабочая карта должна соответствовать размерам и форме классного стола. Во время работы на местности целесообразно, чтобы рабочая карта была сложена в соответствии с формой и размерами планшета или полевой сумки.

При пользовании рабочей картой, при нахождении в автомашине, оборудованной в качестве подвижного пункта управления командира (начальника) под­разделения, она должна быть сложена по форме и разме­рам специально оборудованного рабочего места.

На форму складывания рабочей карты влияет также характер предстоящей задачи. Так, например, если предстоит совершить марш, форма сложенной карты будет отличаться от формы карты для организации АСДНР.

Разложив на столе склеенную карту, определяют район предстоящих действий (рис. 5).

Рис. 5. Определение района предстоящих действий по карте

перед ее складыванием

Затем, ориентируя карту по направлению к зоне ЧС или вдоль маршрута предстоящего движения, следует, ис­ходя из размеров ширины полевой сумки или планшета, подогнуть с двух сторон ненужные для работы части кар­ты, после чего сложить ее гармошкой и вложить в полевую сумку или в планшет. Перелистывая звенья сложенной карты в сторону дви­жения, как книгу. Можно удобно работать с картой, не раз­вертывая ее целиком.

Рабочую карту не следует складывать по линии склей­ки, так как сразу же произойдет разрыв карты в местах склейки. Плотное складывание карты обеспечивает лучшие условия для работы на ней. Чтобы не допускать сморщивания листов и вздутостей, образующихся от оставшегося между сложенными листами карты воздуха, рекомендуется сложенную в определен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...