Работа в микрогруппах по 4-5 человек
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА СМИ Семестр 2015-2016 уч.год Лекции – 6 часов Практические занятия – 12 часов Экзамен Экзамен по курсу выставляется на основе балльно-рейтинговой системы:
«5» – 86 – 100%; «4» – 76 – 85%, «3» – 51 – 75%; «2» - 0 – 50%.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (2 семестр)
Практическое занятие № 1 (2 часа) Выразительные средства языка печатных СМИ 1. Проявление общие тенденции развития языка и стиля СМИ в печатных изданиях: персонализация (личностно ориентированное общение), расширение проблематики (расслоение печатных СМИ); демократизация языка как реализация стратегии близости к читателю (отказ от стереотипов, расширение лексикона, изменение типа автора – социальный-частный); диалогичность / интерактивность (полилогичность) речи; интимизация повествования (активизация эмоционального начала); сочетание стандарта и экспрессии; принципиальная разностильность / смешение стилей; гибридизация жанров; доминирование негативного над позитивным; немотивированная категоричность / жесткость оценок, мнений; усиление роли иронии; тенденция к краткосрочности информации (немедленное обсуждение, снижение интереса к идеям, процессу, результату и др.).
2. Использование характерных техник и приемов (принцип устранения субъекта, создание псевдособытия, «информационного повода»; сенсационность, манипулирование новостями на информационном рынке путем их «упаковывания» для СМИ и др.). 3. Расширение спектра выразительных средств языка печатных СМИ. 4. Язык и стиль современных качественных и массовых печатных изданий (покажите на материале конкретных СМИ). 5. Язык и стиль современных деловых печатных изданий (покажите на материале конкретных СМИ).
Литература (список открытый)
Практическое занятие № 2 (2 часа) Выразительные средства языка телевидения 1. Особенности телевидения как средства массовой информации. Принципы организации телеречи. Специфические черты языка телевидения.
2. Язык телевидения как синтез устной и письменной речи. Устная речь тележурналиста. 3. Адресант и адресат телекоммуникации. Диалогичность телеречи. Формы адресации, интимизация повествования. Личностно-ориентированние общение. 4. Взаимодействие вербальных и невербальных элементов коммуникации в телеречи (на материале конкретных телесюжетов). Литература (список открытый)
1. Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. Российские СМИ после социализма: политика VS потребление // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2009. – №1. – С. 9-20. 2. Гальперин Ю. М. В эфире слово. – М.: Искусство, 1977. – 168 с. 3. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008. – 271 с. 4. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 351 с. 5. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 495 с. 6. Язык средств массовой информации: / под ред. М.Н. Володиной. – М.: Альма матер; Академический проспект, 2008. – 760 с. Практическое занятие № 3 (2 часа) Выразительные средства языка радио 1. Особенности радио как средства массовой информации. Принципы организации радиоречи. Специфические черты языка радио. 2. Язык радио как синтез устной и письменной речи. Устная речь радиожурналиста. 3. Адресант и адресат радиокоммуникации. Диалогичность, формы адресации, интимизация повествования. Личностно-ориентированние общение. 4. Взаимодействие вербальных и невербальных элементов коммуникации в радиоречи (на материале конкретных радиосюжетов). Литература (список открытый)
1. Бунчук В. Россия в радиоэфире: контент-аналитическое исследование двух радиостанций («Эхо Москвы», «Радио России»). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 89 с. 2. Болотова Л.Д. Особенности современного радиовещания// Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2005. – 382 с. 3. Вартанова Е.Л., Смирнов С.С. Российские СМИ после социализма: политика VS потребление // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2009. – №1. – С. 9-20. 4. Гальперин Ю. М. В эфире слово. – М.: Искусство, 1977. – 168 с. 5. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008. – 271 с.
6. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 351 с. 7. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 192 с. 8. Шерель А. А. Радиожурналистика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 480 с. 9. Язык средств массовой информации: / под ред. М.Н. Володиной. – М.: Альма матер; Академический проспект, 2008. – 760 с. Практическое занятие № 4 (2 часа) Выразительные средства языка и стиль интернет-СМИ
1. Специфика коммуникации в Интернет-СМИ: пространственный характер Интернет-коммуникации (нелинейный, многомерный), монтажность коммуникации, персонификация и деперсонификация, гипертекстовость, интерактивность коммуникации. 2. Функционально-стилистические особенности Интернет-СМИ. Новые стандарты стиля публикаций. Письменность и устность коммуникации в различных Интернет-СМИ. 3. Жанры, язык и стиль веб-публикаций. Литература (список открытый)
1. Калмыков А.А. Интернет–журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383 с. 2. Калмыков А.А. Основы теории журналистики: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 536 с. 3. Калмыков А.А. Симулятивная коммуникация – феномен информационного общества [Электронный ресурс] // Relga, 2005. №2 [104]. Режим доступа: http://relga.ru / Дата обращения: 30.08.2015 4. Язык средств массовой информации: / под ред. М.Н. Володиной. – М.: Альма матер; Академический проспект, 2008. – 760 с.
Практическое занятие № 5-6 (4 часа) ЗАЩИТА ПОРТФОЛИО «Тенденции развития языка СМИ» – max 30 баллов РАБОТА В МИКРОГРУППАХ по 4-5 человек 1. Теоретическая часть. Самостоятельно подберите не менее пяти источников (научных статей / монографий / практических рекомендаций и т.п.) по проблеме «Тенденции развития языка СМИ». Материалы распечатайте и в каждом выделите маркером аргументы, примеры, которые, по Вашему мнению, позволяют представить наиболее интересные решения, взгляды, исследования 2-3 тенденций. Подготовьте письменное резюме, в котором на основании обобщения выбранных Вами источников выскажите собственное мнение (не менее 2 страниц текста 12 кегль одинарный интервал).
2. Практическая часть. Подберите 3-5 практических материалов (публикации интернет-СМИ, телесюжеты, радиосюжеты, публикации в печатных СМИ). Проведите анализ выразительных средств, которые использованы журналистами, в медиатекстах, выявите типичные приемы, подтвердите примерами из медиатекстов, обозначьте их функции. Результаты анализа представьте в письменном виде. Структура текста: актуальность проблемы, цель, материал, методы исследования, анализ текстов, результаты, рекомендации для журналистов (при необходимости можно расширить параметры). 3. Обязательна мультимедийная презентация (не более 10 слайдов).
Литература (список открытый)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|