Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризисы профессии типа «человек – художественный образ»

 

Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях.

Отрицательным проявлением этого процесса является так называемая профессиональная деформация личности, когда профессиональные привычки, стиль мышления и общения и другие особенности личности гипертрофируются и отражаются на взаимодействии с другими людьми (например, у искусствоведа это может быть приверженность к классике во всем, нежелание воспринимать новое, у учителей — авторитарность, категоричность суждений, поучающая манера общения и т. д)

Развитию личности профессионала способствует построение «образа Я» профессионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, - соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности[1].

Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Важной особенностью психического развития субъекта труда является возможность возникновения кризисных явлений, связанных с замедлением или даже регрессией в развитии. При всем индивидуальном своеобразии жизненного пути каждого человека можно выявить и некоторые общие закономерности, в том числе «нормативные жизненные кризисы». Особенно существенна взаимосвязь с профессиональным развитием нормативных кризисов взрослой жизни.

Первый нормативный кризис в период ранней взрослости связан с задачей окончательного перехода к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, - он проявляется в трудности вхождения в жесткий трудовой режим, неуверенности в своих возможностях, адаптации к трудовым взаимоотношениям и т. д.

После завершения периода профессиональной адаптации (после 4-5 лет работы) может наступить следующий кризисный период («кризис 30-летия»), который возникает в случае неудовлетворения личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т. п.) и проявляется в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и часто сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия, психосоматические заболевания.

Тяжело переживается и предпенсионный кризис (55-60 лет), связанный с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной ее замены другими видами деятельности, недостаточной критичностью в оценке ситуации, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями[8]. В этот и предшествующий период, к сожалению, также часто случается, что из-за большой нагрузки на зрительный анализатор, люди, работающие по профессии «человек – художественный образ», часто частично или полностью теряют зрение. Так, всемирно известный художник – импрессионист Э.Дега, в последние годы жизни практически не видел. Он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

Биографический кризис - это феномен внутреннего мира человека, существует несколько основных вариантов кризисов, рассмотрим их вкратце.

Кризис нереализованности. Он возникает в тех случаях, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего «моя жизненная программа не выполнена», «не удалась», «не повезло». Например, когда мастер (художник, фотограф, ювелир и др.), имея профессиональные навыки, собственный стиль, дар от природы, не бывает признан окружающими. Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию. В таком случае нужно или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемые средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений «бегство в работу»), что уж совсем неплохо.

Сейчас, пожалуй, трудно найти человека, которому было бы незнакомо имя Винсента Ван Гога, голландского художника, творившего в конце XIX века во Франции. Он, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Благодаря дару, постоянным усилиям, труду и собственному неповторимому взгляду на мир, он сумел создать подлинные шедевры. Беспощадную честность Ван Гога передает его последний автопортрет, законченный за несколько месяцев до самоубийства. Измученный повторяющимися приступами безумия, художник безжалостно всматривается в себя и изображает истерзанную душу, отчаянно борющуюся с кошмарами, которые обступают его. Его лицо выражает стоицизм, губы крепко сжаты, глаза гипнотизируют своей решительностью…

К сожалению, такова судьба многих одаренных людей, ведь результат творческой деятельности – художественный образ, очень специфичен: расписные шкатулки, красиво украшенные торты, скульптурные изваяния…-все это неоднозначно воспринимается людьми. Некоторые даже считают это ненужными вещами. Косность, консерватизм, определенные общественные ценности окружающих, - всего не перечислишь, - могут стать на пути человека. Профессия типа «человек – художественный образ», выбирающим ее, может не принести ожидаемую самореализацию, славу, материальное благосостояние. Много «подводных камней», о которых человек и не подозревал, могут попасться ему на пути. Неизвестные ему, они могут скрываться в тайниках его души.

Кризис опустошенности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. Несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, У него доминирует переживание, что он «уже выкуренная сигарета» и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, «сил нет» и т. п.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, в профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отхода от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего: «не знаешь, за что ухватиться...». Здесь, как и всегда, полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ». И обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Опасен кризис тем, что человек, не найдя выхода из него внутри себя и в окружающей действительности, может обратиться к таким асоциальным, но, к сожалению, считаемыми многими действительными, способам «найти себя», как алкоголизм и наркомания. Бывает, что профессия, выбранная необдуманно, спонтанно, осмысливается со временем как неверная. Человек не находит в себе многих качеств, которые оказались необходимыми в процессе деятельности. Это актуально и для нашего ВУЗа.

Кризис бесперспективности. Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным картина безнадежного застоя, гарантированной скуки впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации себя в возможных ролях.

Подчеркиваем, что речь идет о некоторой «оперативной обстановке» и, быть может, «войне» внутри субъекта в такой реальности, как его внутренний мир. И это ничуть не снижает остроты и практической значимости проблемы биографических кризисов.

Реальностью являются и психосоматические взаимодействия, выражающиеся, в частности, в том, что затянувшиеся душевные переживания кризисного типа закономерно вызывают отклонения телесного здоровья.

Компетентные и добрые люди, друзья должны помогать дрyг - другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают дальнейшее развитие человека и как личности, и как профессионала.

Указанные выше основные кризисы могут встречаться в разных сочетаниях. А именно: «опустошенность и бесперспективность», «нереализованность и бесперспективность», «нереализованность и опустошенность», «нереализованность, опустошенность и бесперспективность». Это могут быть весьма трудные случаи, когда человек, лишенный компетентной помощи, способен пойти и на суицид. Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту. Их возникновение и протекание очень индивидуально[8,10,11].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В обществе очень много профессий и специальностей (десятки тысяч), и они очень разные по предметной области труда, его целям, орудиям и средствам, условиям. И профессионалы тоже разнотипны по своему психическому складу.

Словом «профессия» может обозначаться общность людей. Может обозначаться область приложения их духовных и физических сил (представленная в обществе, например, как множество рабочих мест, трудовых по став, которые могут быть и вакантными, т. е. «без людей»). Этим словом может обозначаться и работа, деятельность с ее специфическим содержанием, и также некое качество (квалификация) самого человека.

Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть предметом постоянного изучения, отслеживания.

Мир профессий это не только «пространство выбора» человеком вариантов своего жизненного дела, но и область, где он может внести свою творческую лепту в создание, появление новых профессий. Профессии создаются людьми.

Взаимосоответствие человека и его будущей работы устанавливается и за счет совершенствования качеств человека, и за счет улучшения среды (предметной и социальной), и за счет подбора профессии человеку или, наоборот, отбора людей для профессий. Важный путь уравновешивания особенностей человека и требований профессии формирование индивидуального стиля деятельности. В связи с этим высокие результаты в данной деятельности могут быть достигнуты людьми, значительно отличающимися друг от друга по своим личным качествам (но чтобы работать одинаково результативно, разные люди должны иметь свободу работать разными способами).

Благодаря труду представителей профессий художественного профиля живет и развивается вся современная художественная культура Мастерства, профессионалы создают произведения искусства или привносят в деятельность других людей художественные ценности. Эти специалисты изучают памятники искусства прошедших эпох и явления современной художественной жизни, помогая нашему познанию, оценивая произведения искусства, формируют художественный вкус целых поколений. Они организуют встречи с миром красоты — готовя театральные постановки, издания книг, художественные выставки, способствуют художественному самовыражению людей — работают с коллективами художественной самодеятельности. Основной труд в этих профессиях и специальностях является созданием или преобразованием художественных образов. Все проявления художественной культуры каким-либо образом связаны с деятельностью представителей профессий типа «человек — художественный образ».


ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности. М., 1994. Мир профессий

2. Грецов.А. Г. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. Питер, 2009.

3. Дружинин В. Психология. М.2007

4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

6. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

7. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007.

9. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, 1993.

10. Климов Е.А."Потемки" и "светильники" в становлении профессионала: пособие для занятых трудовым и профессиональным самовоспитанием. - М.: МПСИ, 2007.

11. Климов Е.А., Чистякова С.Н. Основы производства. Выбор профессии. - М.: Просвещение, 1987

12. Смирнов А. И. Мир профессий: человек — художественный образ.Мол. Гвардия.

13. Федотова Л.М. Профессиональное самоопределение как главная составляющая процесса формирования профессиональной идентичности. М 2002.

14. Азбука профессий: http://rodn-i-k.narod.ru/as_prof/hudognik_illustrator.htm

15. Журнал «Культпоход» №12, 2008 Виктор Шилькрот

16. http://www.rabotka.ru/infoworker/0031.php

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...